Технологическая карта урока по истории «Древнейший Рим» (5 класс)
презентация к урок Древнейший Рим
PPTX / 3.65 Мб
к уроку Древнейший Рим
DOCX / 767.4 Кб
Технологическая карта урока по истории.
Билалова И.Н., учитель истории
МБОУ СОШ №1 пгт. Нижний Одес
Тема: Возникновение Древнего Рима.
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: дать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях. Познакомить с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранней стадии развития. Тренировать умение работать с картой и находить нужную информацию.
Задачи урока: на основе работы с учебником, исторической картой и дополнительным материалом узнать об основных событиях, связанных с историей возникновения Древнего Рима. Научиться анализировать разные источники информации. Развивать коммуникативные способности при работе в парах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.
Планируемые результаты:
предметные: создать условия для развития умения работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением и хозяйственным развитием Рима; рассказывать о важнейших событиях истории раннего Рима, используя основные и дополнительные источники информации.
метапредметные: создать условия для развития умения определять тему и цель урока, выстраивать алгоритм своей работы, умения планировать путь достижения цели, самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе, формулировать свою точку зрения.
личностные: создать условия для развития познавательного интереса к пополнению новых знаний, умения работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении, умения анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Методы и приемы: частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа в парах.
Оборудование: презентация «Древний Рим», учебник История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И.Годер; атлас История Древнего мира, путеводный лист.
Ход урока.
Этап урока. Цели деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
|
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Личностные умения: обрести мотивацию к изучению нового материала. Регулятивные умения: умение готовить свое рабочее место для выполнения разных видов работ.
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 3 минуты. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создание проблемной ситуации.
|
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, давайте мы вспомним, в каких государствах мы с вами побывали? Давайте посмотрим на слайды и вспомним, какой вклад в историю внесли государства. Посмотрите на слайд № 1 - 6. Что вы видите? Назовите изобретение и государство. Посмотрите на слайд 7. Колизей. - В какой стране находится Колизей? - В каком городе?
|
Перечисляют государства, которые изучили.
Отвечают на вопросы
Италия
Рим
|
Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика; Познавательные умения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках, использование знаково-символических средств; Регулятивные умения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Коммуникативные умения: Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
3. Постановка учебной задачи. 3 минуты Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
О возникновение какого города будет идти речь сегодня на уроке? Попробуйте назвать тему нашего урока. Слайд 8. Тема урока «Возникновение Древнего Рима». Попробуйте поставить цель на урок. Слайд 9. Вопрос урока: Почему римляне гордятся своим городом? Слайд 10. План урока: Географическое положение и природно-климатические условия Древнего Рима, основные занятия жителей. Легенда об основании Рима. Жители Древнего Рима. Управление городом на семи холмах.
Мы сегодня путешественники. Что нам может понадобится для путешествия? (карта – это наш атлас, справочный материал – это наш учебник, путеводный лист. |
Отвечают на вопросы. Обозначают тему урока.
Записывают число и тему урока в тетрадь. Определяют вопросы, которые необходимо изучить.
Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения
Отвечают на вопрос
|
Познавательные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать свою деятельность; Личностные умения: Самоопределение, смыслообразование; Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 26 минут.
|
Слайд 11. Карта Древней Греции и Древнего Рима. Мы покидаем гостеприимную Древнюю Грецию, пока будем переплывать Адриатическое море, я расскажу вам о наследии, которое нам оставил Древний Рим. Слайд 12. Мы пользуемся римскими цифрами, римскими названиями месяцев, планеты Солнечной системы названы в честь римских богов. Слова капуста, монета, газета пришли к нам из Древнего Рима. Имена Ульяна, Юлия, Валерия это все пришло к нам с той эпохи. Мы очутились на незнакомой нам территории. Посмотрим в атлас на стр.20. Как называется полуостров? Ребята, с чего мы начнем изучение новой территории? Почему важно знать географическое положение и природно-климатические условия страны? Работа с атласом. Выполнение задания №1 в путеводных листах. Слайд 13. Карта Апеннинского полуострова. Где находится Древний Рим? (на Апеннинском полуострове). На что похож Апеннинский полуостров (на сапог). Какими морями омывается? (Тирренское море, Адриатическое, Ионическое). Какие горы тянутся вдоль полуострова? (Апеннинские). Какой рельеф преобладает горный или равнинный? (равнинный с холмистыми возвышенностями). На берегу какой реки расположен город Рим? (Тибр). Почему река на карте выделена жирной голубой линией? (полноводная). Река полноводная за счет выпадающих осадков, значит, какой климат будет в Древнем Риме? (теплый и влажный) Как вы думаете, какие будут основные занятия жителей Древнего Рима? (земледелие, торговля, скотоводство). Подумайте, где условия для проживания людей лучше в Древней Греции или в Древнем Риме?
Работа с контурной картой. Предлагаю отметить на контурной карте место, где мы сейчас находимся. Выполните задание №2. Обозначьте на контурной карте четырехугольник, образованной градусной сетью, где расположен Рим. На что будем ориентироваться? (на Средиземное море). Подведем итог по природно-климатическим условиям государства и основными занятиями жителей. Посмотрите внимательно на карту и на выполненные задания и ответьте на вопрос: а какой рельеф будет в самом городе Рим? (холмистый).
Слайд 14. Рим – город на семи холмах.
Чтобы попасть в самый центр Рима нам надо перебраться через холм Авентин.
Физкультминутка. Попробуем взобраться на холм. Мы на вершине, поднимем руки высоко вверх. Теперь сбежим вниз по склону. И вот мы в самом центре. Поднимем голову и расправим плечи как знатные жители патриции.
С возникновением Рима связана красивая, одновременно жестокая и трагическая легенда Рассмотрим рисунок в учебнике на странице 214. Кто тут изображен? Предположите, почему волчице была поставлена статуя? С волчицей связана легенда об основании Древнего Рима.
Технология «Комментированное чтение». Познакомимся с легендой об основании Древнего Рима. Работа с учебником стр. 214-216. Кто такой Нумитор, Амулий, Рея Сильвия? Кто такая Весталка? Кто был отцом мальчиков – близнецов? Что приказал жестокий Амулий? Почему Рею Сильвию взяли под стражу? Кто спас младенцев? А как бы вы поступили на месте пастуха? Как назвали малышей? Где они решили основать город? Кто основал Рим?
Слайд 15. Ромул – основатель Рима. В наш путеводный лист запишем важные данные, вставляя пропуски.
Предположите, почему на кончике его жезла был орел?
Слайд 16. Ликторы. Как вы думаете, для чего у них были связки прутьев с воткнутыми топорами?
Слайд 17. С возникновением Рима связана дата 753 г. до.н.э.
Могли римляне знать о существовании Олимпийских игр?
Проверим 3 задание.
Слайд 18. Вернемся к нашему плану урока. Посмотрим, что мы еще сегодня не изучили.
Работа в парах. Жители Древнего Рима делились на 2 группы: патриции и плебеи. Пользуясь учебником на стр.218, первый вариант определяет кто такие патриции, второй вариант определяет кто такие плебеи. Рассказывают друг другу.
Предположите, кто мог управлять Римом? (патриции). Задание №4. Управление в Древнем Риме. Заполнение схемы в рабочих листах. Работа с доской.
Народное собрание (Какие функции Народного собрания?) Сенат
Старейшина Род Род Род Семья Семья Семья Патриции
Историческая задача: Народное собрание выбирало царя. По одной легенде Римом правили 7 царей, но двух из них Народное собрание не выбирало. Кто был этими царями? |
Беседа с учащимися.
Изучают карту в атласе
Работают с исторической картой, заполняют таблицу.
Делают вывод на основе географического положения и природно-климатических условий полуострова.
Выполняют задание на контурной карте.
Делают вывод.
Отвечают на вопрос
Выполняют упражнения за учителем.
Рассматривают рисунок. Высказывают свои предположения
Работают с учебником, отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают картинки, высказывают предположение
высказывают предположение
Самопроверка
Определяют вопросы для изучения
Работают в парах, определяют понятия, рассказывают друг другу.
Отвечают на вопрос
Выполняют задание
Заполняют схему
Отвечают на вопрос
|
Познавательные умения: Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов на основе критерия успешности. Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать свои Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль. взаимодействие при работе в паре. Личностные умения: самоопределение, смыслообразование. Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
|
5. Первичное закрепление во внешней речи – 2 минуты. Задания на новый способ действия выполнены с комментирование во внешней речи.
|
Проверим, как мы усвоили самые важные события, связанные с Древним Римом. У вас на столах лежат карточки «Да» и «Нет». Предлагаю поиграть в игру «Блиц-опрос». Если вы согласны с утверждением, то поднимаем карточку «Да», если не согласны, то «Нет».
1. Древнейший Рим возник в 753 году до н.э. (да). 2. Высшая власть принадлежала Сенату (нет). 3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя плебеями (нет). 4. Народное собрание выбрало Ромула царем? (нет). 5. Ромул первый царь Рима (да). 6. В управлении Древним Римом принимали участие только патриции? (да).
|
Выполнение задания. Самооценка. |
Познавательные умения: устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные умения: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой - 4 минуты. Самостоятельное выполнение задания на новый способ действия самопроверкой. |
Наше путешествие подошло к концу. Давайте восстановим в памяти ключевые моменты урока. Задание 5 в путеводных листах. В текст нужно вставить пропуски, пользуясь словами для справок. Самопроверка. Выставление оценок за урок.
|
Выполнение задания с самопроверкой.
|
Познавательные умения: Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль. Личностные умения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение – 2 минуты. обобщить знания учащихся о Древнейшем Риме.
|
Какую тему мы сегодня изучили на уроке? Что узнали нового? Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока? Где пригодятся нам знания, полученные сегодня? Вернемся к вопросу урока. Почему римляне гордились своим городом? |
Самооценка. |
Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения, умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства; Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 3 минуты. Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности. |
Посмотрите на свои путеводные листы, мы сегодня очень плодотворно поработали. Довольны ли вы результатом своей работы? Рим – город на семи холмах. Попробуйте оценить свою работу на уроке. На доске вывешен плакат с тремя холмами, разными по высоте. Возьмите в руки картинку с волчицей и поместите ее на холм: - Если вы сегодня плодотворно поработали, много узнали нового, было интересно, то поставьте себя на самый высокий холм Капитолий. - Если все понравилось, но возникли небольшие трудности, то поставьте себя пониже на Квиринал. - Если урок показался трудным, то поставьте себя на самый низкий холм Палатин. Подведение итогов. Капитолийская волчица нашла свое место. Спасибо за урок и плодотворную работу.
|
Отвечают на вопрос.
Подводят итог своей работы на уроке.
|
Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества. Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные умения: определение ключевых понятий.
|
Домашнее задание (1 минута): Изучить параграф 44. Подготовить сообщения «Интересные исторические факты, связанные с Древним Римом» Стр. 219 «Подумайте». |