Духовная направленность русской музыки

0
0
Материал опубликован 29 January

Технологическая карта

Учитель

Предмет: Музыка

УМК: «Музыка» Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Класс: 7

Тип урока: урок углубления

Образовательные технологии, методы, приемы:

1. Личностно ориентированное обучение

2. Технология проблемного обучения

3.Технология сотрудничества

4. Технология системно-деятельностного подхода

5. Информационно-коммуникационная технология

Методы:

Метод художественно-педагогической драматургии;

Метод коллективного осмысления;

Метод наблюдения и сравнения;

Метод художественного исполнения;

Метод эмоциональной мотивации учащихся;

Оборудование:

1) Компьютер, проектор

2) Презентация к уроку

3) Раздаточный материал(кроссворд)


Методическое обеспечение, ресурсы: Учебник

Организация пространства: В классе парты стоят для трех групп.



Тема года

(тема раздела)

Музыкальная драматургия – развитие музыки

Тема урока


Духовная направленность русской музыки

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Формирование нравственных представлений и чувств


познакомить обучающихся с направлением музыкальной культуры: на примерах знакомых уже произведений.


Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.Самостоятельное и осознанное определение учащимися целей и задач урока, результата деятельности, который должен быть достигнут



2.Систематизировать представления об основах православной и католической духовной музыки;



3. Формировать умение адекватно оценивать себя и своего одноклассника по результатам работы.



4.Формировать умение ясно и чётко воспроизводить полученную информацию, полно и точно выражать свои мысли

1. Образовательная:

- систематизировать представления учащихся об основах православной и католической духовной музыки;

- закрепить понимание приёмов развития музыки духовной и светской в процессе интонационно-образного анализа произведений;

- формировать познавательные мотивы учения, умение осуществлять поиск новой информации об основах православной и католической музыки в Интернете, различных справочниках, а также умение излагать своё мнение в устной и письменной форме, делать выводы.



2. Развивающая:

- развивать креативные способности учащихся через подготовку и представление творческой работы на тему «Духовная музыка», «Светская музыка»;

- создать условия для развития художественно-образного творческого мышления учащихся;

- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами



3. Воспитательная

-приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

-создать условия для воспитания эстетического вкуса, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству;


Планируемые результаты

Личностные:

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; эстетические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия мира.

Метапредметные:

Личностные  УУД: Воспитание, осмысление, запоминание учебного материала.

Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные  УУД: выполнение группового задания.

Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе.



Предметные: закрепить понятия слов: знаменный распев, литургия, всенощная, венчание, молебен, хорал, месса, страсти, кантата, полифония, фуга, камерная музыка.




Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты







Предметные

УУД

Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Звучит музыка « Радонеж»

- Что вы можете сказать о ней?

-Какой она вам показалась?

-Какой у нее характер?

-Где можно её услышать?

-Можно ли её напевать дома?


Дети слушают, отвечают на вопросы.

самоорганизация, способность регулировать свои действия

Метапредметные  УУД:

личностные:

- осознание ответственности за общее дело;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- умение слышать себя и других в общем хоре


Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

-Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать кроссворд.

Дети отгадывают кроссворд пользуясь тетрадью.

Поиск и выделение необходимой информации

регулятивные:

- умение применять знание полученные на уроках музыки

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками


Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)



- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Какая цель урока?


Дописывают тему урока в тетрадь. Определяют цель.


Определять тему и задачи конкретного урока.

регулятивные:

- умение ставить цель, формулировать проблему;

познавательные:

- умение структурировать знания;

- сравнивать образцы;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

Предметные УУД:

- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.


Первичное погружение в тему

-Как вы думаете, когда возникла музыка? Когда она зародилась?

-Претерпевала ли музыка изменения в ходе развития человечества? Какие?

Отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы

Поиск и выделение необходимой информации

регулятивные:

- умение применять знание полученные на уроках музыки

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками


Первичное закрепление

Предлагаю вам вспомнить и исполнить 1 куплет и припев песни «Звонари»

Исполнение песни , при необходимости проработать над звуком, над вторым голосом

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.


познавательные:

- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

- владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;


Погружение в тему

-Вслушайтесь в эти слова: «В душе создайте замок счастья, и в сердце не войдет тоска», как вы их понимаете?

- О каком замке идет речь?

- Разве можно построить замок в душе?

-Когда человеческая душа может быть счастлива?

-Что является ценностями души человеческой?

-Вы совершенно правильно поняли самые ценные качества души человеческой –она умеет любить, верить в добро, надеяться на лучшее.Человек и живет этим усердием.А вера, надежда и любовь – не пустые слова, это и есть национальная идея России.

И в подтверждение этих слов еще раз вслушайтесь в строчки песни.

- Какой характер у этой музыки?

Дети отвечают,слушают, учитель дополняет

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

их коррекция.


регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .


повторение

Вокально-хоровая работа.

Попробуем вместе исполнить куплет





Вы верно почувствовали настроение музыки.Знаете ли вы, откуда к нам пришла православная вера?

-Верно. Вера на Руси называется православной.

-Представьте себя на месте князя, понравилось ли вам описание?

- Приведите примеры когда музыка была написана под впечатлением колокольного звона?

-Прослушаем небольшой фрагмент вступления к опере « Хованщина», которое называется «Рассвет на Москва –реке»

_Послушайте и скажите, как звучит здесь оркестр?

-Работа в парах

Задача обучающихся прочитать и пересказать информацию сначала в группе, а затем всему классу.

Исполняют песню, учитель добивается активного светлого звучания, чистоты унисона, , чистого интонирования двухголосия, отвечают на вопросы.













Рассказ подготовленных детей





Показ слайдов храма святой Софии в Константинополе. Обсуждение



Дети отвечают





Дети слушают









Дети отвечают. Учитель дополняет



Учитель делит класс на три группы. Детям предлагается текст (3 легенды о колоколах) на карточках.

Обеспечение повторения, способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .


Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

На протяжении урока мы часто произносили такие слова: душа, струны души, русская душа.

-Так все-таки какя она –душа? Что значит русская душа?

Дети отвечают на вопросы и делают выводы.

Подведение итогов.

личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;


Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности – самооценка и взаимооценка)

-Ребята, а сейчас каждая из команд придумает синквейн по теме нашего урока

Сочиняют синквейн, рассказывают.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.


личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.


Домашнее задание (на выбор)

Выписать в тетрадь музыкальные произведения относящиеся к духовной культуре.

Записывают домашнее задание в дневник.














1











2













3









4












5













6















7








8



















Задание













2










8











1)Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев? 

 2)Как называется построение целого произведения и его частей, где соблюдаются принципы сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов?

3) Имя немецкого композитора, написавшего Симфонию №3 «Героическую»

4)Какой русский композитор – химика 19в., написал «Ноктюрн» для квартета и оперу «Князь Игорь»?

5)Как называется музыкальный термин, который является одним из самых распространённых способов развития музыки?

 6) Как называется на французском языке ночное произведение лирического настроения в инструментальном исполнении?

7) Как называется главное в музыке, так же как и в жизни, изменение интонации, темы, мелодии?

8) Как называется подражание, повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения? 









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.