Урок обществознания в 7 классе «Экономика семьи»
Урок обществознания в 7 классе
Экономика семьи
Цель урока: научить обучающихся составлять семейный бюджет.
Задачи:
Организуя работу с карточками, сформулировать понятие «семейный бюджет»;
заполнить таблицу «Семейный бюджет» через работу с конкретной ситуацией;
отработать умения делать выбор.
Планируемые результаты:
личностные:
смогут участвовать в обсуждении семейного бюджета, давать консультации родителям по его корректировке, планировать личные доходы и расходы и составлять личный бюджет.
метапредметные:
умение извлекать информацию из предложенного источника;
умение ранжировать доходы и расходы;
развитие умений устанавливать причинно-следственные связи;
сформированность коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и учителями, понимать и продвигать предлагаемые идеи, умение работать в команде.
предметные:
усвоение понятий «семейный бюджет», «профицит бюджета», «дефицит бюджета»;
умение рассчитывать семейный бюджет, оценивать его, выявлять причины дефицита и пути его преодоления;
Тип урока: комбинированный
Форма урока: практикум, групповая работа
Образовательные ресурсы:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс
2. Раздаточный материал:
карточки с примерами доходов и расходов
таблица доходов и расходов
3. Фрагмент мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||
Мотивационный |
Вопрос: Где героям мультфильма взять денег на подписку журнала? |
Просмотр фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Отвечают на вопрос. |
||||||||||||||||||
Проблемно-информационный |
Давайте представим следующую ситуацию. Анастасия и Павел окончили институт и устроились на завод технологами. Зарплата каждого составляла 20 тысяч рублей. Анастасия и Павел поженились. Когда они начали вести совместное хозяйство, выявилось серьёзная проблема: каждый привык жить со своими родителями и не научился при своих тратах учитывать общесемейные расходы на самое необходимое. Анастасия каждый месяц покупала себе новое платье, а Павел тратил деньги на компьютерные игры. В результате счета за коммунальные услуги оказались неоплаченными, денег на покупку продуктов не хватало. Вопрос: Как молодым людям нужно управлять своими финансами, чтобы совместных доходов хватило на все самое необходимое и оставались деньги побаловать себя?
Заполните таблицу, распределив данные карточки по столбикам.
Тексты на карточках:
Прежде, чем озвучить результаты работы, давайте вспомним, что такое доходы и расходы.
Теперь посмотрим, как обращались со своими доходами Анастасия и Павел.
План доходов и расходов называется БЮДЖЕТ. В семье наших героев какая сложилась ситуация? Ситуация, при которой расходы превышают доходы называется ДЕФИЦИТ. Ситуация, при которой доходы превышают расходы называется ПРОФИЦИТ. А как вы думаете, что нужно сделать Анастасии и Павлу, чтобы добиться ситуации профицита? Что значит составлять бюджет? |
Предлагают собственные версии решения проблемы.
Распределяют карточки в соответствии с графами
Ответы учащихся.
Озвучивают результаты работы с таблицей
Ответы учащихся
Доходов не хватает на все необходимое
Научиться составлять бюджет
Планировать доходы и расходы |
||||||||||||||||||
Применение |
А давайте потренируемся в составлении семейного бюджета. Заполните таблицу, выполняя следующее задание: В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 000 рублей. Расходы на самое необходимое – 30 000 рублей. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тысяч рублей, а его жена Мария, тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. – 9 тысяч рублей. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад уходит 5 тысяч рублей. Что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живет ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов?
А теперь давайте поможем Анастасии и Павлу составить их семейный бюджет, чтобы он был профицитный.
Вернёмся к жителям Простоквашино. Где героям мультфильма взять денег на подписку журнала? |
Выполняют задание, озвучивают результаты.
Работают над составлением бюджета. Обсуждают результаты работы. Корректируют (если необходимо) результаты друг друга.
Ответы учеников.
Делают выводы: для управления деньгами необходимо планировать доходы и расходы; для эффективного управления финансами семьи необходимо вести семейный бюджет. |
||||||||||||||||||
Рефлексия |
Чем вы занимались на уроке? Удалось ли вам помочь молодым людям? Где вы можете применить полученные навыки? |
Ответы учеников |
||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Составить бюджет своей семьи, обсудить с родителями |
Записывают в дневники. |