Статья «Единство семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка»

2
0
Материал опубликован 10 August 2022

Никульшина Татьяна

«Единство семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребенка»

В современной России большое внимание уделяется подрастающему поколению. Дети - наше будущее, и каким оно будет, зависит, в первую очередь, от настоящего, от того, сколько важного и полезного дошкольнику смогли дать его родители и наставники.

Для того, чтобы ребенок был готов к школе, с учетом требований мировых и отечественных тенденций, введен Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование». Важную роль играет и воспитательный процесс, формирующий будущую личность пока еще маленького человека.

Воспитание можно назвать своего рода фундаментом, на котором, подобно дому, будут заложены привычки, знания, отношение к себе и к окружающим, а также многое другое. Грамотное воспитание способно смягчить неприятные качества характера, научить ребенка «прятать колючки» и подчеркнуть то лучшее, что дано ему от природы [1].

Ответственность за образование, воспитание ребенка и его социализацию несут, в первую очередь, сами родители. Система образования играет вспомогательную роль для них в развитии детей.

Родители – это пример, который постоянно находится перед глазами у детей с первых дней жизни. Они самыми первыми учат ребенка отличать хорошие поступки от плохих, ориентироваться, что правильно, а что нет. В компании или группе детского сада ребенок транслирует ту модель поведения, которая привычна ему дома.

По мнению, Т.Г. Молодцовой, то, что ребенок смог приобрести закладывается у него в памяти и сохраняется в течение всей жизни. Важной особенностью семьи является то, что в ней ребенок находится в течение значительного времени своей жизни. В зависимости от особой воспитательной значимости семьи, появляется проблема, как поступить, чтобы свести к максимуму положительное воздействие и минимизировать отрицательное влияния семьи на воспитание ребенка [3].

Таким образом, семейное воспитание можно охарактеризовать, как целенаправленное воспитательное воздействие, с целью развития у ребенка определенных качеств, необходимых для его дальнейшей жизнедеятельности. Со временем воспитательный процесс происходит и в детском саду, при условии, что ребенок посещает его.

Связи с этим, вопрос плодотворного взаимодействия между семьей и дошкольным образовательным учреждением не теряет своей актуальности. Данная тенденция обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время большинство взрослых людей беспокоит материальное благополучие. Родители отдают все силы работе, чтобы обеспечить жизнь комфортом, а детей – всем необходимым, при этом возлагая ответственность за воспитание ребёнка на педагогов.

В связи с этим очень важно выстроить систему взаимодействия между воспитателем и родителями, чтобы решать воспитательные задачи сообща [2].

Процесс взаимодействия может иметь различные формы, которые выбирают, исходя из поставленных целей. Среди наиболее часто применяемых форм можно выделить индивидуальные и коллективные, информационно-аналитические, досуговые и познавательные.

Эффективнее всего применять активные формы взаимодействия с родителями в виде семинаров, деловых игр, мастер-классов и т.д. Такие мероприятия способствуют выстраиванию открытых отношений между педагогами и родителями.

Результативность взаимодействие между детским садом и родителями можно увеличить, соблюдая определенные психологические условия:

- создание обстановки доверия и сотрудничества с родителями воспитанников;

- заинтересованность сотрудников в построении взаимодействия с родителями;

- системный характер взаимодействия.

Работу с родителями можно начать с проведения тематических мероприятий, посвященных укреплению семейных отношений. Для этого можно предложить ряд мероприятий.

Одним из первостепенных и важных шагов является проведение общесемейных собраний, которые можно представить в виде еженедельных чаепитий с обсуждением планов, успехов неудач всех домочадцев. Важно не использовать в них критику, а принимать человека и его эмоции, хвалить за совершенные поступки.

Также можно предложить родителям заняться всей семьей заполнением альбома с фотографиями, которой можно сделать настоящей реликвией, дополнив воспоминаниями, и создать список семейных достижений, который будет пополняться всеми домочадцами.

Интересным упражнением является создание древа семейных ценностей. Его цель – ранжирование каждым членом семьи своих ценностей и общее обсуждение. Каждый член семьи рисует дерево с корнями, стволом и кроной. В корнях пишут фундаментальные и незыблемые ценности,
в ствол – важные, но не всегда приоритетные, в крону – желаемые.

Создание древа семейных ценностей – это, по сути, первый шаг к созданию миссии семьи. Важно, чтобы она строилась на возможностях, а не на ограничениях. Миссия может выглядеть как лозунг, девиз, который можно распечатать и установить на видное место.

Социальное служение является важным этапом формирования нравственных отношений внутри семьи. Им может быть бескорыстный труд на благо общества, других людей, природы. Решить, чем заниматься, можно на общесемейном собрании.

Таким образом, мы видим, что только плодотворное сотрудничество членов семьи и представителей дошкольного образовательного учреждения позволит воспитать гармонично развитую личность ребенка. Для этого важно, чтобы педагоги и родители были союзниками, а не находились по разные стороны баррикад.


Литература:

Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 2009. –198 с.

Комарова Е.С. Как оценить работу детского сада: пособие для руководителей ДОУ. - 2-е изд. - М., 2016. - 127 с.

Молодцова Т. Г. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников // Молодой ученый, 2018. № 5 (191). С. 154-157. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/191/48150/ (дата обращения: 28.07.2022).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.