Экологическое воспитание младших школьников через проектную деятельность на занятиях кружков «Земля – наш дом» и «Я – исследователь»
Экологическое воспитание младших школьников через проектную деятельность на занятиях кружков «Земля – наш дом» и «Я – исследователь»
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Экологическое воспитание подрастающего поколения - одна из приоритетных задач образования. Согласно Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года экологическое воспитание предполагает «становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле, формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними».
Задачами экологического воспитания в начальной школе гимназии являются:
- углубление и расширение экологических знаний;
-овладение начальными экологическими навыками и умениями (поведенческими, познавательными, преобразовательными);
-развитие познавательной, творческой и общественной активности младших школьников;
- воспитание чувства бережного отношения к природе;
- трансляция экологической культуры.
Эти задачи целесообразно осуществлять не только на уроках, но и во внеурочной, кружковой деятельности. Участие детей в работе кружков экологического содержания воспитывает в них доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе. Именно в младшем возрасте у ребёнка проявляется живой интерес к окружающему миру, познавая его, ребёнок черпает знания о явлениях природы, формируется понимание о взаимосвязи природы и деятельности человека.
Наиболее адекватным целям экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности является метод проектов (от греческого слова, означающего «путь исследования»). Метод проектов трактуется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».
Проекты позволяют ребёнку получить собственный жизненный опыт по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют потребность ребёнка в самореализации, выступают как средство сотрудничества детей и взрослых.
Е.Г.Кагаров выделяет следующие этапы реализации проекта:
1.Составление плана.
2.Выполнение проекта:
а) сбор информации;
б) группировка материала, выделение основного;
в) применение полученных знаний на практике.
3.Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.
Рассмотрим этапы реализации проектов через кружковую деятельность.
Программа кружка «Земля - наш дом» предполагает создание проектов экологической направленности.
Цель программы: воспитание бережного отношения к природе, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, личной ответственности.
Выполнение проектов экологической направленности проходит три ступени. В первом классе дети знакомились с жизнью животных и растений. Знакомство происходило на занятиях в кружке, экскурсиях в краеведческом музее, на станции юных натуралистов, в походах в лес. Перед тем, как отправиться на экскурсию, составляем план, в котором отмечаем объект наблюдения, условия, признаки объекта. Итогом экскурсий становятся памятки, буклеты, листовки. Экологическим проектом является создание серии буклетов о домашних животных «Мы в ответе за тех, кого приручили».
На втором этапе дети знакомятся с экологией человека, растений и животных. Изучение происходит через ролевые и дидактические игры, через выполнение творческих заданий и изготовление поделок из природных материалов, через экскурсии и прогулки в природу, через создание экознаков, театрализованных представлений и проведений экологических акций. Так итоговым занятием стало проведение экологической акции «Ёлочка». Дети рисовали рисунки на тему «Берегите хвойные леса», составляли памятки по защите хвойных лесов, расклеивали листовки.
На третьей ступени дети сами участвуют в высадке деревьев. Так результатом проекта «Рябина на Тарских улочках» стала высадка рябин на территории гимназии.
Целью кружка «Я – исследователь» является формирование познавательных УУД, исследовательских умений, предполагает организацию научно-практического исследования школьников, умения представить результаты исследования.
На занятиях кружка дети также выполняли исследовательские проекты экологической направленности.
Особенно интересным получился проект «За что русский народ так любит рябину?». Данный проект выполнял весь класс. Он состоял из нескольких этапов. Сначала мы подбирали загадки, пословицы, приметы, связанные с рябиной, изучали литературу о рябине, выполняли поделки. Всю собранную информацию мы поместили в книгу «Рябины красной кисть».
Затем исследовали образ рябины в творчестве Тарских поэтов и художников. Такие встречи помогают детям социализироваться, развивают навыки общения. Итогом таких встреч стала книга «Огни рябины», выпущенная с помощью родителей, которую мы подарили в библиотеку им. А.С.Пушкина.
Последним этапом нашей работы стал проект «Рябины на Тарских улочках». Мы изучали, где в нашем городе уже растут рябины, проводили опрос среди детей и взрослых: «За что жители нашего города любят рябину?», «Где бы они хотели посадить рябину?
Почти все опрошенные хотели бы видеть красавицу-рябину на Тарских улочках, в парках, возле домов, школ, детских садов, театра, музея.
Поэтому мы с детьми и родителями сделали нашей гимназии подарок - посадили молодые рябинки.
Отдельно можно выделить исследовательский проект «Носитель королевской мантии – символ города Тары». Дети изучали историю герба г.Тары, численность горностаев в Тарском районе в прошлом веке и в настоящее время, выявляли проблемы и предлагали пути решения. В процессе исследования с целью сбора информации встречались с охотником, посещали леспромхоз, Тарский краеведческий музей. В 2014 году мои ученики, выполнявшие данное исследование, стали лауреатами муниципальной и региональной научно-практических конференций.
Исследовательская работа «Снег полезный или вредный?» также стала лауреатом муниципальной и региональной конференции. Темы исследования ребята выбирали, исходя из собственных интересов: «Чем я хочу заниматься? Что мне интересно?». Затем, с помощью педагога и родителей сформулировали цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Набрав материал, приступаем к проведению опытов и экспериментов. Это самый увлекательный исследования. На этом этапе мои ученики брали пробы снега в лесу и на обочине дорог, обращались в лабораторию с целью узнать химический анализ взятых проб, проращивали растения, поливая их талой водой. По результатам исследования сделали выводы, предложили рекомендации, ответили на вопрос: «Снег полезный или вредный?».
Исследовательские проекты «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях» и «Изготовление цветной бумаги в домашних условиях» вызвали интерес не только детей, но и родителей.
Опыты по выращиванию кристаллов соли позволили изучить условия, при которых происходит быстрый рост кристаллов. Итогом исследования стала созданная нами коллекция кристаллов соли и украшений из них.
Производство бумаги в домашних условиях – процесс творческий, раскрывает большие возможности для экспериментирования. Кроме того, позволяет создать эксклюзивные вещи из собственной бумаги: обложки для книг, ежедневники, подарочные упаковки, картины, абажуры и даже обои.
Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству), а также заинтересованность и помощь родителей (создание благоприятствующей обстановки дома, подбор литературы, обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, поддержка). И, конечно, сам педагог должен быть исследователем, уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся.
Самым важным и сложным этапом исследования является формулирование выводов. Здесь ребёнку не обойтись без помощи взрослого. На этом этапе помогаю ребёнку ответить на вопросы: достиг ли он цели, подтвердилась ли гипотеза, какие данные получены?
Защита исследования предполагает владение учеником средствами устной речи, умение контролировать свои эмоции, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией. Все дети моего класса учатся задавать вопросы и отвечать на них в процессе выступления.
Результатом участия школьников в проектно-исследовательской деятельности служит возрастающий интерес детей и родителей к творческому исследованию, самостоятельный поиск темы и проблемы исследования, формулирование проблемных вопросов, умение работать с источниками информации, ставить цель, составлять план, делать выводы, анализировать, обобщать. Проектно-исследовательская деятельность служит средством формирования и коммуникативных УУД: умение работать в группе, сотрудничать, быть лидером или исполнителем, выступать и отвечать на вопросы, слушать, принимать другое мнение и отстаивать своё.
Внеурочная проектная деятельность школьников позволила детям не только узнать много нового об окружающем мире, но и обратить внимание других учеников и даже жителей города на проблемы озеленения улиц, рассказать о способах сохранения природы, быть образцом для сверстников, родителей и соседей, а также носителем экологической культуры.