Технологическая карта урока алгебры в 8 классе «Дробно-рациональные уравнения»
Технологическая карта урока в 8 классе по алгебре.
Тема: Дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
Образовательные цели урока:
Закрепить навыки решения квадратных уравнений, расширить и углубить знания по данной теме.
Научить учащихся решать дробно-рациональные уравнения новым способом.
Воспитательные цели урока:
Воспитывать самостоятельность.
Способствовать выработке у школьников желания и потребности в применении изучаемых фактов.
Развивающие цели урока:
Научить применять знакомые формулы в измененных условиях.
Продолжить работу над развитием речи, умением анализировать, выделять главное, обобщать материал.
Формирование УУД:
Личностные действия: мотивация учения, смыслообразование, оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные действия: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата, сравнение способа и результата действия с заданным эталоном, внесение необходимых корректив, оценка, способность к волевому усилию, к преодолению препятствий
Познавательные действия: формулирование темы и цели урока, работа с текстовым носителем, заполнение таблицы, повторение и закрепление алгоритма решения рационального уравнения ; коррекция своих действий
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Технологии: Информационная (презентация), учебного диалога, проблемного обучения.
Формы работы: фронтальная (ФР), самостоятельная (СР).
Учебник: А.Г. Мерзляк В.Б. Полонский М.С. Якир Алгебра-8 классОборудование: карточки для самоконтроля(рефлексии), раздаточный справочный материал.
Ход урока.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент | Проверяет готовность к уроку. Приветствует. | Выполняют требования учителя | Самоопределение, планирование учебного сотрудничества |
Постановка целей | Сообщает тему урока. | Называют цель урока. | Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке |
Актуализация опорных знаний (слайд с 3-6) | 1. На слайде № 3 предлагает задания для устной работы. На слайде записаны уравнения посмотрите на них внимательно: 1) Все ли из этих уравнений вы сможете решить устно? 2) Какие нет и почему? Проверьте свой ответ. Поставьте в оценочном листе свой результат. 2. Рассмотрим уравнение:
Слушаю ваши предложения по решению данного уравнения. Сформулируйте алгоритм решения рационального уравнения. | Решают устно четыре уравнения, отвечают на вопросы учителя. Уравнение № 5 устно решить не могут. Чтобы его решить, формулируют алгоритм: Перенести все члены уравнения в одну часть. Преобразовать эту часть уравнения к виду алгебраической дроби p(x)/q(x) Решить систему из уравнения p(x)=0 и неравенство q(x)≠0 Для каждого корня уравнения p(x)=0 сделать проверку: удовлетворяет ли он условию q(x)≠0 или нет. Если да, то это корень заданного уравнения; если нет, то это посторонний корень. Записать ответ. | Регулятивные: самоконтроль, т.е. осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других. Познавательные: формирование мыслительных операций: умение отбирать полученные корни. |
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (слайд 7,8) | Все способы решений, известных вам уравнений, можно образно представить в виде “ключей”. Символ урока – связка ключей: «Квадратные уравнения», «Дробно-рациональные уравнения», «Уравнения, сводящиеся к квадратным».
Но в нашей связке есть ещё один "ключик", который вам ещё не известен: «Дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным». И наша задача состоит в том, чтобы «отточить» этот ключик и научиться, таким ключом, открывать тайну уравнений. | На слайде 7 допущена ошибка, которую ищут обучающиеся(свои ошибки не любят искать). На слайде 8 обращают внимание на правильное решение и оформление. | Познавательные: проговаривают способы решения дробно рационального уравнения, анализируют, проверяют решение |
Закрепление изученного материала. (слайд 9-12) | Работа фронтально. Предлагает решить подробно два уравнения. | Один у доски, остальные записывают в тетради. Записывают дробно-рациональное уравнение и решают его. Учащиеся проговаривают алгоритм решения дробно-рациональных уравнений | Контроль, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других, умение решать дробные рациональные уравнения. |
Самостоятельная работа по образцу. Самоанализ и самоконтроль. (слайд 13-17) | А теперь посмотрим, насколько каждый из вас познакомился с решением дробных рациональных уравнений. Предлагает три задания(из ОГЭ) | Работают самостоятельно. После решения сверяют свои ответы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Познавательные: Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом |
Подведение итогов (слайд 19,20) | Наверное, вы обратили внимание, что есть условие, при котором рациональные уравнения становятся более знакомыми. Скажите, зачем вначале урока мы так много времени потратили на повторение темы «квадратное уравнение». Дайте друг другу совет: как быстро и без ошибки решить рациональное уравнение. Какой из этапов урока показался вам наиболее простым и почему (можем вернуться к презентации)? Требуется ли дальнейшая отработка алгоритма решения ? Поднимите руку, кто удовлетворен своей работой на уроке: старался и получалось, все запомнил, всему научился. Назовите этап, на котором вы испытывали трудности. Почему? И т.д. А сейчас давайте посмотрим, с каким настроением вы работали на этом уроке. У вас у каждого даны три изображения человеческого настроения. Прикрепите к доске то, что вам соответствует. | Дают друг другу совет: на что следует обратить особое внимание во время решения рационального уравнения. (нужно постараться превратить его в квадратное уравнение) Отвечают на вопросы учителя. Прикрепляют смайлик с выбранным изображением | Регулятивные,коммуникативные: контроль, оценка, коррекция |
Информация о домашнем задании (слайд 18 ) | Учебник | Записывают домашнее задание в дневники | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Количество минут на каждый этап урока
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | 6 этап | 7 этап | 8 этап |
2 | 1 | 5 | 10 | 15 | 8 | 2 | 2 |
Оценочный лист
Задание 1. (Решить устно уравнения)
Ответ: 1.________
2._________
3._________
4._________
5.__________ Кол-во баллов (максимально 2) _________
Задание 2. (Составить алгоритм)
Ответ: _________________________ _______________________________
_______________________________________________________________
Кол-во баллов (максимально1)__________
Задание 3. (Найти ошибку)
Ответ: ________________ Кол-во баллов (максимально 1) _________
Задание 4. (Решить уравнение в парах)
Ответ: _________________________ Кол-во баллов (максимально 2)__________
Задание 5. (Составьте соответствие между уравнениями (А-Г) и всеми корнями этих уравнений).
А | Б | В | Г |
| | | |
Кол-во баллов (максимально 2)__________
Задание 6. (Какое уравнение соответствует задаче?)
Вариант ответа __________ Кол-во баллов (максимально 1) _________
Общее количество баллов _________(из 9 баллов) Оценка______________