Статья «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Эффективная организация работы с родителями: личный опыт.
В современных условия идея взаимодействия семьи и образовательного учреждения обрела широкую поддержку. Педагог не только воспитывает или учит ребёнка, но и является партнёром родителей в вопросах обучения и развития детей. Мама и папа открыто наблюдают за образовательным процессом и могут получить ответы на все волнующие их вопросы.
Эффективная организация работы с родителями создает позитивный эмоциональный настрой, а также позволяет учитывать индивидуальность каждого ребёнка.
Организация работы с родителями зависит от их потребностей и ожиданий. Она может быть коллективной, индивидуальной или иметь информационную форму.
В этой статье я бы хотела рассказать о личном опыте эффективной организации работы с родителями.
Коллективная работа с родителями включает в себя родительские собрания, родительские конференции, групповые консультации, групповые собрания родителей, круглый стол, день открытых дверей, клубы по интересам, устный педагогический журнал, вечера вопросов и ответов, деловые и ролевые игры, тренинги, совместные мероприятия с сотрудниками школы, благотворительные акции, совместные походы и экскурсии. Чем плотнее и плодотворнее педагог будет взаимодействовать с родителями, тем лучше.
Также в период пандемии актуальными стали онлайн родительские собрания, общения в чате и групповые рассылки. Это очень удобно и легко.
В своей работе я активно использую родительские собрания (один раз в месяц или четверть), групповые консультации (в школе или онлайн), групповые собрания родителей (в реальной или виртуальной жизни), совместные мероприятия с сотрудниками школы (например, общешкольные тематические собрания с психологом, социальным педагогом или заместителем директора по учебно-воспитательной работе), разные акции.
Например, акция «Чистый дом начинается с тебя!» с целью уборки дома.
Индивидуальная работа с родителями – это индивидуальные беседы, посещение семьи на дому, индивидуальные консультации и анкетирование.
Популярными становятся нетрадиционные виды работы: семинары, тренинги, игры, исследовательские проекты, совместные праздники, кружки и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями – это выставки детских работ, памятки для родителей и видеосъёмка.
Информационно-коммуникативные формы взаимодействия с родителями – это презентация учебного заведения, блог, веб-форум, форум, онлайн-семинар, вебинар, сайт, чат/чаттер, электронная почта, «Скайп», группы «Вконтакте» и т.д.
Об эффективной работе с родителями свидетельствует проявление у родителей большего интереса к учёбе и личности детей, возникновение разговоров и контактов с учителем по их собственной инициативе, а также более успешное решение проблемных ситуаций в семье.
Следует отметить, что у всех родителей разный уровень образования, поэтому в беседе с ними не следует использовать сложные педагогических термины, говорить простым языком. Не стоит проявлять агрессию даже в ответ на агрессию родителей. Педагогу нужно быть выдержанным, спокойным и доброжелательным. Ко встрече с родителем классному руководителю необходимо подготовиться: необходимо собрать сведения у учителей-предметников, чтобы предоставить как можно более полную информацию о ребёнке. Также следует иметь в виду то, что каждый учебный год – это новый этап в жизни учащегося, ведь дети растут, меняются, приобретают новые и новые знания. Поэтому важно готовиться к каждой встрече, родительскому собранию, освещая неизведанное до этого.
В наше время можно попросить родителей своих подопечных заранее посмотреть какой-либо ролик или фильм в интернете, заполнить анкету, а потом обсудить просмотренное или проанализировать результаты анкетирования.