Статья «Формы организации учебной деятельности в реализации ФГОС НОО»
Формы организации учебной деятельности в реализации ФГОС НОО
На этапе перехода с одного стандарта на другой особенно важным становится вопрос, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал целям нового стандарта, что нужно изменить в работе нам, учителям, чтобы ученики класса успешно выполняли те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе. Таким образом, Стандарт ориентирует учителя « на разнообразие форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика».
Форма организации учебной деятельности зависит от содержания изучаемого материала, который содержится в учебнике. В своей статье я опираюсь на учебники по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Учебники, утверждённые в соответствии с новым ФГОС НОО, помогают учителю в выборе форм учебной деятельности. В зависимости от целей урока учитель сможет на материале учебника организовать:
Практическую работу:
Найди периметр обложки твоего учебника математики. Запиши значение периметра, используя разные единицы измерения длины.
Получение простейшего компаса из магнита, швейной иглы и небольшого листа бумаги в домашних условиях («Окружающий мир», 2 класс).
Проведите практическую работу с рыхлым снегом, наполненным в литровую банку. Сделайте вывод: какое вещество, кроме снега, находится в банке. Почему говорят: «Много снега — много хлеба»? («Окружающий мир», 2 класс).
Чью точку зрения выражает заголовок: курицы, червячка, грузовика, врача, автора? Можно ли задать такой вопрос о названии народной сказки? Есть ли там «точка зрения»? (Л.Петрушевская «Все непонятливые». «Литературное чтение». 2 класс).
Составление алгоритма по выходу из какого — либо затруднительного положения:
Тема «Вычитание чисел с переходом через разряд» («Математика». 2 класс).
Тема: «Правописание буквы безударного гласного звука в корне слова» («Русский язык». 2 класс).
«Учим друг друга». Ученики в паре по очереди берут на себя роль учителя в решении обозначенной проблемы:
«Можно ли деление назвать действием , обратным умножению? Объясни ответ. Как с помощью деления найти другой множитель?» (Математика. 2 класс).
Придумайте одно задание к следующим словам. Обменяйтесь с одноклассником, выполни его задание. Сколько разных заданий получилось в классе?
Метро, ступа, автобус, троллейбус, метла, сапоги — скороходы, автомобиль, трамвай, ковёр — самолёт, пароход, печка, поезд, самолёт, электричка («Русский язык. 2 класс).
Исследование. Поиск информации:
Распределите между собой упражнения 259, 272, 274. Исследуйте, какой части речи «служат» предлоги: глаголу или имени существительному, местоимению, имени прилагательному? («Русский язык». 2 класс).
Почему год называют круглым? Подсказка: у кольца нет конца. Используй свои знания о сезонах, временах года, полученные на уроках окружающего мира («Литературное чтение», 2 класс).
На основе личных наблюдений опишите рельеф вашей местности («Окружающий мир». 2 класс).
Растут ли в вашей местности хвойные деревья? Как они называются? Каких из них больше в лесу? Каким образом семена хвойных деревьев могут «выбрасываться» из шишки? («Окружающий мир». 2 класс).
«Секреты таблицы умножения».
Откуда произошли фразы «сбросить со счетов», «скидка», «прикидывать»? («Математика. 2 класс).
Театрализация:
Тема «Стили языка». Рассмотри рисунок. Выбери роль одного из персонажей. Как ты будешь двигаться? Сыграй роль этого персонажа, чтобы все догадались, чей костюм ты выбрал. («Русский язык». 2 класс).
Прочитай. Какие это предложения по цели высказывания?
Дай ручку. Передай книгу. Пропусти.
Как произнесёт эти фразы невоспитанный человек и как воспитанный? Распространи эти предложения необходимыми словами («Русский язык» 2 класс)
Войди в роль колдуньи и прочитай стихотворение, изображая обиду, удивление, досаду (М.Бородицкая. «Колдунье не колдуется». «Литературное чтение. 2 класс).
Использование всех этих форм организации учебной деятельности предполагает и коллективную деятельность учащихся. Организуя работу в группах на основе применения предметных знаний и связей между объектами изучаемых явлений, ученик становится в условия, когда в первую очередь формируются коммуникативные УУД:
умение договариваться, находить общее решение,
умение слушать, убеждать ребят или уступать им, учитывать мнения своих товарищей, уважать другую точку зрения на явление, точку зрения,
способность выстраивать доброжелательное отношение друг с другом,
способность строить понятные для партнёра высказывания , осуществляя при этом самоконтроль своих знаний.
Участвуя в групповой работе, ученик развивается сам как личность. Формируется его внутренняя позиция как школьника (способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием, старанием, стремление быть полезным обществу, развитие сопереживания, эмоциональной и нравственной отзывчивости). Значит, от учителя зависит, как он организует эту групповую работу. В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Роль учителя — это помочь классу умело организоваться на уроке.
Какая же может быть работа в группе?
Группы работают над одним и тем же заданием.
Урок окружающего мира. Тема «Явления природы». Каждая группа придумывает загадку про явление природы, пользуясь опорной схемой по методике А.А. Нестеренко. Вот загадки, которые сочинили ребята:
Холодный, но не мороженое; мокрый, но не рыба; долгожданный, но не каникулы; грибной но не суп. (Дождь).
Поливает, но не лейка; капает, но не сосулька; идёт, но не человек. (Дождь).
Сверкает, но не искра; ударяет, но не ток; пугает, но не привидение. (Молния).
Группы получают разное задание.
Урок окружающего мира. Тема «Лёд и снег». Каждая группа читает только свой материал, выделяет самое главное тексте, обсуждают и готовят пересказ заданного материала. Причём, проговаривает этот текст каждый участник группы. Затем представители групп обходят все группы и работают с каждой, рассказывая, что он узнал по своей теме.
«Лови ошибку!»
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к одному мнению, представитель группы передаёт результат учителю или сообщает результат всему классу. Например, на уроке русского языка учитель даёт несколько грамматических правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность .
Учебный мозговой штурм.
Математика. Тема «Периметр прямоугольника». 2 класс.
Первый этап. Создание банка идей. Цель: наработать как можно больше решений: 1) А + В + А + В; 2) А х 2 + В х 2 3) А + А + В + В 4) (А + В) х 2 .
Второй этап. Анализ идей.
Все высказывания комментируются. В каждой идее находим что — то полезное.
Третий этап. Обработка результатов. В группах выбирается самое интересное решение.
Учебный мозговой штурм — это активная форма работы. Учащиеся учатся кратко и чётко выражать свои мысли. Наработанные идеи подготавливают учеников к усвоению тем с опережением.
Сама групповая работа помогает учащемуся прийти к осознанию необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» .
В заключение, надо сказать, что «образ будущего образования несомненно привлекателен. В нём чётко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Для любого педагога — ценность и честь вырастить человека, обладающего такими качествами и способностями!»
Литература
Учебники для 1-4 классов по системе Л.В. Занкова.
Голдина Лилия Вильевна