«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

1
0
Материал опубликован 19 September

Программа по экологическому воспитанию

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»


Паспорт программы


Наименование Программы

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Основная идея Программы


Создание образовательной системы, направленной на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок.

Заказчик Программы

Администрация ОУ

Основные разработчики Программы

Абакумова Ольга Павловна

Исполнители Программы

Абакумова Ольга Павловна

Цель программы

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок

Задачи программы

Образовательные:

- уточнение, систематизирование и углубление знаний детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах;

- систематизация знаний детей об экологически грамотном поведении в природе.

. Развивающие:

- развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- развитие у детей интереса к миру природы и природным явлениям;

- развитие у детей мышления, внимания, памяти и речи;

- развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;

- развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Воспитательные:

- воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитывать начальные формы экологической культуры детей;

- воспитывать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Структура Программы

Введение

1. Пояснительная записка.

Направленность программы. 

Новизна программы.

2. Актуальность программы.

3. Целеполагание программы.

4. Принципы реализации программы.

5. Участники реализации программы.

6. Условия реализации программы.

7. Отличительной особенностью программы.

8. Методы и приемы обучении.

9. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

10. Срок реализации программы.

11. Формы занятий:

12. Схема проведения занятия.

13. Режим занятий.

14. Учебно-тематический план программы.

15. Тематическое планирование по программе.

16. Ожидаемые результаты.

17. Форма контроля.

18. Вывод. Результаты программы.

19. Список литературы

20. Приложение

Нормативно-правовые основания для разработки Программы

1. Конституция Российской Федерации;

2. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Этапы реализации Программы

1. Организационно-подготовительный этап (август 2023 года)

На 1 этапе предусмотрены работы, связанные с планированием мероприятий, направленных на реализацию основных направлений Программы. Начальный мониторинг в рамках Программы.
2.    Преобразующе-технологический этап (сентябрь 2023-май 2024 гг.)       
На 2 этапе проведение основных мероприятий программы с учетом целей и задач Программы.

3. Аналитико-рефлексивный этап (май 2024 г.)
На 3 этапе проводится мониторинг результатов реализации Программы в рамках Программы.

Ожидаемые результаты Программы

- сформированность системы работы, направленной на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок;

- повышение уровня знаний детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах;

- систематизация знаний детей об экологически грамотном поведении в природе.

Индикаторы для оценки результатов Программы

- уровень знаний детей о природе и различных временах года, об отношении к миру природы;

- уровень знаний детей о животных, растениях, птицах;

- уровень знаний детей об экологически грамотном поведении в природе.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Рыжова, Н.А. Экологические сказки и рассказы / Н.А. Рыжова – М. : Линка-Пресс, 2017. – 119 с.

Шерстобитова, Т.М. Сборник дидактических игр в системе экологического образования дошкольников / Т.М. Шерстобитова - Венгерово: 2014. – 33 с.

Система управления реализацией Программы

Управление реализацией Программы в основном осуществляется Абакумовой О. П.

Мониторинг результатов реализации Программы

- диагностическая методика «Диагностика сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста», автор С.Н. Николаева. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников о различных временах года; об отношении к миру природы (Приложение 1);

- диагностическая методика «Диагностика уровня экологических знаний детей», автор О.А. Соломенникова. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников о животных, растениях, птицах. (Приложение 2).

- диагностическая методика «Экологические знаки», автор М.В. Антропова. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников об экологически грамотном поведении в природе.

(Приложение 3).


Описание программы.

Введение

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, формируется система знаний об окружающем мире как среде жизнедеятельности, о влиянии производственной деятельности на природную среду, а также знания и навыки природоохранительной деятельности. Все эти результаты могут быть достигнуты только в грамотно организованном процессе экологического образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гласит, что экологическое воспитание дошкольников призвано обеспечить подрастающее поколение научными знаниями о взаимосвязи природы и общества, помочь понять многогранное значение природы для общества в целом и каждого человека в частности, сформировать понимание, что природа – это первооснова существования человека, а человек – часть природы, воспитать сознательное доброе отношение к нее, чувство ответственности за окружающую среду как национальную и общечеловеческую ценность, развивать творческую активность по охране и преобразованию окружающей среды, воспитывать любовь к родной природе [1].

Однако педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники имеют недостаточный уровень экологического воспитания, так как дети не всегда понимают назначение экологического воспитания, не вникают в смысл ценностного отношения к природе, не хотят формировать у себя навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и пр.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) основными формами экологического воспитания детей являются дидактические игры и сказки, так как дошкольников в силу их возрастных особенностей привлекает яркое, необычное, нестандартное, способное удивить [2]. Такими характеристиками обладают дидактические игры и сказки, по праву занимающие приоритетное место в воспитании и образовании детей, именно поэтому в последнее время дидактические игры и сказки, все чаще стали использоваться в целях экологического воспитания дошкольников. Направленность дидактических игр и сказок на формирование у детей ценностного отношения к природе, развитие навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе диктует необходимость знакомить детей не только с конструктивным отношением человека и природы, но и с негативными его проявлениями, экологическим проблемами (что и происходит в процессе использования дидактических игр и сказок в экологическом воспитании дошкольников). Это позволит научить детей самостоятельно размышлять, анализировать, осознавать, что происходит в окружающем мире.

Проблема использования в экологическом воспитании дошкольников дидактических игр и сказок рассматривалась в работах многих ведущих специалистов (Р.Ю. Белоусова [3], Е.Б. Быстрай [4], С.А. Веретенникова 5[], Г.Р. Ганиева [6], Г.К. Зайцев [7], И.Д. Зверев [8], Л.А. Кананчук [9], И.К. Лобанова [10], А.В. Миронов [11], С.Н. Николаева [12], З.П. Плохий [13], Р.Ю. Посылкина [14], Н.А. Рыжова [15, 16], О.Г. Тавстуха [17], О.В. Тихонова [18], Т.Г. Туева [19], Т.М. Шерстобитова [20] и др.). Перечисленные авторы полагают, что дидактические игры и сказки могут повысить уровень экологического воспитания дошкольников.


1. Пояснительная записка

Направленность программы. Данная программа нацелена на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной.

Новизна программы состоит в том, что для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста используются дидактические игры экологического содержания и сказки экологического содержания. Также программа позволяет в зависимости от условий материальной базы, уровня психологического развития и подготовленности к восприятию тем экологической направленности, рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение. В программе учитываются основные принципы: от простого – к сложному, постепенность накапливаемых знаний и умений, простота изложения материала.


2. Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена тем, что низкий уровень экологического воспитания дошкольников педагог может повысить, используя дидактические игры и сказки. В дошкольной образовательной организации экологическому воспитанию уделяется достаточно времени, созданы специальные программы по экологическому воспитанию, но нет достаточного методического материала, который бы помог педагогам в полной мере применить дидактические игры и сказки как средство экологического воспитания дошкольников. Также как ФГОС ДО, так ФОП ДО недостаточно четко прописывает значение дидактических игр и сказок как средства экологического воспитания дошкольников.

Высокую эффективность для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста могут обеспечить дидактические игры и сказки экологического содержания. Они (дидактические игры и сказки) уточняют, систематизируют и углубляют знания детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах; систематизируют знания детей об экологически грамотном поведении в природе; развивают у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

Следовательно, используя дидактические игры и сказки возможно способствовать экологическому воспитанию дошкольников.


3. Целеполагание программы

Цель: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок.

Задачи программы:

Образовательные:

- уточнение, систематизирование и углубление знаний детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах;

- систематизация знаний детей об экологически грамотном поведении в природе.

. Развивающие:

- развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- развитие у детей интереса к миру природы и природным явлениям;

- развитие у детей мышления, внимания, памяти и речи;

- развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;

- развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Воспитательные:

- воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитывать начальные формы экологической культуры детей;

- воспитывать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.


4. Принципы реализации программы

Принципы реализации программы, следующие:

- принципы интеграции образовательных областей - формирование у детей целостного представления о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах; систематизация знаний детей об экологически грамотном поведении в природе;

- принципы гуманистичности - дети рассматриваются, как активные субъекты совместной с педагогом деятельности;

- принципы индивидуального подхода - максимально учитываются индивидуальные особенности детей;

- принципы проблемности - дети получают знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности;

- связь теории и практики - те знания, которые дети получают в процессе работы с дидактическими играми и сказками, воплощаются в практической деятельности;

- принцип доступности - дидактические игры и сказки по содержанию доступны, подобраны с учетом реальных возможностей детей;

- принцип наглядности - обеспечивает применением разнообразного наглядного материала дидактических игр и сказок;

- принцип психологической комфортности - рядом с педагогом дети чувствуют себя спокойно, обстановка доброжелательная, педагоги верят в силы ребенка.


5. Участники реализации программы:

- методист;

- педагоги;

- педагог-психолог;

- дети старшего дошкольного возраста;

- родители детей старшего дошкольного возраста.


6. Условия реализации программы:

- создание комфортных условий для совместной работы педагога и детей старшего дошкольного возраста;

- создание условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

- вариативность реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.


7. Отличительной особенностью программы.

Комплексное взаимодействие разделов программы, где присутствует экологические сказки и рассказы Н.А. Рыжовой и дидактические игры экологического содержания Т.М. Шерстобитовой. Методика проведения дидактических игр и сказок предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе дидактических игр и сказок реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: обучение, развитие, воспитание.


8. Методы и приемы обучении:

- наглядный – это такие методы, применение которых способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике проведения дидактических игр и сказок разнообразия, повышает их действенность и продуктивность, развивает у детей наблюдательность, мышление, память, внимание, речь;

- словесный – это обще дидактических методов обучения, в процессе применения которых педагог посредством слова, обращенного к детям, объясняет, закрепляет, активизирует в речи обучающий материал дидактических игр и сказок. К ним относятся объяснение, беседа, рассказ, инструктаж;

- практический – это способ приобретения знаний детьми самостоятельно в процессе дидактических игр и сказок, по определенному плану, заданному педагогом, а также формирование практических умений и навыков;

- игровой метод – это способ организации овладения знаниями, умениями и навыками, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).


9. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 6 до 7 лет.


10. Срок реализации программы - 1 год.


11. Формы занятий:

- по количеству детей, участвующих в занятии - групповая;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей;

- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.

Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей.

Во время обучения широко используются экологические сказки и рассказы Н.А. Рыжовой и дидактические игры экологического содержания Т.М. Шерстобитовой, направленный на экологическое воспитание дошкольников, а также повторение, уточнение и расширение экологических знаний, умений и навыков детей.


12. Схема проведения занятия:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (загадка о предмете занятия).

3. Основная часть.

3.1 Знакомство с дидактической игрой или сказкой.

3.2 Работа с дидактической игрой или сказкой.

3.3 Физминутка.

4. Закрепление.

4.1 Кратко рассказать дидактическую игру или сказку.

4.2 Кратко рассказать о полученных знаниях в дидактической игре или сказке.

5. Рефлексия


13. Режим занятий.

Объем программы составляет 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Продолжительность одного занятия - 20 минут.


14. Учебно-тематический план программы

Наименование разделов

Кол-во часов

1.

Осень. Природа и природные явления осенью. Животные, растения, птицы осенью.

Экологически грамотное поведение в природе.

12

2.

Зима. Природа и природные явления зимой. Животные, растения, птицы зимой.

Экологически грамотное поведение в природе.

12

3.

Весна. Природа и природные явления весной. Животные, растения, птицы весной.

Экологически грамотное поведение в природе.

18


Итого:

42 часа


15. Тематическое планирование по программе

Наименование разделов

Кол-во часов

1.

Осень. Природа и природные явления осенью. Животные, растения, птицы осенью.

Экологически грамотное поведение в природе.


1.1

Дидактическая игра «Осень»

Цель: повышение уровня знаний детей о времени года «осень».

Результаты: повышение уровня знаний детей о времени года «осень»; повышение уровня знаний детей о приметах осени.

1

1.2

Дидактическая игра «Приметы осени».

Цель: повышение уровня знаний детей о приметах осени.

Результаты: повышение уровня знаний детей о приметах осени.

1

1.3

Дидактическая игра «Природные явления осенью».

Цель: повышение уровня знаний детей о природных явлениях осенью.

Результаты: повышение уровня знаний детей о природных явлениях осенью.

1

1.4

Дидактическая игра «Животные осенью».

Цель: повышение уровня знаний детей о животных осенью.

Результаты: повышение уровня знаний детей о животных осенью; учить детей правилам поведения с животными.

1

1.5

Дидактическая игра «Деревья нашего леса» (Описание игры находится в приложении 4).

Цель: углубление знаний детей о деревьях лесов; экологическое отношение к деревьям леса; учить детей правилам поведения в лесу с помощью запрещающих знаков.

Результаты: углубление знаний детей о деревьях лесов; экологическое отношение к деревьям леса; знание правил поведения в лесу с помощью запрещающих знаков.

1

1.6

Дидактическая игра «Птицы осенью».

Цель: повышение уровня знаний детей о птицах осенью.

Результаты: повышение уровня знаний детей о птицах осенью; учить детей правилам поведения с птицами.

1

1.7

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Природа – наше богатство?».

Цель: знакомство с экологической сказкой.

Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки.

1

1.8

Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Природа – наше богатство?» (Пример работы со сказкой показан в приложении 5).

Цель: работа со экологической сказкой по вопросам.

Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного поведения в лесу и на берегу реки.

1

1.9

Составление своих правил грамотного поведения в лесу и на берегу реки.

Цель: работа с экологической сказкой.

Результат: рисунки правил грамотного поведения в лесу и на берегу реки.

1

1.10

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Как человек приручил растения».

Цель: знакомство с экологической сказкой.

Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки.

1

1.11

Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Как человек приручил растения».

Цель: работа со экологической сказкой по вопросам.

Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного поведения при работе с камешками.

1

1.12

Объяснения детей для чего нужны камешки, о которых идет речь в сказке. Составление своих правил грамотного поведения при работе с камешками.

Цель: работа с экологической сказкой.

Результат: понимание детьми для чего нужны камешки, о которых идет речь в сказке; рисунки правил грамотного поведения при работе с камешками.

1

Итого


12

2.

Зима. Природа и природные явления зимой. Животные, растения, птицы зимой.

Экологически грамотное поведение в природе.


2.1

Дидактическая игра «Зима».

Цель: повышение уровня знаний детей о времени года «зима».

Результаты: повышение уровня знаний детей о времени года «зима»; повышение уровня знаний детей о приметах зимы.

1

2.2

Дидактическая игра «Приметы зимы».

Цель: повышение уровня знаний детей о приметах зимы.

Результаты: повышение уровня знаний детей о приметах зимы.

1

2.3

Дидактическая игра «Природные явления зимой».

Цель: повышение уровня знаний детей о природных явлениях зимой.

Результаты: повышение уровня знаний детей о природных явлениях зимой.

1

2.4

Дидактическая игра «Животные зимой».

Цель: повышение уровня знаний детей о животных зимой.

Результаты: повышение уровня знаний детей о животных зимой; учить детей правилам поведения с животными.

1

2.5

Дидактическая игра «Деревья нашего леса зимой».

Цель: углубление знаний детей о деревьях лесов зимой; экологическое отношение к деревьям леса; учить детей правилам поведения в лесу зимой с помощью запрещающих знаков.

Результаты: углубление знаний детей о деревьях лесов зимой; экологическое отношение к деревьям леса; знание правил поведения в лесу зимой с помощью запрещающих знаков.

1

2.6

Дидактическая игра «Птицы зимой».

Цель: повышение уровня знаний детей о птицах зимой.

Результаты: повышение уровня знаний детей о птицах зимой; учить детей правилам поведения с птицами.

1

2.7

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Бабушка Федора и Герань».

Цель: знакомство с экологической сказкой.

Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки.

1

2.8

Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Бабушка Федора и Герань».

Цель: работа со экологической сказкой по вопросам.

Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного ухаживания за домашними растениями.

1

2.9

Составление своих правил грамотного ухаживания за домашними растениями.

Цель: работа с экологической сказкой.

Результат: рисунки правил грамотного ухаживания за домашними растениями.

1

2.10

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк».

Цель: знакомство с экологической сказкой.

Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки.

1

2.11

Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк».

Цель: работа со экологической сказкой по вопросам.

Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного сбора мусора, и правил поведения в лесу с деревьями, цветами, муравьями.

1

2.12

Составление своих правил грамотного сбора мусора, и правил поведения в лесу с деревьями, цветами, муравьями.

Цель: работа с экологической сказкой.

Результат: рисунки правил грамотного сбора мусора, и правил поведения в лесу с деревьями, цветами, муравьями.

1

Итого


12

3.

Весна. Природа и природные явления весной. Животные, растения, птицы весной.

Экологически грамотное поведение в природе.


3.1

Дидактическая игра «Весна».

Цель: повышение уровня знаний детей о времени года «весна».

Результаты: повышение уровня знаний детей о времени года «весна»; повышение уровня знаний детей о приметах весны.

1

3.2

Дидактическая игра «Приметы весны».

Цель: повышение уровня знаний детей о приметах весны.

Результаты: повышение уровня знаний детей о приметах весны.

1

3.3

Дидактическая игра «Природные явления весной».

Цель: повышение уровня знаний детей о природных явлениях весной.

Результаты: повышение уровня знаний детей о природных явлениях весной.

1

3.4

Дидактическая игра «Животные весной».

Цель: повышение уровня знаний детей о животных весной.

Результаты: повышение уровня знаний детей о животных весной; учить детей правилам поведения с животными.

1

3.5

Дидактическая игра «Деревья нашего леса весной».

Цель: углубление знаний детей о деревьях лесов весной; экологическое отношение к деревьям леса; учить детей правилам поведения в лесу весной с помощью запрещающих знаков.

Результаты: углубление знаний детей о деревьях лесов весной; экологическое отношение к деревьям леса; знание правил поведения в лесу весной с помощью запрещающих знаков.

1

3.6

Дидактическая игра «Птицы весной».

Цель: повышение уровня знаний детей о птицах весной.

Результаты: повышение уровня знаний детей о птицах весной; учить детей правилам поведения с птицами.

1

1.7

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Маленькое желтенькое чудо».

Цель: знакомство с экологической сказкой.

Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки.

1

3.8

Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Маленькое желтенькое чудо».

Цель: работа со экологической сказкой по вопросам.

Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного выращивая растения из семечка.

1

3.9

Составление своих правил грамотного выращивая растения из семечка.

Цель: работа с экологической сказкой.

Результат: рисунки правил грамотного выращивая растения из семечка.

1

3.10

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Как Солнышко весну встречало».

Цель: знакомство с экологической сказкой.

Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки.

1

3.11

Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Как Солнышко весну встречало».

Цель: работа со экологической сказкой по вопросам.

Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного поведения в весеннем лесу.

1

3.12

Составление своих правил грамотного поведения в весеннем лесу.

Цель: работа с экологической сказкой.

Результат: рисунки правил грамотного поведения в весеннем лесу.

1

3.13

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Как Валера за одуванчиком наблюдал».

Цель: знакомство с экологической сказкой.

Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки.

1

3.14

Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Как Валера за одуванчиком наблюдал».

Цель: работа со экологической сказкой по вопросам.

Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного наблюдения за одуванчиком.

1

3.15

Составление своих правил грамотного наблюдения за одуванчиком.

Цель: работа с экологической сказкой.

Результат: рисунки правил грамотного наблюдения за одуванчиком.

1

3.16

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была река».

Цель: знакомство с экологической сказкой.

Результат: первичное восприятие экологической сказки и выявление главного итога сказки.

1

3.17.

Работа со сказкой Н.А. Рыжовой «Жила-была река».

Цель: работа со экологической сказкой по вопросам.

Результат: выявление главного итога сказки; предварительное составление своих правил грамотного поведения на речке.

1

3.18

Составление своих правил грамотного поведения на речке.

Цель: работа с экологической сказкой.

Результат: рисунки правил грамотного поведения на речке.

1

Итого


18

Итого


42





16. Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

- сформированность системы работы, направленной на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок;

- повышение уровня знаний детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах;

- систематизация знаний детей об экологически грамотном поведении в природе.


17. Форма контроля:

- диагностическая методика «Диагностика сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста», автор С.Н. Николаева. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников о различных временах года; об отношении к миру природы;

- диагностическая методика «Диагностика уровня экологических знаний детей», автор О.А. Соломенникова. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников о животных, растениях, птицах;

- диагностическая методика «Экологические знаки», автор М.В. Антропова. Цель: выявление уровня экологического воспитания дошкольников об экологически грамотном поведении в природе.


18. Вывод. Результаты программы.


В старшем дошкольном возрасте ребенок получает знания о природе и формирует экологически грамотное поведение в природе.

Однако педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники имеют недостаточный уровень экологического воспитания, так как дети не всегда понимают назначение экологического воспитания, не вникают в смысл ценностного отношения к природе, не хотят формировать у себя навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и пр.

Для формирования экологических знаний и экологически грамотного поведения в природе дошкольников педагоги используют дидактические игры и сказки, так как дошкольников в силу их возрастных особенностей привлекает яркое, необычное, нестандартное, способное удивить.

Мы разработали и использовали программу по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок».

В исследовании участвовало 20 старших дошкольников.

Результаты педагогической диагностики подтверждают положительную динамику экологического воспитания дошкольников. Если на начало учебного года высокий уровень наблюдался только у 10% детей (2 ребенка), то на конец учебного года он составил 35% (7 детей). Средний уровень экологического воспитания имеют на начало учебного года 35% (7 детей), на конец учебного года он составил 50% (10 детей). Низкий уровень экологического воспитания имеют на начало учебного года 55% (11 детей), на конец учебного года он составил 15% (3 детей).

Результаты педагогической диагностики экологического воспитания дошкольников на начало года

Критерии экологического воспитания дошкольников

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Знания о различных временах года. Знания об отношении к миру природы.

60%

30%

10%

Знания о животных, растениях, птицах

55%

35%

10%

Знания об экологически грамотном поведении в природе.

50%

40%

10%

Общий уровень экологического воспитания дошкольников

55%

35%

10%

Результаты педагогической диагностики экологического воспитания дошкольников на конец года

Критерии экологического воспитания дошкольников

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Знания о различных временах года. Знания об отношении к миру природы.

20%

45%

35%

Знания о животных, растениях, птицах

15%

45%

40%

Знания об экологически грамотном поведении в природе.

15%

55%

30%

Общий уровень экологического воспитания дошкольников

15%

50%

35%

Таким образом, использование дидактических игр и сказок в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволило не только повысить уровень знаний детей о природе и природных явлениях, о животных, растениях, птицах, но и систематизировать знания детей об экологически грамотном поведении в природе.


Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) С изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 13.12.2023).

Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 13.12.2023).

Белоусова, Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие. / Р.Ю. Белоусова - Нижний Новгород: Нижегородский институт образования, 2009. - 160 с.

Ганиева, Г.Р. Применение сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников / Г.Р. Ганиева, З.Г. Шарафетдинова // Педагогика. Вопросы теории и практики - 2020. Том 5. Выпуск 5. - С. 627-632

Зайцев, Г.К. Уроки экологии для старшего дошкольника. / Г.К. Зайцев - СПб.: Питер, 2016. – 377 с.

Зверев, И.Д. Экологическое образование дошкольников. / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина - М.: Академия, 2014. – 120 с.

Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО : деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А.В. Миронов. - Волгоград : Учитель, 2016. - 260 с.

Николаева, Л.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.В. Николаева. - Уфа : Omega Science, 2021. - 112 с

Посылкина, Р.Ю. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. / Р.Ю. Посылкина - Нижний Новгород, 2001. - 181 с.

Рыжова, Н.А. Экологические сказки и рассказы / Н.А. Рыжова – М. : Линка-Пресс, 2017. – 119 с.

Рыжова, Л.В. Методика работы со сказкой методическое пособие. / Л.В. Рыжова - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 160 с.

Тавстуха, О.Г. Теория и практика экологического образования дошкольников: современные аспекты : монография / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова, Е.В. Михеева. - Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2020. - 153 с.

Тихонова, О.В. Роль сказки в развитии экологического образования дошкольников / О.В. Тихонова // Современный урок. – 2020. - № 4. – С. 5-8.

Туева, Т.Г. Новый день - новое открытие : методическое пособие по организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7) / Т.Г. Туева. – СПб. : Детство-Пресс, 2021. - 78 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации