Статья «Двигательный режим школьника. Составление комплекса ОРУ с гимнастической палкой»

3
0
Материал опубликован 26 September 2018
Тема «Двигательный режим школьника.

Составление комплекса ОРУ с гимнастической палкой»

План:

1.Введение

2.Недостаточный двигательный режим школьника

3.Основные методы повышения уровня двигательной активности в режиме дня школьника

4.Примерный двигательный режим учащихся 4 класса

5.Составление комплекса ОРУ с гимнастической палкой

6.Заключение

7.Список литературы

1.Введение

Режим дня - динамическая система распределения нагрузки и отдыха, обеспечивающая сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Он основан на всестороннем учёте особенности роста, развития, условий жизни ребёнка и предназначен для установления физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание. Следовательно, режим является основой оздоровительного и профилактического воздействия на организм всех факторов воспитательной работы.

Одним из проблемных вопросов организации здоровьесберегающей среды в школе по-прежнему остаётся двигательный режим детей и подростков. Учебный процесс приводит к тому, что ребята подолгу выполняют домашние задания, занимаются на компьютере. Это неизбежное следствие научно-технического прогресса, но двигательная активность является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека.

Общеизвестно, что физическая культура и спорт играют важную роль в формирование здоровья человека. Обязательная форма физической культуры в школе - уроки физкультуры, которые, согласно данным литературы, не покрывают дефицита двигательной активности школьников, вызванной сложностью учебных программ, нарушениями гигиенических требований режима дня, учебного процесса и т. д. Результат этого - низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков. Между тем, под влиянием систематических занятий физической культурой значительно улучшается физическое развитие, активируется работа всех органов и систем, повышается работа организма к мобилизации функциональных возможностей.

2. Недостаточный двигательный режим школьника

 Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры ) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе. Девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики. Двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии. Недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечнососудистые и дыхательные системы ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная ёмкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребёнок владеет меньшим объёмом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.

Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. Однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.

В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.

3.Основные методы повышения уровня двигательной активности в режиме дня школьника

Двигательный режим школьника складывается из утренней физзарядки, физкультминутки на уроках, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.

Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности. Всемирная организация здравоохранения считает, что ребенок школьного возраста должен двигаться не менее 60 минут в день. При этом физическая нагрузка должна варьировать от средней до высокой. Например, час активной игры в баскетбол или катания на велосипеде – это минимум физической нагрузки для растущего организма. Необходимую нагрузку также дадут два часа, пройденных быстрым шагом или потраченных на помощь в уборке квартиры или гаража.

 В начальной школе учебный процесс начинается с утренней гимнастики до уроков – в 8-15 ч. 10 минут идут занятия утренней гимнастикой.

Для школьников особенно важна правильная организация перемен: возможность выйти на улицу для того, чтобы активно двигаться там и снять умственное и статическое напряжение.

Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в среднем 11% -40% необходимого объема движений. Даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений.

На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы двигательный режим можно увеличить теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.
Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продлённым днём. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная работа всем своим видом, где она является обязательной для всех здоровых людей, не стоит проблема «двигательного голодания» со всеми вытекающими последствиями. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказывается на растущем организме ребенка.
Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка с плохой осанкой, то также безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.
Твёрдый распорядок, предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка.

Существует мнение, что возможность разгрузки учащихся следует искать не в сокращении нагрузки, а в большей упорядочности, лучшей организации режима учебы и отдыха, в частности их двигательного режима. Это позволит школьникам повысить успеваемость, а так же улучшить своё здоровье и физическое развитие.

В упорядочности двигательного режима школьников должны быть заинтересованы и родители. Учителя должны информировать родителей о тех знаниях, которые получают их дети и следить за тем ,чтобы они обязательно выполнялись. Так упражнения на ловкость и силу можно использовать как дополнение к утренней гимнастике; упражнения, предупреждающие и исправляющие различные отклонения от нормального развития костно-связочного аппарата, можно выполнять в ходе физкультминуток. Другие упражнения можно совмещать с прогулками, пребыванием на площадке.

Очень важная проблема - домашние занятия по физической культуре. С первого класса при хорошей системе занятий и проверок формируется привычка к систематическим занятиям. На выполнение занятий ежедневно отводится не менее 15-20 мин. Родители должны знать, что объём и интенсивность заданных упражнений учитель подбирает индивидуально в зависимости от подготовленности школьника и состояния его здоровья, и контролировать эти «уроки» следует не менее строго, чем по математике и чтению. Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, проектная деятельность (презентации), составление комплекса утренней гимнастики или разминки, упражнений с предметами. Домашние задания в младших классах - это комплексы простых упражнений, и оборудование мест для занятий особой сложностью не отличаются. Но ребенка легче заинтересовать физическими упражнениями и регулярными занятиями, если оборудовать «домашний стадион», подобрать - сделать или купить - специальные снаряды и тренажёры. Это могут быть подвешенная трапеция, укреплённая в дверном проёме перекладина, гантели, эспандеры, массажёры. При этом очень важно, чтобы на снарядах занимались, например, подтягиванием на перекладине не только дети, но и взрослые члены семьи. Родителям следует проявить воображение и выдумку, тем более, что в итоге все хлопоты окупятся улучшением здоровья детей, повышением их работоспособности и успеваемости. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно , как собрана вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое , я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.

Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом : длина тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см. , масса тела – на 8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см. , сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.

Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать.

4.Примерный двигательный режим учащихся 4 класса

5.Составление комплекса ОРУ с гимнастической палкой

I. И.п. - стойка ноги врозь, палка горизонтально внизу, хват сверху шире плеч.

1-палку перед грудью;

2-палку вверх;

3-палку перед грудью;

4- и.п. Выполнить 8раз.


II. И.п. - стойка ноги врозь, палка горизонтально вверху, хват сверху шире плеч. 1-2 - наклон туловища влево;

3-4 - наклон вправо. Выполнить 8 раз.


 

III. И.п. - широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху.

1-2- наклон туловища вперёд, палку вверх;

3-4 –и.п. Выполнить плавно 8 раз.


IV. И.п. - стойка ноги врозь, палка перед грудью, хват сверху.

1-2 -наклон вправо, палку вперёд;

3-4-наклон влево, палку вперёд. Выполнить 8 раз в каждую сторону.


 

V. И.п. - стойка ноги врозь, палка перед грудью, хват сверху.

1 - выпад правой вперёд, палку вперёд;

2 - и.п.;

3 – выпад левой вперёд, палку вперёд. Выполнить упражнение 8 раз.


 

VI. И.п.- стойка ноги врозь, палка внизу, хват сверху.

1-2 - присед, палку вперёд;

3- 4 - встать, и.п. Выполнить 8 раз.


 

VII. И. п.- основная стойка, палка вертикально впереди на полу, руки на палке сверху.

1- мах правой ногой в сторону;

2- и. п.,

3-4 -то же левой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой. Выполнять махи прямой ногой, туловище держать вертикально, палку не сдвигать.


 

VIII. И.п. - основная стойка, палка на полу сбоку.

1- прыжок влево через палку;

2 - прыжок вправо. Выполнить до 20 прыжков и перейти на ходьбу на месте.


 

6.Заключение

Потребность детей в активном двигательном режиме обусловлена биологическими законами развития.

«Движение – это жизнь», гласит древняя истина. Врачи же высказываются по этому поводу так: «Работа строит орган». Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост, развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей, скелета, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, органов чувств, а главное – нервной системы, управляющей сложнейшим из механизмов – человеческим организмом.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Активный двигательный режим – единственное средство, способное «нейтрализовать» последствия часов напряжённой учебы. Ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после школы, интенсивные подвижные игры на свежем воздухе в свободные часы, лыжные вылазки и велосипедные прогулки, физкультурные паузы между приготовлением уроков дома, занятия в какой-либо спортивной секции – вот что должен делать каждый ученик. Именно соразмерность умственной и физической нагрузки обеспечивают высокую работоспособность ребёнка как в течение недели, так и на протяжении учебного года; является залогом его здоровья и лучшей успеваемости.

Подвижный образ жизни необходим детям ещё и потому, что школьные годы – это период максимального развития всех качеств и способностей.


 

7.Список литературы

1. Павлов И. Б., В.М. Баршай. Гимнастика с методикой преподавания.- М., 1985.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). - М.: Лептос, 1994

4. Журавин М. Л., Меньшиков Н. К. Гимнастика.- М.: Издательский центр «Академия»,2002

5. Данные сети Интернет

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.