Конспект занятия «Экскурсия по экологической тропинке для дошкольников»
«Экскурсия по экологической тропинке для дошкольников»
Введение
Любые игровые квесты или экскурсии по станциям всегда были и есть интересны детям всех возрастов. В них выполнение нестандартных заданий сочетается с получением полезной информации в доступной и ненавязчивой форме.
У нас в школьном лесничестве много мероприятий проводится для учащихся школы, а вот дошкольники до этого года не были задействованы. Поэтому я решила организовать экологическую тропинку и провести игру-путешествие для воспитанников детского сада, предложив семикласснице провести такую экскурсию. Экологическая тропа - это своеобразный "кабинет экологии" в природных условиях, где во время движения по маршруту идёт непринуждённое усвоение информации и пробуждение любви к природе [1]. Цель экологической тропы: формирование экологической культуры дошкольников, привитие интереса и любви к природе.
Считаю, что польза была и для малышей, которые побывали в интересном путешествии, и для ученицы 7-го класса, которая с удовольствием приняла участие и в подготовке, и в проведении данного мероприятия.
Подготовительный этап
Формулировка проблемы: необходимо создать для малышей маршрут экологической тропинки.
Определение ожидаемых результатов:
расширение знаний детей о живых организмах;
интерес к живой природе и бережное отношение к ней.
Постановка цели и задач проекта.
Цель – организовать экологическую тропу для дошкольников.
Задачи:
определить маршрут, разбив его на станции,
разработать ход экскурсии,
провести экскурсию для дошкольников.
Проектировочный этап
Были спланированы следующие виды деятельности:
наметить маршрут экологической тропинки,
разбить его на станции и подписать их названия,
найти информацию для каждой станции,
для станции «Птицы» сделать рисунки,
для станции «Игровая» приготовить необходимый инвентарь,
составить текст экскурсии,
провести экскурсию для дошкольников.
Практический этап
Намечен небольшой маршрут, который проходил недалеко от детского сада. Первая станция начиналась прямо у входа в здание.
Для каждой станции было придумано название и изготовлена табличка (Приложение 1). Деятельность на них была распределена следующим образом.
№ | Название станции | Деятельность экскурсовода | Деятельность детей |
1 | «Сиреневая» | Рассказывает легенду и стихотворение о сирени; объясняет некоторые морфологические особенности этого кустарника | Слушают; изучают форму листьев сирени и их расположение на ветке |
2 | «Лекарственные растения» | Указывая на лекарственные растения, спрашивает их название и возможное применение в медицине | Узнают и называют растения; отвечают на вопросы об их применении |
3 | «Птицы» | Читает загадки про птиц; показывает рисунки с их изображением | Отгадывают загадки; рассматривают рисунки; делятся имеющейся у них информацией об этих птицах |
4 | «Деревья и кустарники» | Спрашивает название дерева или кустарника; рассказывает о них некоторые сведения | Называют деревья или кустарники; слушают информацию |
5 | «Болото» | Спрашивает – каких животных можно встретить вблизи болот; предлагает назвать правила поведения в болотистой местности; слушает ответы детей и при необходимости вносит поправки | Называют животных и правила поведения вблизи болот |
6 | «Игровая» | Проводит 5 активных игр; предлагает детям найти клад, оставленный для них мишкой; спрашивает – понравилась ли им экскурсия | Играют в предложенные игры; ищут клад; отвечают на вопрос – чем им понравилась экскурсия |
Для выступления на каждой станции была найдена соответствующая информация.
Для станции «Птицы» учащейся 7-го класса сделаны рисунки птиц, которые обитают в нашей местности (Приложение 2).
Для станции «Игровая» был приготовлен необходимый инвентарь.
Составлен текст экскурсии (Приложение 3).
15 сентября была проведена экскурсия по экологической тропе для дошкольников. Воспитанники детского сада с удовольствием совершили это путешествие, активно отвечая на вопросы и принимая участие в подвижных играх. По словам ребят, экскурсия им очень понравилась (Приложение 4).
В дальнейшем, воспитатели детского сада могут использовать нашу тропу для проведения своих тематических экскурсий.
ИСТОЧНИКИ
http://rovesnik.in/ekskursiy.html
https://stihi.ru/2012/05/25/2648
https://ok.ru/yababushka/topic/151836025517014
http://61detsad.ru/2020/05/15/детям-о-лекарственных-растениях/
https://multi-mama.ru/zagadki-pro-ptic-dlya-detei/
https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-pro-derevja
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Изготовление табличекПриложение 2
Рисунки птиц
Приложение 3
Экскурсия по экологической тропе для дошкольников
Станция «Сиреневая»
Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас пройти по удивительной тропинке, на которой нас ждёт много интересного. На этой тропинке мы будем делать остановки. На каждой из них вы узнаете что-то новое. Вы согласны вместе со мной отправиться в путешествие? (Да). Тогда – в путь!
Наш путь мы начинаем прямо от садика. Кто из вас знает – что это за красивый кустарник растёт у дверей вашего детского сада? (Сирень). Правильно, ребята, это сирень. И наша первая станция называется – «Сиреневая» (Показать табличку).
Сирень - это кустарник. Известно более 2000 сортов сирени. Все они очень красиво цветут и замечательно пахнут. Не зря поэтесса Светлана Мельникова написала такие строки:
От запаха сирени я проснулась.
Откуда этот дивный аромат?
Наверное, от сна я не очнулась:
Мне снился, дивный, словно в сказке сад… [2]
У вас, ребята, не целый сад сирени. Её растёт немного, но зато весной она расцветает и радует всех своими большими соцветиями. А кто из вас помнит – какого цвета у вашей сирени цветки? (Сиреневые). Правильно – сиреневые. Именно поэтому очень давно и был назван этот кустарник – СИРЕНЬ.
Про сирень сложено много легенд. По одной из них, богиня ВЕСНЫ, взяла лучи солнца и перемешала их с лучами радуги, после осыпала ими всё в округе. И везде, куда попадали эти лучи, сразу же вырастали прекрасные цветы, образовывались то звёздочки, то зонтики. Это и была сирень [3]. Красивая легенда – правда?
Жаль, что осенью мы не можем увидеть прекрасных цветов. Давайте тогда повнимательнее рассмотрим веточку сирени. Обратите внимание – какой формы её листочки? (Похожи на сердечко). А ещё одна особенность – листочки из одного места на веточке всегда выходят парами, то есть по два листочка из одного места. (Показать). Ну что же, ребята, с сиренью мы познакомились. Предлагаю отправиться на следующую станцию.
Станция « Лекарственные растения»
Наша следующая остановка называется «Лекарственные растения». Как вы думаете – что это за растения? Какие-то заморские или обычные, наши? (Наши). А почему их так назвали - лекарственные? (Ответы). Правильно, все эти растения могут лечить людей от каких-либо болезней. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
1) (Показать подорожник). Как называется это растение – кто знает? (Подорожник). Верно. При первой помощи листья подорожника используют при ранах и порезах. Нужно приложить лист к ранке, и кровь быстрее остановится, кроме того, подорожник обладает противомикробными свойствами, то есть, в ранку не попадут микробы.
2) Одуванчик лекарственный применяют для пробуждения аппетита и чтобы наш желудок лучше работал. В нём много витаминов.
3) Крапива очень богата витамином С. В ней его больше чем в яблоке или лимоне. Многие её сушат на зиму, а потом варят щи. Или делают отвар и моют им волосы. Отвар крапивы - известное средство для укрепления и красоты волос .
4) Щавель улучшает пищеварение и работу печени. Помогает нашим мышцам лучше работать и дольше не уставать.
5) Чистотел используют для лечения ран на коже и удаления бородавок. Ведь не зря его так назвали – он делает нашу кожу чище.
6) Ягоды земляники очень вкусные, а также они повышают работоспособность и выносливость сердца; улучшают нашу кровь и питают её витаминами.
7) Люпин великолепно помогает при язвах и опухолях, а также отлично борется с прыщами на лице [4].
Ну вот мы и познакомились с некоторыми лекарственными растениями нашей тропинки. Предлагаю отправиться дальше.
Станция «Птицы»
Ребята, прислушайтесь. Наверняка, вы слышите много птичьих голосов. Здесь всегда много птиц, поэтому нашу третью станцию мы назвали «Птицы». И здесь вас ждут загадки про тех птиц, которые вам знакомы. Задание очень простое. Я читаю загадку, а вы её отгадываете.
Птичка-невеличка
Ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок. (Воробей – показать рисунок)
Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. ( Ворона – показать рисунок)
Верещунья.
Белобока.
А зовут её... (Сорока – показать рисунок)
Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка – … (Ласточка – показать рисунок)
Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поют … (Скворцы – показать рисунок)
Я над полем, над болотом
Начинаю рано петь.
И люблю я вертолётом
В синем воздухе висеть. ( Жаворонок – показать рисунок)
Певец из птичек
Самый отличный,
Но тот «артист»
На вид неказист! (Соловей – показать рисунок) [5]
Ну что же, ребята, вы молодцы. Все загадки отгадали и рисунки мои посмотрели, а значит, поближе познакомились с птицами, которые живут рядом с вами. Пора отправляться дальше в путь.
Станция «Деревья и кустарники»
Ребята, на этой станции нам предстоит проверить ваши знания о деревьях. Давайте сделаем так – я буду показывать на дерево, а вы мне скажете, как оно его называется. А потом я вам немножко о нём расскажу. Согласны?
Ель - хвойное дерево, у которого маленькие колючие хвоинки. Они расположены поодиночке и живут на дереве 5-7 лет, а потом опадают, только не все сразу, а по очереди. Затем вырастают новые. На ёлке в любое время года видно много хвоинок, поэтому её называют вечнозелёным деревом. У неё длинные шишки, а веточки растут от самой земли и до верха. Еловые леса называют ельники.
Сосна – тоже хвойное дерево. У неё маленькие шишки, а хвоинки большие - длиннее, чем у ели. И они расположены парами. Хвоинки опадают через 2-3 года, а на их месте вырастают новые. Значит, сосна – это тоже вечнозелёное дерево. Сосна очень любит свет, поэтому с возрастом у неё остаются только верхние ветки, а нижние веточки отмирают, так как им не хватает света. Лес из сосен называется сосновый бор.
Берёза – дерево лиственное. Она любит свет и живёт 40-50 лет. Только берёзка имеет белую кору. Именно поэтому наш народ её часто называет «белоствольной красавицей». А ещё по весне из молодых веточек берёзы люди делают очень полезные в бане берёзовые веники.
Рябина - дерево лиственное. У неё осенью поспевают красные ягодки, и их очень любят кушать птички. Ягоды рябины содержат много полезных веществ. Люди их едят для снижения давления и улучшения работы сердца. Листья рябины к осени не желтеют, а краснеют.
Тополь – тоже лиственное дерево. Оно очень хорошо приживается при посадке и быстро растёт. Его главная отличительная черта в том, что листочки клейкие на ощупь. Потрогайте их. А ещё тополя способны задерживать больше количество пыли, поэтому их часто высаживают в городах, чтобы было меньше грязи и пыли.
Взрослый дуб – это большое лиственное дерево с толстым стволом. Наверняка, все знают, как называются плоды у дуба. Как? (Жёлуди). Правильно. В желудях очень много полезных веществ, поэтому их любят кушать многие животные, например, кабаны. Даже люди могут готовить из желудей питательную кашу, или заваривать в кофе, или добавлять в супы, салаты, оладьи и лепёшки.
Ива – это лиственный кустарник. Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один, а несколько деревянистых столов. У ивы листочки узкие и длинные. Из её веточек плетут изгороди, корзины, вазы и другие плетёные изделия [6].
А теперь, ребята, пройдём к следующей станции.
Станция «Болото»
Ребята, что вы видите перед собой? Как можно назвать такую местность, где очень много воды? (Болото). Правильно. И наша следующая станция называется именно так – «Болото».
Болото - это водное место в лесу. На нём деревья плохо себя чувствуют, поэтому вырастают низкими и слабыми. А вот ягоды на болоте растут хорошо. Какие вы знаете ягоды, растущие на наших болотах? (Клюква, морошка). Правильно. Клюква – очень полезная ягодка, в ней много витамина С. Её можно кушать в свежем виде, а также варить компоты или варенье, делать сок или желе.
А какие животные могут жить вблизи болот? (Ответы детей). Ящерицы, змеи, лягушки, а из насекомых - очень много комаров.
Согласитесь, ребята, что болото – не очень приятное место. Могут ужалить змеи или накусать комары. Даже утонуть можно. Какие же правила поведения нужно соблюдать, если вы оказались вблизи болота? (Ответы детей)
Правила безопасности:
не ходить на болото одному – только со взрослыми;
надевать высокие сапоги;
в руки взять длинную палку;
если вы начали проваливаться в воду, нужно громко звать на помощь;
ничего не трогать руками без разрешения взрослого человека - там может быть змея.
а самый лучший совет для детей вашего возраста - вообще не ходить на болото; оно может быть очень опасно [7].
Надеюсь, ребята, что вы прислушаетесь к нашим советам. А теперь пройдёмте по нашей тропинке дальше к следующей станции, которая называется «Игровая». А значит, нас ждут подвижные игры.
Станция «Игровая»
Итак, ребята, готовы поиграть? Тогда начинаем!
Подвижная игра «Совушка»
Ребята, кто знает, как называется птица, которая днём спит в дупле, а летает только ночью? (Сова).
Кто сегодня в нашей игре желает быть совой? (Выбирается желающий). А все остальные ребята будут другими маленькими птичками или бабочками, которые радуются солнышку и летают днём. Правила игры такие.
В стороне, то есть «в дупле», стоит «Сова». Когда я говорю: «День наступает – всё оживает», все вы бегаете по площадке, махая руками, как птички или бабочки.
Но когда я скажу: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает», все вы должны немедленно остановиться в том положении, в котором вы услышали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо вас и зорко осматривает. Кто пошевелится или засмеётся, того «сова» забирает к себе в «дупло». Договорились? Задание понятно? (Дети играют)
Игра «Осенние вопросы»
Ну а сейчас, ребята, вас ждут вопросы об осени. Слушайте внимательно и отвечайте только: «да» или «нет».
Осенью растут грибы? - да
Появляются цветы? - нет
Урожай все собирают? – да
Ну а птицы гнёзда вьют? - нет
Птичьи стаи улетают? – да
Тучки солнце закрывают? - да
Часто-часто льют дожди? - да
Солнце светит очень жарко? – нет
Колючий ветер прилетает? - да
Можно детям загорать? - нет
Куртки, шапки надевать? – да
Подвижная игра "Ветер в лесу"
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с ответами на мои вопросы. Осенью, действительно, часто, бывает колючий ветер. Поэтому сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ветер в лесу».
Сейчас кому-то из вас я выдам шишки (раздаёт), кому-то – жёлуди (раздаёт), а кому-то – орехи. Когда я скажу: «Сильный ветер начался, вниз роняет шишки», все те, у кого в руках шишка, должен присесть, а остальные – бегать, ведь их же несёт сильный ветер. Если я скажу: «Сильный ветер начался, вниз роняет жёлуди», все те, у кого в руках жёлудь, должен присесть, а остальные – бегать. Если я назову орехи, то приседают только те, у кого в руке орех. По сигналу «Ветра нет!» - все встают. Задание понятно? Тогда начинаем. (Дети играют)
Подвижная игра «Мишка-лежебока»
Ребята, а сейчас я предлагаю вам изобразить небольшую историю. Я вам буду читать текст, а учитель в это время будет его изображать. Повторяйте движения и запоминайте их. Когда я второй раз стану читать текст, то вы должны сами изобразить все движения героев. Если все готовы, тогда начинаем.
У медведя дом большой.
Спит он там всегда зимой
Мы избушку увидали,
В дверь её мы постучали:
«Тук-тук-тук. Открой скорей.
Принимай к себе гостей».
Дверь не открывает.
В дом нас не пускает…
«Эй ты, мишка – лежебока,
Спишь ты долго и глубоко.
Чтобы мишку разбудить – будем мы в ладоши бить!
Не дадим мы мишке спать, будем ножками стучать»!
Дверь не открывает.
В дом нас не пускает…
«А давайте будем топать и в ладоши дружно хлопать»!
Мишка просыпается.
Двери открываются [8].
Ребята, заходите в двери. Есть там мишка или нет? (Нет) Конечно, его нет в берлоге. Ведь зима ещё не наступила! Поэтому некому было открыть нам двери. А от нашего топота двери открылись сами!
Смотрите, ребята, а ведь медведь оказался гостеприимным хозяином! Для всех гостей, которые случайно зайдут в его домик, он оставил подсказки, где можно немного подкрепиться с дороги. Давайте попробуем по табличкам разгадать его подсказки и найдём клад! (Дети отгадывают по табличкам направление движения и находят «клад со сладостями»).
Ребята, вам понравилась наша экскурсия? (Ответы) Спасибо вам за внимание и дружное участие. До новых встреч!
Фото экскурсии по экологической тропе 15.09.22
Станция «Сиреневая»
Станция «Лекарственные растения»
Станция «Птицы»
Станция «Деревья и кустарники»
Станция «Болото»
Станция «Игровая»
Окончание экскурсии
Панов Егор Игоревич