Единый урок на тему «Основы местного самоуправления» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 13 April 2022

t1649856665aa.pngt1649856665ab.gift1649856665ac.gif

t1649856665ad.gif ­­­­­­­­­­



t1649856665ae.png






Учитель истории: САБАТКОЕВА С.

МБОУ СОШ с ЦАЛЫК







25.04.2021г.











Тема открытого урока: «Основы местного самоуправления». Цель: Распространить знания о местном самоуправлении посвящённый ко Дню органов местного самоуправления. Учащиеся должны выяснить какие реформы Древней Руси, в 17 – 20 веках способствовали развитию основ местного самоуправления Задачи: Образовательная задача: Познакомить учащихся с историей развития местного самоуправления, с органами местного самоуправления Развивающая задача: продолжить формирование умение работать с документами, нормативно-правовыми документами и дать документам характеристику, историческим событиям, оценку деятельности органов местного самоуправления и органов местного самоуправления. Воспитательная задача: Оценить значение и роль органов местного самоуправления Оборудование: Видеофильм, презентация, задания группам по истории становления местного . Основные понятия: гражданское общество, местное самоуправление, сельское поселение, глава администрации, органы местного самоуправления, муниципальное образование, местный референдум.

Тип урока: комбинированный

Форма: круглый стол.

Оборудование: Конституция РФ, ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», учебник, рабочая тетрадь.

План:

1. Организационный момент.

2. Введение. Понятие местного самоуправления.

3. Структура органов местного самоуправления.

4. Вопросы местного значения. Интервью с главой местного самоуправления с. Цалык Санакоевым Эдуардом Иналовичем.

Участие населения в осуществлении местного самоуправления.

Формы и методы:

1. Исследовательский метод.

2. Метод проблемного изучения.

3. Беседа.

4. Формулирование выводов.

5. Игровой момент.

самоуправления.

Межпредметные связи: история России, всеобщая история, обществознание

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Я вижу ваши улыбки! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, вот с таким прекрасным настроением мы сегодня начнем открытый урок. Итак, у нас сегодня гости:

Глава Местного самоуправления Санакоев Эдуард Иналович и старшеклассники. Прочтите 3 ст. Конституции РФ. О чем она говорит? Слайд 1

 Ст. 3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». 

2.Определение темы урока, постановка целей урока учащимися




Как вы думаете , с какой целью мы собрались , какой сегодня день?: Цели урока, определяют обучающиеся ; 1) Дать определение такому виду публичной власти как местное самоуправление; 2) рассмотреть принципы, основные функции деятельности местного самоуправления, его роль в демократическом обществе; 3) пробудить у учащихся желание активно участвовать в решении общественно значимых проблем; 4) познакомить учащихся с представителем местного самоуправления - дать определение такому вид публичной власти, как МСУ; - рассмотреть принципы и основные функции МСУ; - поближе познакомимся с направлениями деятельности нашего гостя, как представителя МСУ..

Вступительное слово учителя

-Что такое местное самоуправление?

I. Изучение нового материала. Учитель: Сегодня в рамках учебного предмета мы продолжим знакомиться с вопросами политической жизни современного общества, изучив основы местного самоуправления. У нас на уроке присутствует представитель МСУ с. Цалык. Санакоев Э И, Что же такое местное самоуправление, ребята?\\ Дзгоева Ася .

t1649856665af.pngt1649856665ag.png

Учитель: - Рассматривая тему, сделаем небольшой экскурс в историю. День (праздник) самоуправления был впервые обозначен императрицей Екатериной II 21 апреля 1785 года в «Жалованной грамоте городам». Грамота положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. Реформы Петра I скорее усиливали роль государства, нежели развивали идею местного самоуправления. Более глубокий след оставили реформы Екатерины II. При ней появляются земские суды и земская полиция, приказы общественного призрения, земские повинности и другое.

t1649856665ah.pngt1649856665ai.png





- В сегодняшней России День МСУ ежегодно празднуется с 21 апреля 2013 года. Этот указ подписан В.В. Путиным 10 июня 2012 года.

Вопрос классу: А что вам уже известно о местном самоуправлении из Великих реформ Александра II?

Обучающиеся класса должны вспомнить и сказать о городской и земской реформах 1870 года и их направлениях. Учитель: на самом деле МСУ в России имеет исторические корни уже около 12 веков, Российская государственность состоялась благодаря МСУ, начиная с первых государственных территориальных образований как : Киевская Русь, Новгородская республика, Московское государство. Местное самоуправление этих территорий было мощным систематизирующим фактором. Краткую историческую справку по вопросу « МСУ от истоков даст нам Зибцева Виктория : -- В Древней Руси местное самоуправление получило развитие на уровне сельских общин начинается почти с самого момента ее зарождения. Не только Великий Новгород, но и многие другие, малые города, управлялись народными собраниями — Вече. Позже местное самоуправление осуществлялось в приграничных и колонизируемых территориях, прежде всего в казацких общинах и дружинах. Внимание на экран, ребята, выполним следующее задание .

1. Вставить пропущенные слова или словосочетания.

Земская реформа Ивана  Грозного призвана уничтожить систему _________. Земские или губные старосты избирались ________. В их задачу входило выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего – сбор ________. Решение местных проблем – второстепенное дело. Прогрессивный элемент – внедрение _________ начала в управление. (Кормлений, налогов, выборный, население)

В петровскую эпоху были заложены основы городского самоуправления. В 1708 Петром I  создано 8 губерний, к концу царствования их 12. Управление губернией в руках –_______ чиновников. Их главная функция – организация _____ и изыскание финансов на ее содержании.
С 1714 учреждает выборную должность земского комиссара для сбора нового ______ – подушной подати. Он выбирался _ сроком на год, был ответственным перед избирателями и даже подвергался суду за упущения по службе.
1699 – Указ об учреждении Бурмистрской палаты в Москве и об открытии земских изб в остальных городах, в 1718-1724 они были заменены ___________.
(Армия, дворянское общество, налоги,  коронные, центральные, магистраты

Бигаева Д Городским обывателям дозволялось собираться в городе и составлять «общество городское», пользующееся определёнными правами и выгодами: - «общество» избирало городского главу, бургомистров и ратманов (членов магистрата) через каждые три года; - формировало казну добровольными «складами» и употребляло ее по «общему согласию»; первичными ячейками самоуправления являлись ремесленные управы, которые имели широкие полномочия; основой самоуправления в сельской местности были земские учреждения (земские собрания, управы). Учитель: в гражданском обществе публичную власть на местах осуществляет местное самоуправление (МСУ). -Новое развитие земская идея получила после отмены крепостного права в 1861 г. До введения земств в стране существовало только сословное самоуправление. Однако теперь создавалось всесословное самоуправление – самоуправление гражданское: земство выбиралось гражданами, а не корпоративными объединениями.





Далее презентация : перед нами на экране определение местного самоуправления : МСУ в современной России – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных традиций.

- Ребята, руководствуясь этим определением, попробуйте перечислить основные принципы МСУ (вначале учащиеся пытаются их перечислить, а затем на экране выводятся принципы): 1. Самостоятельность органов МСУ. 2. Активное участие населения в решении местных вопросов . 3. Многообразие форм его существования (собрания граждан, сходы граждан, референдум, участие в выборной кампании). Учитель: - какую роль вы бы отвели МСУ в государстве и обществе? (связующую, «центральную позицию»). У вас на столах брошюры Конституции РФ. Давайте из первоисточника посмотрим, какая роль отводится МСУ ( статьи : 3, 12, 8, гл. 8 – ст. 130, 131, 132). Руководствуясь этими статьями 1) попробуйте определить степень самостоятельности МСУ; 2) кто осуществляет выборы органов МСУ; 3 ) попробуйте теперь сами составить определение понятия МСУ. Местное самоуправление - организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов жителей. А теперь посмотрим слайды презентации: Органы МСУ;

t1649856665aj.png

Учитель: Еще раз , опираясь на ст.Конституции, назовите формы активного участия населения в решении местных вопросов ( -собрания граждан, сходы, референдум). Как вы думаете, какие вопросы население решает через МСУ? - открытие школ, д/с; - благоустройство и озеленение территорий; - охрана общественного порядка; - охрана памятников истории и культуры и т.д. Перед вами на столах есть приложение № 3, с помощью которого вы можете определить, что является муниципальной собственностью и для чего она необходима органам местного самоуправления (учащиеся должны прийти к выводу об экономической составляющей стороне средств существования органов МСУ). Учитель: еще раз вернемся к определению - органы МСУ отделены от государственной власти, но необходима для условия существования господдержка. Как вы думаете почему? (Т.к. в руках государства находятся материальные и экономические ресурсы). -Кому принадлежит право осуществления выборов МСУ?





- Ребята, попробуйте перечислить должностные лица и органы, осуществляющие МСУ- - глава города (мэр) – от фр. «старшина» (в С\Петербурге – губернатор): – сайт мэра (с какими вопросами обращается население), как? - глава администрации - совет депутатов. Какие функции они выполняют? Какие вопросы решают? Посмотрите, пожалуйста , на экран!

t1649856665ak.png

Учитель: Обратите внимание на следующую информацию!

t1649856665al.png

t1649856665am.gifДля решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется местный бюджет, то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют: -местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно — коммунального фонда); -поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации; -отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.

Учитель: а кто на данный момент является главой нашего города г Беслан ? А кто у нас в селе глава местной администрации? .Пользуясь встречей с гостьей, представителем МСУ, давайте попросим немного рассказать о своих полномочиях в занимаемой должности. Учащиеся класса могут в дальнейшем обратиться с вопросами к гостю:

t1649856665an.gifВОПРОСЫ ГОСТЮ:

1. Как и когда Вы заняли этот пост? 2. Какое у вас образование и где вы учились? 3. Какими качествами должен обладать истинный политик? 4. Вы бы хотели занять более высокий пост? 5. Какие, по вашему мнению, нужны знания современному молодому человеку? Главе? 6. Какие профессии, на ваш взгляд, будут наиболее востребованы в ближайшие 5 лет? 7. Какие мероприятия по благоустройству города запланированы- на ближайшее время?

8. Какая связь существует между депутатами и села ? 9. Самое яркое, волнующее событие в вашей работе? 10. Какое событие (дело, мероприятие) вызвало у вас личное разочарование, огорчение? 11. За что вы любите свою работу? Далее ученик благодарит гостя от имени присутствующих на уроке,

t1649856665ao.pngt1649856665ap.png

Рефлексия: Мы , ребята, провели важную работу по изучению роли , места и работы структур местного самоуправления. Определите , пожалуйста, свою позицию по поводу того, местное самоуправление крайне выгодно или не выгодно обществу.



t1649856665aq.png

Самооценивание ребят, работавших на уроке Спасибо за урок.

Приложение 1:

Принципы местного самоуправления:

1. Самостоятельность органов м/с 2. Активное участие населения в решении местных вопросов





3. Многообразие форм его осуществления …..Местные органы с/у отделены от системы государственной власти. Но необходимым условием существования м/с является его государственная поддержка. т.к. в руках государства находятся основные материальные и экономические ресурсы. ..Активное участие населения в решении местных вопросов происходит через представительные органы, а также через референдумы, собрания, сходы граждан. ….Право на участие в местном самоуправлении – неотъемлемое право каждого человека, которое должно гарантироваться и защищаться наравне с другими правами. …..Местное самоуправление действует на основе соответствующих законов: Конституции РФ,федеральных законов, уставов муниципальных образований (районов, городов, посёлков и т.д.),решений и постановлений органов местного самоуправления. …Местное самоуправление осуществляется населением города как непосредственно через референдумы (голосования), собрания (конференции, сходы граждан), так и через выборные представительные и другие органы местного и территориального общественного самоуправления. …Органы местного самоуправления – представительные, исполнительные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения. Не входят в систему органов государственной власти. …. Распорядительная власть принадлежит представительным органам (собранию представителей, совету депутатов, думе), а исполнительная – главе администрации и аппарату администрации.

Приложение 2: Экономическая основа местного самоуправления

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут использоваться органом местного самоуправления по собственному усмотрению. Субвенции - это бюджетные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Расходование этих средств контролируется государственными органами. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов. К неналоговым доходам бюджета муниципального образования относятся так называемые средства самообложения. Под ними понимаются разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования средств самообложения решаются местным референдумом. Муниципальные образования могут привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления. Кроме доходной части, в местном бюджете существует и расходная часть. Расходы местных бюджетов формируются на основе реестров расходных обязательств соответствующих муниципальных образований. Эти расходы согласно Бюджетному кодексу РФ делятся на расходы, совместно финансируемые из бюджета муниципального образования, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета Российской Федерации, и расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов. Расходная часть местного бюджета согласно статьи 12 федерального закона «О





финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» включает: -расходы, связанные с решением вопросов местного значения; -расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органу местного самоуправления; -расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным ссудам и займам; ---ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности; -иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования. Расходы местных бюджетов подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития. Расходы должны соответствовать доходам. Принцип сбалансированности бюджета является необходимым условием бюджетной деятельности. Нерешение этого принципа порождает дефицит бюджета.

Приложение № 3:

t1649856665ar.png

.



АНАЛИЗ УРОКА № 2 ТЕМА; МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ.



Учитель (Ф.И.О.,

Сабаткоева Светлана Таймуразовна

Класс

9

Присутствовало

17

Учебный предмет

Обществознание



Тема урока

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ.

Тип урока

ФГОС Комбинированный



Цели урока

Образовательные -распространить знания о местном самоуправлении посвящённый ко Дню органов местного самоуправления развивающие, воспитательные. -развивающие - Учащиеся должны выяснить какие реформы Древней Руси, в 17 – 20 веках способствовали развитию основ местного самоуправления;

Залачи ;

Образовательная задача: Познакомить учащихся с историей развития местного самоуправления, с органами местного самоуправления Развивающая задача: продолжить формирование умение работать с документами, нормативно-правовыми документами и дать документам характеристику, историческим событиям, оценку деятельности органов местного самоуправления и органов местного самоуправления.

Воспитательная задача: Оценить значение и роль органов местного самоуправления

Оборудование

Видеофильм, презентация, задания группам по истории становления местного . Основные понятия: гражданское общество, местное самоуправление, сельское поселение, глава администрации, органы местного самоуправления, муниципальное образование, местный референдум.

Тип урока;

Комбинированный -

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

коллективная, индивидуальная,

Личностные результаты:

 Л1 – достаточный объем понятийного аппарата  и усвоенных терминов для свободного выражения мыслей в процессе исторической речи; Л-2 понимание истории как одной из базовых наук.

Метапредметные результаты:

умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция  своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: самостоятельно строить рассказ Получат возможность научиться:  анализировать  исторические факты.



Этапы урока

Оценка деятельности преподавателя

(элементы «фотографии» урока)

Организационный этап

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ - требовательность, сдержанность, собранность учителя; последовательность в предъявлении требований. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи -кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм.

Структура урока включала в себя следующие этапы:

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения:, которое помогло мотивировать учащихся, проверка дом здания). Учитель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, оперативно проверяет готовность учеников и готовность класса к проведению урока; организует внимание обучающихся на предмете

Этап проверки домашнего задания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить общие умения и навыки. СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом,

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников , актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия,

Учитель проверяет выполнение домашнего задания путем фронтального опроса Проверка домашнего задания не выходит за рамки этапа (5-7 минут), учитель определяет качество выполнения домашнего задания у большинства учеников, обнаруживает типичные недостатки, помогает обучающимся ликвидировать обнаруженные недочеты. В ходе данного этапа проведена актуализация опорных знаний, понятий и представлений обучающихся для дальнейшей работы.

УУД регулятивные:

 Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности;

Этап всесторонней проверки знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. Активность и коммуникабельность, чувство команды между учителем и присутствующими.

Цели определяют тип урока – открытие  новых знаний (история).

В ходе данного урока среди всех содержательных линий образования: государственного образовательного стандарта, реализуется в большей степени линия формирования умения проектировать свою деятельность, строить социальные коммуникации. Активные методы обучения позволили учащимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса)

Структура урока включала в себя следующие этапы:

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения:, которое помогло смотивировать учащихся, проверка дом здания)

Актуализация знаний:

Приёмы:Беседа и интервьюирование.

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение целей урока, учебных задач с выходом на самостоятельное изучение нового материала.
 

. С помощью опроса и беседы учитель и обучающиеся перечисляют социально-экономические процессы, происходящие в современной жизни людей. Происходит актуализация опорных знаний, активизируется познавательный интерес обучающихся.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: выявление причины затруднения (УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Учитель, используя метод сократической беседы, наводит обучающихся на вывод, как трансформировалось общество в данный период. Обучающиеся говорят о том, что история древних египтян богата событиями. Почему страну называли даром Нила- проблемный вопрос. На который ребята дружно отвечают Учитель задает вопросы обучающимся: «Как вы понимаете это высказывание? Учитель делит обучающихся на три группы, раздает им задания в виде иллюстраций и текстов. . Обучающиеся совместно с учителем формируют цель урока Учитель поддерживает интерес обучающихся, создает необходимость получения нового знания.


.

Этап усвоения новых знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Словарная работа.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — умение вести эвристическую беседу, организовывать самостоятельную работу учащихся в сочетании с беседой, использовать компьютерную технику. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования в форме беседы. проводимой под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

.Обучающиеся шли к усвоению новых знаний путём размышлений, выбора необходимой информации из многообразия предложенного, собственных умозаключений, сравнивая свои рассуждения и предположения с материалом учебника).

Урок открытия нового материала – урок-исследование, с применением игровых технологий. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям очень нравится что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике. Дети стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо.

В соответствии с возрастной доминантой исследовательская деятельность проходит в непринужденной форме.

Динамическая пауза (ФМ)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАснятие локального утомления обучающихся, смена вида деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ — упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – содержание ФМ должно отвечать возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН (Приложение).

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся.

Этап соответствовал рекомендациям СанПиН.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по­нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций

Учитель ставит вопросы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся решается задача урока.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление с последующим применение их на практике (самостоятельный поиск нужной информации,- воспроизведение учащимися вновь полученных знаний в форме защиты своей темы исследования.

Закрепление изученного материала в форме организации деятельности  по нахождению нужной информации и защиты проекта. Тестирование


Этап закрепления нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

УУД коммуникативные: 

К1 – приобретают  опыт  работы в коллективе ;

К2 – практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества;

К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

Система оценивания обучающихся за работу на творческом уроке:

Рефлексия учебной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме свободной самооценки .

Итог урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Закрепление знаний, применение их на практике, воспроизведение учащимися вновь полученных знаний проходило с последующей защитой проекта исследования тестирования . Деятельность учащихся носила познавательный, развивающий и обучающий характер: «учусь сам - учу другого».

Рефлексия проходила в свободной форме с определением оценки всего урока, так и самооценки.

В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Учитель сообщает обучающимся домашнюю работу, составленную по дифференцированному принципу; разъясняет методику ее выполнения.

ВЫВОДЫ

Достижение цели урока:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА:

1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие).

Запланированный результат урока был достигнут, обучающиеся, получали возможность высказать свое мнение и были включены в процесс получения нового знания. На уроке была обеспечена познавательная, коммуникативная и самостоятельная деятельность обучающихся, материально-техническая база соответствовала целям урока и обеспечивала успешное получение и усвоение знания (раздаточный материал, карта, иллюстрации и т. д). Обучающиеся провели актуализацию уже полученного знания, установили причинно-следственные связи прошлых тем с новой. Работа обеспечила интерес и занятость всего класса; открытая система оценивания позволила обучающимся объективно и оперативно оценить свою работу. Учителем были использованы целесообразные методы обучения, позволившие достигнуть поставленных цели и задач.

Достоинства урока

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты:

1. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками).

2. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).

3. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

4. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

5. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся,

6. Соответствие методики проведения урока возрастным особенностям учащихся.

7. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

8.Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

9. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

10. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

____________________________________



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.