12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Моисеева Наталья Александровна2453
Люблю свою работу)
Россия, Алтайский край

Конспект занятия по истории родного края

Тема: «История села Быстрый Исток»

Цель:

- расширение знаний учеников по истории нашего села, улиц, людях, которые имеют отношение к селу.

- побуждение и активизация познавательного потенциала учащихся к изучению истории родного села.

- развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля;

- развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный диалог с компьютером, анализировать события и давать им оценку;

- воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому малой Родины и старшим;

- воспитание общей и информационной культуры, усидчивости, терпения, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе.



Ход занятия:

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Мотивация

Чтение стихотворения Богомоловой М.И. (автора многих произведений, учителя с большим стажем, в настоящее время находится на заслуженном отдыхе, продолжает заниматься творчеством)

Тихая пристань

Где-то вдали от угрюмого быта

На грани жизни и небытия

Расположилась, росою умыта,

Тихая пристань – деревня моя!

Здесь с доброй песней счастливая мама

Тихо качала мою колыбель,

Звонким осколком загадочной ночи

В окна стучал шаловливый апрель.

По переулкам до боли знакомым

Вечером я, как и в детстве, иду.

Тянет от речки привычно студеным.

Жизнь, что в деревне, у всех на виду.

Ивы, склонившись над тихой водою,

С лёгкой грустинкой глядят на меня.

Или грозит день, грядущий бедою,

Или им жаль уходящего дня?!

Стань нам укором, Россией забытая,

Не о себе, о грядущем моля!

Песня неспетая, боль неиспитая,

Тихая пристань – деревня моя!



- Ребята, как вы думаете про какую деревню автор, рассказывает в стихотворении? (ответы детей)

- Это стихотворение написала Богомолова Мария Ильинична. Мария Ильинична работала в Быстроистокской средней школе учителем. Её педагогический стаж – более 30 лет. Кроме этого она была еще заместителем директора по воспитательной работе и очень любила заниматься творчеством. Она организовала в школе литературное объединение «Радуга», в которое входили учителя и учащиеся. Произведения авторов литературного объединения публиковались в районной газете «Ударник труда», в альманахе «Три реки», в журнале «Встреча». Некоторые стихи Марии Ильиничны положены на музыку.

- Как вы думаете почему Мария Ильинична писала стихи о нашем селе? (ответы детей)

- Мария Ильинична очень любила Быстрый Исток. Воодушевленная его красотой, людьми, которые проживали тут, она писала замечательные слова, которые складывались в красивые стихи.

- Наше село прославляют не только Мария Ильинична. В нашем селе родился и вырос Валерий Сергеевич Золотухин. Он очень много сделал для нашего села, потому, что любил свою малую родину. Могила Валерия Сергеевича находится на территории нашего храма, в центре села.



Основной этап. Получение информации об истории села.

- Ребята, хотели бы вы узнать, за что любят наше село? Ведь малая родина для каждого человека дорога. На протяжении всей жизни человек помнит свою малую родину, посвящает ей свое творчество, мечтает вернуться сюда, потому, что тянет, зовет малая родина своих сыновей… Тогда давайте, узнаем историю нашего села…

- Заселение территории Сибири в конце XVII – начале XVIII вв. шло в направлении лесной зоны в связи со сложившимися традициями. На степных равнинах населенные пункты появлялись лишь там, где существовали участки леса. Появление населенных пунктов в верховьях Оби относится к началу XVIII в. Вблизи того места, где образуется Обь, был построен Бикатунский острог, который летом 1710г. Был сожжен джунгарами. Новая крепость была построена только в 1718 г. в 23 верстах выше по течению р.Бии, на правом ее берегу. Ну а уже в 1740-х гг. появились села Усть-Ануй и Быстрый Исток, которые сегодня входят территориально в Быстроистокский район. В Государственном архиве Алтайского края есть несколько источников с разными датами основания нашего села. Проанализировав все источники, эксперты пришли к выводу, что село было образовано в 1749 г. В архиве хранятся две карты, по которым можно понять, что в 1745 г. населенного пункта еще не было, а в 1864 г. на карте обозначен населенный пункт с названием Быстрый Исток. Алтайский историк Ю.С.Булыгин указывал в своих дневниках, что им была найдена информация об основании Быстрого Истока в 1749 г. Об этом говорится в документах переписи населения тех времен (ревизские сказки).

- Основателями села Быстрый Исток стали люди с фамилиями: Кузнецовы, Опенышевы, Черепановы, Клепиковы, Медведевы, Шипуновы…

- В самом начале своего существования наша деревня была похожа на одну улицу, где друг против друга располагались дома, амбары, различные хозяйственные постройки. Постройки постоянного жилья могли выглядеть по-разному: изба, дом, землянка или полуземлянка. Зависело это от умения и возможности хозяина.

- Занимались первые жители нашего села разведением хозяйства, возделыванием земель, заготовкой корма для скота, выращиванием овощей и зерна.



Задание для учащихся. Работа с текстом.

- Основное развитие село получает во второй половине XIX в., когда начинает развиваться сельское хозяйство, судоходство, торговля, промышленность…

У вас на столе лежат копии статьи из книги «Быстрый Исток: история села и его роль в освоении Верхнего Приобья. Ваша задача: Найти информацию о дальнейшем развитии нашего села. Для удобства работы давайте разделимся на группы и составим план нашей работы:

* Развитие сельского хозяйства.

* Значение судоходства для развития Быстрого Истока.

* Развитие торговли (открытие базара в селе)

* Развитие промышленности (строительство стекольного завода, маслодельного завода, мельницы, сахарного завода, мебельной фабрики)

* Развитие образования (детские сады, школы, училище)



Отчет о работе. Каждая группа рассказывает информацию, которую они узнали. Учитель добавляет и уточняет информацию.



Итог занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами узнали основную информацию об истории нашего села. Скажите пожалуйста, как вы считаете, наше село достойно того, что его любят, прославляют, пишут стихи, песни о нем? - Почему?

- С самого момента основания села люди полюбили эти места и делали все, чтобы наше село стало самым лучшим, чтобы в нем хотелось жить. И когда человек вкладывает свои силы, облагораживает какое-то место, то он начинает любить это место. В нашем селе за все время, которое оно существует проживало огромное количество человек. Много раз поколения сменяли друг друга. Дети перенимали опыт от своих родителей и еще больше любили эту землю. А теперь и мы с вами должны любить и беречь нашу землю!

- Занятие я хочу закончить словами из стихотворения когда-то учащегося нашей школы, ныне выпускника, Солодовникова Максима:

Кто мы и где живём, вы нас спросили.

Ответ даём мы просто и светло:

В Алтайском крае, в глубинке России

Стоит Быстрый Исток – моё село!


ПрезентацияPPTX / 18.42 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.