Урок по биологии в 6 классе «Смена природных сообществ»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: дать представление о развитии и смене растительных сообществ; раскрыть естественные причины смены природных сообществ и взаимосвязь смены сообществ с изменениями природно-климатических условий; сформировать представление о временных и конечных (климаксных) сообществах.
Оборудование и материалы: большие карточки (формата А4) с изображениями различных биоценозов, небольшие карточки с изображениями и названиями растений, характерных для различных биоценозов, таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», «Смена растительных сообществ».
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоценоз, биогеоценоз, экосистема; ярусность в растительном сообществе; подрост, подлесок, травянистый ярус, надпочвенный ярус; подземная ярусность; промежуточные (временные) сообщества, конечные (постоянные, климаксные) сообщества; внешние и внутренние причины смены растительных сообществ.
Актуализация знаний
1.Какие процессы являются главным признаком биогеоценоза;
1.какое значение в природном сообществе имеет его ярусное строение.
Проверь себя
Кроссворд "Природные сообщества"
По горизонтали
1. Избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями
2. Организмы- потребители
4. Микроскопические грибы
5. Организмы, потребляющие питательные вещества
7. Организмы-производители
8. Участок, покрытый травянистой растительностью
По вертикали
1. Организмы-преобразователи
3. Пространство, заросшее множеством деревьев
4. Организмы, способные из веществ неживой природы производить питательные вещества
6. луг
Изучение нового материала
Понятие о смене природного сообщества. Наблюдая какое-либо природное сообщество в течение ряда лет, можно заметить, что оно не остаётся одинаковым: со временем в нём меняются условия обитания, его заселяют новые виды, изменяется его строение и особенности взаимоотношений между видами. В результате на данной территории биогеоценоз становится другим. Он существенно отличается от того, который был здесь ранее. В этом случае говорят, что произошла смена одного биогеоценоза другим.
Смена биогеоценоза — это замена одного природного сообщества качественно иным природным сообществом.
Развитие и смена биогеоценоза
Чаще всего смена природного сообщества начинается с изменений в составе растительных видов. Так как комплекс растений в природном сообществе более других влияет на условия обитания и видовой состав животных и других обитателей, то вскоре изменяется и состав гетеротрофного населения биогеоценоза.
Смена природных сообществ на нашей планете происходит повсюду, но с разной скоростью и по различным причинам. Благодаря этому в растительном покрове Земли имеется огромное количество разных природных сообществ.
Причины смены природных сообществ. Причины, вызывающие смену природного сообщества, бывают внешние по отношению к природному сообществу и внутренние, заключённые в нём самом.
Внешней причиной смены природного сообщества могут быть пожар от незатушенного костра, выпас скота, вырубка деревьев в лесу. Приводят к быстрым сменам и другие естественные причины: изменения климата или рельефа, состава и структуры почвы, подтопление территории, воздействие вулканов, обвалы и оползни, землетрясения. Изменения от внешних причин бывают настолько глубокими, что природное сообщество может полностью разрушиться и исчезнуть.
Смена биоценозов. Сукцессии
Внутренней причиной смены природного сообщества является
воздействие самих растений и других живых организмов, входящих
в состав биогеоценоза, на среду их обитания. Такое воздействие назы-
вают средообразующим влиянием населения биогеоценоза?
Примером смены природного сообщества, происходящей под воз-
действием внутренних причин, может служить появление елового леса
на луговых или заброшенных землях в северных районах нашей стра-
ны. Развивающиеся здесь вначале травянистые сообщества, а затем
мелколиственные леса: березняки, осинники, ольховники — являются
неустойчивыми природными сообществами. Поэтому их называют
временными.
Смена такого неустойчивого природного сообщества происходит
потому, что обитающие здесь виды растений своим средообразующим
влиянием создают условия, в которых не могут развиваться их же молодые особи. Такие сообщества существуют недолго. Кроме того, во
временное сообщество с соседних территорий, как правило, начинают вселяться новые виды, среди которых оказываются более сильными
средообразователи, например ель. Они коренным образом меняют условия существования биотопа. При этом и молодые, и взрослые
особи вновь вселившихся видов оказываются способными хорошо
развиваться, давать семена и надолго удерживать данную территорию. Так, в течение нескольких лет на месте мелколиственного леса, например березняка, появляется еловый лес. В этом случае говорят, что появилось устойчивое, или коренное, природное сообщесто.
1-2 года 5-8 лет 10-15 лет
20-25лет 30-50лет
70-80лет 80-20лет
Коренными биогеоценозами являются ельник, дубрава, торфяное болото. Березняк, осинник, ивняк, луга — временные биогеоценозы.
Торфяное болото
Постепенный процесс смены природных сообществ называют сукцессией (от лат. сукцессио — «преемственность»).
Уроки биологии: Экологические сукцессии
Изменение растительного покрова в биогеоценозе всегда ведёт
за собой смену не только сообщества растений, но и всего живого населения биогеоценоза.
Вторичная сукцессия
Вывод
Смена биогеоценозов — важное природное явление, постоянно происходящее в живом покрове Земли. Причины, вызывающие смену, разные: одни обусловлены внешним воздействием, в том числе деятельностью человека, другие — внутренним, связанным с жизнедеятельностью и средообразующими свойствами самих видов, населяющих природное сообщество.
Последовательность самовосстановления елового леса при вторичной сукцессии
Закрепление знаний и умений
1.В чём отличие коренного природного сообщества от временного?
2.Каковы причины смены биогеоценозов на Земле?
3.Спрогнозируйте последствия воздействия человека на природные сообщества.
Материалы для учеников, интересующихся биологией
Даже в случае одновременного попадания семян ели и берёзы на какую-либо территорию вначале разовьётся временный — берёзовый — лес, а потом его сменит коренной — еловый. Дело в том, что берёза растёт быстрее ели. Опад листьев берёзы создаёт плодородие почвы. В таких условиях: под пологом берёзового леса, на плодородной почве, защищённые от яркого света и сильного ветра — хорошо растут теневыносливые молодые ели. Спустя годы (30-50 лет) ель вырастает до больших размеров, выходит в верхний ярус (см. рис. 161). К этому времени старые деревья берёзы постепенно выпадают из древостоя, а молодые берёзки не появляются. Дело в том, что берёза светолюбива и в затенении под еловыми кронами расти и развиваться не может.
Часто в ряде районов России территория после вырубки ценного хвойного леса надолго (на 80-120 лет) оказывается занятой менее ценным осинником, а на местах выгоревшего леса зачастую быстро развиваются моховые болотные биогеоценозы. Своевременное вмешательство человека может продлить жизнь природного сообщества
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций