Статья «Эффективная реализация художественно-эстетического направления ДОУ через музыкально-дидактическую игру»
В ДО реализуется пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое
развитие детей.
Каждому направлению (образовательной области) соответствует тот или иной
вид детской деятельности.
Реализация познавательного и речевого направления во всех возрастных
группах осуществляется через специально организованную деятельность, а так
же во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
Реализация социально-коммуникативого направления осуществляется за
счёт специально организованной деятельности с детьми старших групп, в
младшей и средней группах реализация данного направления осуществляется в
игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во
время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.
Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как
за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной
деятельности, а также через интеграцию данной области с другими
образовательными областями.
Реализация направления физического развития реализуется за счёт
специально организованных физкультурных занятий, а также в свободной
деятельности. Знания, касающиеся здоровья, формируются в процессе общения
со взрослыми, во время совместной деятельности со взрослыми, в режимных
моментах. ООД по физическому развитию осуществляется с учетом групп
здоровья интересов и потребностей детей 3 раза в неделю во всех возрастных
группах. Организованную деятельность по физическому развитию проводит
воспитатель 2 раза в неделю в музыкальном зале. Одно ООД по физической
культуре проводится в форме подвижных игр на воздухе, если позволяют
погодные условия (или в зале).
Для эффективной реализации всех образовательных направлений ДОУ необходимо:
− повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий и дополнительного образования
− повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе, через использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе
− обновление предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения в соответствие с Федеральными государственными требованиями
− усовершенствование взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе, взаимодействие с социальными институтами
Музыка сопровождает человека всю жизнь. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей. Поэтому среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и формировании всесторонне и гармонически развитого человека.
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется в детском саду на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в свободное от занятий время (дома, на прогулках, концертах, в музыкальном театре и т. д.)
Музыкальные занятия имеют не только общеразвивающее, но и коррекционное значение, так как во многом способствуют исправлению, компенсации недостатков психического развития детей, если такие имеются.
Огромную роль в музыкально – эстетическом воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. «Музыкально-дидактическая игра – форма социализации ребенка» в которой была описана важность игр для социально-коммуникативного развития детей и составлено перспективное планирование музыкально-дидактических игр. [1,с.58]
Основное назначение музыкально-дидактических игр — это формировать у детей музыкальные способности. Детям необходимо в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и динамический слух. В ходе игр детей надо побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Также музыкально-дидактические игры способствуют формированию у детей умений слушать музыку, развивают высотный, ритмический, динамический и тембровый слух. В развитии музыкального слуха большую роль играет пение.
При проведении игр необходимо хвалить тех детей, которые, следуя образцу педагога или других детей, проявляют инициативу, выдумку, элементы творчества.
Хотелось бы отметить и немаловажную роль музыкального руководителя при проведении музыкально-дидактических игр. На своих занятиях педагог должен создавать атмосферу комфорта и доверия, в которой ребенок может почувствовать себя свободно, что будет способствовать развитию умений слушать и наблюдать окружающий мир. Музыкальный руководитель должен уметь дать возможность каждому ребенку импровизировать на музыкальных инструментах, а также поддерживать интерес к музыке из занятия в занятие, чтобы это стало непрерывным процессом.
Несколько слов скажу о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя. От того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед занятием музыкальный руководитель старается объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства.
Своей главной задачей я считаю развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.
Литература:
1. Приоритеты педагогики и современного образования. Г.Ю.Гуляев с.55
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования/ Дошкольное воспитание. 2014 №2. С.4-18.
http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index.php?n=65524&ysclid=l2yh1n4xeg
4. Музыкально-дидактические игры и пособия как средство музыкально-сенсорного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Бобровский С.М.: http://detskisadik.ucoz.ru/bobrovski/1_muz_did_igra_doklad.pdf