Урок истории в 5 классе на тему «Цивилизация Древнего Египта»
Тема: Цивилизация Древнего Египта
Тип урока: повторительно – обобщающий
Целеполагание для учителя: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, по теме «Обобщение по разделу «Древний Египет».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-формирование мотивации к обучению;
- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками, учителем;
-развитие навыков коммуникативного общения и культуры речи;
-развитие умений осуществлять самоконтроль, самооценку.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
-формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
-формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
-развитие умения применять знания при решении задач и обсуждении теоретических вопросов;
-развитие умений слушать и понимать речь других.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
-организовать деятельность учащихся по расширению знаний учащихся об истории Древнего Египта;
-развитие умений работать с учебником, получать возможность самостоятельно решать исторические загадки;
-умение применять имеющие знания для решения конкретных задач;
-развитие познавательного интереса к изучаемому предмету
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
А.А. Вигасин, г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2016
Ноутбук и проектор
Мотивационная беседа.
Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить все, что мы узнали о Древнем Египте. У вас есть уникальная возможность заработать древнеегипетские утены (денежные единицы в виде слитков драгоценных металлов), участвуя в работе интеллектуального аукциона. Только вы будете не покупать товар, а продавать свои знания! Я, как ведущий аукциона, готова приумножить ваши накопления за правильные ответы. Конечно, на аукционе нужны деньги, поэтому у каждого из вас на столах есть по 10 утенов. Послушайте внимательно правила.
Правила игры
1. Выбираете тему и делаете ставку (называете сумму, за которую готовы назвать правильный ответ). Темы:
Определения
«Кот в мешке»
Удивительное
Объедини
Счет лет
2. Слушаете задание и отвечаете
3. За правильный ответ Ваша ставка увеличивается на столько, сколько написано на карточке.
4. В случае проигрыша – Вы отдаете сумму вашей ставки тому, кто правильно ответил на вопрос.
5. Если кто-то знает ответ, вопрос можно перекупить, предложив большую ставку, чем проигравший
5. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет больше всего утенов.
Урок проходит по траектории, заданной самими учащимися (т.к. они сами выбирают тип задания), может быть остановлен в любой момент и на любом задании. Предлагается максимальный набор заданий, включающий в себя проверку знаний по всем разделам темы.
Игровое поле:
+5
| х3
| +5
| х2
| +5
|
+ 10
| х2
| х3
| +2
| + 10
|
х3
| +2
| + 10
| +5
| х3
|
+2
| х2
| +2
| +2
| х2
|
+ 10
| +5
| х2
| + 10
| х3
|
Объедини. Все термины представленного ряда необходимо объединить одним термином/словом/словосочетанием
Термины | Ответ |
фараон, раб, колесница, пехота | Военные походы |
Маат, Анубис, Тот, перо | Суд Осириса |
усадьба, гробница, служба, «носитель царских сандалий» | Вельможа |
иероглифы, папирус, писцы, плеть | Школа |
столяр, кожевник, корабел, ткач | Ремесленник |
+2
Определения. Дай полное определение- фараон - налог - храм - государство - религия - знать
+10
Удивительное. Послушайте внимательно текст, о чем идет речь?- Последний ритуал перед погребением проводился жрецом, облаченным в маску бога Анубиса. Саркофаг в виде человека становили вертикально, и до его лица дотрагивались магическими инструментами. Зачем совершали такой обряд?
ОТВЕТ: ЦЕРЕМОНИЯ РАЗМЫКАНИЯ УСТ, чтобы мумия могла говорить в загробном имре
- Это существо, сделанное из камня или глины, использовали в качестве амулетов, печатей. На спине их обычно писали какую – то историю. Их считали священными, думали, что они охраняют пирамиды.
ОТВЕТ: СКОРОБЕИ
- Собирали ил в кожаные бурдюки и доставляли на строительную площадку. Там он смешивался со смолой и щебнем, потом смесь выкладывали в форму. На этом этапе на на данном предмете делали оттиск с именем фараона или названием сооружения, для которого они изготовлялись. После чего их оставляли на несколько дней на солнцепеке, а затем использовали на стройке.
ОТВЕТ: КИРПИЧИ
- Этот предмет для модниц делали из меди или бронзы, насаженных на ручки из дерева или слоновой кости. Богатые могли с его помощью любоваться своим цветущим видом, а бедным приходилось смотреть на свое отражение в воде.
ОТВЕТ: ЗЕРКАЛО
- Эти средства имели растительную основу. Для головы – можжевеловые ягоды, кориандр, полынь и мед. Его втирали в кожу головы. Другие включали разные соли, мирру и крокодильи экскременты. Некоторые из ник исцеляли, но большинство вредили человеку. –ОТВЕТ: ЛЕКАРСТВА
- С помощью рентгена археологи определяют, что они когда-то ели, какую работу выполняли и какими болезнями страдали. Рентген показывает также чем были заменены внутренние органы. Кого изучают археологи?
ОТВЕТ: МУМИЯ
х3
Кот в мешке – Задача игрока, угадать что изображено на иллюстрации Гусляры | Медведь лезет по дереву |
|
|
Вечный огонь | Разрешалось больным славянам, раненым воинам |
|
|
Ответ: Волшебник Изумрудного города |
|
х2
- В 51 году до н э Египтом правила Клеопатра. Посчитайте, сколько лет прошло с тех пор до 1945 года.
ОТВЕТ: 1996
- В 2500 г. до н э умирает фараон Хефрен, во времена которого в Гизе был построен Большой сфинкс. В каком веке велось строительство?
ОТВЕТ: XXV/XXVI вв (год на рубеже веков, можно зачесть один из двух ответов)
- В 1379 г до н э фараон Эхнатон вводит поклонение солнечному богу Амону в качестве единственной религии и делает столицей город Эль - Амаран, а в 1334 г до нэ его преемник Сменхкара возвращает столицу в Мемфис. Отметь эти даты на ленте времени.
ОТВЕТ: в ответе вторая дата должна находиться ближе к 1 году.
- В 324 г Египет принимает официально христианство как религию, а в 641 г. арабы завоевывают страну и устанавливают ислам. Сколько лет просуществовало в Египте христианство.
ОТВЕТ: 317 лет
- В 1517 году Египет завоевали турки. Вплоть до 1960 года страной управляли неегиптяне. Сколько лет Египет находился под властью иностранцев?
ОТВЕТ: 443 года
3. Подведение итогов
4. Домашнее задание:
Учить понятия по тетради – подготовка к самостоятельной работе