12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72115
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление о развитии и смене растительных сообществ; раскрыть естественные причины смены природ­ных сообществ и взаимосвязь смены сообществ с изменениями природно-климатических условий; сформировать представление о временных и конечных (климаксных) сообществах.

Оборудование и материалы: большие карточки (формата А4) с изображениями различных биоценозов, небольшие карточки с изображениями и названиями растений, характерных для различ­ных биоценозов, таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколист­венного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», «Смена растительных сообществ».

Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фито­ценоз, биогеоценоз, экосистема; ярусность в растительном со­обществе; подрост, подлесок, травянистый ярус, надпочвенный ярус; подземная ярусность; промежуточные (временные) сообще­ства, конечные (постоянные, климаксные) сообщества; внешние и внутренние причины смены растительных сообществ.

Ход урока

Актуализация знаний

1.Какие процессы являются главным признаком биогеоценоза;

1.какое значение в природном сообществе имеет его ярусное строение.

Проверь себя

Кроссворд "Природные сообщества"


 


 

По горизонтали

1. Избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями

2. Организмы- потребители

4. Микроскопические грибы

5. Организмы, потребляющие питательные вещества

7. Организмы-производители

8. Участок, покрытый травянистой растительностью

По вертикали

1. Организмы-преобразователи

3. Пространство, заросшее множеством деревьев

4. Организмы, способные из веществ неживой природы производить питательные вещества

6. луг

Изучение нового материала

Понятие о смене природного сообщества. Наблюдая какое-либо природное сообщество в течение ряда лет, можно заметить, что оно не остаётся одинаковым: со временем в нём меняются условия обитания, его заселяют новые виды, изменяется его строение и особенности взаи­моотношений между видами. В результате на данной территории био­геоценоз становится другим. Он существенно отличается от того, кото­рый был здесь ранее. В этом случае говорят, что произошла смена од­ного биогеоценоза другим.

Смена биогеоценоза — это замена одного природного сообщества качественно иным природным сообществом.

Развитие и смена биогеоценоза

 

 

 

Чаще всего смена природного сообщества начинается с изменений в составе растительных видов. Так как комплекс растений в природном сообществе более других влияет на условия обитания и видовой состав животных и других обитателей, то вскоре изменяется и состав гетеро­трофного населения биогеоценоза.

Смена природных сообществ на нашей планете происходит повсю­ду, но с разной скоростью и по различным причинам. Благодаря этому в растительном покрове Земли имеется огромное количество разных природных сообществ.

Причины смены природных сообществ. Причины, вызывающие смену природного сообщества, бывают внешние по отношению к при­родному сообществу и внутренние, заключённые в нём самом.

Внешней причиной смены природного сообщества могут быть пожар от незатушенного костра, выпас скота, вырубка деревьев в лесу. Приводят к быстрым сменам и другие естественные причины: измене­ния климата или рельефа, состава и структуры почвы, подтопление территории, воздействие вулканов, обвалы и оползни, землетрясения. Изменения от внешних причин бывают настолько глубокими, что при­родное сообщество может полностью разрушиться и исчезнуть.

Смена биоценозов. Сукцессии

 
 

Внутренней причиной смены природного сообщества является
воздействие самих растений и других живых организмов, входящих
в состав биогеоценоза, на среду их обитания. Такое воздействие назы-
вают средообразующим влиянием населения биогеоценоза?

Примером смены природного сообщества, происходящей под воз-
действием внутренних причин, может служить появление елового леса
на луговых или заброшенных землях в северных районах нашей стра-
ны. Развивающиеся здесь вначале травянистые сообщества, а затем
мелколиственные леса: березняки, осинники, ольховники — являются
неустойчивыми природными сообществами. Поэтому их называют
временными.

Смена такого неустойчивого природного сообщества происходит
потому, что обитающие здесь виды растений своим средообразующим
влиянием создают условия, в которых не могут развиваться их же молодые особи. Такие сообщества существуют недолго. Кроме того, во
временное сообщество с соседних территорий, как правило, начинают вселяться новые виды, среди которых оказываются более сильными
средообразователи, например ель. Они коренным образом меняют условия существования биотопа. При этом и молодые, и взрослые
особи вновь вселившихся видов оказываются способными хорошо
развиваться, давать семена и надолго удерживать данную территорию. Так, в течение нескольких лет на месте мелколиственного леса, например березняка, появляется еловый лес. В этом случае говорят, что появилось устойчивое, или коренное, природное сообщесто.

 

 


 

1-2 года 5-8 лет 10-15 лет

20-25лет 30-50лет


 

70-80лет 80-20лет

Коренными биогеоценозами являются ельник, дубрава, торфяное болото. Березняк, осинник, ивняк, луга — временные биогеоценозы.

Торфяное болото

 

 

 

Постепенный процесс смены природных сообществ называют сук­цессией (от лат. сукцессио — «преемственность»).

Уроки биологии: Экологические сукцессии

 

 

 

Изменение растительного покрова в биогеоценозе всегда ведёт
за собой смену не только сообщества растений, но и всего живого населения биогеоценоза.

Вторичная сукцессия

 

 

 

Вывод

Смена биогеоценозов — важное природное явление, постоянно происходящее в живом покрове Земли. Причины, вызывающие сме­ну, разные: одни обусловлены внешним воздействием, в том числе деятельностью человека, другие — внутренним, связанным с жизне­деятельностью и средообразующими свойствами самих видов, насе­ляющих природное сообщество.

Последовательность самовосстановления елового леса при вторичной сукцессии

 
 

Закрепление знаний и умений

1.В чём отличие коренного природного сообщества от временного?

2.Каковы причины смены биогеоценозов на Земле?

3.Спрогнозируйте последствия воздействия человека на при­родные сообщества.

Материалы для учеников, интересующихся биологией

Даже в случае одновременного попадания семян ели и берёзы на какую-либо территорию вначале разовьётся временный — берёзо­вый — лес, а потом его сменит коренной — еловый. Дело в том, что берёза растёт быстрее ели. Опад листьев берёзы создаёт плодородие почвы. В таких условиях: под пологом берёзового леса, на плодородной почве, защищённые от яркого света и сильного ветра — хорошо растут теневыносливые молодые ели. Спустя годы (30-50 лет) ель вырастает до больших размеров, выходит в верхний ярус (см. рис. 161). К этому времени старые деревья берёзы постепенно выпадают из древостоя, а молодые берёзки не появляются. Дело в том, что берёза светолюби­ва и в затенении под еловыми кронами расти и развиваться не может.

Часто в ряде районов России территория после вырубки ценного хвойного леса надолго (на 80-120 лет) оказывается занятой менее ценным осинником, а на местах выгоревшего леса зачастую быстро развиваются моховые болотные биогеоценозы. Своевременное вме­шательство человека может продлить жизнь природного сообщества

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.