Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого квеста
Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого квеста
«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачёв
Начав работать классным руководителем, я обратила внимание, что «корней» у современных школьников не хватает. На примере моего класса было выявлено, что знания о родном крае и районе у детей поверхностное. Я считаю это связано с тем, что в школьном курсе истории малой родине уделяется недостаточное количество времени на изучение, а кружки по краеведению не могут охватить всех обучающихся.
В этой непростой ситуации нам на помощь пришло предложение об участии в краеведческом квесте «Край, в котором мы живём!», организатором которого является «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания». Мы решили принять активное участие в данном квесте, чтобы не только изучить историю Ординского района и рассказать о своём районе всему краю, но и узнать как можно больше о наших соседях.
Квест проводится с целью привлечения молодёжи к изучению родного края и повышения качества информативности об истории своей малой Родины. Для участия в квесте мы собрали команду из 10 человек, которые погрузились в изучение истории и культуры Ординского района.
Основная рабочая площадка интерактивного краеведческого квеста «Край, в котором мы живём!» - сообщество в социальной сети «вКонтакте». На странице этого сообщества организаторы квеста регулярно выкладывают актуальную информацию о сроках и правилах проведения каждого творческого задания, напоминают об окончании приема работ и принимают все работы также в этом сообществе.
Творческие этапы квеста проводятся в определённые сроки. На выполнение каждого задания командам даётся две недели. За всё время проведения краеведческого квеста командам нужно выполнить следующие задания.
Первое задание, в котором было необходимо рассказать о своём районе – видео-визитки. Ученики собирали информацию не только о своём селе, но и о районе в целом.
Следующее задание – инфографика о символах родного края. Инфографика – это форма графического дизайна, способная представить большой объем информации в наглядном виде и сделать сложные вещи доступными для восприятия. В рамках второго задания командам необходимо было предоставить творческую работу – информационную картинку о символах родного края.
В рамках третьего задания командам необходимо предоставить слайд шоу, созданное в любых доступных программах. Наша команда выбрала простой и доступный Power Point. Слайд-шоу должно содержать информацию об известных, знаменитых, уважаемых земляках муниципального образования, в котором проживает команда. В своём слайд-шоу мы рассказали о 18-ти жителях Ординского района, среди которых герои Великой Отечественной Войны, почетные жители района, художники и писатели.
В рамках четвертого задания командам необходимо представить презентацию в формате PowerPoint. Для выполнения этого задания команда активно сотрудничает с районной и школьной библиотекой и учится писать аннотации к книгам.
Хочется отметить, что участники команды узнавали не только о своем районе, но и просматривали работы других команд из 35 регионов Пермского края. Кроме краеведческих знаний участники квеста улучшают навыки работы с компьютерами и знакомятся со специальным программным обеспечением узкой направленности.
За время участия в квесте было замечено, что интерес обучающихся к истории и культуре не только родного Ординского района, но и всего Пермского края в целом значительно возрос. В ходе выполнения заданий ученики изучали литературные источники, посещали библиотеки и музеи, общались с краеведами и историками района. Интерес к краеведению возрос не только у команды, участвующей в квесте, но и заинтересовал преподавателей и обучающихся школы. В связи с этим с участниками команды было принято совместное решение, по заключению квеста на основе созданных материалов разработать серию краеведческих внеклассных мероприятий и провести их на классных часах, для всех желающих Ординской школы.
Подводя итог вышесказанному мною замечено, что минимум у десятерых учеников «культурные корни» о которых говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, получили новый толчок к дальнейшему развитию. И вместе с командой мы стараемся повысить интерес к родному краю и малой Родине.