12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акатова Ирина Анатольевна3434
Акатова Ирина Анатольевна.Социальный педагог высшей категории, учитель ОДНРК и ОРКСЭ , педагог -психолог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области
Россия, Костромская обл., Галичский район, д Степаново
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Эффективность использования краеведческого материала на уроках литературного чтения и внеурочной работе в начальной школе


Эффективность использования краеведческого материала на уроках литературного чтения и внеурочной работе в начальной школе

«Краеведение учит людей любить не только свои

родные места, но и знать о них, приучает

интересоваться историей, искусством, литературой,

повышать свой культурный уровень».

Д.С. Лихачев


В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности ребенка. Сложно оценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков. «Где родился, там и пригодился» – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого научили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле» – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и первый учитель должен прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса через изучение краеведения на уроках и во внеурочной деятельности. Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четко конкретизировать свой учебный план.

Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта. В поисках путей решения стоящих задач я обратилась к литературному краеведению. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», - эти слова Д.С. Лихачева близки каждому учителю, стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре родного края, вырастить их патриотами. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время чтения произведений или экскурсий по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Краеведческие минутки на уроках литературного чтения воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба.  

Большие возможности краеведческого воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Здесь обучающийся имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.

  Краеведческая работа в начальной школе может осуществляться по двум направлениям:

- теоретическое (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

- практическое (литературные вечера, встречи, концерты, экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).

Предлагаю некоторые формы практической работы по литературному краеведению.

На уроках литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа») в 1 классе при знакомстве с небылицами, считалками, загадками, скороговорками, докучными и народными сказками в разделе « Малые фольклорные жанры» можно использовать материал сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко». Во 2 классе при чтении волшебных сказок, где рассматриваются понятия волшебные герои и волшебные помощники - предметы, разница героев - животных и иерархия героев - животных, происходит знакомство детей со сказкой Е.Честнякова «Иванушко». Русские бытовые сказки в 3 классе закрепляются чтением сказки Е. Честнякова «Сергиющко», где автор выражает суть земли своей, малой и большой Родины. Живой язык произведений Ефима Честнякова понятен, доступен, интересен детям. Они легко находят средства художественной выразительности, обнаруживают их приёмы, выделяют звукопись, выражают собственное отношение к героям сказок. При работе над этими произведениями я использую элементы драматизации, включая такие виды работы, как чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, жестов, мимики, интонации персонажей, постановку «живых картинок» к произведению. Итог работы – развёрнутое драматическое представление, где на какое-то время школьники сами становятся персонажами и чувствуют то же самое, что и герои, и автор произведения. Такая работа вызывает у детей небывалый интерес и творческую активность. (Приложение№ 1)

Работая на уроках по разделам «Как рождается герой» ( 3 класс) и

« Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество» (4 класс), включаю в круг изучаемых произведений стихотворения поэтов – галичан А. Соловьёва ( Нелюдима), О Дмитриева, В. Лапшина, М. Гусевой, С. Виноградовой, Я Акима, костромской поэтессы Е. Балашовой, отрывки из прозаических текстов - воспоминаний О. Каликина из его книги «Закаты над озером». Эти произведения формируют у детей чувство гордости за свою малую родину, сопричастности к её истории, приводят к первой пробе пера у самих учащихся.

( Приложение №2)

Неоспоримым подспорьем при разработке уроков, посвященных изучению литературных произведений, имеющих цель воспитания чувства любви и бережного отношения к природе, наряду с программным текстами в круг детского чтения включаю стихи и прозаические тексты писателей Костромской области. Например, во 2 классе поэтическое восприятие мира, способность видеть красоту окружающей природы, помогают стихи Е. Балашовой «Красавица, ты моя осень!», С.Виноградовой «Задумчивое ласковое лето»,

« Какая долгая весна!», Я Акима «Яблоко», в 3 классе помочь раскрыть внутренний мир лирического героя через изображения окружающего мира дают возможность стихи Я Акима «Облака», В.Клевич «Осенний вальс», «Зимнее утро», в 4 классе особенности поэзии, различные картины мира в разделе

« Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» раскрывают произведения Е. Балашовой «Оттепель», Я.Акима «Грибной лес»,

В.Клевич «Опята», а раздел «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная правда» дополняет стихотворение С. Потехина «Журавлиный крик расколол зарю…»

При введении литературных терминов «рифма и смысл» ( 1 класс) знакомлю со стихотворением В. Клевич «Диалог на цветочной полянке», «интонация и главное переживание» ( 2 класс) – «Деревенское детство» Е Балашовой; «контраст» ( 3 класс) более полно помогает раскрыть стихотворение С. Потехина «Ясно, звездно, морозно…».

Эти произведения не оставляют учеников равнодушными к красоте родной природы. Авторам удается пробудить в детях чуткое отношение и любовь к родному краю. При обобщении материала по данным разделам провожу конкурсы чтецов, самостоятельный поиск произведений по темам, предлагаю детям написать мини-сочинения: «Осень в Костромской стороне», «Весна за моим окном». Такая работа способствует приобщению детей к поиску дополнительной литературы, умению выбрать нужное, развитию памяти, расширению читательского кругозора, выразительности чтения.

(Приложение 3).


С целью воспитания чувства ответственности за то, что тебя окружает, в круг детского чтения включаю произведения С. Потехина «Спокойна тихая обитель …», И. Скородумовой «Костромской край», стихи поэта из с. Боговарова Владимира Кострова. Под руководством учителя учащиеся пытаются найти ответы на вопросы о теме и главной мысли этих стихотворений; рассуждают, имеем ли мы право полновластно использовать природу, как должен вести себя человек в природе. Итог работы – создание знаков символов по охране природы и организация выставки. (Приложение 4 )

При изучении разделов «Секреты смешного» ( 2 класс), «Продолжаем разгадывать секреты смешного» ( 3класс) предлагаю для знакомства и анализа стихи – шутки «Баллада о Шуршавчике», «Утешился», «Свечка, свечка, потолок», «Яблоки – веники», «Зарядил осенний дождик», «Веселый поезд». Эти весёлые произведения учат ребят видеть необычное в обычном, расширяют читательский кругозор. (Приложение № 5)


t1572457751aa.gift1572457751ab.gift1572457751ac.gif


Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, живешь по законам, принятым в обществе, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к традиционному наследию, на уроках возможно использование краеведческого материала. Кроме познавательного, это имеет и воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры своего народа. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае - жизнь людей в развитии, во всех проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.). Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей своего края. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в ходе исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. Приходя в школу, дети хотят больше знать о своем крае, об особенностях растительного и животного мира, об его истории, о великих и знаменитых людях своего края. События местной истории и культуры должны быть важными, понятными и доступными возрасту учащихся. Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными. Учитель должен предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту.

Разделы литературного чтения «Набираемся житейской мудрости» ( 3 класс), «Выясняем, что помогает человеку стать человеком» и «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи» ( 4 класс) предоставляют прекрасную возможность обратиться к экспонатам краеведческого музея и архивным материалам сельской библиотеки, встречам с интересными людьми своего края.

t1572457751ad.gift1572457751ae.gif

t1572457751af.gift1572457751ag.gif

На таких историко-краеведческих экскурсиях изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. На экскурсиях учащиеся познают прошлое общество. Педагогическое значение экскурсии очень велико. Оно помогает учащимся установить связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, что сообщал на уроке учитель, то есть учит школьников видеть историю вокруг себя. Всё это так же позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям; формировать саморазвивающуюся личность путем воспитания самостоятельности, самоорганизации, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося, способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей. У каждого ребёнка появляется возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива.

На уроках чтения школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача таких уроков сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Внеурочные формы работы по краеведению отличаются от уроков тем, что

у них нет жёсткой регламентации; внеурочные занятия могут быть кратковременными, меньше урока, и более длинными; участие в них детей носит добровольный характер, определяемый их интересами; они предполагают вариативность проблематики и форм занятий, свободу учителя в их выборе.

Внеклассная работа может носить и систематический характер. Это организация кружков, клубов по интересам, которые работают в течение определённого времени. Другой вариант предполагает проведение эпизодических или разовых мероприятий; вечеров, конкурсов и т. д. По охвату учащихся эта работа может иметь массовый или групповой характер. Существует множество направлений и форм внеурочной и внеклассной работы: историческая игра, выпуск стенгазеты, историко-краеведческая композиция, литературно-историческая композиция, исторический спектакль, олимпиады, конкурсы, устные журналы, экскурсии, создание музейных уголков, участие в работе школьных музеев, литературно – краеведческие встречи, вечера, концерты и т.д. Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставят неизгладимый след в памяти их участников, помогут ближе узнать и полюбить литературу, развить художественный вкус.

В 4 классе мы решили попробовать провести такой общешкольный литературно – краеведческий вечер, посвящённый жизни и творчеству детского поэта Якова Лазаревича Акима. Такой вид деятельности, конечно, требует специальной, длительной подготовки: разработки мероприятия, репетиций художественного чтения, подбора демонстрационного материала. Поиск и обработка материала, различные варианты его использования, самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся по инструкции учителя способствовали успешному решению поставленной мной двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. (Приложение № 6)

Для внеучебной деятельности организации краеведческой работы с использованием литературного наследия Костромского края могу предложить следующие виды работ:

во 2 классе краеведческая работа организуется по теме: «Читаем и рассуждаем о родном крае». Это может быть чтение и обсуждение исторических текстов и художественных произведений о Костромском крае, рассказов и сказок костромских писателей, выполнение творческих заданий по созданию собственных мини - текстов по краеведческому содержанию;

в 3 классе совершенствуется читательский навык учащихся и организуется работа по решению проектных задач на краеведческом материале. Тема модуля: «Изучаем свой удивительный край». Сюда входит коллективное решение учащимися специальных проектных задач на географические, исторические, культурологические темы: «Выдающиеся (уважаемые) люди костромского края» (архитекторы, художники, писатели, учёные, труженики, спортсмены), «Храмы земли Костромской», «Красная книга Костромского края», «Народные праздники». Организуются: посещение музеев, библиотек; встречи с творческими людьми населённого пункта;

в 4 классе предполагается выполнение учащимися индивидуальных, парных или групповых проектов исследовательского характера. Тема: «Создаём ресурс о родном крае». Виды деятельности для обучающихся носят частично – поисковый характер. Создание школьного краеведческого словаря (энциклопедии) на основе ранее собранного материала и выполнения исследовательских проектов: «Символы Костромской области», «Памятные места земли костромской», создание путеводителя по своей местности, создание на базе школьной медиатеки электронного ресурса по краеведению. В этом неоценимую услугу окажут посещение музеев, библиотек, выставок, изучение местных сайтов, встречи с выдающимися людьми населённого пункта, экскурсия по экологической тропе, экскурсии на предприятия, организация школьного праздника «Моя малая Родина».

Таким образом, краеведческий материал, используемый на уроках литературного чтения в школе, является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Он раскрывает учащимся свои связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Уроки с использованием  краеведческого материала играют существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно-политическом воспитании учащихся.


Литература для детского чтения

(Все предложенные для изучения тексты носят рекомендательный характер)


Фольклор. Народные сказки

1. А. Федоров «Сказки дедушки Феди»

2 М. Гусева « Сказка о царевне лягушке» ( в стихах)

3 Сборник «Костромские сказки»

4 Сборник «Шабловские были» ( сказки в жанре времен года)

5 А Алферова « Сказы дивного Залесья» ( былинные сказы)



Родная природа

1. В.А Бочарников «Ледоход», «Родничок» ( рассказы)

2 М. Базанков «Он ещё вернётся», «Будущая сказка» ( рассказы)

3 Я.Аким « Песенка в лесу», «Где ты ходишь, осень?»

4 А. Акшин «На цветущем лугу»

5 М.. Базанков «Однажды утром», «Веселья час или приглашение в Кострому»

6 В. Лапшин «Гимн Галичу»

7 С. Потехин « Слеза на песке», «А музыка народная…» ( сборники)

8 В Бочарников «В лесной деревеньке», «В краю деда Мазая», «Шёлковые уши»

9 С Виноградова «Вернувшееся лето» ( сборник стихов о природе, о Родине)



Мир детства

1.И Касаткин «Нянька», «Весёлый батя»

2. Я.Аким «Друг», «Шуба», «Цветные огоньки», «Пишу тебе письмо»

3 Альманах « Костромской собеседник» «Здравствуй, дружок!»

4 Журнал для семейного чтения «Светоч»

5 В Кодрян «Солнышкины дети» ( стихи)

6 М. Базанков «Чудеса в решете»

7 И.Касаткин. «Силантьево детство», «Петрунькина жизнь»

8 О. Каликин «Кубок»

9 Я.Аким «Утро и вечер», «Твой город»

10 С. Савин «Кошка Машка» ( сборник поучительных сказок)











Приложение №1

Е. Честняков «Чудесное яблоко»


Жили-были дедушко да бабушка, мужик да баба, и у них много ребят, – парнёков и девонек.

Пошел дедушко в лес дрова рубить и видит: стоит старая-старая яблоня, а на ней большущее яблоко.

«Мне не унести», – подумал дедушко. Яблоко росло не совсем высоко, – дедку по плечи, – а сучок, на котором оно выросло, был очень толст. Упирается дедушко обеими руками в яблоко, хочет покачнуть и плечами старается приподнять хоть немножко: нет, – тяжело…

Ха-ха! – ровно что в лесу засмеялось.

Мне не унести, – говорит сам себе дедушко, – лучше и не отшибать: пожалуй, на земле и мыши огложут или другие какие зверьки. Домой пойду, запрягу лошадь да и приеду сюда за яблоком. А созрело хорошо, – гляди, какое румяное, особливо с полуденной стороны.

И ходит кругом, любуется, осматривает.

Ха-ха-ха! – опять захохотало в лесу.

Да что это? ровно кто засмеялся, и давеча послышалось мне, – говорит дедушко. Глядит: стоит старая дупластая осина, а в дупле сидит птица сова, и глаза круглые светятся.

Не ты ли это подшучиваешь? – спрашивает старичок.

Ха-ха! – засмеялась сова.

А тетерев на березе:

Кво-кво, не унести тебе яблока.

Я на лошади приеду, – говорит дедушко.

И на лошади не увезти, – говорит тетерев.

А дедушко:

На вот, али на паре приезжать мне?

Хоть на тройке, на четверке; сколь хочешь запрягай лошадей – не увезти тебе яблока… кво-кво…

Али уж такое тяжелое?

А так… кво-кво… впрягайтесь сами все, до-выгреба, сколь вас найдется в избе.

Ха-ха! – засмеялась сова.

Дедушко не поверил, ушел домой, запряг лошадь, никому не сказал и домашним – разбрякают-де все раньше времени, соберется народ. Приехал и подъезжает близко под яблоню, чтобы яблоко упало прямо в ондрец.[108] Привязал лошадь, взял ядреную дубину отшибать яблоко и ходит, любуется, со всех сторон рассматривает: уж больно румяно да красиво, жаль потревожить… И захотелось дедушку потрогать его рукой. И только прикоснулся лишь пальцем, – яблоко упало прямо в ондрец. «Созрело, видно, свалилось чуть не само», – думает дедушко. Отвязал лошадь и нукает: не трогает. Сам подсобляет, и лошадь старается – ни с места ондрец.

Ха-ха-ха! – засмеялось в дупле.

Я тебе говорил, – квохчет тетерев.

В самом деле, на лошади не увезти, – сказал себе дедушко, – лошадь неплохая, ест сено хорошее, ставь тут хошь колоколо, – увезла бы не хуже пары… здесь дело не в том.

Закрыл яблоко ветками на ондрец, чтобы не так приметно было, ежели бы кому случилось мимо итти, выпряг лошадь, сел верхом и поехал без ондреца домой. Приехал и говорит старухе да сыну с женой:

Пойдемте со мной в лес, нашел диковину, сами увидите.

Пришли и не могут тронуть, как ни стараются.

Ха-ха-ха! – засмеялось в дупле…

Я говорил, все-де до-выгреба, – квохчет тетерев.

Мы и то все пришли, дома только ребята остались.

Нужно и их… кво-кво…

И пошла баба в деревню, привела всех ребят – парнёков и девонек. И только нянька с самым маленьким дома осталась… Все запряглись и стараются… Но ондрец не идет.

Ха-ха! – сова засмеялась.

А тетерев квохчет:

Кто дома остался?

Да маленький с нянькой там.

Нужно и их.

Ушли за теми. И нянька пришла в лес, на руках держит маленькаго. Сама наваливается на ондрец и свободной рукой помогает везти, и маленький ручонками прикасается. Все подсобляют, – и поехал ондрец…

Ха-ха-ха, – засмеялось в дупле…

А тетерев на березе:

Кво-кво…

Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит.

Кто вам дал? – спрашивают.

Бог дал, – отвечает дедушко.

Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое. «И мне, – просят, – и мне!» Дедушко дает всем. Вся деревня наелись, похваливают: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята – парнёки и девоньки… Кушали сырым, и печеным, и в киселе, и перемерзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня.


Е Честняков «Сергиюшко»


Жил-был парнек Сергиюшко. Все ушли на работу, остался один дома. Сидит у окошечка. На улице было красно: травка зеленела, цветочки расцветали, и солнышко пригревало.

Прилетела пташечка, села на прутышек в листочках перед окошком и чивиликает. И говорит пташечка:

Дай мне крошечку хлебца, может, я тебе и сама пригожусь.

Парнек положил крошечек на окошко. Птичка поклевала и улетела.

Пришла ватага с работы, принесли парнеку ягод из лесу.

Это тебе баушка береза послала.

А где она живет?

В лесу. Велела тебе приходить по ягоды.

На другой день большие опять пошли работать на кулиги*. И Сергиюшко просится:

Возьмите и меня к баушке березе.

Да ведь мы далеко пойдем, устанешь, и комары в лесу заедят.

Заплакал Сергиюшко.

Ну, ладно, пойдем!

Обули в маленькие лапотки и пошли на кулиги. Пришли и стали работать. А Сергиюшко спрашивает:

Где баушка береза?

А вот тут коло лесу... Ищи ягод у пеньков да далеко не отходи, не заблудися, — покрикивай нас.— Сделали ему берестяную коробичку: — Клади тут ягоды.

Ходит коло пенечков, ягодки забирает, а домашние вопят:

Сергиюшко, тут ли ты, не заблудися!

Тут, тут! — откликается.

А сам все подальше отходит и очутился на тропочке. Идет и видит: стоит избушка, и гриб вырос выше крыши.

Сергиюшко отворил дверки и вошел в избушку. Никого нет, а на шестке у печки лук да галанка печеная. Он съел луковку — хороша показалась,— сладкая. И галанки попробовал... Вдруг вошел старичок, маленький сам, а борода до полу долгая.

Зачем,— говорит,— ешь мое доброе без спросу?

Испугался парнек.

Теперича не отпущу и домой. Забирай мне ягоды,— говорит старичок, подал ему большую коробицу и вывел из избушки.

Делать нечего, стал Сергиюшко брать ягоды в старикову коробицу. А старичок сел на скамеечку коло избушки, лапоть плетет, и с виду парнека не отпускает. Долго брал Сергиюшко ягоды и как-никак набрал чуть не полную коробицу. Подошел старичок, поглядел и говорит:

Ну, ладно, будет с тебя... пожалуй, ступай и домой,— и дал большую ягоду — с горшок: — это тебе за труды, получай. Ягоду ешь, а семечки посади.

Парнек обеими руками в обхватку взял ягоду и пошел по тропочке. Идет, идет, а по сторонам ягод так и усыпано. Сошел с дорожки, от хоречка к пенечку перебегает, срывает ягодки... да и заблудился. Вдруг видит: чивить-чивить, пташечка та самая, которая прилетала к нему на окошечко.

Что пригорюнился? — говорит.

Да вот не знаю, как выйти.

Иди за мной,— сказала пташечка и перелетела на другое деревце.

Пошел за пташечкой, а она с кустика на кустик перелетывает да чивиликает:

Вот близко кулиги, здесь и живу коло краю. Тут что-то делают ваши, они уж давно ищут тебя.

И слышит парнек, вопят: «Сергиюшко, у-а!»

Ээй! Я здеся-а! — откликнулся, обрадовался.

И видит: идут ихние, увидали его. И побежал к ним. Прощай, пташечка!

Ну, слава богу,— говорят,— а мы напугалися. Ищем, думали, что уж медведь съел тебя... Долго ли до греха. Говорили тебе: не отходи, парень, далеко, да откликайся. Ладно, нашелся. А ежели бы совсем заблудился, съели бы звери или с голоду умер... Пропал бы Сергиюшко наш.

Пришли к шалашке.

Ешь, вон каша в котле, тебе оставили. А это что у тебя? Глядите-ка, какая ягодина у него. Где ты нашел? Мы никогда не видывали.

И стал рассказывать, что с ним приключилось. Домой пришли — всем казали ягоду. Стали есть и другим давали пробовать.

А семечки Сергиюшко посадил — и растут ягоды величиной как самые большие горшки. И весь народ стал садить от этих семян.

Но случились весною морозы, а лето сухое и жаркое; все засохло, ничего не уродилось. Только в одном местечке, в ложбинке возле ручейка под горой сохранился кустик Сергеевых ягод. Зеленцы были уже большие, как шоргунцы. Но огороды плохо загорожены, вошли коровы, да овцы и лошади — все съели да затоптали и копытами выбили. А семян этих ни у кого в запасе не было. Всем понемножку досталось — и рассадили все. Так и перевелись Сергиевы ягоды. Горевали люди, а Сергиюшко больше всех.

Стал подрастать, и с ребятами ходить в лес по грибы да по ягоды коло кулиг по тропинкам. Ищет избушку под грибом — ровно пропала, как увидел во сне. Не знает, где живет и баушка береза. 

 

Е Честняков «Иванушко»


Вышел Иванушко на крылечко красной весной. Сияет солнышко… травки зеленеют, цветочки цветут, пташки поют. И слышит: «Кирлы-мурлы, кирлы-мурлы…» – высоко в небесах летят веревки гусей-лебедей.

Гуси-лебеди! Спуститесь на землю к нашей избушке… унесите меня, куда желаю.

Услыхали гуси-лебеди; ниже и ниже, ближе и ближе подлетают к Иванову дому… и опустились у самого крыльца.

Ка-ка-ке… садись к нам на спину… куда тебе надо?

Да охота побывать, где вы живете…

Садись, унесем.

Сел Иванушко на гусей-лебедей, и полетели…

Выше и выше… Прощай, деревня!.. все дальше и из виду вон пропала. Летят высоко, а внизу видно деревни, поля, горки-пригорки, речки-ручьи и река широкая в зеленых берегах. Идут плоты по реке, греби скрипят, огоньки горят, плотовики меж собой перекликаются. И сидят у шалашек девицы да бабы, песенки распевают. И видят гусей-лебедей, а не знают, что гуси-лебеди несут парнёка: далеко – не различить, ровно точка какая темнеет; и не догадаются, что такое, незнаючи.

Дальше и дальше летят. Лес пошел гуще: елки да сосны, березы, осины, деревья разные. Пролетели волок большой. Опять видит Иванушко избы с дворами… житницы, овины и бани, всякие лачуги, мякинницы, соломенники, погребушки… и церкви. Народ ходит. Малые ребята указывают пальцами на гусей-лебедей. А они тут летели не совсем высоко. И увидали люди Иванушка:

Ай, ай!.. глядите-ка…

А гуси-лебеди скорехонько пронеслись над деревней, уже над лесом летят; и дальше все лес, кажется, и конца ему нет.

Долго так над лесами летели…

Скоро ли ваши-то дома? – спрашивает Иванушко.

Скоро… вон за этим перелеском большое озеро… там мы и живем…

Прилетели на озеро, – и видимо-невидимо плавает всякой водяной птицы: лебеди, утки, гуси, гагары:

Ка-ка-ка… ке-ке… вот какого гостя к нам принесли…

И посадили парнёка на зеленый бережок, на сухие кочечки…

Там ягодки растут – князеничинки, морошинки да клюковки… И там гнезда гусей-лебедей и всяких птиц водяных.

Сидит Иванушко на хорёчке да ест ягодки-князеничинки… Его окружили мамушки-нянюшки птицыны, ягодками кормят, всяко забавляют, в красивых шапочках, шляпках, платочках… Мительки летают, коростели керкают, кулички куликают… чайки кричат, соловейки поют. Ходят и летают пташки разряженные… в разных сарафанах, рубашках: в беленьких, сереньких, пестреньких, красненьких, синеньких, голубеньких, желтеньких, аленьких, зелененьких – всяких разноцветных… Походят и побегают, постоят и посидят и полетают… В тени и на солнышке… по земельке гуляют… На озере плавают… ныряют в воде, и на крыльях летают…

Играет Иванушко с ребятами-лебедятами да с девицами-лебедицами, гуляет по садам и цветочкам, в ягодках разных…

Забыл и про дом… А когда вспомнил – и говорит:

Хорошо мне у вас, да стосковался по доме… Простился со всеми, и понесли его домой гуси-лебеди.

Летят-летят: опять внизу леса да деревни. И говорят гуси-лебеди:

В тот раз мы забыли побывать у дедушка-медведушка – знакомый, тут живет в лесу… не желаешь ли к нему ночевать?

Ладно… – говорит. И осередь дремучего леса опустились на землю. Елки и сосны стоят толщиной чуть не с избу.

А медведушко сидел в черничнике, ел ягоды.

А… здорово, здорово… а это кто?…

Да вот носили к себе в гости… Ночевать не пустишь ли?

Просим милости… ко мне залетайте во всякое время…

И повел в свою избушку, накормил-напоил, ягод нанес – потчует.

А старуха твоя, медведица, где?

Ушла по ягоды… скоро придет…

Пришла медведица, полный кузов ягод ставит на лавку:

Ух, как устала… Али гости у нас?… вот и ладно. Мы попотчуем сыроехой из свежих ягод да черничным киселем… и еще испеку пшеничных лепешек.

Мы уже все пробовали, – сказал медведь, – только лепешек не пекли.

А медведица говорит:

Я сейчас затоплю печку – живочко напеку – поедят горяченьких, в ягодках вареных.

Скоро затопилась печка, ясно загорели дровца сухие. Напекла лепешек и всех накормила.

Ночевали у медведушков, а утром отправились в путь.

Прилетели в Иванову деревню, посадили его на крыльцо и сказали:

Ежели будет нужно когда, выйди на крылечко, кликни нас: «гуси-лебеди», – мы и прилетим.

Иванушко стал останавливать:

Останьтесь да погостите…

Нет, пора нам…

Сказали и улетели. Увидали Иванушка домашние – все обрадовались.

А он стал рассказывать, где был.


Приложение №2


Подымись на холм Шемяки
И взгляни на эту ширь.
Видишь: озеро, рыбаки
И Девичий монастырь!
Всё здесь наше… всё родное…
Эй, здорово, земляки!
Горы, пашни, Туровское,
Умиленье и Быки!
На холме здесь нет нас выше.
Слева Галич тих и стар:
Церкви, садики и крыши,
Ряд торговый и базар.
Позади вокзал дымится,
Линия тянется каймой,
А по линии поезд мчится,
Изогнувшийся змеей.
Вон лесок на горке Лисьей,
Вон Овиново, взгляни!
Между них старик Паисий 
Утопает в зелени.
А взглянуть вперёд, направо –
Вид не хуже, чем в Крыму:
Горы, реки, луг, дубрава 
И большак на Чухлому. 
Все родное, все я знаю.
Даже гнёзда и грачи.
Видно Рыбную до краю,
Вон Патрашка, Лобачи!
Всё я вижу со Столбища:
Лодки, сети рыбаков,
Земляков и их жилища
Горожан и мужиков.
На базаре рыбачихи
Рыбу валят и гноят,
Тут же сумрачны и тихи
Покупатели стоят.
Солнце жжёт и цены жгутся,
Каждый дышит нелегко.
С четвертными бабы жмутся:
«Покупайте! Молоко!»
Впереди ларьки иль лавки
Приютились под холмом,
Есть в них шпильки и булавки
В нашем Галиче пустом.
Кое-где бумага, спички.
Что тут купишь, что продашь?
Но толпятся по привычке
Покупатель и торгаш.
А по Рыбной крик несётся:
«Эй, Микула, сеть неси!
Экой леший, - эта рвётся,
Дай другую… там спроси!»
Это тятька в балахоне
Сыну малому кричит.
В этом крике, чуть не стоне,
Что-то нужное звучит.
Где-то громко зашумели,
Что случилося? Беда?
Нет – рыбацкие артели
Разбирают невода.
По дороге, пыль взметая,
Едут в Галич мужички…
Здравствуй, родина святая!
Эй, здорово, землячки!
( А. Соловьев ( Нелюдим)


Город Галич - древний город,
Город счастья и любви!
Среди дней моих суровых
Солнца луч из темноты! 
Там с девчонкою однажды
Я по улицам гулял,
Ей дарил стихи и песни,
В губы страстно целовал!
Город Галич – чудный город
Первозданной красоты
Где у озера большого 
Враз сбылись мои мечты!
Где стоят большие храмы
И сверкают купола,
Где в уюте и покое
Моя русская душа!
Город Галич – дивный город,
Как красивый чудный сон,
Где родимые просторы,
Колокольный слышан звон!
Где за малыми домами
Всюду озеро видать,
Где на душу и на сердце
Сходит Божья благодать!
Город Галич – Русский город,
Город Родины моей,
Той земли, что еще может
На свет явить богатырей!
Русский дух здесь, Русью пахнет!
Здесь живет народ простой
И в веселье, и в печали
Хоть и грешный, но Святой!
Галич – лучший в мире город!
Город счастья и любви!
Среди дней моих суровых
Солнца луч из темноты!
Там, где как пацан наивный
В одну девушку влюблен,
Вспоминать эти мгновенья
Буду я всю жизнь как сон!
***

Этот город, словно песня,
Всплыл из старины седой -
Галич, Галич, дивный Галич,
Древний Галич Костромской.
С деревянными домами
И с открытою душой
Галич, Галич, город Галич,
Древний Галич Костромской.
Мои предки здесь когда-то
Вечный обрели покой,
Галич, Галич, чудный Галич,
Древний Галич Костромской.
Я о встрече не мечтала,
Но возник передо мной
В Интернете сайт про Галич,
Древний Галич Костромской.
И теперь туда стремлюсь я,
Потому что мне родной
Галич, Галич, милый Галич,
Древний Галич Костромской!
( О. Дмитриев)


Моя РОССИЯ -ЭТО ГАЛИЧ,

туман свисающий с берез,

и ветер, что с озерной дали

мне в руки лилию принес...

Здесь БАЛЧУГ в яблоках цветущих,

как будто в белых облаках,

стоит над городом и тучи,

как крышу, держит на руках...

Здесь как пожарища,

рассветы встают с росистых берегов,

где сохнут весла,

сохнут сети в слободке наших рыбаков.

Здесь Лисья горка в соснах ровных,

открылась всем семи ветрам,

здесь что - то шелестят их кроны

бегущим мимо поездам...

МОЯ РОССИЯЭТО ГАЛИЧ,

беспечной юности причал.

МОЙ СТАРЫЙ, ВЕРНЫЙ

мне товарищ, что часто снится по ночам." ( С.Виноградова)


Едва над маковками храма

Прольётся алый свет зари,

В росистой свежести рассвета

Засвищут звонко соловьи.

Ударит бот, и слабым эхом

Вздохнёт уключина в ответ,

По бирюзовой водной глади

Прорежет лодка первый след.

Моторок гул разбудит город,

Нарушит озера покой.

Умывшись утренней прохладой,

Закружат чайки над водой.

Вновь день придёт на смену ночи,

На солнце вспыхнут купола,

И дивным светом озарятся

Благословенные места. ( М Гусева)


«Чтобы увидеть всю красоту Галича и его окрестностей, нужно подняться на холм Шемяки, у подножия которого раскинулся город, небольшой, но уютный. Душа встрепенется и замрет от восхищения перед открывшейся взору картиной……». ( О. Каликин )



«Обидно слышать, как родину твою называет какой-нибудь столичный гость деревней или захолустьем, но, увы, так оно и есть. Москва — это Холустье, а мы, вся остальная Россия, остаёмся за Холустьем.» ( В. Лапшин)


Русский

Все народы мы называем именем существительным – немец, поляк, англичанин, чуваш, узбек... и только «русский» идёт как прилагательное.

В этом, на мой взгляд, величайший смысл.

В. Кожинов

Имя имени не краше.

«Кто» – живит, связует «Чей».

Прилагательное наше,

Что раствор для кирпичей.

Всем оно наречьям сродно:

Под царём или вождём

Будет русским кто угодно,

Если на Руси рождён.

В нашем зное либо в стуже

Русский немец, русский грек...

Я не лучше и не хуже,

Русский просто человек . ( В Лапшин).


На лодке крохотной, на ялике,

С одним поломанным веслом

Мы с другом Борькой, двое маленьких,

Ушли на озеро тайком.

Мечта заветная, завидная

Уплыть туда, где рыбаки,

В село, едва отсюда видное,

С чудным названием Быки. ( Я. Аким)


Приложение № 3

Красавица ты моя осень,

Золотая ты моя песня,

С зеленью елей и сосен,

С голубизной поднебесья.

Красные гроздья рябины,

Рыжее листетравье

Как сердолик и рубины

В твоей золотой оправе.

Щедро, по-царски просто

Нас даришь сказкой чудесной.

Ты моя красавица осень,

Золотая ты моя песня.

Журавли заснули на земле,

Оставляя перья среди кочек.

Я люблю дыханье тополей

И березы крохотный листочек,

Сумерек весенних смутный бред,

Кваканье бесстыдное лягушек

И земной сверкающий рассвет

Посреди полей, а не подушек.

На земле проснутся журавли,

В небо унесется клич щемящий...

Я люблю простой цветок в пыли -

Весь земной, до боли настоящий. ( Е Балашова)


Задумчивое, ласковое лето...

То лучик солнца, то букет цветов...

То нежно так плеснет на сердце чем-то,

То дождиком умоет будь здоров!

А мы и рады: балуй, развлекайся,

Загаром темным тело покрывай!

Как можно дольше, лето, не кончайся!

И солнышку порадоваться. ( С Виноградова)


Какая долгая весна!

Сугробы тают и не тают...

И шапку снежную сосна

Так с неохотою снимает.

Вот только нас не запугать

Зимы морозом запоздалым!

Весны приход не задержать

Ветрам холодным и усталым!

Мы ждем цветения и красок.

Мы ждем тепла и красоты.

Хотим душе устроить праздник,

Глотнув весенней доброты... ( С Виноградова)


Облако за облаком по небу гналось-

За облаком – лодкой облако – лось.

Лось шагает ходко, не хочет отстать,

Но рогами лодку не может достать.

А ветер гонит, гонит, торопит облака,

То с налёту тронет, то шевельнёт слегка.

Стала меньше лодочка, вытянулся лось.

И от лося облачко вдруг оторвалось.

Где же лось прыгучий? Позабудь о нем.

Обернулась туча скачущим конем.

А за ним ребёнок – беглый жеребёнок.

Вот какая конница теперь за лодкой гонится!

А ветер пуще – пуще поднялся

И выросли у лодки паруса.

Догоняйте, русаки, лодочка вертка…

Я лежу у реки. Я гляжу из – под руки,

И бегут надо мной в небе облака. ( Я.Аким)


Осенний вальс

Холодных капель мерный стук,

Капризный небосвод,

Кружится лист за кругом круг,

Прекрасен тот полёт.

Роняет злато старый вяз,

А ветер - озорник,

Танцуя, падая , кружась.

Гуляет между лип.

В душе тревоге места нет -

Усталость и покой.

Осенних мыслей тихий свет

Кружит над головой.

В круженьи этом узнаю

Забытый старый вальс...

И вот иду лицом к дождю,

Под шум его кружась... ( В Клевич)


Зимнее утро

И встало розовое утро

Над белой свежестью снегов,

Взглянув приветливо и мудро

На всё, что пробудилось вновь,

И месяц со звездой простился,

Петух заспавшийся пропел,

И хрупкий дым из труб пробился,

И снег на тропках заскрипел.

И заневестились деревья

Во бликах зимнего огня.

И вновь взялась за труд деревня

Неутомимая моя. ( В. Клевич)



Оттепель

В день сумрачный сырого февраля

Вдруг затоскуешь черною тоскою

О том, что утром звонкая заря

Не вспыхнула над спящею рекою.

О том, что с крыш - не вовремя! - капель,

Что хочется февральской дикой вьюги,

Чтоб снег, как вор, вползал в любую щель

И предлагал бы зимние услуги.

Чтоб кошка размурлыкалась - к теплу

На жаркой печке вечером домашним,

И чтобы пах оттаявший тулуп

Полузабытым, сладостным, вчерашним...

Но день сырой ползет едва-едва,

И лень пошевелить рукою даже,

Чтоб записать ненужные слова,

Которые сырой февраль подскажет. (Е Балашова)


Опята

Тонконогие опята -
Очень дружные ребята.
Ствол корявый облепили,
Шляпки желтые умыли
Свежей утренней росой -
И коси их хоть косой.
Положу-ка их в корзину,
 
Полюбуюсь - да прикину.
Сколько звать гостей к обеду,
Чтобы каждый смог отведать
Вкусных жареных грибков.
До чего ж хорош улов!
( В. Клевич)

Грибной лес

В лес грибной тебя зову тихим утром осени.

Видишь, под ноги листву нам деревья сбросили.

Было лето и прошло, песенное, знойное.

А теперь в лесу светло, строже и спокойнее.

Только белка на виду все углы облазила,

Витаминную еду запасая на зиму.

Под стволами двух дубов помолчим немножко.

Принесем домой грибов полное лукошко. ( Я. Аким)


Диалог на цветочной полянке

- Ты откуда?
- С луга. Из ромашек.
- Как зовут?
- Июлькой...
- Сколько лет?
- Столько, сколько ножек у букашек.
- А куда спешишь?
- Собрать букет.
- Кто тебя умыл?
- Июльский дождик.
- Ну, а причесал?
- Да ветерок...
- Что в ладошке?
- Там коровка божья.
- А в кармашке?
- Спелый колосок.
- Кто тебе так щёчки подрумянил?
- Солнышко.
- А глазки подсинил?
- Небушко.
- Букет подаришь маме?
- Всем, кто об июле загрустил
! ( В. Клевич)


Деревенское детство

Над ложбиной туман расстилается,
Закружились у леса стога.
Что-то давнее вспоминается:
Так же были - рябина, луга,
Коростели вот так же скрипели,
Только слаще рябина была,
Только выше казались ели,
Только дальше дорога вела...
Робко лист пожелтевший трогаю-
Осень, что ли крадётся вслед?..
Где же девочка босоногая?
Где же тот лучезарный рассвет?..
Конь горячий в росе купается
И уходит вдаль за жнивье...
Что-то чаще всё вспоминается
Деревенское детство моё
... ( Е Балашова)


Ясно, звёздно, морозно

Ветерок, тишина.

Домик маленький в соснах,

Два горящих окна.

Паутинка-тропинка

Меж сугробов крутых.

Вот такая картинка.

Зарисовочка. Штрих. ( С Потехин)


Детям войны

Сейчас вы бабушки и дедушки,
Сегодня вы надели ордена.
А что вы в сорок первом делали,
Когда застала вас война?
Простые мальчишки, простые девчонки,
Вы также с портфелями в школу бежали,
И мел вы держали в дрожащих ручонках,
И слово "Отчизна", стараясь, писали.
Когда приходили отцы ваши, братья,
Из военкоматов в пилотках, шинелях,
Вы дома уже не могли оставаться,
На фронт вы бежали, на фронт вы летели.
Мы помним, мальчишки, мы помним, девчонки,
Ваш подвиг во имя любимой Отчизны.
Оружие взрослое в детских ручонках
Затем, чтоб спасти нам, сегодняшним, жизни.
Вы наши бабушки и дедушки,
Сегодня вы надели ордена.
А что вы в сорок пятом делали,
Когда закончилась война?
Простые мальчишки, простые девчонки
Свои имена на Рейхстаге писали,
И мел не дрожал уже в детских ручонках:
"Россия моя, мы тебя отстояли!"
И снова вы в школе, и твёрдо и смело
На черной доске вы выводите мелом:
"Свобода. Отчизна. Россия. Победа.
Свобода. Отчизна. Россия. Победа.
Свобода. Отчизна. Россия. Победа.
Свобода. Отчизна. Россия. Победа.
( Е Балашова)



Журавлиный клин расколол зарю.

Я стою один. В небеса смотрю.

Наползает мрак. Потемнел восток.

Не пойму никак, отчего восторг?

Быть зиме пора. Я и ждал зимы.

Может, снег с утра побелит холмы.

 Журавли грустны. Мне же грех страдать.

Я опять весны начинаю ждать. ( С Потехин)


Приложение №4

Спокойна тихая обитель.

Цветёт крапива у плетня.

Любите, граждане, любите

Плетень, крапиву и меня.

Плетень — за что? За то, что скромен:

Он о себе не много мнит,

Из прутьев он, а не из брёвен,

И высотой не знаменит.

Крапива смотрится красиво

И обжигает — как огнём,

Но виновата ли крапива,

Что мы и рвём её, и мнём…

Любить меня? Кому охота?

Как ни крути — невзрачен вид.

Я — человек! И это что-то

Кому-нибудь да говорит… ( С Потехин )


Костромской край

Привольно край родной расположился

Среди густых лесов и синих рек.

И коль на костромской земле родился,

Ты с нею не расстанешься вовек.

Костромская земля - необъятны поля,

Каравай, масло с сыром на блюде.

Все богатства не счесть, только главное здесь,

Основное богатство - люди.

Земля родная много повидала,

Но если грозный ворог приходил,

Ни перед кем главы ты не склоняла,

Не зря тобой Сусанин вскормлен был.

Живи и процветай, мой край любимый,

Всегда пусть солнце светит над тобой.

Ты для меня один неповторимый,

Тебя я славлю, край мой костромской! ( И. Скородумова)


***

В снежных шубах лесное боярство.

Горностайна позёмка полей.

Может, главное наше богатство –

Вольный ветер Отчизны моей.

Если боль твою душу недужит,

Если память уснуть не даёт,

Он завьюжит тебя, и закружит,

И в кирпичной трубе отпоёт.

Он за полу потянет, как нищий,

Он заплачет в дупле, как дитя,

Просквозит, расцелует, освищет,

Над Великой равниной летя.

В небе волчьей луны полукружье,

Лес и поле, крутая зима,

И в глазах промелькнут Заветлужье,

Колокольный Валдай, Кострома. ( В. Костров)


Приложение №5


Весёлый поезд
Мчится поезд – чух-чух-чух!
За рулем сидит петух -
Машинист хохлатый,
Хвостатый, бородатый!
И кричит: «Ку-ка-ре-ку!
У меня все на чеку!»
Всех зверей везет в деревню
На каникулы, наверное!
Вагон первый. Суета!
Звери лезут, кто куда.
Кто на лавку, кто под лавку,
Каждый раз такая давка!
Громче всех кричит свинья:
«Хрю-хрю-хрю, моя скамья!»
Ей поддакивают в ряд
Семь молочных поросят.
Уступать никто не хочет,
Козел блеет, гусь гогочет.
Тут не удержался бык:
«Ехать стоя я привык,
Уступлю тебе, свинья,
Пусть сидит твоя семья!»
А корова: «Почему-у
Уступать должны мы? Му-у!
Нам втроем с теленком тесно,
Поросятам здесь не место!»
Кошка разругалась с псом,
Козел поссорился с ослом.
Гусь на лошадь взгромоздился,
Кролик под скамью забился.
Все пищат, визжат и лают,
Никому не уступают.
 
Лишь один баран молчал
И за всеми наблюдал.
Шею вытянул индюк:
«Может быть, откроем люк!»
«Ой, не надо, я болею!» -
Жалобно баран проблеял.
В миг откликнулась соседка,
Сердобольная наседка:
«Куд-куда же вы собрались?
Лучше б дома отлежались!»
«Ждут меня мои ребята,
Малолетние ягнята.
Я гостинцы им везу!» -
И баран пустил слезу.
Звери тут же замолчали:
Поросята не визжали,
Бык с коровой не мычали,
И котята не мурчали,
И цыплята не пищали.
 
Все как вкопанные встали.
Лошадь первая сказала,
Ей вдруг стыдно очень стало:
«Я вам место уступлю.
Иго-го! Я постою!»
Все барана окружили
Чем могли, помочь спешили.
Молоко дала корова,
Настоящего, парного:
«Пейте, будете здоровы!»
Курица яиц пяток
Завернула в свой платок.
Принесла сметану кошка,
Помурлыкала немножко.
 
Принесла коза корзину,
В ней варенье из малины.
Гусь принес пшена мешок,
Осел салата корешок.
Кролик – сладкую морковку,
А свинья – свою перловку.
Кость принес лохматый пес,
Лошадь принесла овес.
Звери все добрее стали
И ругаться перестали.
Все друг другу уступают
И здоровья всем желают.
Так одной слезой своей
Помирил баран зверей!
Теперь, дружок, смелей
Перечисли всех зверей,
Машиниста не забудь.
А потом поедем в путь!
( М. Гусева)


Утешился

Обидно стало Муравью –

Медведь его не замечает.

Собрав всю силушку свою,

Однажды Мишку он… пинает…

С тех пор утешен Муравей –

Он мужеством своим гордится:

Не всякий из лесных зверей

С Топтыгиным решит сразиться. ( В. Клевич)


Зарядил осенний дождик, 
Всюду сырость, лужи, грязь. 
Из-за тучи – солнца ломтик, 
На асфальте листьев вязь. 
Я иду походкой гордой, 
Каблучками стук да стук! 
Дела нет мне до погоды-
Радость я в СЕБЕ несу. 
Там,в душе,звенят капели,
Птички райские поют.
На весёлой карусели
Звери разные плывут…
Вы поверили, конечно? 
Боже мой, ну что за бред!
Наплела всего беспечно…
Но однако ж – не во вред.
Если честно, у окошка
Я сижу весь день одна.
И со мною только кошка.
Мне она в друзья дана.
( С. Виноградова)

Свечка, печка, потолок…

Свечка, печка, потолок –

Мой уютный уголок.

Книжка толстая в руках.

Рядом- бабушка в очках.

Кот прилёг в ногах и спит,

Чайник на плите сипит.

На полу котёнок скачет,

Месяц за окном маячит.

Пить хочу – невмоготу!

Дам колбаски я коту.

А себе налью чайку,

Ну, потом – и кофейку!

Свечка, печка, потолок-

Как уютен уголок!

И так весело с котом

Завалиться спать потом. ( С. Виноградова)

Баллада о Шуршавчике

В старой варежке жил Шуршавчик,
Жил да жил, ни о чём не тужил.
Был он мал, ну не больше, чем пальчик,
В доме хозяевам верно служил.
Глазки-бусинки, стройные ножки,
Носик шишечкой, ушки торчком.
Утром исправно бежал по дорожкам,
По палисаднику шпарил пешком.
 Как обожал он детские сказки, 
Звёзды считать и смотреть на луну! 
 И по двору семенил без опаски, 
В полночи сны сочинял малышу. 
Главное  всё же вовсе не это!
Сам себе он не ведал  цены: 
Был Шуршавчик отменным поэтом
Тоненькой, звонкой и нежной струны.
Вот оттого-то  злодейка-тревога
Переступать так боялась порога, 
Прочь убегали лихие напасти,
Не уживались здесь тёмные страсти.
………………………………………
Ветер осенний в полях засвистел,
Дом без хозяев совсем опустел…
Горя снести наш Шуршавчик не смог-
Стылым комочком упал на порог.
( С. Виноградова)












Приложение № 6

Литературно – краеведческий вечер


Цель: Познакомить с творчеством Я.Акима и его произведениями в рамках внеурочного мероприятия

Задачи:

1.Образовательные: учить понимать содержание стихотворения. Формировать умения видеть его языковые средства. Дать представление о способах передачи чувств и настроения человека в поэзии.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание.

3 Коммуникативные: умение работать в группах.

4Личностные: формирование собственного мнения, умения аргументировать выбор собственного ответа.

4.Воспитательные: воспитывать волевые качества у детей.

4.Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических требований. Благоприятный эмоциональный настрой.

Оборудование: портрет Я.Л.Акима, выставка книг, презентация

Предварительная подготовка : Распределить детей по группам

Литераторы

Критики

Аналитики

Введение в тему

Я вырос в городке заштатном,

Среди упряжек и рогож.

И не был на район плакатный

По счастью город мой похож.

Над сонным озером вставал он,

Как терем сказочных времён

Насыпанных издревле валом,

От вражьих полчищ обнесён.

Учитель «Город совсем небольшой, но зато древний. Если взобраться на высокий Шемякин холм, увидишь перед собой большое спокойное озеро, а по сторонам леса, леса, леса. Иногда мне кажется, родись я не в этом месте, ни за что не написал бы многих своих стихов».

Слайд 1 ( Галич)

- О каком городе идёт речь?

- Как вы догадались?

- Кому принадлежат эти слова? ( мужчине, поэту)

- Какие выражения помогли догадаться?

Слайд 2 ( портрет поэта )

- Есть в нашем крае люди, прославившие его, и сегодня мы познакомимся с одним из них – детским поэтом Яковом Лазаревичем Акимом.У него необычное имя, необычные отчество и фамилия и такой же необычной была его жизнь.

Слайд 3 ( с братом)

Учитель Родился будущий поэт 15 декабря 1923 г. В Галиче он прожил первые десять лет со своими родителями и братом.


Слайд 4 ( дом поэта) В городе сохранился дом, в котором прошло детство поэта. Сейчас она называется улица Шагова.

Я родился на зеленой улице

В деревянном тихом городке,

А по улице гуляла курица,

И коза паслась невдалеке…

Слайд ( 5 родители)

Отец, механик, изобретатель, работал шофером первой пожарной машины в городе, прилично играл на скрипке, на флейте, на любом музыкальном инструменте. Его называли мастер «золотые руки»

- О каком человеке так говорят?

Мать, библиотекарь, любила петь, аккомпанируя себе и детям на гитаре или на мандолине.

В Галиче Яков прожил с семьёй 10 лет, но детство прекрасно помнил всю свою жизнь, и это помогло впоследствии написать многие стихи.

Послушайте стихи поэта о своём детстве.


Ученик 1 «Я маленьким был»

Я маленьким был, хотя и давно.

Помню, как с мамой ходил в кино,

Как во дворе мы играли в прятки,

Как лошадей рисовал в тетрадке.

Помню пожар на соседнем углу,

Помню, как дворник искал метлу.

Но как я ревел, приходя к врачу,

Не помню. И вспоминать не хочу.


Ученик 2 Мой брат Миша

Ох, до чего ж он рыжий, мой новый братик Миша!

И волосы рыжие, и ресницы рыжие,

Проснусь – и сразу весело, когда его увижу я!

Над непослушным Мишей хлопочет вся семья.

Но мой братишка рыжий всё делает как я:

Я прыгаю – он прыгает, ем кашу – кашу ест,

Я съел тарелку мигом – и он в один присест.

Я Мишу не обижу, а ущипнёт – стерплю:

Он маленький, мой рыжий, и я его люблю!

Слайд 6 ( школа)

В 7 лет Яков поступил в Галичскую железнодорожную школу ( ныне это школа №4) и проучился в ней 4 года. Именно там, учась во 2 классе, он написал первое стихотворение . Мама сохранила его «первую пробы пера».

- Как вы думаете, о чем может написать в стихотворении второклассник?

В нашем классе ученица. Я на ней хочу жениться.

Надьку в классе все боятся. Здорово умеет драться.

Вот такая мне нужна верный спутник и жена.

На одной из перемен подойду я к Наде Н.

Слайд 7 ( молодость)

В 1933г семья переезжает в Москву. А в 1941г Яков заканчивает 9 классов и уезжает работать в пионерский лагерь вожатым. Там и застала его война. Молодой человек уходит на фронт, оканчивает курсы связистов и снимает военную форму только через 5 лет. Вернулся с войны уже взрослый человек, удивляется, что вернулся, что жив остался.

Мне странно, что я ещё жив.

Хожу, просыпаюсь в постели.

Что бомбы, голод и тиф

Меня одолеть не сумели.

Слайд 8 ( Первый снег)

Хорошо жив, хорошо, что вернулся. Но надо где – то работать или учиться. Решил стать химиком, поступил в институт и вдруг ….начал писать стихи.

Сначала для взрослых. А потом женился, родилась дочь Ирина.

Шёл он как – то по улице за молоком для своей дочери. Это было в начале зимы. Шёл первый снежок, мягкий, пушистый. Первый снег. Только он об этом подумал, как откуда ни возьмись вокруг него заплясала, закружилась песенка. «Утром кот принёс на лапах первый снег»

Послушайте первое стихотворение для детей.

Ученик 3 Первый снег

Утром кот принёс на лапах первый снег. Первый снег.

Он имеет вкус и запах, первый снег. Первый снег.

Он кружится лёгкий, новый у ребят над головой,

Он успел платок пуховый расстелить на мостовой;

Он белеет вдоль заборов, прикорнул на фонаре.

Значит, скоро, очень скоро полетят салазки с горок.

Значит, можно будет снова строить крепость во дворе!


Слайд 9 ( Маршак)

А поверить в себя и свои силы помог СЯ Маршак. Он сказал: »Пишите, голубчик, так. чтобы вас не могли не напечатать». С тех пор создано множество стихотворений, которые печатали в детских журналах «Мурзилка» и « Пионер».

-Как вы думаете, как поэты создают стихи?»

Слайд 10 ( Чиж)

Учитель: Иногда ребята думают так: увидит поэт в жизни что – то весёлое – напишет весёлые стихи, увидит грустное – и стихи становятся такие же грустные. Но не всегда так бывает. Однажды Акиму рассказали печальную историю. Был у девочки чиж. Она как проснётся утром – сразу к нему. Кормит, разговаривает, а чиж поёт. Девочка в школу – чиж за ней летит. Но во время бомбёжки чиж погиб. Об этой необычной дружбе и написал стихотворение поэт, но не печальное. В его стихотворении чиж остался жив. И для всех, кто возьмёт эту книжку, чиж весело поёт : Я тут! Я жив! Чив – чив!»

Послушайте это стихотворение.

Ученик 4 Мой верный чиж

Выходит солнце из –за крыш

И на мою кровать

Садится чиж, мой верный чиж;

- Чив – чив, чего, чего ты спишь,

Чив- чив, пора вставать!

И я уже не сплю, постель стелю,

Чижа кормлю, в кормушку сыплю коноплю.

А он клюёт, своё клюёт,

Мне прохлаждаться не даёт:

_- Чив – чив, пей чай!

- Чив – чив, пора! Где ранец?

- За спиной! Бегом по лестнице! Ура!

Мой чиж летит за мной.

Я улицу перехожу. - Не торопись – шепчу чижу.

А ну, летим! Зелёный свет!

Ребята нам кричат: Привет!

Ещё минута до звонка. Я говорю чижу – Пока!

Давай лети домой!

Он делает прощальный круг.

Мой верный чиж, мой славный друг,

Приятель храбрый мой.

Я часто думаю о нём. А он, поди, грустит.

В большую перемену днём, я знаю, прилетит.

- Привет, чив – чив. Я тут, я жив. Давно тебя ищу!

И я в ответ ему – Чив, чив! Тихонько просвищу.

И на плечо позволю сесть.

Спрошу: Чего молчишь?

Я рад, что ты на свете есть.

Мой друг, мой верный чиж!


Физкультминутка от Акима №Весело мне!»

Яблоки – веники весело мне!

Весело мне. Я скачу на коне.

Яблоки – веники конь мой устал.

Конь мой устал и скакать перестал.

Яблоки – веники, где ж водопой?

Где водопой с ключевою водой?

Конь мой да я напились из ручья.

Дальше торопится песня моя.

Яблоки – веники, яблоки – веники

Скачет весёлая песня моя.

Учитель : Поэт дважды приезжал в Галич. Последний раз он был 15 декабря в свой день рождения в 2003 г . Ему было 70 лет. Аким выступал перед детьми, и один мальчик спросил его: "Скажите, а есть у вас хобби?" «Мое хобби – дружить», - ответил Аким. Дружба для него - самое важное, что есть на свете, и об этом он пишет и для детей, и для взрослых.

Что мы с тобою жили

Не будут знать века,

Мы просто заслужили

Друзей да облака...

- Но есть детишки, с которыми поэт дружить отказывается. Как вы думаете, кто эти дети? Давайте послушаем об этом стихотворение.

Слайд 11 ( Жадина)

Ученик 5 Жадина

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем ни за что не поделиться,-

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище – жадина!

Жадину я ни о чём не прошу,

В гости жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его.

Поэтому честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу!

Учитель: А ещё поэт не любит детей, которые не хотели учиться и ничего не умели.

Давайте послушаем об этом стихотворение.

Слайд 12 ( Неумейка)

- А есть ли у поэта Акима сказки для детей? Попробуйте узнать, о ком Яков Аким придумал сказку.

Учитель: Пришёл поэт однажды в гости к другу. А его дочка нарисовала на листе бумаги разных зверей, птиц, бабочек. «А где же люди?» - спросила мама. «Они все ушли в цирк!» Аким случайно услышал этот разговор. Сначала улыбнулся, потом задумался. И заработало воображение. Он начал что – то бормотать себе под нос «Что случилось в городе? Куда пропали дети?» Давайте послушаем эту сказку и узнаем, что же произошло.

Слайд 13 ( Девочка и лев)

Ученики 7 и 8

-Почему стихотворение можно назвать сказкой?

Учитель: Аким любил писать стихи и сказки для детей, потому что ему было о чем писать, так как он хорошо помнил свое детство в маленьком городке Костромской области. «Хорошо помню, как был маленьким и никогда этого не забуду, потому что если забуду, ничего больше написать не смогу для вас».

Слайд 14 ( здание библиотеки)

И город его не забыл. Детская библиотека в Галиче носит его имя. А галичская поэтесса С. Рычкова написала ему.

Этот город останется Вашим.

Хоть и стал он совсем другим.

Здесь Вас кликали:»Здравствуй, Яша!»

Или просто: «Привет, Аким!»

Годы, годы, куда умчались?

Все вперед они, все вперед.

Только знайте, что стары Галич

Вас по – прежнему в гости ждёт.

Вновь снежок на улице Шагова.

И плывет над крышами дым.

Топят печи к приезду Якова.

Возвращайся домой, Аким!

Викторина

1. Где родился Я.Аким?

2. На какой улице жила семья Акимов?

3 Сколько лет прожила семья в Галиче?

4 Куда уехали Акимы из Галича?

5 Почему Аким любил писать для детей?

6 Какие произведения написаны для детей?

7 Как называется стихотворение, которое начинается со слов «Кто держит конфету в своем кулаке?»

8 Что ещё пожалел жадина?

9 Что написано на конверте в одном известном стихотворении?

10 Как звали мальчиков из этого стихотворения?

11 Какие два слова были в письме?

12 Кто принес на лапах первый снег?

13 Для кого было написано это стихотворение?

14 Про какого пернатого друга рассказал нам поэт?

15 Как звали младшего брата из стихотворения Акима?

Рефлексия

- А теперь посоветуйтесь и вручите медаль лучшему чтецу, самому внимательному зрителю, самому активному участнику.









Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.