Применение технологий «Экологическая безопасность при проектировании автомобильных дорог»
Экологическая безопасность при проектировании автомобильных дорог
Автор: Сатов Николай Владимирович
Оглавление |
|
Введение…………………………………………………………………………………... |
3 |
1. Факторы, влияющие на экологическую безопасность…………………………....... |
3 |
1.1 Самые «грязные» места в мире……………………………………………... |
3 |
1.2 Влияние автомобильных дорог на экологическую безопасность………... |
4 |
1.3 Мониторинг причин и последствий дорожно- транспортных происшествий……………………………………………………………………. |
4 |
2. На путях миграции братьев наших меньших…………………………………….... |
5 |
2.1 ДТП с участием животных…………………………………………………... |
5 |
2.2. Технологические решения «смягчения» проблемы………………………. |
6 |
2.3 Мероприятия, снижающие негативное влияние строительства дорог на окружающую среду…………………………………………... |
7 |
3. Заключение…………………………………………………………………………… |
7 |
4. Список использованных источников………………………………………………... |
7 |
Введение
Одно из заседаний Совета Безопасности по экологии было посвящено ключевым вопросам обеспечения экологической безопасности нашей страны. «Тема крайне важная и многоплановая» В.В. Путин |
Проблема. Увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий из – за несоблюдения экологической безопасности при проектировании и строительстве автомобильных дорог.
Актуальность темы. На первый взгляд эта проблема может показаться абсурдной. Ну как, казалось бы, экологическая безопасность при проектировании и строительстве автомобильных дорог может повлиять на количество аварий и других происшествий на дорогах? Сегодня нет человека, который не выступал бы в роли водителя или пассажира. И нет человека, которого не волновало состояние здоровья его самого и его близких. Окружающая среда и здоровая экология - это касается каждого из нас.
В какой бы отрасли мы не работали, мы обязаны думать об экологической безопасности.
Существует по большей мере потребительское отношение к природным ресурсам, Экономическое развитие стран мира часто достигается с существенной деградацией природной среды.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования – выявление основных факторов, влияющих на экологическую безопасность при проектировании и строительстве автомобильных дорог.
Задачи исследования:
Выявить самые «грязные» места в мире
Провести мониторинг причин и последствий дорожно- транспортных происшествий
Обозначить технологические решения «смягчения» проблемы
1. Факторы, влияющие на экологическую безопасность
1.1 Самые «грязные» места в мире
"Проснулся утром — прибери свою планету "
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Приступая к исследованию и анализу утверждения заявленного темой, была изучена информация, представленная не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Оказалось, что самыми грязными местами в мире являются Зарубежная
Европа, США , Европейская часть России, Юго-Восточная Азия.
Посмотрите с чувством люди
Что с планетой нашей будет
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины
1.2 Влияние автомобильных дорог на экологическую безопасность
Группы и виды воздействий автомобильных дорог на окружающую среду:
а) транспортные загрязнения (выбросы) - отработанные газы, транспортный шум,
пылевидные выбросы, продукты износа покрытий, загрязняющие воздух, почву и
водные стоки на прилегающей территории;
б) изменения природных и хозяйственных систем: изъятие земель, переформирование рельефа, изменение стока, уровня, условий движения грунтовых вод, разделение биосистем и хозяйственных угодий;
в) Нарушение условий обитания рыб при строительстве мостов и др.
1.3 Мониторинг причин и последствий дорожно- транспортных происшествий
Причины ДТП, связанные с несоблюдением экологической безопасности при проектировании и строительстве автомобильных дорог:
1.Прямая дорога и однообразный ландшафт.
2.Несоблюдение требований нормативной документации при проектировании дорог на слабых грунтах, близком залегании подземных вод, расположении оврагов и проектировании подходов к мостам.
3.Нарушение технологии строительства дороги.
4.Нарушение технологии строительства дорог на участках с осыпью трещиноватых пород.
5.Проектирование дорог в горной местности.
2 На путях миграции братьев наших меньших
2.1 ДТП с участием животных
Всё – от старой сосны у забора До большого тёмного бора И от озера до пруда – А ещё и медведь, да и лось, Даже муха – вот это да! – |
От лирического вступления перейдем к сухой статистике. Ежегодно на территории России фиксируется более тысячи дорожно-транспортных происшествий с участием животных, где страдают как звери, так и люди.
Несмотря на предупреждающие дорожные знаки 1.26 «Перегон скота» и 1.27 «Дикие животные», которые сообщают водителю о том, что на данном участке дороги, возможно появление животных, по –прежнему «прифронтовыми участками» чаще всего являются лесные, лесопосадочные полосы, а также сельскохозяйственные угодья.
В отличие от людей, фауне неведомы правила дорожного движения и она не может самостоятельно оценить степень опасности, именно поэтому водитель обязан быть крайне внимателен, въезжая в подобную зону.
Бывает и так, что животные становятся «хозяевами» автотрасс. И это очень опасно.
Кроме того, лесное хозяйство РФ может потребовать возмещение ущерба в виде штрафа. Сегодня правонарушителя могут привлечь по статье ГК РФ №1078, где объем наказания измеряется размером зверя (в рублях): штраф за лося – 40 000 рублей, косуля -20 000 рублей, сбитый кабан - 15 000 рублей. Мелкие звери: наезд на крота – 50 рублей; наезд на лису – 100 рублей; наезд на белку – 250 рублей.
Но денежные взыскания не главное. Представьте, какой силы будет удар о машину при столкновении на скорости с дикой, непредсказуемой, живой полутонной, (вес взрослого лося или оленя может достигать 600 кг, дикого кабана до 200 кг), даже легкая на первый взгляд косуля, во время прыжка легко пробьет лобовое стекло.
Получение серьезных телесных травм, летальный исход водителя или его пассажиров в таких ситуациях не редкость.
К сожалению, запроектировать дорогу в обход мест миграции животных практически не удается. Советы, которые дают водителям как поступать при встрече с животными, не всегда срабатывают. Как решить проблему?
2.2. Технологические решения «смягчения» проблемы
В большинстве европейских стран государство делает все возможное, чтобы свести к минимуму встречу диких обитателей леса с автовладельцами.
В Польше лесные массивы огораживают сеткой. Для животных, которые желают перейти на другую сторону дороги строят специальные сооружения. В Кении существуют подземные переходы для слонов. В таких государствах, как: Швейцария, Германия, Франция, Англия, Нидерланды создают навесные мосты, эстакады, виадуки, водопропускные трубы, рыбоподъемники и прочие строения призванные сохранить жизни братьям нашим меньшим.
Наиболее интересный вариант решения проблемы – проектирование и строительство экодуков. ЭКОДУК - это мост или туннель для перехода животными дорог.
Экодуки снижают вероятность появления на дороге животных, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Роскошный и широкий экодук не вызывает у животных страха. Ширина его порой превышает 100 м, а рекорд — 800 м. Длина экодука обычно не превышает 80 м. Самые большие называют ландшафтными мостами.
На правах самой автомобильной нации проблему начали решать американцы.
Первый туннель для прохода диких животных появился в США в 1955 году.
В 1975 –м году Штаты реализовали новое решение: экодук через магистраль. Не заасфальтированный, а покрытый естественными для этого места растительностью и почвой. Проходя по нему, зверюшки не ощущают опасную близость цивилизации.
В Европе экодуки появились несколько позже.
Переход в Национальном Один из переходов в индейской Зелёная эко-тропа над
парке Банф в Альберте резервации, штат Монтана шоссе Е314 в Бельгии
(Канада)
Места для экодуков и туннелей тщательно выбирают. До строительства дороги егеря указывают сложившиеся звериные тропы. В этих местах и устраивают переходы. Так как предусмотреть всё заранее сложно, работы не прекращают и после ввода магистрали в строй. Вдоль дорожного полотна оставляют участки рыхлой земли или песка, как в приграничной полосе, чтобы определить популярность этих мест у животных.
Заборы не только предохраняют
зверье от попадания под колеса.
Они направляют на экодуки
и к входам в туннели
Проектирование и строительство экодуков сохраняет единство среды обитания диких животных и служит гарантией безопасности для автомобилистов.
Каких только нет сооружений! Это и переходы для белок и крабий мост. Более чем 20 километров пластиковых заграждений направляют крабов подальше от главных дорог острова Рождества и ведут к 31 надземным переходам
и пятиметровому мосту.
А есть ли такие сооружения в России?
В нашей стране тоже стали осознавать тяжелые последствия на магистралях от встречи с животными и пришли к пониманию необходимости строительства экодуков.
Первый экодук в форме туннеля был открыт в марте 2016 года в Приморском крае, в национальном парке «Земля леопарда».
13 сентября 2016 года в Калужской области открыли второй в России экодук. Экодук шириной 52 метра открыт на 170-м километре автомобильной дороги М-3 в рамках реализации проекта по реконструкции трассы на участке со 124 по 194 км.
Эти сооружения, возведенные на путях миграции животных, безусловно снизят количество дорожно-траспортных происшествий, сохранят многие жизни автовладельцев и братьев
наших меньших.
2.3 Мероприятия, снижающие негативное влияние
строительства дорог на окружающую среду
Мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов должны предусматриваться в проекте организации строительства (ПОС), проекте производства работ (ППР), а также в технологических регламентах (технологические карты и т.п.).
При выполнении строительных работ необходимо принимать меры к сокращению загрязнения атмосферы минеральной пылью, выбросами газов тепловых установок и двигателей, другого оборудования, работа которого связана с термическими и химическими технологическими процессами.
3 Заключение
Таким образом, исследование данной проблемы подтверждает актуальность темы. Часто мы даже не представляем, как далеки от понимания критериев экологической безопасности.
Экологическая безопасность касается всех сфер жизнедеятельности человека.
Говоря о факторах опасности, возникающих при строительстве дорог, я отметил техногенную и экологическую опасность, в результате которых могут произойти изменения в окружающей среде, что существенно скажется на условиях существования человека и животного мира. Но строители дорог учатся их прогнозировать и предупреждать.
4 Список использованных источников
1. Журнал «Автомобильные дороги» , АО "Издательство дороги" ноябрь 2016 г.№11 (1020), г.Москва
2. ОДН. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка. утв. расп. Минтранса России от 31 декабря 2002 г. N ОС-1181-р);