Статья «Природосообразное образование и воспитание в семье как основа гармоничного развития одаренности ребёнка»
Природосообразное образование и воспитание в семье как основа гармоничного развития одаренности ребенка.
Впервые идею природосообразности высказал Аристотель. Он утверждал, что у человека есть три души: растительная (питание и размножение); животная (ощущения и желания); разумная (мышление), которые тесно взаимосвязаны, поэтому воспитание необходимо вести с учетом этой связи: физическое, нравственное, умственное.
В основу данной статьи взяты работы ныне практически забытого великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци.
У И. Г. Песталоцци - принцип придосообразности: это «Способности, полученные от природы, развиваются и крепнут посредством упражнений... Сама природа каждой из этих сил побуждает человека упражнять их. Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, рука - хватать. Но также сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить". Его принцип природосообразности, включает физическое и нравственное воспитание, умственное образование, которые должны осуществляться в тесной взаимосвязи, обеспечивая в итоге гармоничное развитие человека.
Так что же такое природосообразное образование и воспитание?
Это метод, который основан на том, что, изучая природу ребенка, взрослые помогают раскрыться тем талантам, которые заложены в маленьком человеке от рождения.
Другими словами: не стоит всех учить в всему. Имеет смысл каждого учить тому, к чему у него есть склонность.
«Мой первый принцип, - провозглашает Песталоцци, - заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет» [1]. Очевидно, что школа этим заниматься не будет, во всяком случае, в обозримом будущем. Значит, остается лишь один вывод – учить и воспитывать ребенка по методу природосоответствия могут только родители.
«Час рождения ребенка есть первый час его обучения, - утверждает Песталоцци. – С той минуты, когда его чувства стали восприимчивы, с этой минуты начинает учить его природа. Сама жизнь есть не что иное, как только что пробудившаяся способность воспринимать впечатления…Всяко обучение людей, следовательно, есть ни что иное, как искусство помочь этому естественному стремлению человека к развитию…»[2].
Стоит напомнить: психофилософия исходит из того, что именно младенец является нравственным идеалом человека.
Почему? Именно потому, что младенец абсолютно естествен. Желания и стремления маленького человека, вполне возможно, указывают на то, чем этот человек хочет заниматься в жизни.
Не случайно ведется так много разговоров о том, что с самого детства человека надо уважать. Речь идет, в частности, и об уважении к проявлению его талантов и склонностей.
Увы, мы нередко забываем, что ребенок – не только объект любви, заботы, нежности и, конечно, воспитания – куда ж без него? – но и объект внимательного наблюдения.
Песталоцци говорит: «Самое существенное в методе состоит в том, что он пробуждает в ребенке сокровеннейшие задатки, какие только у него имеются» [1].
То есть, когда мы навязываем ребенку те знания, которые, с нашей, взрослой, точки зрения, ему необходимо усвоить, вместо того, чтобы понять, к чему у него самого есть интерес, - мы можем пропустить «сокровеннейшие задатки», не увидеть то самое главное, что в него заложено природой.
Почти всегда родители исходят из того, что ребенок некий пустой сосуд, который надо чем-то наполнить.
Это не так.
Ни один человек не рождается пустым. Все люди рождаются, если можно так выразиться, разнонаполненными.
Может быть, важнейшая задача родителей – отыскать у своего ребенка его сущностные устремления, его природные таланты.
Устремление ребенка – закон.
Не стоит, наверное, долго говорить, что дети близки к Природе. Даже не просто близки – они ее часть. Они как бы еще до конца из природы не вышли. Поэтому их поведение абсолютно логично и гораздо более разумно, чем нам порой представляется.
Кстати, если бы мы взрослые, относились к своим детям более уважительно, мы могли бы многому научиться у них именно в том, как строить свои отношения с природой.
Например, взрослый человек понимает, что если приказали – значит, надо делать нелюбимую и бессмысленную работу. Он даже привыкает к ней и вершит ее без особых мучений. Взрослый человек очень хорошо понимает значение слова «надо» и крайне редко задает себе вопрос «зачем?».
Стоит отметить, что именно такое положение дел и приводит, как утверждает психофилософия, к тому, что жизнь человека становится негармоничной.
Ребенок ведет себя иначе. И к миру относится по-другому. Ребенок интуитивно строит свою жизнь гармонично, руководствуясь собственными желаниями. А коли так – значит, его желания открыты, видимы.
Задача взрослых – не столько разглядеть их (они, как правило, очевидны), сколько обратить внимание и постараться развить.
«Идея элементарного образования, для теоретического и практического разъяснения которой я пожертвовал большую часть моих зрелых лет… есть не что иное, как идея о согласии ее с природой в деле развития способностей и сил человеческого рода» [2], - пишет Песталоцци.
Просто, правда?
Вопрос ведь не в том, что мы не умеем так воспитывать своих детей. Проблема в том, что мы так делать не хотим. Мы забываем, что все люди разные. В том числе мы и наши дети – это разные люди. И потому наша задача – не навязывать то, что нам представляется важным и правильным. Наша задача – раскрыть в наших детях то, что им дала Природа.
Окружающий мир – учитель.
«Что касается законов, то в этом отношении природа есть вечная истина и всегдашнее руководство к достижению всякой истины…Ты же (воспитатель) должен со своим искусством тихо, почти крадучись следовать за природой. Когда птица очаровательно щебечет, и, когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!» [2] - просит, даже умоляет Песталоцци.
Красивые слова, правда?
Но тут важно отметить следующее. Песталоцци был дитя своего времени, в созданных им ученых заведениях учились в основном крестьянские дети. Понятно, что он говорит о том, как детей учит именно Природа. Однако сегодня этот вывод можно немного расширить: ребенка учит окружающий мир. Мы привычно говорим о том, что дитя познает мир, раскрывает его. Это, безусловно. Так.
Однако Песталоцци напоминает: окружающий мир тоже раскрывает нам нашего ребенка.
Если мы не забываем наблюдать за тем, как наш сын или дочь общаются с окружающим миром, мы наверняка обнаружим те склонности наших детей, которые впоследствии смогут стать их призванием и даже делом жизни.
Итак. Наши дети учатся в школе, которая ставит невыполнимую задачу: воспитать гармонично развитую личность. Эта задача неизменна. Какие бы реформы ни происходили в школе, суть образования не меняется. Школа учит всех всему. Уникален тот педагог, который помогает своему ученику раскрыть его таланты. Но как правило учителям не до этого.
Однако у родителей есть природосообразный метод Иоганна Генриха Песталоцци.
Самим родителям никто не мешает понять, что заложила природа в их чадо. Понять и постараться это склонности развить.
Напомню, что один из главных выводов психофолософии гласит: желание – есть главный двигатель человека по жизни.
Понятно, что речь идет не о желании съесть яблоко или поспать подольше. Я говорю о том желании, которое проявляет наклонности маленького человека. О том стремлении, которое видно, когда человек познает окружающий мир.
Список используемой литературы:
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения/Под.ред. В.А.Роттенберг, В.М.Кларина. Т.1. – М.:Педагогика,1981.
Песталоции И.Г. Книга для матерей. – М.:Карапуз,2009.
Спицына Любовь Ивановна