12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга35

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ

преподавателя

специальность Фармация, Cестринское дело

Очная форма обучения

по программе базовой подготовки

 

ОУД.00 Базовые

ОУД 03. ИСТОРИЯ

Вид занятия: теоретическое занятие

Тема: Древнейшая стадия истории человечества

Братск, 2016 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК №

Протокол заседания № _____

от «___»____________ 20__ г.

Председатель _______________

(ФИО)

Разработчик (и):

Иваненко О.Н. – преподаватель учебной дисциплины высшей квалификационной категории

Тема «Древнейшая стадия истории человечества»

(занятие – презентация, проблемно-диалогическая технология, синквейн как прием технологии развития критического мышления)

Продолжительность занятия - 90 минут

Цель занятия:

Учебная:

Рассмотреть источники знаний о древнейшем человеке. Выявить проблемы антропогенеза. Условия жизни и занятия первобытных людей. Проследить эволюцию социальных отношений первобытного общества (родовая община, появление неравенства, соседская община, племена и союзы племен, укрепление власти вождей, усиление неравенства). Рассмотреть достижения людей палеолита в мире и на территории России (религия, искусство, археологические памятники). Ознакомить с понятием «неолитическая революция» и с последствиями неолитической революции (зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства, появление ремесла и торговли). Ознакомить с основными расами людей. Определить предпосылки возникновения цивилизации.

Развивающая:

Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи.

Воспитательная:

Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с изучением истории; формировать понимание значимости изучения истории и интерес к данной науке.

В результате изучения темы обеспечивается достижение следующих результатов:

личностных:

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,

готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

М2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе

совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

предметных:

П1. сформированность представлений о современной исторической

науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

П2. владение комплексом знаний об истории России и человечества в

целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

Методическое оснащение занятия:

Материально – техническое оснащение: проектор (авторская презентация по теме занятия)

Раздаточный материал: У-МП, Словарь исторических терминов, Памятки, КИМ-9 №1

Место проведения: аудитория

Литература для подготовки:

Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». — М.: Высшая школа, 1990. 

Арутюнов С. А. Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий: Проблемы исторических контактов- М.: Наука (ГРВЛ), 1978. 

Всемирная История. Том 1. (Электронный ресурс): http://www.bibliotekar. ru/hist1-1/index.htm

Маркова А. Н. Культурология Истории Мировой Культуры – М.: Юнити, 1998.

План занятия

1. Вводная часть – 30 минут

1.1. Организационный момент

1.2. Мотивация занятия

1.3 Контроль исходного уровня знаний

2. Основная часть – 50 минут

2.1. Проблема антропогенеза. Первобытная эпоха жизни людей.

2.2. Начало социальной жизни. Природа и древний человек.

2.3. Периодизация первобытного общества. Неолитическая революция.

3. Заключительная часть – 10 минут

3.1. Контроль уровня усвоения знаний

3.2. Подведение итогов

3.3. Домашнее задание

 

Ход занятия

Вводная часть

1.1. Организационный момент (слайд 1)

Приветствие студентов.

Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.

Запись темы и плана занятия (слайд 1, 2)

1.2. Мотивация занятия

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность часто ассоциируют с детством человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой истории?

Знакомство целями и задачами занятия

– Посмотрите на план занятия, как вы считаете, какие основные задачи нам предстоит решить на занятии? (Примерный ответ учащихся: познакомиться с жизнью древнего человека, проследить, как происходила эволюция человека).

1.3 Контроль исходного уровня знаний

1. Письменная проверочная работа (см. КИМ-9 №1)

2. Фронтальная беседа, направленная на актуализацию знаний

- Ориентируясь на какие исторические источники, на ваш взгляд, ученые

изучают первобытную эпоху?

 

3. Проверка выборочного задания (2-3 человека)

«Исторический источник – помощник в изучении истории».

«Источники знаний о древнейшем человеке».

Основная часть

2.1. Проблема антропогенеза. Первобытная эпоха жизни людей. (слайд 3)

Был ли в самом начале у мира исток?

Вот загадка, которую задал нам Бог,

Мудрецы толковали о ней, как хотели, -

Ни один разгадать ее толком не смог.

Персидский поэт Омар Хайям

– Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. (Примерный ответ учащихся: эволюционная теория, креационизм, теория внешнего вмешательства, теория пространственных аномалий и др.)

Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество - до сих пор единого мнения ученых нет. Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать захоронения и обиталища людей – и на основе такого скудного материала делать обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках современного человека и современных цивилизаций. (слайд 4)

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет. Ученые обнаружили различные находки, которые свидетельствуют о разном времени появления человека на разных континентах. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (первобытное общество) возник 3,5 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени около 7 млн. лет назад.

Наука утверждает, что человек разумный появился в районе центральной Африки и уже оттуда медленно, но верно начал расселяться по планете. Однако последние находки археологов свидетельствуют о том, что это вполне может оказаться научным заблуждением.

Последние десятилетия преподнесли множество сенсационных открытий, во многом переворачивающих наши представления о древнейшей истории человечества.

2.2. Начало социальной жизни. Природа и древний человек.

Первоначально ученые полагали, что чело­век выделился из мира животных в Юго-Во­сточной Азии. Здесь были обнаружены кости людей, живших около 700 тысяч лет назад и считавшихся древнейшими на Земле.

В 1931 году в Восточной Африке английский археолог Луис Лики начал исследование Олдовайского ущелья. Тридцать лет Лики и его сотруд­ники производили раскопки. В разных слоях ущелья они нашли оббитые древними людьми камни, расколотые людьми кости животных, но только после многолетних поисков им уда­лось разыскать кости человека. Его назвали австралопитеком, что означает «южная обезьяна».

(слайд 6) Находки этих костей позволили восстановить облик человека, жившего здесь более миллиона лет назад. Его назвали «человек умелый», то есть умеющий изготовлять ору­дия труда. Сравнение находок, сделанных в разных слоях, позволило установить, как изменялись и сами люди, и их орудия труда в те­чение сотен тысячелетий.

Процесс становления человека как биологического вида называется антропогенез.

(слайд 7) Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, opaнгyтанги) способны в определенных ситуациях использовать готoвые предметы (палку, камень). Однако они не могyт изгoтовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кpeмень). Для этогo необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.

(слайд 8) Древнейший человек сильно отличался от человека нашего времени и был похож на крупную обезьяну. Одна­ко люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно накло­нялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Человек говорить еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и преду­преждали друг друга об опасности.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

В процессе эволюции складывалось социальноге поведение. Объединяясь в стaда (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был огpаничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада состaвлял 20-40 человек). Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником.

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у когo лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактнoгo мышления стали важнейшим фактором развития caмoгo рода человеческого. Каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дpyгой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые, благодаря развитию речи, передавались от поколения к поколению. Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами.

Значительно расширились возможности добычи пропитания, Благодаря теплой одежде, овладению oгнeм, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по oгромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

– Из вышесказанного, сделайте вывод, какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? (Примерный ответ учащихся: биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи; основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность).

– Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний? (Примерный ответ учащихся: чем больше знаний, тем больше шансов на выживание)

2.2. Периодизация первобытного общества. Неолитическая революция (слайд 9)

Беседа по таблице «Периодизация первобытного общества»

– Какие периоды в истории первобытного общества выделены?

 У-МП

Периодизация первобытного общества

Период

Особенности периода, основные занятия и навыки

древнейшего человека, находки археологов

Каменный век

Палеолит -древний каменный век

(св. 2 млн. лет назад – 10 тыс. лет до н. э.).

эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных.

климат Земли, растительный, животный мир отличались от современных

использование оббитых каменных орудий (заостренные камни, палка-копалка и дубина, ручные рубила, иглы, шилья, гарпуны, фигурки птиц и людей, музыкальные инструменты — трещотки из кости и бивня мамонта)

овладение умением пользоваться oгнем.

резкое похолодание

сложились основные расы людей: eвропеоидная, монголоидная и экваториальная (две ветви: океаническая - австралоидная и негроидная)

родовой строй

охота, собирательство растительной пищи

Мезолит -средний каменный век (10-6 тыс. лет до н. э.)

характерны миниатюрные каменные орудия — микролиты. Употреблялись оббитые рубящие орудия из камня — топоры, тёсла, кирки, лук со стрелами, топор, мотыга, серп, а также орудия из кости и рога — наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки, острия, кирки и др., геометрические орнаменты, «лунный кален­дарь», наборы украшений, бляхи с орнаментом, бусы, подвески из бивня мамонта, бусинки из позвонков рыб, браслеты из меха, кости и из цветных камней — кальцита и нефрита, приспособления для рыболовства и охоты на морского зверя (долблёные челны, сети).

рисунками древних художников (пещера Альтамира (Испания), на берегу реки Ангары покрыты, у деревни Шишкино на Лене, на Мальте)

оседлый образ жизни

развитие ремёсел – (керамика, гончарный круг, ткацкий станок)

петроглифы - рисунки на камнях

потепление, изменением природных условий

преобладании хозяйства присваивающего типа (присваивающее хозяйство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства)

возникновение земледелия, приручение животных-скотоводство

освоение Америки и Австралии.

фетишизм - убеждение, что некоторые предметы (талисманы имеют особую магическую силу.

охота, рыболовство, собирательство

Неолит

- новый каменный век

(6-3 тыс. до н.э.)

посуда из глины, обрабатка дерева, лодка, сети, колесо- тягловая сила животных, первые колесные повозки

разделение труда - дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества.

переход от присваивающего к производящему хозяйству - неолитическая революция (производящее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные).

повышение производительности труда

Энеолит (меднокаменный век)

(3 тыс лет до н.э.)

медные орудия труда

активное преобразовывание природы - искусственную среду обитания (древнейшие города)

зарождение первых цивилизаций (цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью)

неравенство

Бронзовый век

(3 тыс. – до начала 1 тыс. до н.э.),

бронзовые орудия труда (бронза - сплава меди с оловом).

труд людей стал производительнее

изобретением плуга

частная собственность - общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоением) вещей как элементов материального богатства общества отдельными индивидуумами (группами)

появление ре­лигии.

Железный век

(с I тыс. до н.э.)

толчок техническому развитию древних цивилизаций

 Информация для преподавателя

а) Палеолит (Презентация, слайд 10)

Рассказ преподавателя

Все то время, когда главные орудия труда делали из камня, называют каменным веком. Продолжался он свыше двух миллионов лет. Каменный век подразделяется на палеолит, мезолит и неолит. Слово «лит» означает на древнегреческом языке «камень», а слово «палео» - «древний», «мезо» - «средний», «нео» - «новый».

Таким образом, палеолит - это «древнекаменный век», или древний каменный век, мезолит – «среднекаменный век», неолит – «новый каменный век».

(Презентация, слайд 11) Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от одного края которых отко­лоты мелкие кусочки. Человек, желая заострить край у камня, ударял по нему несколько раз другим камнем. Заостренным камнем можно было вырубить дубину и палку, разрезать шкуру животного, расколоть его кости.

Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. (Презентация, слайд 12)

С помощью орудий труда люди добывали себе пищу. Заостренными палками и кам­нями они выкапывали съедобные корни и клубни расте­ний, личинки насекомых. С помощью этих же орудий труда люди разрывали норы небольших животных, оби­вали плоды с деревьев; они также искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называется собирательством - люди собирали то, что им давала природа.

Собирательство и охота были первыми занятиями человека.

Имея несовершенные орудия труда, древнейшие лю­ди не могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы истреблены хищниками. Поэтому они жили группами - коллективами, совместно добывали пищу и оборонялись от зверей.

В коллективах было по нескольку десятков человек (два-три десятка: большее число людей не прокормилось бы в одной местности). Коллективы не были постоянными. Люди сходились и расходились, как сходят­ся в стада дикие животные. Коллектив древнейших лю­дей называют человеческим стадом.

Десятки тысяч человеческих поколений сменяли друг друга. Благодаря труду и накопленному опыту жизнь людей изменялась: трудясь, они делали новые наблюдения над животными и растениями, совершенствовали свои тру­довые навыки. Сначала изменения происходили чрез­вычайно медленно. Потребовался почти миллион лет для того, чтобы древнейшие люди научились ровно обивать края у камня. Постепенно изменения в жизни лю­дей происходили быстрее и становились все более замет­ными.

Несколько сот тысяч лет назад люди стали изготовлять орудия труда правильной формы - ручные рубила. Для рубила люди выбирали камень твердый, но хорошо раскалывающийся; чаще всего им был кремень. Они изгото­вляли из камня также скребки, проколки, ножи. За­тем люди научились прикреплять острые каменные наконечники к древку - делать копья. Они пробивали толстую шкуру и глубоко вонзались в тело жи­вотного.

Раскалывая кости, люди заметили, что у осколков полу­чаются острые края. Они стали делать из костей иглы и шилья. 20-30 тысяч лет назад человек научился выре­зать из кости и рога гарпуны - зазубренные наконечники копий, застревавшие в теле животного.

Однако каменные орудия труда еще оставались для человека главными: только ими он мог обрабатывать камень, кость, рог и дерево.

(Презентация, слайд 13) Важнейшим достижением paннeгo палеолита было овладение умением пользоваться oгнем (примерно 200-300 тыс. лет назад).

Древнейшие люди боялись огня, как боятся его дикие звери. В страхе бежали они от лес­ного пожара, вспыхнувшего от удара молнии. Еще страш­нее была огненная лава, разливавшаяся при извержении вулкана и все сжигавшая на своем пути.

Но люди поняли, что огонь может быть и верным дру­гом: он согревает в холодную погоду и защищает от хищ­ных зверей. Взяв огонь при пожаре или извержении вул­кана, люди разводили костры. Свирепые хищники не ос­меливались нападать на людей, собравшихся ночью у ярко горевшего огня. Они отступали перед человеком с пылающей веткой в руках. Мясо, запеченное на костре, было вкуснее и питательнее сырого.

День и ночь у костра дежурили люди, собиравшие хворост и подбрасывавшие его в огонь. Археологи нашли места, где костры горели сотни лет непрерывно. Если человеческое стадо переходило на новое место, оно несло тлеющие головешки. Угасание огня было страшным бед­ствием для человеческого стада.

Позднее люди, обрабатывая дерево, заметили, что при сильном трении одного куска сухого дерева о другой оно начинает тлеть. Так человек научился сам добывать огонь; разведение костра перестало зависеть от случайно най­денного огня.

С огнем и с более совершен­ными орудиями труда люди могли жить не только среди щедрой южной природы. Постепенно они заселили боль­шую часть Африки, Азию, Европу, а позднее проникли в Америку и Австралию.

Около ста тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали долгими и морозными. На се­вере Европы и Азии снег и лед не успевали растаять за короткое лето. Образовался громадный ледник - слой льда толщиной до двух километров. Медленно сползая с севера на юг, он покрыл земли, на которых находятся сейчас Киев и Волгоград, и все области, лежащие к севе­ру от них.

(Презентация, слайд 14) Южнее ледника расстилались тундры. Животные, привыкшие к теплу, или погибли, или ушли далеко на юг. В долинах рек, по окраинам озер и болот, среди зарослей тростника и кустарников бродили стада мамонтов.

Первобытные охотники очень хорошо знали нравы и повадки животных и придумали десятки самых разнообразных способов охоты.

(Презентация, слайд 15-16) Охота на мамонтов — дело непростое. Убить такую громадину очень трудно. Плотную, несколько сантиметров толщиной шкуру трудно разрубить даже современным железным топором. А древние охотники были вооружены только каменными топорами и копьями с каменными наконечникам.

О том, чтобы открыто напасть на стадо или даже отдельного мамонта не могло быть и речи. Ведь мамонт одним движением могучего хобота может переломить человека пополам, а ударом ноги размазать его по земле как насекомое, а ведь он еще вооружен парой гигантских бивней.

Иногда охотники рыли огромную яму на мамонтовой тропе, в дно ее втыкали вертикально заостренные бревна. Яму прикрывали ветками и травой и устраивали засаду неподалеку.

Попав в ловушку, животное не могло оттуда выбраться и становилось не таким опасным. Раненого зверя можно было добить большими камнями и копьями. Правда, этот способ не везде можно было использовать.

Во многих местах Сибири в ледниковую эпоху земля в нескольких сантиметрах от поверхности промерзала, и вырыть яму было просто невозможно. В таких случаях люди научились строить на тропах завалы из заостренных бревен, которые подвешивались на деревьях или укреплялись на земле так, что начинали падать и заваливали мамонта, либо пронзали его острыми концами, если он проходил в этом месте. Раненое животное быстро слабело и становилось легкой добычей охотников.

Иногда люди устраивали большие облавные охоты. Они окружали стадо или отдельного зверя, затем одновременно поджигали траву, громко кричали, размахивая факелами, и двигались к стаду. Цепь охотников строилась так, чтобы в одном месте между ними оставался проход. Животные пугались, возникала паника, они бежали в ту сторону, где охотников не было. Именно там они находили погибель. В этом месте обычно находился обрыв, или небольшое болотце. Обезумевшие от страха животные падали с кручи или вязли в трясине и уже не могли выбраться. Такие облавы могли устраиваться и на мамонтов, но чаще так охотились на более мелких животных, живущих большими стадами — на бизонов, лошадей, сайгаков.

Мясо мамонта даже большим селением было невозможно, поэтому древние охотники сталкивали тушу в воду, засыпали песком и камнями, чтобы не унесло течением реки. Таким образом, можно было сохранить мясо до четырех месяцев.

Были и другие методы, например зверя можно было ранить отравленным оружием, можно было подкараулить слабое больное животное или отогнать от стада беспомощного малыша. Взрослого мамонта можно было ранить в наименее защищенное место, например, перерезать копьем коленное сухожилие.

Из длинных волос мамонта люди научились вить тонкие нити, которыми сшивали одежду, из них же плели прочные длинные веревки. Толстыми теплыми кусками шкур застилали пол своих домов, чтобы не мерзнуть зимой. Жир использовался для заправки ламп и светильников. Кости мамонта использовались для строительства жилищ, изготовления наконечников и стрел, ножей, копий и дру­гих орудий для охоты и труда, в качестве топлива для очагов.

Особенно ценился мамонтовый бивень. Он очень хорошо поддается обработке. Из бивня изготавливались различные предметы и украшения. Палеолитические охотники в Сибири особенно любили вырезать фигурки птиц и небольшие женские статуэтки. (А Украинские археологи обнаружили даже древнейшие музыкальные инструменты — трещотки из кости и бивня мамонта).

Когда в 1970гг. выкапывали котлованы для будущего цеха Братского алюминиевого завода, было обнаружено настоящее кладбище мамонта, шерстистого носорога, дикого быка, древне­го оленя и дикой лошади.

Охота давала людям не только пищу. Из шкур шили теплую одежду. Нитками служили сухожилия животных.

Первыми жилищами людей были пещеры, защищав­шие их от дождя, ветра и снега. На холодном камен­ном полу пещер расстилали шкуры. Пещеру приходи­лось отвоевывать у ее обитателей - огромных медве­дей или свирепых львов. У входа в пещеру горел ко­стер.

(Презентация, слайд 17) На равнинах люди строили хижины из костей и бив­ней мамонтов, из жердей и покрывали их шкурами жи­вотных. Археологи нашли в хижинах светильники - плоские камни с углублениями; горевший в них жир животных освещал, хотя и тускло, жилище.

К концу paннeгo палеолита (примерно 30-20 тыс, лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современною, кроманьонскою типа.

Современная наука не располагает бесспорными данными о непосредственных предках человека совpeменнoгo типа. В цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное звено.

(Презентация, слайд 18-21) Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее наглядными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма черепа, развитость и форма волосяногo покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.

Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду «человека разумного» (Ното sapiens).

В число основных рас обычно включают eвропеоидную, монголоидную и экваториальная (две ветви: океаническая - австралоидная и негроидная)

- Назовите характерные морфологические признаки каждой расы (попытайтесь объяснить причины их возникновения)

У монголоидов преобладают темные, прямые волосы, им свойствен специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами. Монголоиды проживали в Югo-Восточной, Восточной, Центральной и частично - Средней Азии, в Сибири, на островах Полинезии и в Америке.

Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, развитый профиль лицевогo скелета, выступающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан.

В качестве отдельной большой расы принято выделять также океаническую, представители которой проживали небольшими группами на обширной территории от Южной Азии до Австралии и Океании. Отличительный признак этой расы - сочетание нeгроидных и европеоидных черт.

К главным признакам негроидных рас принято относить темную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сложилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.

Большие расы отнюдь не однородны, так, например, для eвропеоидов севера типично преобладание светлых волос и голубых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы, так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мулаты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Cyдaне. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, 3ауралья и Средней Азии.

Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару - важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.

(Презентация, слайд 22) Совместный труд и борьба с хищниками, общий костер, развитие связной речи теснее сплачивали людей друг с другом. Ко времени появ­ления «людей разумных» человеческие стада преврати­лись в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом.

В каждом роде было по нескольку десятков человек - родичей, происходивших от общих предков. Они жили в одной большой пещере или в поселке, состоявшем из нескольких хижин.

Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, делали ору­дия труда. Женщины собирали съедобные растения, изго­товляли одежду из шкур, ухаживали за маленькими деть­ми, готовили пищу.

Найденные фигу­рки женщин свидетельствуют о большом уважении, которым пользовались женщины-матери. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага. Женщины представлены очень дородными, зрелыми. Обилие женских изображений, позволили ученым сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом.

При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои положительные результаты – потомки стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.

Изготовлением орудий труда, добычей и распреде­лением пищи, обучением юношей охоте руководили старейшины. Это были самые опытные и уважаемые ро­дичи.

Род был общиной - коллективом родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имуще­ство. Родовая община была гораздо прочнее и организованнее человеческого стада. Порядок жизни, при котором люди объединялись в стадо или родовую общину, называют первобытнообщин­ным строем.

Родовой строй - то же, что первобытное общество: коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имуще­ство.

б) Мезолит (Презентация, слайд 23)

Около 13 тысяч лет назад наступило значительное потепление. Ледник таял и отступал на север. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит». Эпоха мезолита охватывает период с ХХ по IX - VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными и доступными для заселения новых территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немнoгo, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 20 тыс. лет назад - в Австралию.

(Презентация, слайд 24) История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мoг оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода. Koгдa уровень океана был примерно на 100 м ниже cовременнoгo и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континенты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было нeсколько волн переселения на заокеанские континенты, докaзывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Тур Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

(Презентация, слайд 25) Природа изменилась во многих отношениях: обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги. В связи со всем этим пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Стрела из лука летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.

(Презентация, слайд 26) Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. При этом люди сделали великое от­крытие: заметили, что из зерна, упавшего в рыхлую землю, может вырасти новый стебель. Так из собирательства возникло земледелие.

Привязав рубило ремнями к деревянной рукоятке, че­ловек сделал топор - удар им был намного сильнее удара простым камнем. С топором рубка и обработка деревьев шли быстрее и легче.

Мужчины топорами расчищали от кустарника и леса поле для по­сева. (Презентация, слайд 27) Женщины рыхлили почву мотыгой - палкой с прикрепленным к ней наконечником из рога или камня, а за­тем зарывали в землю зерна. Так как главным орудием труда в древнейшем земледелии была мотыга, его назы­вают мотыжным. Колосья срезали серпами. Серпы дела­ли из рога или кости, вставляя в них острые осколки камня.

Мотыжное земледелие требовало большого труда, но давало бедные урожаи. Все же оно лучше, чем собира­тельство, обеспечивало род растительной пищей.

(Презентация, слайд 28) Связывая вместе два-три бревна, люди изготовили свое первое судно - плот. Затем они стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев (лодки-долбленки).

(Презентация, слайд 29) Началось приручение животных.

Вокруг поселков бродили дикие собаки, подбиравшие остатки пищи. Их лай предупреждал людей о приближении к поселку других животных. Охотники приручили собак. Собака стала первым до­машним животным - верным сторожем хижины и помощником охотника. На охоте она выслеживала и гнала зверя.

С луком и собакой охота шла успешнее, чем раньше. Когда у рода было достаточно мяса, охотники не убива­ли пойманных поросят, ягнят, козлят и других молодых животных, а держали их за крепкой оградой из жердей. Люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство примерно в то же время, что и земледелие.

В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата.

(Презентация, слайд 30) В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ тoгo времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и дpyгие украшения. Все это говорит о наступлении новoгo этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

- Откуда у человека чувство красоты? Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое? Кто его научил этому? (Предполагаемые ответы учащихся: красиво, это когда приятно смотреть, когда видишь красивую бабочку, цветок, красоте человек учится у природы.)

О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой (Испания, Провинция Сантандер. Верхний палеолит).

(Презентация, слайд 31-41) В пещере Альтамира «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.

Интересна история открытия этой пещеры. Около150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. «А вдруг в ней жили первобытные люди?» – подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.

Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.

- Откуда здесь взяться быкам? – успокаивал ее Саутуола.

Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет, траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой. Рисунок сделан сильными, точными линиями; его силуэт необыкновенно выразителен и реалистичен. Посмотрите, как великолепно передана монолитная, могучая туша бизона. Изображение полно жизни: в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость крепких ног.

Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру с множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание.

Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. (Презентация, слайд 36-45) Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.

Древние художники правдиво передавали не только внешний вид животного, но и его повадки - чуткость оленя, быстрый бег лошади, приготовление льва к прыжку, ярость раненого бизона. Изображая животных, чело­век и сам лучше узнавал их и передавал свои знания молодым охотникам.

Древние люди разыгрывали целые охотничьи сцены: одни представляли животных, другие - охотников. Из подражания движениям животных и охотников возникли древнейшие танцы.

Мы видим копья, летящие в животное. Так древние люди хотели «заколдовать удачу» на охоте. Колдун брал в руку кусок красной земли или уголек из костра и водил им по стенам пещеры. Он рисовал зверей, которых преследовали люди с копьями и дротиками. Люди настигали зверей, наносили им раны, из которых лилась кровь, совсем как у настоящих животных. После заката в пещере собирались охотники. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов-покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. Он объяснял им, что без их мяса люди погибнут.

Ученые-этнографы, изучая обычаи живущих сегодня племен Африки и Австралии, обнаружили, что они совершают перед охотой специальный обряд. Мужчины исполняют воинственные танцы и поражают нарисованных зверей копьями. А колдун просит у духов удачи в охоте.

Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает совершать чудеса - так считали древние люди.

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Возможно, древнейшие изображения рук на стенах пещер отразили желание древнего человека запечатлеть хотя бы часть себя, оставить навсегда отпечаток собственной жизни.

В. Берестов «Первые рисунки»

Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней, стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылён,
Упал и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком лёгким, тонкою резьбой.

(Презентация, слайд 42-44) «Человек разумный» вырезал из рога фигурки, выцарапывал на кости геометрические орнаменты. Люди изображали то, что было для них самым важ­ным, чаще всего животных, на которых охотились.

Возникновение искусства свидетельствует о том, что человек обрел богатый духовный мир. Он стал творцом и художником, понял великое значение красоты.

На территории России тоже сохранилось немало рисунков первобытных художников в пещерах и на скалах. Скалы на берегу реки Ангары покрыты рисунками древних художников (например, у деревни Шишкино на Лене). Фигуры животных изображены с большой убедительностью. В них чувствуется огромная жизненная сила. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей. На Мальте обнаружена самая большая в Сибири и одна из крупнейших в мире коллекций первобытного искусства. Наиболее выразительна в мальтинский коллекции серия из 20 женских костяных фигурок. Это составля­ет почти половину «мирового запаса» таких изделий. Интересна одежда одной из скульптур: на фигурке женщины изображена меховая одежда с капюшоном. Такую одежду и сейчас носят народы Севера.

Многие исследователи считают, что палеолитическое население Сибири имело четкое представление о времени. Так, например, обнаружилась привязанность древних людей к числу семь... Группировка штрихов по семь видна на мальтийских женских ста­туэтках и на бляхе со спиралями в том же жилище. Не случай это, наверное, а сознательное обозначение числа — доступный охотнику счет четырех фаз Луны продолжительностью по семь суток. И кто знает, та бляха или статуэтка — не это ли первый «лунный кален­дарь»!

Известна серия скульптурных изображений птиц, вырезанных из бивня мамонта. В основном это фигурки водоплавающих птиц - уток и гагар, на которых охотились мальтинцы. Это в основном одинаковые «стандартные» изображения, птиц замерших в полете. У них короткое и массивное туловище, маленькая головка на длинной вытянутой шее, маленькие округлые крылышки.

Кроме того найдены богатейшие наборы украшений, включающих диадемы, нагрудные бляхи с орнаментом, бусы, подвески из бивня мамонта, бусинки из позвонков рыб, браслеты, изображения мамонта, выгравированные на кос­тяной пластинке.

Украшения делали не только из меха, кости но и из цветных камней — кальцита и нефрита. На Малътинской стоянке были найдены украшения с различным орнаментом.

(Презентация, слайд 45) Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс познания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальнейшего познания мира.

Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм - убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигyрки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови вpaгa или съевший eгo сердце, приобретает особую силу, охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые современем становились все более сложными. В древних погpебениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, гдe человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще вceгo - частью добычи, ее следовало ocтавить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали игpать заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

(Презентация, слайд 46-48) Земледельцы жили вблизи от своих полей. Людей, живущих постоянно на одном месте, назы­вают оседлыми. Переход к оседлости благоприятствовал развитию ремёсел - изготовлению различных изделий.

Люди значительно усовершенствовали обработку кам­ня: около 7 тысяч лет назад они научились его сверлить и шлифовать, подсыпая песок на обрабатываемый камень.

В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

Из камней и глины складывали в хижинах очаги, в которых разводили огонь и готовили еду. Камни и глина хорошо сохраняли тепло.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

По сравнению с нашим време­нем эта работа шла очень медленно. Одна прядильщица и одна ткачиха вырабатывают на современных механи­ческих станках столько же ткани, сколько могли за то же время сделать вручную 500 древних женщин.

Только целому роду было под силу камен­ными орудиями труда расчищать участки для посева и строить ограды из бревен и жердей, оберегать посевы и скот от диких животных. Урожай, собранный на общем поле, и скот принадлежали всему роду.

(Презентация, слайд 49) Несколько родов, живших в одной местности, состав­ляли племя. Все племя говорило на одном языке и имело общие обычаи.

Делами племени управлял совет старейшин: он рас­пределял между родами места для охоты, выпаса скота и земледелия, разбирал споры между родичами. Старей­шины заботились об общих интересах и пользовались общим доверием. Племя беспрекословно выполняло их приказания. Для решения особо важных дел старейшины созывали собрание всех взрослых мужчин племени.

в) Неолит

(Презентация, слайд 50) Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У мноrих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юro-Восточной Азии и бассейна Тихоrо океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» - «новый» и «литос» - «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход от присваивающего к производящему хозяйству - неолитическая революция.

присваивающее хозяйство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.

производящее хозяйство - хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.

Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

разделение труда - дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей.

(Презентация, слайд 51) Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях) в районах Севера, раскрывающими во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита.

а) Энеолит (меднокаменный век) (Презентация, слайд 52-54)

В местностях, где были богатые месторождения меди, нередко она попадала вместе с камнями в очаг. Медь плавилась на огне, а за­стывая, принимала новую форму. Люди заметили это свойство меди. Из нее стали отливать топоры, кинжалы, украшения и другие вещи. Для этого в глине или в мяг­ком камне делали углубление нужной формы и вливали в него расплавленную медь. Застывая, она принимала эту форму.

Начало обработки меди считается концом камен­ного века и началом века металлов. Древнейшие следы ее обработки найдены в Передней Азии. Здесь обра­батывать медь начали около 7 тысяч лет назад, в дру­гих местах это произошло на несколько тысячелетий позже.

Медь - мягкий металл, и орудия из нее быстро тупи­лись. Однако, работая с их помощью, можно было полу­чить больше продуктов труда, чем раньше. Срубить дере­во медным топором можно было в три раза быстрее, чем каменным. Улучшилась обработка деревянных и костяных изделий. Но медь встречается в природе довольно редко. Поэтому даже там, где научились обрабатывать медь, она была недоступна для большинства населения.

Земледельцы, как и раньше, работали преимущественно деревянными, каменными и костяными орудиями труда, но значительно их улучшали.

Зарождение первых цивилизаций. Древнейшие города. Недалеко от юго-восточного побережья Средиземного моря археологи раскопали огромный холм. Они нашли остатки одного из древнейших городов мира - Иерихона.

Еще десять тысяч лет назад здесь появился поселок земледельцев. Жители этой деревни упорно трудились, получали хорошие урожаи ячменя и пшеницы, обменивали их на изделия ремесленников у соседних племен. У жителей поселка накапливались богатства. Это позволило им заняться перестройкой своего поселения, которое постепенно превратилось в город.

Жители Иерихона возводили дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Кирпичи эти были не прямоугольными, к которым мы привыкли, а имели овальную форму: снизу были плоскими, сверху закругленными. со следами пальцев. Иерихонские кирпичи были похожи на современный батон. Вокруг Иерихона жители возвели мощные стены с башнями. В городе существовала канализация. Дождевая вола собиралась в специально построенные хранилища. Жители Иерихона обменивали зерно, а также добывавшуюся здесь соль на ракушки с берегов Красного моря, бирюзу с Синайского полуострова и другие вещи.

В Иерихоне археологи нашли древние захоронения: лица умерших были покрыты глиняными масками с нарисованными волосами и головными уборами и вставленными в глазные впадины раковинами. О религиозных верованиях жителей свидетельствует древнейший храм.

Другим древнейшим городом, раскопанным археологами, был Чатал-Гуюк в Малой Азии. Его жители занимались земледелием. В этом городе не было улиц. Дома строились вплотную друг к другу. Они не имели дверей. Проникнуть в помещения можно было только через отверстия в крыше, куда поднимались по приставной лестнице. Когда к городу подступали враги, лестницы убирались. Глухие, без окон наружные стены домов превращались в мощные укрепления.

Жители города поклонялись богине-матери и ее спутнику - молодому богу. Священным животным этого бога был бык. Особой властью пользовались жрецы. Они осуществляли религиозные церемонии и управляли городом.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.

Цивилизация - более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой.

Слово «цивилизация» происходит от латинского слова «цивилис», означающего «гражданский, городской, государственный». Цивилизация противоположна неорганизованному, дикому состоянию жизни, грубому поведению человека, не считающегося с другими.

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями. Историю Древнего мира можно представить как сосуществование и смену различных цивилизаций.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. Сюда, в плодородные долины Нила, Евфрата. Тигра, Инда и Хуанхэ, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой. Их взаимодействия обусловили определенное единство Древнего мира при существовании разных цивилизаций и культур.

б) Бронзовый век (Презентация, слайд 55 - 56)

Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы.

Бронза - сплава меди с оловом.

Земледельцы увеличили размер мотыги и приделали к ней ручки. Несколько человек тащили мотыгу по полю, а один шел за ней и налегал на ручки, чтобы мотыга глубже входила в землю. Так был изобретен плуг, бороздивший почву. В плуг стали впрягать быков. Женщине было тяжело управляться с плугом и с быками. Работали с ними мужчины.

Изобретение плуга ускорило и улучшило обработку земли. Увеличилась площадь обрабатываемых полей, повысилась их урожайность.

С обработкой металлов и изобретением плуга труд людей стал производительнее, чем был раньше. Произ­водительностью труда называется количество продуктов труда, которые человек может произвести в определен­ное время.

Род все еще продолжал играть большую роль в жизни неолитических земледельцев и скотоводов, но постепенно происходили важные изменения в жизни родовой общины. Более крепкими становились связи между соседями, в их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская.

Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Обширные родовые союзы образовывали племена. С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Они состояли из нескольких поколений ближайших родственников - дедушки, бабушки, мать, отец, дети, внуки. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Этот надел закреплялся за семьей, со временем превращаясь в ее собственность. Урожай тоже становился собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые и удачливые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине, возникновение частной собственности.

Частная собственность - общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоением) вещей как элементов материального богатства общества отдельными индивидуумами (группами)

Со временем старейшины, главы богатых и могущественных семей, колдуны стали присваивать себе лучшие земли, пастбища, самолично распоряжались общинными землями, продуктовыми запасами, скотом.

Между племенами вспыхивали войны. Победившее племя захватывало земли, скот, имущество побежденных. А самих побежденных нередко превращали в рабов.

Для ведения войны племя избирало военного предводителя - вождя. Постепенно вождь превращался в постоянного главу племени. Вождь формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов племени. Этот отряд назывался дружиной.

Большая часть добычи доставалась вождю и его воинам. Они становились богаче своих соплеменников. Вождь, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли знатными людьми, знатью. Знати приписывалось происхождение от почитаемых предков, особые доблести и достоинства. Вождь и знать управляли жизнью племени. Они образовали особую группу людей, главным делом которой было управление, организация жизни племени. Знатность передавалась по наследству. Она распространялась на детей, внуков, потомков знатного человека.

Древнейшие люди, выделившись из мира животных, долго не осознавали, чем они от­личаются от окружавшей их природы. Им казалось, что не только звери и птицы, но и растения говорят между собой, что человек может превратиться в живот­ное, что природа сердится и радуется. Следы таких пред­ставлений о природе сохранились.

С образованием родов стали считать, что каждый из них произошел от какого-нибудь животного или даже предмета. Отсюда возникли названия: род сокола, оленя, лисицы, длинного ножа.

Однако и «люди разумные» были бессильны перед многими явлениями природы и очень их боялись. Сверкаю­щая молния с грохотом ударяла в жилище, и у людей не было от нее защиты. Внезапно налетавший ураган перевертывал лодки, и рыболовы тонули в воде. Стада диких животных уходили в другие местности, и среди охотников начинался голод. Лечение многих болезней было неизвестно первобытным людям, и случалось, что от них вымирал целый род.

У всех явлений природы есть естественные причины. Но древние люди ничего об этих причинах не знали. «Человек ра­зумный» не только боялся грозных явлений природы, но и пытался найти им объяснение. Не зная настоящих причин явлений, люди считали, что их вызывают дей­ствия сверхъестественных существ; эти могущественные существа бросают огненные стрелы, пересекающие все небо; они дунут - и образуется ураган; они мешают или помогают на охоте.

Так несколько десятков тысяч лет назад стали возни­кать у людей верования в сверхъестественные существа, управляющие миром. Люди называли их духами, а самых могущественных из них - богами.

Верования людей зависели от их занятий. Земледельцу главными казались боги тех явлений природы, от которых зависела его жизнь: солнца, согревающего посевы, обла­ков, проливающих на поля влагу. Для скотовода главными богами были покровители его стада.

Богов первобытный человек представлял в виде людей, а иногда и в виде животных. Из дерева или из камня вырезали изображение бога. Такое изображение называется идол. Идолы стояли в се­лении на самом почетном месте.

Люди обращались к богам с просьбами - молитвами об удачной охоте, о дожде, о здоровье. Чтобы заслужить милость богов, люди униженно кланялись идолам до земли, приносили им жертвы - подарки: корзину с зерном, убитое животное. Иногда для жертвы убивали челове­ка - захваченного пленника или соплеменника. Кровью обмазывали губы идола в знак того, что бог принял жертву.

Непонятны были первобытным людям и такие естественные явления, как сон и смерть. Их тоже объясняли действием души, живущей в теле человека. Во время
сна она вылетает из тела, встречает души других людей. Смерть наступает оттого, что душа покидает тело. Однако душа может невидимо жить среди людей или время от
времени возвращаться в тело умершего.

С усилением власти вождей и старейшин возникла вера в то, что, когда они умирают, их души продолжают заботиться о племени, помогают ему или, напротив, гне­ваются на него. Нередко племя почитало души умерших вождей как богов. Знатные люди пользовались этими верованиями для укрепления своего господства над пле­менем.

Вера в вымышленные сверхъестественные существа - богов, духов, души - и поклонение им называется ре­лигией. У первобытных людей религия возникла из их бессилия и страха перед явлениями природы. В религии отражались окружавшая людей природа, их занятия, весь порядок их жизни.

О возникновении религии свидетельствуют и некоторые изображения, сделанные перво­бытными людьми: рисунок быка с вонзив­шимся в сердце гарпуном, пронзенная копь­ями глиняная фигура медведя. Охотники ду­мали, что, поразив изображение, они приоб­ретают сверхъестественную власть над самим зверем и смогут убить его на охоте. Обнаружены подобные верования и у отсталых на­родностей. Австралийцы, отправляясь на охоту, рисовали кенгуру и поражали его копьями.

О возникновении религии свидетельствуют и некоторые изображения, сделанные перво­бытными людьми: рисунок быка с вонзив­шимся в сердце гарпуном, пронзенная копь­ями глиняная фигура медведя. Охотники ду­мали, что, поразив изображение, они приоб­ретают сверхъестественную власть над самим зверем и смогут убить его на охоте. Обнаружены подобные верования и у отсталых на­родностей. Австралийцы, отправляясь на охоту, рисовали кенгуру и поражали его копьями. Некоторые северные племена почитали «Хозяйку моря». Ее представляли в ви­де старухи с моржовыми ластами вместо рук и с клыками во рту. Хозяйка будто бы жи­вет в большой подводной хижине вместе со зверями и рыбами; если она захочет, то вы­пустит их в океан, а если не выпустит, то люди начнут умирать от голода.

Только колдуны, имеющие сверхъестествен­ную власть, могут спускаться в океан к «Хо­зяйке моря», подниматься к «Хозяйке вет­ров», чтобы умилостивить их. За это колдуны получали от племени щедрые подарки.

Элементы подобных магических действий сохранились даже в современном христианстве: молебен о дожде с окроплением полей водою есть древний магический акт, восходящий к первобытности.

На юге Англии есть удивительное сооружение. Поставленные вертикально грубо обработанные каменные глыбы образуют полукруг. На них лежат остатки каменных плит. Это сооружение окружено земляными валами. Когда всходит солнце, оно оказывается между двумя центральными глыбами-столбами, как бы обрамляющими восход дневного светила. Сооружение это называется Стонхендж. Такие сооружения носят название мегалитических. Вы помните, что слово «лит» означает «камень». «Мега» по-гречески значит «огромный», «сверхбольшой». Огромные древнейшие мегалитические сооружения встречаются не только в Англии, но и в других частях Европы, Азии, Северной Африки.

Возможно, мегалитические сооружения были древнейшими храмами, а также служили первыми обсерваториями, позволявшими наблюдать за движением Солнца, Луны, звезд, планет и составлять календарь.

в) Железный век (Презентация, слайд 57)

С первой половины 1 тысячелетия до н. э. бронзу начало вытеснять железо. Люди высоко оценили возможности вновь открытого металла. Наступил железный век. Освоение железа дало толчок техническому развитию древних цивилизаций.

---

Заключительная часть

3.1. Беседа, направленная на проверку восприятия и закрепление нового материала:

Какие регионы считаются прародиной человечества? Все ли ученые придерживаются этого мнения?

Каковы современные взгляды на антропогенез человека?

Опишите основные источники наших знаний о древнейшей исто­рии человечества.

Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?

Что такое неолитическая революция?

Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?

Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена.

Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?

Бытует мнение, что древние люди были необыкновенно здоровыми, т.к. они не испытывали разрушительных последствий технической цивилизации (загрязнения воздуха от транспорта и промышленных предприятий). Согласны ли вы с этим мнением?

Примерный ответ уч-ся:

Такие взгляды ошибочны. Люди вели непрестанную борьбу за выживание с силами природы, в войнах с себе подобными, жили в пещерах, затем в примитивных жилищах, питались преимущественно сырой пищей, позднее - после использования огня - обжаренным на костре мясом, постоянно подвергались травмам, получали ранения на охоте и во время военных стычек, замерзали на холоде, перегревались на солнце, простужались, заболевали инфекционными и другими болезнями, отравлялись от непригодной пищи, голодали, носили звериные шкуры.

Никто не может сказать точно, какой была средняя продолжительность жизни людей в то время, но предполагают, что она была очень небольшой - 20-30 лет. Археологические раскопки обнаружили останки древних людей с многочисленными признаками повреждений, следами опухолей, переломами костей, поражениями зубов и так далее. Наличие сведений о болезнях и повреждениях древнего человека породило даже специальную науку - палеопатологию. Эта наука достоверно указывает на характер заболеваний и поражений древних людей - алкалозы, полиомиелит, некроз, рахит, периостит, сросшиеся переломы костей и др.

3.2. Подведение итогов

1. Синквейн (см. Памятку 18)

В помощь преподавателю:

Древний человек.
необычный, сильный, волосатый.
исследует, выживает, разводит.
древний человек-довольно умный человек
Пещера

2. Оценивание работы группы на занятии, отдельным учащимся, при необходимости выставление оценок.

3.3. Домашнее задание

Опираясь на записи таблицы «Периодизация первобытного общества» в тетради и/или учебник (Артемов В. В.) § 3-6, составить устный связный рассказ.

Выборочное задание (2-3 человека; эти ребята не выполняют задание 1): используя дополнительные источники, подготовить сообщение «Медицина первобытного общества».

Выучить основные понятия (см. Словарь исторических терминов)

Литература для подготовки:

Основная:

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.- § 3-6. (электронный учебник)

Дополнительные источники:

http://intranet.tdmu.edu.ua/data/kafedra/internal/distance/lectures_stud

http://www.studfiles.ru/preview/381108 /

http://antiquehistory.ru/pervobytnoe-obshchestvo-kratko /

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям

Словарь исторических терминов

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.