Статья «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Статья
Эффективная организация работы с родителями: личный опыт.
Всякое искусство,
и искусство воспитания тоже,
имеет целью
восполнить то, чего
не достаёт от природы.
Аристотель
Всё начинается с семьи… Семья чужда черствой одноформенности, стандартного быта воспитательных учреждений и не знает фабричной дисциплины школы. В семье ребёнок имеет возможность сохранить наибольшую свободу чувств и действий; он живёт среди самых разнообразных впечатлений как внутренней домашней жизни, так и тех, которые являются извне.
Сегодня всё яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребёнка. Поэтому работа с семьёй становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса. Социологические исследования показывают, что семейное воспитание имеет ряд острых проблем, решить которые школе порой бывает очень сложно. Кризис семейного воспитания складывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.
Сегодня требуется сформировать продуктивный характер общения школы с родителями и родителей со школой. Основными целями работы с родителями являются:
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Как показала практика, эффективными формами работы с родителями кроме традиционных родительских собраний, являются тренинги, индивидуальные и тематические консультации, дни творчества детей и родителей; открытые уроки и мероприятия и т. д.
Приведу пример из личного опыта проведения совместного мероприятия с родителями. Данная литературно-музыкальная композиция была посвящена празднованию 75-летию Победы.
В глубине сцены виден образ Матери-Родины с плаката времен Великой Отечественной войны. Углом (клином) выстроились шесть женщин. Все они в черном траурном одеянии, в центре-седьмая женщина в белом платье.
Женщина в белом. Я точно знаю, что у меня скоро родится сын. Он будет веселый, красивый, умный и сильный. Я заранее люблю его. Я представляю его голубые глаза, светлые волосы и ямочку на подбородке, как у отца. Мне так хочется, чтобы он обрадовался этому миру, пению птиц и журчанию ручейков, зеленой траве и ласковому солнцу. Мне так хочется прижать его к себе и долго-долго не отпускать. Какой сладкий запах идет от его волос, как чудесно звучит его звонкий голос! Какое это чудо - быть матерью, рожать на свет человека, похожего на тебя и в тоже время непохожего, заново повторить в нем себя, свою любовь... Вот если б только не было войны!
Первая мать. Если бы не было войны... Потому что на войне происходит самое страшное- гибнут наши дети. (Читает стихотворение Н.Старшинова «Солдатская мать»).
Она поседела в разлуке За годы великой войны. Ее терпеливые руки Огнем и трудом крещены. В те годы пришлось ей несладко: Ушла вся семья воевать. А дома она-И солдатка,
И наша солдатская мать. Но беды она выносила, Не хмуря бровей. Пахала она и косила за мужа,
За старшего сына.
За младших своих сыновей,
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Её материнское слово,
Её сокровенное «Жду» !
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия, Россия, Россия сама! Звучит куплет песни ( стихи Е.Винукорова, музыка А.Эшпая) в исполнении школьников:
В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире, Который год подряд, Одни в пустой квартире Их матери не спят!
Вторая мать. Только б не было войны. Потому что ни одно горе не может сравниться с горем матери, потерявшей сына. ( Читает стихотворение В.Тушновой «Мать.»)
Она совсем немного опоздала,
Спеша с вокзала с пестрым узелком... Еще в распахнутые окна зала
Виднелось знамя с золотым древком.
Еще на лестнице лежала хвоя,
И звук литавр, казалось, не погас,
Она прошла с дрожащей головою,
В глухом платке, надвинутом до глаз,
Она прошла походкою незрячей,
Водя по стенам сморщенной рукой.
И было страшно, что она не плачет,
Что взгляд такой горячий и сухой. Еще при входе где-то, у калитки, Узнала. Верно, обо всем она... Ей отдали нехитрые пожитки И славные сыновьи ордена. Потом старуха поднялась в палатку,-Мне до сих пор слышны ее шаги,-И молчаливо раздала солдатам Домашние ржаные пироги.
Третья мать. Только б не было войны...
Потому что никто не заменит матери ее погибшего сына. Никогда не заживет в ее сердце рана. (Читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.)
Ой, зачем ты, солнце красное, Все уходишь - не прощаешься? Ой, зачем с войны безрадостной, Сын не возвращаешься? Из беды тебя я выручу, Прилечу орлицей быстрою... Отзовись моя кровиночка! Маленький. Единственный. Белый свет не мил. Изболелась я.
Возвратись, моя надежда,
Зернышко мое. Зорюшка моя, Горюшко мое - где же ты? Не могу найти дороженьки, Чтоб заплакать над могилою... Не хочу я ничегошеньки -Только сына милого. За лесами, моя ласточка! За горами - за громадами... Если выплаканы глазоньки -Сердцем плачут наши матери.
Звучит первый куплет песни « Алексей, Алешенька, сынок»
( стихи А. Дементьева, музыка Е. Мартынова.)
Четвертая мать. Моя история необычная... Послушаете! Ведь я сама . потребовала от сына, чтобы он убил себя, потому что он стал предателем -
немецким старостой. Я сказала ему: « Вот заряженный пистолет. Его дали ' верные люди. Я выйду из хаты, а ты застрелись. Или убей меня».
(Читает «Балладу о партизане» Л. Татьяничева)
Пятая мать. Вот только б не было войны….
Об этом заклинает каждая из нас, потому что война рождает ненависть и страх (Читает стихотворение Н. Рыленкова «Мать»)
Шестая мать. Только б не было войны...
А если она будет, то дай Бог силы моему сыну не стать ни трусом, ни подлецом, ни предателем... Пусть защитит он Родину - Мать, если пробьет его час. ( Читает стихотворение Л. Татьяничевои «Россия».)
Женщина в белом. Человечество вечно, потому что вечен родник
материнства - начало всех начал.
Первая мать. Зеленая земля как цветущий сад, купол небесный - все это
подарено нам нашими мамами.
Вторая мать. И самих себя без остатка они отдали нам, чтобы только мы
были счастливы.
Третья мать. Больше всего они ненавидят войны, потому что на них
погибают их дети.
Четвертая мать. Как ни велики гении, вожди, герои - их вырастила
женщина - мать:они всего лишь ее дети.
Пятая мать. В близких, дорогих чертах твоей матери сквозит образ,
который нельзя не узнать, это образ Матери - Родины.
Шестая мать. Под ее любящим взглядом мы всегда и везде!
Первая мать. В каждом нашем деле - ее дело!
Вторая мать. В каждой нашей песне - ее радость!
Третья мать. В каждом нашем подвиге - ее подвиг.
Женщина в белом. Как же велико должно быть сердце, способное
вместить всю радость и все горе мира! Сердце Матери - Родины!
Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить родителей в том, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Самая главная задача родителей - научить ребёнка жить, принимать жизнь такой, какова она есть, найти своё место в жизни и быть счастливым.