Статья «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Прочитав название конкурса, невольно на ум пришел известный школьный афоризм «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Согласна с данным высказыванием на все 100%.
В этом году я набрала очередной первый класс, это уже 8 мой набор. Казалось бы, чего волноваться? За плечами 30 стаж работы учителем начальных классов, 10 летний стаж управленческой работы и 29 летний стаж работы в качестве классного руководителя. Но волнение почему-то остается, в этом году оно даже еще больше усилилось. В первую очередь потому, что онлайн-общение с родителями не позволяет наладить контакт и такую же прочную связь с родителями, как это было при личном общении.
Работа с родителями, на мой взгляд, занимает важное место в деятельности классного руководителя. Безусловно, все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей - основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. Поделюсь личным опытом эффективной организации работы с родителями.
Работу с родителями организую по трем основным направлениям:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Работу с новым родительским коллективом начинаю с выбора родительского комитета, ведь многое будет зависеть от их сплоченной работы. В комитет обычно привлекаю родителей, чьи дети ходили в разные детские сады, а они уже постепенно начинают подтягивать к работе остальных родителей.
Совместно с данными родителями составляем план воспитательной работы на весь учебный год. Много внимания уделяем организации совместных мероприятий. Ведь во время них ребенок получает возможность раскрыться вне учебной деятельности; у него вырабатывается установка на то, что его семья и классный коллектив – это его опора, он может рассчитывать на их поддержку в сложных ситуациях, а также сам может помочь своим близким и друзьям.
Самыми запоминающимися как для родителей, так и для детей стали следующие мероприятия: Конкурс легоконструирования «Дом моей мечты», итоговые праздники «Прощание с 1-4 классом», «Праздник осени», «Прощание с Букварем», конкурсные программы, посвященные Дню матери, 23 февраля, 8 марта. Совместно с родительским комитетом были организованы посещения музеев, в том числе частного музея, во время которого радушные хозяева не только знакомили с экспонатами музея, но и угощали чаем с выпечкой. Так как в последнее время запрещены мероприятия совместно с родителями в здании школы, организуем их на открытом воздухе. Надолго запомнятся нам Проводы зимы, Открытие новогодней елки, катание с горы в зоне отдыха «Русь», выпускной и многое другое.
Все родители принимали активное участие в подготовке и проведении данных мероприятий, а не были сторонними зрителями. Этого удалось достичь благодаря сплоченной работе родительского комитета и нескольких заинтересованных родителей. К концу четвертого класса могу с уверенностью сказать, что сплачиваются не только дети, но и родители.
Большое внимание как классный руководитель уделяю повышению психолого-педагогических знаний родителей через проведение родительских собраний, индивидуальных бесед об особенностях обучения, особенностях возраста и методах подхода в воспитании ребёнка, сохранения и укрепления здоровья. В течение года проводится не менее 5-ти собраний, тематика которых зависит от возраста учащихся и особенностей конкретного класса. Стараюсь разнообразить формы проведения таких встреч, использую как утвердившиеся в этой области методы и формы педагогического просвещения родителей, так и новаторские, нетрадиционные. Это могут быть педагогические практикумы, когда родители предлагают сами найти пути выхода из конфликтной ситуации с ребенком; родительские тренинги, родительские ринги, в ходе которых родители могут провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Очень нравятся родителям «Вечера вопросов и ответов», в ходе которых организуется равноправное общение родителей и педагогов. Самое главное, что родители должны быть активными участниками встреч, а не просто сторонними наблюдателями.
Сейчас все чаще на первый план выходят онлайн-собрания. Сначала настороженно, а теперь все активнее начинают подключаться родители к региональному форуму «Подростки, родители, Rock’n’roll», в рамках которого организуется работа дискуссионных площадок. Региональные эксперты в области психологии, психиатрии и медицины квалифицированно рассказывают родителям, что происходит с организмом ребенка в стрессе, почему подростки подвержены депрессивным настроениям, что делать родителям в той или иной ситуации.
Не стоит в настоящее время забывать и о том, что даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. В настоящее время это очень актуально!
За 29-летний стаж работы в качестве классного руководителя накоплен положительный опыт осуществления взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. К положительным результатам можно отнести наладившиеся отношения сотрудничества и заинтересованного взаимодействия с родителями класса, За все годы работы накоплен огромный багаж мероприятий, конкурсов, родительских собраний, что позволило структурировать данный материал по годам обучения и создать совместно с коллегой проект «Работа с родителями "Школа+Семья=Успех"», который стал победителем муниципального конкурса проектов по организации работы с родителями.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sotcialnij_proekt_rabota_s_roditelyami_shkolasemya_060918.html
В заключении могу отметить, что большинство родителей прислушиваются к мнению классного руководителя, стараются учитывать мои рекомендации в вопросах воспитания детей. Взаимоотношения с родителями сложились доброжелательные, конфликтов с ними ни когда не было. Могу отметить высокую активность посещения классных родительских собраний, совместных мероприятий, что показывает значимость данных мероприятий, родительскую заинтересованность в своих детях, в изучении успехов и неудач своих детей и принятие соответствующих мер. С уверенностью могу сказать, что если нам удается сделать родителей активными участниками педагогического процесса и своими союзниками, то совместными усилиями всех участников образовательного процесса многое можно преодолеть.
Удачи всем классным руководителям в их нелегком, но таком важно деле!
Фото с проведенных мероприятий
PDF / 2.8 Мб
Источники:
https://znanio.ru/media/analiz-vospitatelnoj-raboty-v-6-klasse-za-2018-2019-uchebnyj-god-2497926
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Панов Егор Игоревич
Сорокина Светлана Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сидорова Ольга Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна