План урока по математике в 5 классе на тему «Единицы измерения площадей»

3
0
Материал опубликован 17 January 2021

Сценарный план урока

Класс

5

Предмет

Математика

Тема раздела

Площади и объемы

Тема урока

Единицы измерения площадей

Цель урока





Задачи урока

Обеспечить формирования у школьников знаний по теме: «Единицы измерения площадей»; систематизировать и обобщить сведения о теме «Единицы измерения площадей»; закрепить навык перевода из одних единиц измерения площадей в другие единицы измерения.

Образовательные:

Развивать умение формулировать определение понятий.

Формировать умение применять на практике .

Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

Обогащать словарный запас учащихся.

Совершенствовать умения выполнять переводы из одних единиц измерения площадей в другие единицы.

Тип урока, вид урока, методы, формы, приемы обучения

Тип урока: урок систематизации знаний.

Метод: исследовательский, эвристический, проблемного обучения.

Приемы обучения:

«Заполните пропуски», «Библиотека», «Пометки на полях».

Планируемые результаты:

Личностные

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности

Метапредметные







умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы соей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметные


совершенствование навыков;

расширение и систематизация знаний о единицах измерения площадей;

формирование умения читать, записывать и применять правила перевода единиц измерения площадей, рассуждать, обобщать, видеть несколько решений одной задачи, выступать с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы.

Оборудование:

Проектор, экран.


Урок нацелен на формирование ФГ:

математической грамотности;

читательской грамотности;

финансовой грамотности.

Структура урока:

Организационно – мотивационный этап:

Приветствие.

Актуализация имеющихся знаний по основным темам

Основной этап

Создание проблемной ситуации.

Поиск решения

Промежуточная рефлексия

Физкультминутка.

Выражение решения. Применение знаний по теме «Единицы измерения площадей»

Домашнее задание.

Итог урока. Рефлексия деятельности.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту «Урок для жизни»

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут выработать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Мой урок – урок приобретения и отработки практических навыков вычислений площадей прямоугольника, необходимых для повседневной жизни, решения задач реальной математики.

Цель урока: обеспечить формирования у школьников знаний по теме: «Единицы измерения площадей»; систематизировать и обобщить сведения о теме «Единицы измерения площадей»; закрепить навык перевода из одних единиц измерения площадей в другие единицы измерения.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивать умение формулировать определение понятий.

Формировать умение применять на практике .

Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

Обогащать словарный запас учащихся.

Совершенствовать умения выполнять переводы из одних единиц измерения площадей в другие единицы.

Развивающие

Осуществление системно - деятельностного подхода.

Развитие критического мышления.

Развитие внимания.

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных)

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Формирование логических умений.

Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Развитие умения формулировать проблему.

Развитие умения работы в парах.

Воспитательные:

Развитие коммуникативных УУД

Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении ситуативных задач.

В учебном плане школы нет предмета под названием «Функциональная грамотность». Поэтому урок направлен на формирование функциональной грамотности: математической, читательской, финансовой. Таким образом урок является актуальным.

Новизна заключается в использовании во время урока заданий, в которых нужно применять полученные знания для поиска решений в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни.

Это первый из трёх уроков, отведённых на эту тему в 5 классе.

На уроке я активно использую технологию проблемного обучения. Данная технология представляет собой один из эффективных способов введения нового знания, она организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя, позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать. Обучение с использованием данной технологии обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Применяя технологию, учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения, поиска нужной информации в различных источниках.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Метод: исследовательский, эвристический, проблемного обучения.

Приемы обучения: «Заполните пропуски», «Библиотека», «Пометки на полях».

Планируемые результаты:

Личностные

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности

Метапредметные

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы соей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметные

совершенствование навыков;

расширение и систематизация знаний о единицах измерения площадей;

формирование умения читать, записывать и применять правила перевода единиц измерения площадей, рассуждать, обобщать, видеть несколько решений одной задачи, выступать с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы.

Технологическая карта урока по математике в 5 классе

по теме «Единицы измерения площадей»

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактическое оснащение этапа

Формируемые УУД

Организационно – мотивационный этап




Приветственное слово учителя.

Добрый день, ребята.

-Здравствуйте, ребята!

Вспомнить все, что мы учили,

Ничего ведь не забыли.

Рисуем, чертим, вычисляем –

Геометрию мы знаем.


Давайте улыбнемся друг другу. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


Актуализация имеющихся знаний.

Задает вопросы ученикам:

- Что мы изучали на предыдущих уроках?

- Какие действия вы умеете выполнять?

Прием «Заполните пропуски»







Как измерить площадь?

Нет задачи проще.

Поглядите-ка сюда:

Здесь построились друзья –

Будто бы солдатики

Ровные квадратики.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их пересчитать.

Решить задания формата PISA


Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.








Вспоминают, изученный ранее материал, который связан с формулировкой проблемы.

Выполняют действия, слушают ответы товарищей, исправляют ошибки.








Выполняют задания на доске.

Заполните пропуски:

1) Назовите фигуру...

2) Формула периметра...

3) Формула площади...


t1610907058aa.gif






Выполняют задания

Найдите площадь фигуры, считая, что площадь одной клетки равна 1 см2.

t1610907058ab.gif

2) Как найти площадь всей фигуры, если известна площадь всех частей этой фигуры?

























Рабочий лист урока, лист самоанализа


Принцип психологической комфортности.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

















Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу.

Личностные УУД

мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.




Основной этап

Создание проблемной ситуации.

Создает для учеников проблемную ситуацию.

Задание фомата PISA






















Вопрос 1: ПОКУПКА

Сколько квадратных метров пола нужно покрыть плитками в зале длиной 1200 см и шириной 8 м?

А 9600 см2 В 9600 м2 С 96 м2 D 960 м2

Вопрос 2: ПОКУПКА

Какую плитку лучше приобрести, чтобы затраты на покрытие пола были минимальными.

Записывает ответы учеников на доске.

Возникает проблема незнания как работать с разными единицами измерения длины.


Какие вы заметили противоречия?

Какой у вас возникает вопрос?

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке, что будем изучать?

- Что нужно узнать для решения проблемы?

Предлагает записать в тетради «число», «классная работа», тему урока.

ПAutoShape 25 оиск решения

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

Прием Библиотека

Стр 114 (работа по статье учебника)

Используется прием «Пометки на полях (инсерт)».

Учащимся предлагается прочитать текст, делая пометки на полях. Для пометок используются специальные символы.


Во многих странах, в том числе и в России, на чертежах миллиметр является единицей измерения длины по умолчанию: если размеры указаны без единиц измерения, то это размеры в миллиметрах. Площади микросхем, микрочипы измеряют в мм2

- квадратным сантиметром (см2).

Фотографические снимки измеряют в см2.

-квадратным дециметром (дм2).

Картинные полотна, ковровые полотна измеряют в дм2.

- квадратным метром (м2) .

При Петре I в системе единиц площади прочно утвердились квадратные метры. Квартиры, дома, все для ремонта измеряют в м2.

- квадратным километром (км2).

Например, площадь поверхности Земли - 510 072 000 км2, площадь суши - 148 940 000 км2, площадь водной поверхности - 361 132 000 км2.

2) Основной единицей измерения площади сельскохозяйственной земли является гектар (га).

На территории России единица «гектар» была введена в практику после Октябрьской революции (1918 г.) вместо десятины.

1 гектар (га)= 100 ар (а) = 100 м •100 м = 10000

то есть 1 га = 10 000 м2.

Ар (сотка) – одна из основных единиц измерения площадей небольших участков земли. Ар (а) — площадь квадрата со стороной 10 м.

1 ар (а) = 10 м •10 м = 100 м2

Значит,1 а = 100 м2.

3) Соотношения между единицами измерения площадей (показаны на форзаце учебника).

Так как1 дм = 10см, то в 1 дм2содержится 10-10 квадратных сантиметров, то есть 1 дм2= 100 см2.

Так же устанавливаем, что1 м2= 100 дм2.Так как1 м = 100 см, то в 1 м2содержится

100 • 100 квадратных сантиметров, то есть1 м2= 10000 см2.

4) Если длина и ширина прямоугольника выражены в метрах, то его площадь выражается в квадратных метрах. Если длина и ширина прямоугольника измерены в разных единицах, то их надо выразить в одних единицах.

Возвращаемся к проблемным задачам

Работа в парах




















3. Физкульт-ка



4. Тренировочные упражнения по теме урока.

1. № 750, 753, 756 (в), 760.

2. На повторение: № 769(а), 774.







Учащиеся выполняют задание.

Вступают в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.


Задание «ПОКУПКА»

В магазине имеется три вида плиток для пола:

Вид плитки


Стоимость одной плитки


Квадратная плитка со стороной 2 дм

66 руб


Плитка, площадь которой равна 1 кв. дм

60 руб


Плитка, имеющая длину 3 дм и ширину 2 дм

75 руб

Отвечают на вопросы учителя.
































Формулируют тему урока и цели урока.


Записывают в тетради «число», «классная работа», тему урока.


Вступают в диалог (для испытывающих затруднения помогаем фразами «объясни, как ты понял…»).



Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« ! » - информация, идущая вразрез с

имеющимися представлениями и знаниями.






































Выполняют задания (всем классом). Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

























































































Работают в парах, затем решение обсуждают со всем классом, записывают в тетрадь


1 вопрос Площадь пола равна 96 м2= 9600 дм2

2 вопрос

1 вариант

Площадь 1 плитки 0,04дм2, значит на этот пол нужно 2400 плиток. Стоимость пола будет 158400 руб.

2 вариант

Необходимо 9600 плиток, значит стоимость пола будет 576000 руб.

3 вариант

Площадь одной плитки 6 дм2, нужно 1600 плиток. Стоимость пола будет 120000 руб.

Выгоднее 3 вариант.

Выполняют упражнения физкультминутки, отдыхают, переключают внимание.

Обсуждают решение всем классом.

Записывают примеры в тетрадь, обсуждают решение, приходят к общему мнению (работа в парах, в группах). Первый ученик, решивший пример правильно, записывает решение на доске, комментирует решение. Класс следит за решением. Каждый пример обсуждается отдельно.

Задают вопросы. Слушают товарищей. Обсуждают решение.




Рабочий лист урока, учебник, лист самоанализа, презентация к уроку.



Регулятивные УУД действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности.

Личностные УУД

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, в общей беседе. Познавательные УУД

осознавать познавательную задачу;






























Регулятивные УУД

понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД

мотивация учения.

Коммуникативные УУД

участвовать в диалоге, в общей беседе.

Познавательные УУД

искать, получать и использовать информацию;

читать и слушать; извлекать нужную информацию.




















Выражение решения. Применение нового знания.

- Какой ответ на основной вопрос урока (проблемная задача) мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

- Используя свои знания, выполните тест.

Тест (Учитель раздает детям листочки с тестом и на них дети обводят правильные ответы)

Оцените свою работу на уроке.


Обобщают, делают вывод по проблеме.

Выполняют тест с взаимопроверкой.






1. Выбери единицу измерения площади:

А) м;
Б) га;
В) кг.

2. Пусть а, в – стороны прямоугольника. Площадь прямоугольника находится по формуле:

А)S = a*в; Б)Р = a*в; В)S = a +в.

3. Гектар – это площадь квадрата со стороной …

А) 10 м; Б) 100 м; В) 1000 м.


Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

Рабочий лист урока, лист самооценкилисточки с тестом

Личностные УУД

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД

действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Домашнее задание.

782,789

Задание формата PISA

Д

4 см

2см

има составляет последоват-сть квадратов. Каждый раз он увеличивает длину стороны квадрата на одно и то же число. Ниже изображены три первых квадрата в этой последова-тельности.


6см





А. Какова будет площадь пятого квадрата?

А) 100 см2; В) 64 см2; С) 25 см2; D) 10 см2.

Открывают учебник, просматривают задание, записывают в дневники.

Учебник.




Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- С какими трудностями столкнулись?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Суммируем балы полученные за урок в оценочном листе.








Считают сумму полученных за урок баллов и сдают листы учителю.

Лист самооценки

Регулятивные УУД

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.






Рабочий лист

Прием «Заполните пропуски»

1t1610907058aa.gif ) Назовите фигуру...

2) Формула периметра...

3) Формула площади...

1)Найдите площадь фигуры, считая, что площадь одной клетки равна 1 см2.

t1610907058ab.gif

2) Как найти площадь всей фигуры, если известна площадь всех частей этой фигуры?

Прием Библиотека

Стр 114 (работа по статье учебника)

Используется прием «Пометки на полях (инсерт)».


Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« ! » - информация, идущая вразрез с

имеющимися представлениями и знаниями.












ПОКУПКА

В магазине имеется три вида плиток для пола:

Вид плитки


Стоимость одной плитки


Квадратная плитка со стороной 2 дм

66 руб


Плитка, площадь которой равна 1 кв. дм

60 руб


Плитка, имеющая длину 3 дм и ширину 2 дм

75 руб

Вопрос 1: ПОКУПКА

Сколько квадратных метров пола нужно покрыть плитками в зале длиной 1200 см и шириной 8 м?

А 9600 см2 В 9600 м2 С 96 м2 D 960 м2

Вопрос 2: ПОКУПКА

Какую плитку лучше приобрести, чтобы затраты на покрытие пола были минимальными.

3. Физкультминутка

4. Тренировочные упражнения по теме урока.

1. № 750, 753, 756 (в), 760.

2. На повторение: № 769(а), 774.

5. Домашнее задание. 782,789


Дима составляет последовательность квадратов. Каждый раз он увеличивает длину стороны квадрата на одно и то же число. Ниже изображены три первых квадрата в этой последовательности.

4 см

2см

6см




А. Какова будет площадь пятого квадрата?

А) 100 см2; В) 64 см2; С) 25 см2; D) 10 см2







Лист самооценки обучающегося.

ФИ ____________________________

Моя успешность на уроке

Виды работы

Отлично

Хорошо

Мог бы лучше

Прием «Заполните пропуски»




Найти площадь фигуры




Покупка 1 вопрос




Покупка 2 вопрос




Решение номеров из учебника




Тест




Итоговый балл






Критерии оценки.

Отлично – 2 балла.

Хорошо – 1 балл.

Мог бы лучше – 1 балл.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.