Духовная направленность русской музыки
Технологическая карта
Предмет: Музыка
УМК: «Музыка» Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Класс: 7
Тип урока: урок углубления
Образовательные технологии, методы, приемы:
1. Личностно ориентированное обучение
2. Технология проблемного обучения
3.Технология сотрудничества
4. Технология системно-деятельностного подхода
5. Информационно-коммуникационная технология
Методы:
Метод художественно-педагогической драматургии;
Метод коллективного осмысления;
Метод наблюдения и сравнения;
Метод художественного исполнения;
Метод эмоциональной мотивации учащихся;
Оборудование:
1) Компьютер, проектор
2) Презентация к уроку
3) Раздаточный материал(кроссворд)
Методическое обеспечение, ресурсы: Учебник
Организация пространства: В классе парты стоят для трех групп.
Тема года (тема раздела) | Музыкальная драматургия – развитие музыки | ||||
Тема урока | Духовная направленность русской музыки | ||||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | |||
Формирование нравственных представлений и чувств | познакомить обучающихся с направлением музыкальной культуры: на примерах знакомых уже произведений. | ||||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | |||
1.Самостоятельное и осознанное определение учащимися целей и задач урока, результата деятельности, который должен быть достигнут 2.Систематизировать представления об основах православной и католической духовной музыки; 3. Формировать умение адекватно оценивать себя и своего одноклассника по результатам работы. 4.Формировать умение ясно и чётко воспроизводить полученную информацию, полно и точно выражать свои мысли
| 1. Образовательная: - систематизировать представления учащихся об основах православной и католической духовной музыки; - закрепить понимание приёмов развития музыки духовной и светской в процессе интонационно-образного анализа произведений; - формировать познавательные мотивы учения, умение осуществлять поиск новой информации об основах православной и католической музыки в Интернете, различных справочниках, а также умение излагать своё мнение в устной и письменной форме, делать выводы. 2. Развивающая: - развивать креативные способности учащихся через подготовку и представление творческой работы на тему «Духовная музыка», «Светская музыка»; - создать условия для развития художественно-образного творческого мышления учащихся; - активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами 3. Воспитательная -приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки; -создать условия для воспитания эстетического вкуса, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству; | ||||
Планируемые результаты | Личностные: -ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; эстетические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; - эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия мира. Метапредметные: Личностные УУД: Воспитание, осмысление, запоминание учебного материала. Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия. Познавательные УУД: выполнение группового задания. Коммуникативные УУД: участие в вокально-хоровой работе. Предметные: закрепить понятия слов: знаменный распев, литургия, всенощная, венчание, молебен, хорал, месса, страсти, кантата, полифония, фуга, камерная музыка. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты | ||
| Предметные | УУД | |||
Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне) | Звучит музыка « Радонеж» - Что вы можете сказать о ней? -Какой она вам показалась? -Какой у нее характер? -Где можно её услышать? -Можно ли её напевать дома? | Дети слушают, отвечают на вопросы. | самоорганизация, способность регулировать свои действия | Метапредметные УУД: личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - умение слышать себя и других в общем хоре | |
Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания | -Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать кроссворд. | Дети отгадывают кроссворд пользуясь тетрадью. | Поиск и выделение необходимой информации | регулятивные: - умение применять знание полученные на уроках музыки коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | |
Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание) | - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -Какая цель урока? | Дописывают тему урока в тетрадь. Определяют цель. | Определять тему и задачи конкретного урока. | регулятивные: - умение ставить цель, формулировать проблему; познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами. | |
Первичное погружение в тему | -Как вы думаете, когда возникла музыка? Когда она зародилась? -Претерпевала ли музыка изменения в ходе развития человечества? Какие? | Отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы | Поиск и выделение необходимой информации | регулятивные: - умение применять знание полученные на уроках музыки коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | |
Первичное закрепление | Предлагаю вам вспомнить и исполнить 1 куплет и припев песни «Звонари» | Исполнение песни , при необходимости проработать над звуком, над вторым голосом | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | познавательные: - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; | |
Погружение в тему | -Вслушайтесь в эти слова: «В душе создайте замок счастья, и в сердце не войдет тоска», как вы их понимаете? - О каком замке идет речь? - Разве можно построить замок в душе? -Когда человеческая душа может быть счастлива? -Что является ценностями души человеческой? -Вы совершенно правильно поняли самые ценные качества души человеческой –она умеет любить, верить в добро, надеяться на лучшее.Человек и живет этим усердием.А вера, надежда и любовь – не пустые слова, это и есть национальная идея России. И в подтверждение этих слов еще раз вслушайтесь в строчки песни. - Какой характер у этой музыки? | Дети отвечают,слушают, учитель дополняет | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности . | |
повторение | Вокально-хоровая работа. Попробуем вместе исполнить куплет Вы верно почувствовали настроение музыки.Знаете ли вы, откуда к нам пришла православная вера? -Верно. Вера на Руси называется православной. -Представьте себя на месте князя, понравилось ли вам описание? - Приведите примеры когда музыка была написана под впечатлением колокольного звона? -Прослушаем небольшой фрагмент вступления к опере « Хованщина», которое называется «Рассвет на Москва –реке» _Послушайте и скажите, как звучит здесь оркестр? -Работа в парах Задача обучающихся прочитать и пересказать информацию сначала в группе, а затем всему классу. | Исполняют песню, учитель добивается активного светлого звучания, чистоты унисона, , чистого интонирования двухголосия, отвечают на вопросы. Рассказ подготовленных детей Показ слайдов храма святой Софии в Константинополе. Обсуждение Дети отвечают Дети слушают Дети отвечают. Учитель дополняет Учитель делит класс на три группы. Детям предлагается текст (3 легенды о колоколах) на карточках. | Обеспечение повторения, способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности . | |
Подведение итогов по теме урока (личностные результаты) | На протяжении урока мы часто произносили такие слова: душа, струны души, русская душа. -Так все-таки какя она –душа? Что значит русская душа? | Дети отвечают на вопросы и делают выводы. | Подведение итогов. | личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; | |
Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности – самооценка и взаимооценка) | -Ребята, а сейчас каждая из команд придумает синквейн по теме нашего урока | Сочиняют синквейн, рассказывают. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли. | |
Домашнее задание (на выбор) | Выписать в тетрадь музыкальные произведения относящиеся к духовной культуре. | Записывают домашнее задание в дневник. | | |
| 1 | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4 | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5 | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
| 6 | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
| 7 | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | | | | | | | | | |
Задание
| ||||||||||||
2 | ||||||||||||
8 | | | | | | | | |
1)Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев?
2)Как называется построение целого произведения и его частей, где соблюдаются принципы сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов?
3) Имя немецкого композитора, написавшего Симфонию №3 «Героическую»
4)Какой русский композитор – химика 19в., написал «Ноктюрн» для квартета и оперу «Князь Игорь»?
5)Как называется музыкальный термин, который является одним из самых распространённых способов развития музыки?
6) Как называется на французском языке ночное произведение лирического настроения в инструментальном исполнении?
7) Как называется главное в музыке, так же как и в жизни, изменение интонации, темы, мелодии?
8) Как называется подражание, повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения?