Доклад «Экологическое образование в школе»
ПРОЕКТНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ОСНОВ УСПЕШНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
И. Н. Захарова
учитель биологии, географии
МБОУ “Большелеушинская СОШ”
Современное общество хочет видеть выпускников общеобразовательных учреждений адаптированными к условиям нашего времени, т.е. обладающими предметными, личностными и метапредметными компетентностями. Поэтому организация классно-урочной системы занятий должна быть перестроена в соответствии с задачей формирования данных компетентностей у учащегося [2].
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний, готовность к их применению. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс новые современные технологии, например, метод проектов, и научно-исследовательскую деятельность как методы, которые помогут научить «человека будущего» нестандартно, творчески мыслить [6].
Проектная и исследовательская деятельность – методы, направленные на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующие развитию творческих способностей и экологического мышления, объединяющие знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающие к конкретным жизненно важным проблемам.
Создание проектов предполагает системную работу с каждой группой учащихся [4].
В первую очередь это задания экспериментального, творческого и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем. При внедрении проектной деятельности в учебный процесс я использую три вида урочных занятий. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки один раз в четверть по какой-то определенной теме. Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по биологии, химии и географии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новой информации учащимися.
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам биологического или географического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.
Третий вид – использование в традиционном уроке элементов проектной деятельности, например, разноуровневое домашнее задание – выполнение творческого проекта по изучаемой теме (составить кроссворды, рисунки, презентации, видеоролики по пройденной теме, интерактивные игры и др.).
Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Для проектной деятельности на уроках я использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские, творческие. Многие ребята выполняют исследовательские проекты во внеурочное время. При создании исследовательского проекта методы, формы, приемы работы усложняются по мере усвоения учащимися учебного материала. Начинаю с самого простого уровня – любопытства, за которым стоит потребность каждого ребенка в новых впечатлениях, к более высокому – развитию любознательности через проведение теоретических, эмпирических заданий до более усложненных исследований. В дальнейшем усложняю задания элементами научного исследования. Обучающиеся знакомятся с рефератами, статьями ученых, научными методиками, применяя их в дальнейшей практической деятельности. Учащиеся ставят более актуальные цели и задачи, выдвигают научные гипотезы, усложняется и тематика исследований.
С этими работами школьники выступают на конференциях разного уровня: школьных, районных, окружных, многие из работ отмечены дипломами. При работе над проектом происходит расширение теоретических знаний по интересующей ученика проблеме. Дети получают знания в избранной области, и это способствует их профориентации. Хочется отметить, что с каждым годом пропорционально растет количество творческих продуктов проектного обучения и увеличивается количество учащихся, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Учащиеся, выполняющие проекты по биологии и географии экологического содержания, принимают активное участие и занимают призовые места в школьных, районных, всероссийских, международных олимпиадах, фестивалях, творческих конкурсах учебных проектов и конкурсах научно-исследовательских работ.
Использование проектной и исследовательской деятельности способствует повышению качества образования; формированию предметных, метапредметных, а также личностных компетентностей учащихся и созданию условий, положительно влияющих на развитие этих компетентностей; созданию положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественно-научного цикла; созданию условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся; развитию у учащихся навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия; снижению перегрузки учащихся и сохранению их здоровья (поддержание устойчивого психологического микроклимата); созданию коллекции проектов с методическими рекомендациями по использованию при изучении курсов «Биология», «География».
Использование проектной деятельности при обучении формирует у учащихся навыки, необходимые для их дальнейшей деятельности за пределами школьных стен. Учащиеся приобретают опыт решения жизненных проблем на основе знаний и умений, развивают умение работать с информацией. Они вырабатывают навыки проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала. У учащихся формируются навыки исследовательской практической деятельности, развиваются навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умение принимать решения в нестандартной ситуации. Формируются навыки работы в группе, умения соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение. Все формируемые и развиваемые навыки подготавливают выпускников средней школы к творческой деятельности, во многом определяют их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального [8].
Применение данного проектной технологии наряду с традиционными способами обучения позволяет: обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы; повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность школьников; обеспечить возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения; повысить интенсивность и эффективность уроков за счет наглядности и вариативности изложения учебного материала, усиления интерактивности учебных заданий; создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт общения с компьютером как с современным инструментом для работы с информацией.
Выводы:
– работа над проектами стимулирует внутреннюю мотивацию и способствует повышению качества знаний;
– проектные технологии помогают учащимся проявлять их творческие способности;
– используемые проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности активизируют познавательную деятельность, желание изучать предмет, повышать интенсивность процесса.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, человека будущего. Именно ему необходимо будет принимать решение и распутывать сложный клубок экологических проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абышева В.В. Разноуровневые задания как средство развития способностей учащихся. Образование. Выпуск № 4. Стр. 55.
2. Гречухина Т.И. Учебно-исследовательская и проектная работа учащихся как средство ос- воения социального проектирования. Образование. 2008. Выпуск № 5. Стр. 323.
3. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2006.
4. Информационные материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» (в рамках IV между- народной акции «Спасти и Сохранить»). 2006. Ханты-Мансийск.
5. Курганский С.М. Реализация развивающих целей обучения на уроках биологии. 2002. Образование. Выпуск № 4. Стр. 43.
6. Носова Э.М. Природосообразные технологии в формировании творческой личности. Образование. 2006. Выпуск № 10. Стр. 97.
7. Прохорова Л. Развиваем творческую активность. 1996. Стр. 21–27.
8. Тимощук Е.И. Развитие творческой личности – новый взгляд на классическое гимназическое образование. Образование. 2006. Выпуск № 9. Стр. 6.