12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Щурина Елена Юрьевна85
Россия, Новосибирская обл., Искитимский р-он д. Бурмистрово

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д.Бурмистрово им.В.С. Чумака»

Искитимского района Новосибирской области

Практическая работа в 9 классе.

Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Автор:

учитель химии

Щурина Елена Юрьевна

д.Бурмистрово 2016г

Тип урока: урок - практика с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель: применяя полученные на уроках знания осуществлять практическое решение задач не только в реальном эксперименте, но и в виртуальной лаборатории.

Задачи урока:

I. формирование УУД

1.Личностные УУД – возможность самоопредения на практической работе по интеллектуальным возможностям (организатор берёт лист, оценивая свои способности и возможности).

2.Регулятивные УУД – формирование цели, планирование и организация деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

3.Познавательные УУД – исследовательские действия (применение знаний в конкретной ситуации, решение экспериментальных задач, как компонент воспитания логического мышления)

4 Коммуникативные УУД – организация и планирование работы в группе, умение договориться и находить общее решение, построение межличностных отношений.

II. Используя знания о качественных реакциях на ионы, опытным путём научиться распознавать химические вещества;

III. Развивать познавательную деятельность учащихся в процессе выполнения эксперимента;

IV. Воспитывать аккуратность, бережное отношение при расходовании химических реактивов;

V.Закрепить навыки работы с виртуальной лабораторией.

Для решения поставленных целей и задач работать будем в группах по три человека. В течение работы, учащиеся распределяют роли и по мере решения задач меняются ими.

Организатор (работает с инструкционной карточкой, выясняя, что делать, даёт указания исполнителю)

Исполнитель - практик (проводит реакции )

Контролёр - аналитик (анализирует наблюдения и корректирует работу организатора)

Целесообразно предложить каждой группе для решения по три задачи.

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация: добавьте слово в словосочетание

ХИМИЧЕСКИЕ

Обратите внимание на доску. Я написала лишь одно слово «ХИМИЧЧЕСКИЕ», добавьте слова, чтобы получились словосочетания (ЭКСПЕРИМЕНТЫ, РЕАКЦИИ, ЯВЛЕНИЯ,ПРОЦЕССЫ и т.д.)

Скажите, а есть ли что ни будь, что может объединить все эти словосочетания? (ПРАКТИЧЕСКАЯ работа).

Верно. И сегодня на уроке мы будем с вами выполнять практическую работу. Работаем, как обычно, по группам. Откройте тетради, запишите число и тему работы «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Дома, готовясь к сегодняшнему уроку, вы посмотрели задачи на странице 146-147 ваших учебников (Учебник О.С. Габриелян, 9 класс) и подумали над целью. Как по-вашему она должна звучать?

применить знания, полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода», в экспериментальном решении задач;

закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Хорошо, давайте запишем цель работы в тетради.

Чтобы работа прошла успешно и без последствий для здоровья надо?

Соблюдать правила по ТБ и правила работы в группах.

Повторяем правила Т.Б. (повторяем по таблице, где оставлены только картинки)

На слайде появляется изображение

Вспомните правила работы в группах (озвучивают без подсказок)

- соблюдение всех правил ТБ

- соблюдайте тишину, не мешайте другим, они тоже работают

- проговаривайте свои мысли, не критикуйте других

- умейте договариваться, находить общее решение.

На столах папка с инструкциями к выполнению работы.

-распределяем роли. Напоминаю, что

а) организатор (работает с инструкционной карточкой, выясняя, что делать, даёт указания исполнителю)

б) исполнитель - практик ( проводит реакции )

в) контролёр - аналитик (анализирует наблюдения и корректирует работу организатора)

Первую задачу (задача №4 на странице 147) мы решим с вами при помощи виртуальной лаборатории.

Ребята, распределите роли. Определились?

Предлагаю открыть сайт виртуальной лаборатории http://www.virtulab.net (скриншот №1)

затем следовать маршрутом : главная --->закладка химия стр2 левый столбик ,первая практическая работа «Решение экспериментальных задач». http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=265:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108

Откроем задачу №2 (скриншот №2 ) http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=265:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108

Выполняйте задачу

Проверим результаты.

Напоминаю о составлении отчётной таблицы.

Продолжаем выполнять работу и переходим к реальным экспериментам. Не забывайте о смене ролей в группах.

Учащиеся работают со своими инструкционными картами (приложение)

Подведение итога: какой вывод вы сделали по итогам работы? (Корректируем его.)

Ребята, подходит к концу наш урок. Что вы можете сказать о сегодняшней работе?

Памятка на слайде:

- Мне больше всего удалось……

- Я могу похвалить себя за то, что……

- Я могу похвалить одноклассников…..

- Меня удивило……

- На мой взгляд не удалось….., потому, что…….

- На будущее я учту……….

Хорошо, а сейчас наводим порядок на рабочих местах, сдаём тетради на проверку

Заключительная часть.

Спасибо всем за работу, результаты вы узнаете на следующем уроке. Дома повторите состав воздуха и подумайте над следующим заданием.

ДОМАШНИЙ ОПЫТ

Из предложенных материалов: 50мл.,9% уксусной кислоты,1ст.ложки NaHCO3 (cода), 100мл. Н2О, 1ст. ложка моющего средства, сок свеклы, соленое тесто или пластилин. предложите инструкцию проведения химического опыта, который может служить наглядным пособием на уроке географии в 6 классе

Приложение (Группа 1).

Задача №1

Условие задачи на стр 147 учебника, задача №4. Распределите роли и действуйте по инструктивной карте.

Открыть сайт виртуальной лаборатории http://www.virtulab.net (скриншот №1)

затем следовать маршрутом : главная --->закладка химиястр2левый столбик ,первая практическая работа «Решение экспериментальных задач». http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=265:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108

Открыть задачу №2 (скриншот №2 ) http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=265:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108

Выполняйте задачу

Проверим результаты

Заполняем отчетную таблицу

Задача №2

ОРГАНИЗАТОР На «3»

Вам даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Прежде всего напоминаю о соблюдении правил техники безопасности, в данном случае при работе с компьютером. Даны три вещества и три реактива (лакмус, хлорид бария и гидроксид калия). Гидроксид калия – явно в данном случае лишний, так как при взаимодействии со всеми предложенными веществами видимых изменений происходить не будет (хлорид калия и сульфат калия растворимы).

Для определения гидроксида натрия NaOH, используем лакмус. В щелочной среде он посинеет. Приливаем в пробирки поочереди лакмус.

В двух пробирках лакмус покраснел. Отливаем из склянок 2и3 вещества в чистые пробирки. Для определения серной кислоты используем раствор хлорида бария. (Это качественная реакция на сульфат ион). Там где выпал белый осадок находится серная кислота.

Оформляем работу в тетради.

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия.

В пробирки прилили лакмус

1 - цвет ______ .

2 – цвет –

3 - цвет

В первой – щёлочь

Во второй –

В третьей -

В пробирки с кислотами прилили BaCl2.

Образование белого ____ в пробирке №__________

это качественная реакция на ионы SO-24

H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + ______

ОРГАНИЗАТОР На «4»

Даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Прежде всего напоминаю о соблюдении правил техники безопасности, в данном случае при работе с компьютером. Даны три вещества и три реактива (лакмус, хлорид бария и гидроксид калия).

Для определения гидроксида натрия NaOH, используем_____________. В щелочной среде он __________.

Отливаем из склянок 2и3 вещества в чистые пробирки. Для определения серной кислоты используем раствор _________ (Это качественная реакция на сульфат ион). Там где выпал________находится серная кислота.

Оформляем работу в тетради.

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия.

В пробирки прилили лакмус

1 - цвет ______ .

2 – цвет –

3 - цвет

В первой –

Во второй –

В третьей -

В пробирки с кислотами прилили

Образование белого ____ в пробирке №__________

это качественная реакция на ионы SO-24

ОРГАНИЗАТОР На «5»

Даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Прежде всего напоминаю

Для определения гидроксида натрия NaOH,

Отливаем из склянок ____________вещества в чистые пробирки. Для определения серной ______

Оформляем работу в тетради.

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия.

В пробирки прилили

1 - цвет ______ .

2 – цвет –

3 - цвет

В первой –

Во второй –

В третьей -

В пробирки с кислотами прилили

 

 

Контролёр эксперимента ____________________________________

Задача №2

Организатор

Контроль

Исполнитель

 

Ф.И.

 
 

Взята карта организатора на

 
 

Прочёл задание

 
 

Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. С кислотой обращаемся осторожно. Приливая растворы из склянок держим их этикетками вверх

 
 

Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок, т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки. В эти пробы добавляем лакмус. В 2х пробирках раствор красный, в третьей – синий, значит там, где синий раствор – это щелочь, т.е. NaOH.

 
 

Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем BaCl2 . Там где выпадает белый осадок - серная кислота.

 
 

Сделан вывод.

 
 

Заполнена отчётная таблица

 

Задача 3.

Организатор эксперимента На «3»

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.

Прежде всего, напоминаю, что работая с кислотой нужно соблюдать осторожность. Склянки с растворами веществ держим этикетками вверх. Работаем с использованием чистых, сухих и целых пробирок. Формула серной кислоты_____________. Докажем наличие водорода при помощи универсальной индикаторной бумаги. Для этого намочим кусочек бумажки в исследуемом растворе. Бумажка изменила цвет. Сравниваем с эталоном. Среда КИСЛАЯ.

Проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл серной кислоты. Добавляем несколько (6-7) капель хлорида бария________________. Выпадает белый осадок сульфата бария. Оформляем работу в тетради.

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Доказать качественный состав серной кислоты

В пробирку поместили полоску универсальной индикаторной бумаги

полоска ______ цвета.

рН ____________, среда кислая.

Ионы водорода меняют цвет индикатора

В пробирку с кислотой прилили BaCl2.

Образование белого ____

это качественная реакция на ионы SO-24

Организатор эксперимента. На «4»

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.

Прежде всего, напоминаю, что работая с кислотой ____________________. Склянки с растворами веществ держим этикетками ____________. Работаем с использованием ____________________. Формула серной кислоты_____________. Для доказательства наличия водорода проведём реакцию серной кислоты с _______________________________________________________________________________________________________

Проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл серной кислоты. Добавляем несколько (6-7) капель ________________. Выпадает ________________________.


 

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Доказать качественный состав серной кислоты

В пробирку

полоска ______ цвета.

рН ____________, среда кислая.

 

В пробирку с кислотой прилили

Образование белого ____

это качественная реакция на ионы SO-24


 

Организатор эксперимента. На «5»

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Доказать качественный состав серной кислоты

 

 

 
 

 

 

Контролёр эксперимента ____________________________________

Задача №3

Организатор

Контроль

Исполнитель

 

Ф.И.

 
 

Взята карта организатора на

 
 

Прочёл задание

 
 

Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. С кислотой обращаемся осторожно. Приливая растворы из склянок держим их этикетками вверх

 
 

Катион водорода проверяем универсальным индикатором. Цвет сравниваем с эталоном. Делаем вывод.

Можно доказать наличие водорода в кислоте при помощи металла, например Zn.

В пробирку помещаем кусочек цинка и приливаем 1 мл серной кислоты. Наблюдаем выделение газа (водорода)

 
 

На сульфат анион проводим качественную реакцию с растворимой солью бария (хлоридом бария).

В пробирку приливаем 1 мл серной кислоты и 6-7 капель хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка.

 
 

Сделан вывод.

 
 

Заполнена отчётная таблица

 

Группа 2.

Организатор эксперимента

Задача 2 На «3»

С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

Прежде всего, напоминаю, что работая с химическими реактивами нужно соблюдать осторожность. Склянки с растворами веществ держим этикетками вверх. Работаем с использованием чистых, сухих и целых пробирок. Работаем с небольшим количеством вещества. Если предложенная соль сульфат, то проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл исследуемого раствора. Добавляем несколько (9-10) капель хлорида бария________________. Если выпадает белый осадок, то данная соль является сульфатом, так как с хлоридом и иодидом такая реакция не идёт. Если осадок не выпал. Приливаем в чистую пробирку 1 мл исследуемого раствора соли и добавляем 9-10 капель нитрата серебра. Если это хлорид выпадет белый осадок, если иодид – жёлтый. Оформляем работу в тетради.

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

установить, выданная соль является сульфатом, иодидом или хлоридом.

В пробирку прилили 1мл раствора соли и прилили BaCl2.

Образование белого ____

это качественная реакция на ионы SO-24

В пробирку прилили 1мл раствора соли и прилили AgNO3.

 

 

Организатор эксперимента. Задача 2 На «4»

С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

Прежде всего, напоминаю, что работая с химическими реактивами нужно____________________________________ Если предложенная соль сульфат, то проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл исследуемого раствора. Добавляем несколько (9-10) капель ________________.

Если выпадает _______ осадок, то данная соль является сульфатом, так как с хлоридом и иодидом такая реакция не идёт. Если осадок не выпал. Приливаем в чистую пробирку __________________________ и добавляем 9-10 капель нитрата серебра. Если это хлорид выпадет белый осадок, если иодид – жёлтый. Оформляем работу в тетради.

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

установить, выданная соль является сульфатом, иодидом или хлоридом.

В пробирку прилили 1мл раствора соли и прилили BaCl2.

Образование белого ____

это качественная реакция на

В пробирку прилили 1мл раствора соли и прилили ________

_______________________

_________________________________


 


 

Организатор эксперимента. Задача 2 На «5»

С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

установить, выданная соль является сульфатом, иодидом или хлоридом.

 

 

 
 

 

 

Контролёр эксперимента ____________________________________

Задача №2

Организатор

Контроль

Исполнитель

 

Ф.И.

 
 

Взята карта организатора на

 
 

Прочёл задание

 
 

Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. Приливая растворы из склянок, держим их этикетками вверх. Используем чистую, сухую посуду

 
 

На сульфат анион проводим качественную реакцию с растворимой солью бария (хлоридом бария).

В пробирку приливаем 1 мл раствора соли и 9-10 капель хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка.

Если осадок не выпал, значит это раствор не сульфата.

 
 

Приливаем в пробирку 1 мл исследуемой соли и добавляем несколько капель нитрата серебра.

Если нам дан хлорид – выпадет белый осадок

Если иодид – осадок жёлтого цвета

 
 

Сделан вывод

 
 

Заполнена отчётная таблица

 

Задача №3 На «3»

Осуществите на опытах следующие превращения

Прежде всего, напоминаю, что работая со щелочами нужно соблюдать осторожность. Склянки с растворами веществ держим этикетками вверх. Работаем с использованием чистых, сухих и целых пробирок. Формула сульфата меди (II) _____________. Чтобы получить гидроксид меди (II) нужно к сульфату меди(II) прилить гидроксид натрия. Берём сухую, чистую пробирку и приливаем 1 мл сульфата меди (II). Добавляем несколько капель гидроксида натрия. Выпадает голубой желеобразный осадок________________________.

Нерастворимые в воде оснавания при нагревании разлагаются. Зажигаем спиртовку. Закрепляем пробирку в верхней третьей части, чтобы она могла проворачиваться. Осторожно прогреваем. Продолжаем нагревать. Видим образование_____________________________ Оформляем работу в тетради.

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Осуществите на опытах следующие превращения

В пробирку приливаем 1 мл сульфата меди (II). Добавляем несколько капель гидроксида натрия.

 

 

Зажигаем спиртовку. Закрепляем пробирку в верхней третьей части, чтобы она могла проворачиваться. Осторожно прогреваем

Образование ____

 

Задача №3 На «4»

Осуществите на опытах следующие превращения

Прежде всего, напоминаю, что работая со щелочами ____________________________________ Формула сульфата меди (II) _____________. Чтобы получить гидроксид меди (II) нужно к сульфату меди(II) _________________. Берём сухую, чистую пробирку ____________________. Добавляем несколько капель______________. Выпадает голубой желеобразный ________________________.

Нерастворимые в воде оснавания при нагревании ________________. Зажигаем спиртовку. Закрепляем пробирку в ____________________. Осторожно ____________________________ . Видим образование _____________________ . Оформляем работу в тетради.

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Осуществите на опытах следующие превращения

В пробирку _________

 

 

Зажигаем спиртовку. _______________

Образование ____

 

Задача №3 На «5»

Осуществите на опытах следующие превращения

ТБ.

Чтобы получить гидроксид меди (II) нужно ______________

Нерастворимые в воде ______________

________________________________

Задача

Что делал

Что наблюдал

Выводы, реакции

Осуществите на опытах следующие превращения

 

 

 

 

 

 

Контролёр эксперимента ____________________________________

Задача №3

Организатор

Контроль

Исполнитель

 

Ф.И.

 
 

Взята карта организатора на

 
 

Прочёл задание

 
 

Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. С веществами обращаемся осторожно. Приливая растворы из склянок держим их этикетками вверх. Тушить спиртовку можно только колпачком. При нагревании веществ в пробирках, сначала прогреть всю пробирку

 
 

Приливаем 1 мл сульфата меди в пробирку и добавляем к нему несколько капель гидроксида натрия. Выпал синий осадок. Cu(OH)2 нерастворимое основание, при нагревании разлагается на оксид меди и воду.

 
 

Зажигаем спиртовку и аккуратно нагреваем пробирку с полученным осадком. Видим образование черного оксида меди.

 
 

Сделан вывод.

 
 

Заполнена отчётная таблица

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.