«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Программа по экологическому воспитанию
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Паспорт программы
Описание программы.
Введение
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, формируется система знаний об окружающем мире как среде жизнедеятельности, о влиянии производственной деятельности на природную среду, а также знания и навыки природоохранительной деятельности. Все эти результаты могут быть достигнуты только в грамотно организованном процессе экологического образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гласит, что экологическое воспитание дошкольников призвано обеспечить подрастающее поколение научными знаниями о взаимосвязи природы и общества, помочь понять многогранное значение природы для общества в целом и каждого человека в частности, сформировать понимание, что природа – это первооснова существования человека, а человек – часть природы, воспитать сознательное доброе отношение к нее, чувство ответственности за окружающую среду как национальную и общечеловеческую ценность, развивать творческую активность по охране и преобразованию окружающей среды, воспитывать любовь к родной природе [1].
Однако педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники имеют недостаточный уровень экологического воспитания, так как дети не всегда понимают назначение экологического воспитания, не вникают в смысл ценностного отношения к природе, не хотят формировать у себя навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и пр.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) основными формами экологического воспитания детей являются дидактические игры и сказки, так как дошкольников в силу их возрастных особенностей привлекает яркое, необычное, нестандартное, способное удивить [2]. Такими характеристиками обладают дидактические игры и сказки, по праву занимающие приоритетное место в воспитании и образовании детей, именно поэтому в последнее время дидактические игры и сказки, все чаще стали использоваться в целях экологического воспитания дошкольников. Направленность дидактических игр и сказок на формирование у детей ценностного отношения к природе, развитие навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе диктует необходимость знакомить детей не только с конструктивным отношением человека и природы, но и с негативными его проявлениями, экологическим проблемами (что и происходит в процессе использования дидактических игр и сказок в экологическом воспитании дошкольников). Это позволит научить детей самостоятельно размышлять, анализировать, осознавать, что происходит в окружающем мире.
Проблема использования в экологическом воспитании дошкольников дидактических игр и сказок рассматривалась в работах многих ведущих специалистов (Р.Ю. Белоусова [3], Е.Б. Быстрай [4], С.А. Веретенникова 5[], Г.Р. Ганиева [6], Г.К. Зайцев [7], И.Д. Зверев [8], Л.А. Кананчук [9], И.К. Лобанова [10], А.В. Миронов [11], С.Н. Николаева [12], З.П. Плохий [13], Р.Ю. Посылкина [14], Н.А. Рыжова [15, 16], О.Г. Тавстуха [17], О.В. Тихонова [18], Т.Г. Туева [19], Т.М. Шерстобитова [20] и др.). Перечисленные авторы полагают, что дидактические игры и сказки могут повысить уровень экологического воспитания дошкольников.
1. Пояснительная записка
Направленность программы. Данная программа нацелена на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной.
Новизна программы состоит в том, что для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста используются дидактические игры экологического содержания и сказки экологического содержания. Также программа позволяет в зависимости от условий материальной базы, уровня психологического развития и подготовленности к восприятию тем экологической направленности, рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение. В программе учитываются основные принципы: от простого – к сложному, постепенность накапливаемых знаний и умений, простота изложения материала.
2. Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что низкий уровень экологического воспитания дошкольников педагог может повысить, используя дидактические игры и сказки. В дошкольной образовательной организации экологическому воспитанию уделяется достаточно времени, созданы специальные программы по экологическому воспитанию, но нет достаточного методического материала, который бы помог педагогам в полной мере применить дидактические игры и сказки как средство экологического воспитания дошкольников. Также как ФГОС ДО, так ФОП ДО недостаточно четко прописывает значение дидактических игр и сказок как средства экологического воспитания дошкольников.
Высокую эффективность для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста могут обеспечить дидактические игры и сказки экологического содержания. Они (дидактические игры и сказки) уточняют, систематизируют и углубляют знания детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах; систематизируют знания детей об экологически грамотном поведении в природе; развивают у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
Следовательно, используя дидактические игры и сказки возможно способствовать экологическому воспитанию дошкольников.
3. Целеполагание программы
Цель: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок.
Задачи программы:
Образовательные:
- уточнение, систематизирование и углубление знаний детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах;
- систематизация знаний детей об экологически грамотном поведении в природе.
. Развивающие:
- развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- развитие у детей интереса к миру природы и природным явлениям;
- развитие у детей мышления, внимания, памяти и речи;
- развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;
- развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
Воспитательные:
- воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды;
- воспитывать начальные формы экологической культуры детей;
- воспитывать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
4. Принципы реализации программы
Принципы реализации программы, следующие:
- принципы интеграции образовательных областей - формирование у детей целостного представления о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах; систематизация знаний детей об экологически грамотном поведении в природе;
- принципы гуманистичности - дети рассматриваются, как активные субъекты совместной с педагогом деятельности;
- принципы индивидуального подхода - максимально учитываются индивидуальные особенности детей;
- принципы проблемности - дети получают знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности;
- связь теории и практики - те знания, которые дети получают в процессе работы с дидактическими играми и сказками, воплощаются в практической деятельности;
- принцип доступности - дидактические игры и сказки по содержанию доступны, подобраны с учетом реальных возможностей детей;
- принцип наглядности - обеспечивает применением разнообразного наглядного материала дидактических игр и сказок;
- принцип психологической комфортности - рядом с педагогом дети чувствуют себя спокойно, обстановка доброжелательная, педагоги верят в силы ребенка.
5. Участники реализации программы:
- методист;
- педагоги;
- педагог-психолог;
- дети старшего дошкольного возраста;
- родители детей старшего дошкольного возраста.
6. Условия реализации программы:
- создание комфортных условий для совместной работы педагога и детей старшего дошкольного возраста;
- создание условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- вариативность реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.
7. Отличительной особенностью программы.
Комплексное взаимодействие разделов программы, где присутствует экологические сказки и рассказы Н.А. Рыжовой и дидактические игры экологического содержания Т.М. Шерстобитовой. Методика проведения дидактических игр и сказок предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе дидактических игр и сказок реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: обучение, развитие, воспитание.
8. Методы и приемы обучении:
- наглядный – это такие методы, применение которых способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике проведения дидактических игр и сказок разнообразия, повышает их действенность и продуктивность, развивает у детей наблюдательность, мышление, память, внимание, речь;
- словесный – это обще дидактических методов обучения, в процессе применения которых педагог посредством слова, обращенного к детям, объясняет, закрепляет, активизирует в речи обучающий материал дидактических игр и сказок. К ним относятся объяснение, беседа, рассказ, инструктаж;
- практический – это способ приобретения знаний детьми самостоятельно в процессе дидактических игр и сказок, по определенному плану, заданному педагогом, а также формирование практических умений и навыков;
- игровой метод – это способ организации овладения знаниями, умениями и навыками, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).
9. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 6 до 7 лет.
10. Срок реализации программы - 1 год.
11. Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии - групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей;
- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.
Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей.
Во время обучения широко используются экологические сказки и рассказы Н.А. Рыжовой и дидактические игры экологического содержания Т.М. Шерстобитовой, направленный на экологическое воспитание дошкольников, а также повторение, уточнение и расширение экологических знаний, умений и навыков детей.
12. Схема проведения занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (загадка о предмете занятия).
3. Основная часть.
3.1 Знакомство с дидактической игрой или сказкой.
3.2 Работа с дидактической игрой или сказкой.
3.3 Физминутка.
4. Закрепление.
4.1 Кратко рассказать дидактическую игру или сказку.
4.2 Кратко рассказать о полученных знаниях в дидактической игре или сказке.
5. Рефлексия
13. Режим занятий.
Объем программы составляет 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Продолжительность одного занятия - 20 минут.
14. Учебно-тематический план программы
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1. | Осень. Природа и природные явления осенью. Животные, растения, птицы осенью. Экологически грамотное поведение в природе. | 12 |
2. | Зима. Природа и природные явления зимой. Животные, растения, птицы зимой. Экологически грамотное поведение в природе. | 12 |
3. | Весна. Природа и природные явления весной. Животные, растения, птицы весной. Экологически грамотное поведение в природе. | 18 |
| Итого: | 42 часа |
15. Тематическое планирование по программе
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1. | Осень. Природа и природные явления осенью. Животные, растения, птицы осенью. Экологически грамотное поведение в природе. | |
1.1 | Дидактическая игра «Осень» Цель: повышение уровня знаний детей о времени года «осень». Результаты: повышение уровня знаний детей о времени года «осень»; повышение уровня знаний детей о приметах осени. | 1 |
1.2 | Дидактическая игра «Приметы осени». Цель: повышение уровня знаний детей о приметах осени. Результаты: повышение уровня знаний детей о приметах осени. | 1 |
1.3 | Дидактическая игра «Природные явления осенью». Цель: повышение уровня знаний детей о природных явлениях осенью. Результаты: повышение уровня знаний детей о природных явлениях осенью. | 1 |
1.4 | Дидактическая игра «Животные осенью». Цель: повышение уровня знаний детей о животных осенью. Результаты: повышение уровня знаний детей о животных осенью; учить детей правилам поведения с животными. | 1 |
1.5 | Дидактическая игра «Деревья нашего леса» (Описание игры находится в приложении 4). Цель: углубление знаний детей о деревьях лесов; экологическое отношение к деревьям леса; учить детей правилам поведения в лесу с помощью запрещающих знаков. Результаты: углубление знаний детей о деревьях лесов; экологическое отношение к деревьям леса; знание правил поведения в лесу с помощью запрещающих знаков. | 1 |
1.6 | Дидактическая игра «Птицы осенью». Цель: повышение уровня знаний детей о птицах осенью. Результаты: повышение уровня знаний детей о птицах осенью; учить детей правилам поведения с птицами. | 1 |
1.7 | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Природа – наше богатство?». Цель: знакомство с экологической сказкой. Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки. | 1 |
1.8 | Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Природа – наше богатство?» (Пример работы со сказкой показан в приложении 5). Цель: работа со экологической сказкой по вопросам. Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного поведения в лесу и на берегу реки. | 1 |
1.9 | Составление своих правил грамотного поведения в лесу и на берегу реки. Цель: работа с экологической сказкой. Результат: рисунки правил грамотного поведения в лесу и на берегу реки. | 1 |
1.10 | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Как человек приручил растения». Цель: знакомство с экологической сказкой. Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки. | 1 |
1.11 | Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Как человек приручил растения». Цель: работа со экологической сказкой по вопросам. Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного поведения при работе с камешками. | 1 |
1.12 | Объяснения детей для чего нужны камешки, о которых идет речь в сказке. Составление своих правил грамотного поведения при работе с камешками. Цель: работа с экологической сказкой. Результат: понимание детьми для чего нужны камешки, о которых идет речь в сказке; рисунки правил грамотного поведения при работе с камешками. | 1 |
Итого | | 12 |
2. | Зима. Природа и природные явления зимой. Животные, растения, птицы зимой. Экологически грамотное поведение в природе. | |
2.1 | Дидактическая игра «Зима». Цель: повышение уровня знаний детей о времени года «зима». Результаты: повышение уровня знаний детей о времени года «зима»; повышение уровня знаний детей о приметах зимы. | 1 |
2.2 | Дидактическая игра «Приметы зимы». Цель: повышение уровня знаний детей о приметах зимы. Результаты: повышение уровня знаний детей о приметах зимы. | 1 |
2.3 | Дидактическая игра «Природные явления зимой». Цель: повышение уровня знаний детей о природных явлениях зимой. Результаты: повышение уровня знаний детей о природных явлениях зимой. | 1 |
2.4 | Дидактическая игра «Животные зимой». Цель: повышение уровня знаний детей о животных зимой. Результаты: повышение уровня знаний детей о животных зимой; учить детей правилам поведения с животными. | 1 |
2.5 | Дидактическая игра «Деревья нашего леса зимой». Цель: углубление знаний детей о деревьях лесов зимой; экологическое отношение к деревьям леса; учить детей правилам поведения в лесу зимой с помощью запрещающих знаков. Результаты: углубление знаний детей о деревьях лесов зимой; экологическое отношение к деревьям леса; знание правил поведения в лесу зимой с помощью запрещающих знаков. | 1 |
2.6 | Дидактическая игра «Птицы зимой». Цель: повышение уровня знаний детей о птицах зимой. Результаты: повышение уровня знаний детей о птицах зимой; учить детей правилам поведения с птицами. | 1 |
2.7 | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Бабушка Федора и Герань». Цель: знакомство с экологической сказкой. Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки. | 1 |
2.8 | Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Бабушка Федора и Герань». Цель: работа со экологической сказкой по вопросам. Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного ухаживания за домашними растениями. | 1 |
2.9 | Составление своих правил грамотного ухаживания за домашними растениями. Цель: работа с экологической сказкой. Результат: рисунки правил грамотного ухаживания за домашними растениями. | 1 |
2.10 | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк». Цель: знакомство с экологической сказкой. Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки. | 1 |
2.11 | Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк». Цель: работа со экологической сказкой по вопросам. Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного сбора мусора, и правил поведения в лесу с деревьями, цветами, муравьями. | 1 |
2.12 | Составление своих правил грамотного сбора мусора, и правил поведения в лесу с деревьями, цветами, муравьями. Цель: работа с экологической сказкой. Результат: рисунки правил грамотного сбора мусора, и правил поведения в лесу с деревьями, цветами, муравьями. | 1 |
Итого | | 12 |
3. | Весна. Природа и природные явления весной. Животные, растения, птицы весной. Экологически грамотное поведение в природе. | |
3.1 | Дидактическая игра «Весна». Цель: повышение уровня знаний детей о времени года «весна». Результаты: повышение уровня знаний детей о времени года «весна»; повышение уровня знаний детей о приметах весны. | 1 |
3.2 | Дидактическая игра «Приметы весны». Цель: повышение уровня знаний детей о приметах весны. Результаты: повышение уровня знаний детей о приметах весны. | 1 |
3.3 | Дидактическая игра «Природные явления весной». Цель: повышение уровня знаний детей о природных явлениях весной. Результаты: повышение уровня знаний детей о природных явлениях весной. | 1 |
3.4 | Дидактическая игра «Животные весной». Цель: повышение уровня знаний детей о животных весной. Результаты: повышение уровня знаний детей о животных весной; учить детей правилам поведения с животными. | 1 |
3.5 | Дидактическая игра «Деревья нашего леса весной». Цель: углубление знаний детей о деревьях лесов весной; экологическое отношение к деревьям леса; учить детей правилам поведения в лесу весной с помощью запрещающих знаков. Результаты: углубление знаний детей о деревьях лесов весной; экологическое отношение к деревьям леса; знание правил поведения в лесу весной с помощью запрещающих знаков. | 1 |
3.6 | Дидактическая игра «Птицы весной». Цель: повышение уровня знаний детей о птицах весной. Результаты: повышение уровня знаний детей о птицах весной; учить детей правилам поведения с птицами. | 1 |
1.7 | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Маленькое желтенькое чудо». Цель: знакомство с экологической сказкой. Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки. | 1 |
3.8 | Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Маленькое желтенькое чудо». Цель: работа со экологической сказкой по вопросам. Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного выращивая растения из семечка. | 1 |
3.9 | Составление своих правил грамотного выращивая растения из семечка. Цель: работа с экологической сказкой. Результат: рисунки правил грамотного выращивая растения из семечка. | 1 |
3.10 | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Как Солнышко весну встречало». Цель: знакомство с экологической сказкой. Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки. | 1 |
3.11 | Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Как Солнышко весну встречало». Цель: работа со экологической сказкой по вопросам. Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного поведения в весеннем лесу. | 1 |
3.12 | Составление своих правил грамотного поведения в весеннем лесу. Цель: работа с экологической сказкой. Результат: рисунки правил грамотного поведения в весеннем лесу. | 1 |
3.13 | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Как Валера за одуванчиком наблюдал». Цель: знакомство с экологической сказкой. Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки. | 1 |
3.14 | Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Как Валера за одуванчиком наблюдал». Цель: работа со экологической сказкой по вопросам. Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного наблюдения за одуванчиком. | 1 |
3.15 | Составление своих правил грамотного наблюдения за одуванчиком. Цель: работа с экологической сказкой. Результат: рисунки правил грамотного наблюдения за одуванчиком. | 1 |
3.16 | Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была река». Цель: знакомство с экологической сказкой. Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки. | 1 |
3.17. | Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Жила-была река». Цель: работа со экологической сказкой по вопросам. Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного поведения на речке. | 1 |
3.18 | Составление своих правил грамотного поведения на речке. Цель: работа с экологической сказкой. Результат: рисунки правил грамотного поведения на речке. | 1 |
Итого | | 18 |
Итого | | 42 |
16. Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформированность системы работы, направленной на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок;
- повышение уровня знаний детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах;
- систематизация знаний детей об экологически грамотном поведении в природе.
17. Форма контроля:
- диагностическая методика «Диагностика сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста», автор С.Н. Николаева. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников о различных временах года; об отношении к миру природы;
- диагностическая методика «Диагностика уровня экологических знаний детей», автор О.А. Соломенникова. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников о животных, растениях, птицах;
- диагностическая методика «Экологические знаки», автор М.В. Антропова. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников об экологически грамотном поведении в природе.
18. Вывод. Результаты программы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок получает знания о природе и формирует экологически грамотное поведение в природе.
Однако педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники имеют недостаточный уровень экологического воспитания, так как дети не всегда понимают назначение экологического воспитания, не вникают в смысл ценностного отношения к природе, не хотят формировать у себя навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и пр.
Для формирования экологических знаний и экологически грамотного поведения в природе дошкольников педагоги используют дидактические игры и сказки, так как дошкольников в силу их возрастных особенностей привлекает яркое, необычное, нестандартное, способное удивить.
Мы разработали и использовали программу по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок».
В исследовании участвовало 20 старших дошкольников.
Результаты педагогической диагностики подтверждают положительную динамику экологического воспитания дошкольников. Если на начало учебного года высокий уровень наблюдался только у 10% детей (2 ребенка), то на конец учебного года он составил 35% (7 детей). Средний уровень экологического воспитания имеют на начало учебного года 35% (7 детей), на конец учебного года он составил 50% (10 детей). Низкий уровень экологического воспитания имеют на начало учебного года 55% (11 детей), на конец учебного года он составил 15% (3 детей).
Результаты педагогической диагностики экологического воспитания дошкольников на начало года
Критерии экологического воспитания дошкольников | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Знания о различных временах года. Знания об отношении к миру природы. | 60% | 30% | 10% |
Знания о животных, растениях, птицах | 55% | 35% | 10% |
Знания об экологически грамотном поведении в природе. | 50% | 40% | 10% |
Общий уровень экологического воспитания дошкольников | 55% | 35% |
Результаты педагогической диагностики экологического воспитания дошкольников на конец года
Критерии экологического воспитания дошкольников | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Знания о различных временах года. Знания об отношении к миру природы. | 20% | 45% | 35% |
Знания о животных, растениях, птицах | 15% | 45% | 40% |
Знания об экологически грамотном поведении в природе. | 15% | 55% | 30% |
Общий уровень экологического воспитания дошкольников | 15% | 50% | 35% |
Таким образом, использование дидактических игр и сказок в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволило не только повысить уровень знаний детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах, но и систематизировать знания детей об экологически грамотном поведении в природе.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) С изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 13.12.2023).
Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 13.12.2023).
Белоусова, Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие. / Р.Ю. Белоусова - Нижний Новгород: Нижегородский институт образования, 2009. - 160 с.
Ганиева, Г.Р. Применение сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников / Г.Р. Ганиева, З.Г. Шарафетдинова // Педагогика. Вопросы теории и практики - 2020. Том 5. Выпуск 5. - С. 627-632
Зайцев, Г.К. Уроки экологии для старшего дошкольника. / Г.К. Зайцев - СПб.: Питер, 2016. – 377 с.
Зверев, И.Д. Экологическое образование дошкольников. / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина - М.: Академия, 2014. – 120 с.
Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО : деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А.В. Миронов. - Волгоград : Учитель, 2016. - 260 с.
Николаева, Л.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.В. Николаева. - Уфа : Omega Science, 2021. - 112 с
Посылкина, Р.Ю. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. / Р.Ю. Посылкина - Нижний Новгород, 2001. - 181 с.
Рыжова, Н.А. Экологические сказки и рассказы / Н.А. Рыжова – М. : Линка-Пресс, 2017. – 119 с.
Рыжова, Л.В. Методика работы со сказкой методическое пособие. / Л.В. Рыжова - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 160 с.
Тавстуха, О.Г. Теория и практика экологического образования дошкольников: современные аспекты : монография / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова, Е.В. Михеева. - Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2020. - 153 с.
Тихонова, О.В. Роль сказки в развитии экологического образования дошкольников / О.В. Тихонова // Современный урок. – 2020. - № 4. – С. 5-8.
Туева, Т.Г. Новый день - новое открытие : методическое пособие по организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7) / Т.Г. Туева. – СПб. : Детство-Пресс, 2021. - 78 с.