Практическая работа по химии в 9 классе «Решение экспериментальных задач по теме подгруппа кислорода»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д.Бурмистрово им.В.С. Чумака»
Искитимского района Новосибирской области
Практическая работа в 9 классе.
Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Автор:
учитель химии
Щурина Елена Юрьевна
д.Бурмистрово 2016г
Тип урока: урок - практика с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цель: применяя полученные на уроках знания осуществлять практическое решение задач не только в реальном эксперименте, но и в виртуальной лаборатории.
Задачи урока:
I. формирование УУД
1.Личностные УУД – возможность самоопредения на практической работе по интеллектуальным возможностям (организатор берёт лист, оценивая свои способности и возможности).
2.Регулятивные УУД – формирование цели, планирование и организация деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
3.Познавательные УУД – исследовательские действия (применение знаний в конкретной ситуации, решение экспериментальных задач, как компонент воспитания логического мышления)
4 Коммуникативные УУД – организация и планирование работы в группе, умение договориться и находить общее решение, построение межличностных отношений.
II. Используя знания о качественных реакциях на ионы, опытным путём научиться распознавать химические вещества;
III. Развивать познавательную деятельность учащихся в процессе выполнения эксперимента;
IV. Воспитывать аккуратность, бережное отношение при расходовании химических реактивов;
V.Закрепить навыки работы с виртуальной лабораторией.
Для решения поставленных целей и задач работать будем в группах по три человека. В течение работы, учащиеся распределяют роли и по мере решения задач меняются ими.
Организатор (работает с инструкционной карточкой, выясняя, что делать, даёт указания исполнителю)
Исполнитель - практик (проводит реакции )
Контролёр - аналитик (анализирует наблюдения и корректирует работу организатора)
Целесообразно предложить каждой группе для решения по три задачи.
Ход урока
Оргмомент.
Мотивация: добавьте слово в словосочетание
ХИМИЧЕСКИЕ
Обратите внимание на доску. Я написала лишь одно слово «ХИМИЧЧЕСКИЕ», добавьте слова, чтобы получились словосочетания (ЭКСПЕРИМЕНТЫ, РЕАКЦИИ, ЯВЛЕНИЯ,ПРОЦЕССЫ и т.д.)
Скажите, а есть ли что ни будь, что может объединить все эти словосочетания? (ПРАКТИЧЕСКАЯ работа).
Верно. И сегодня на уроке мы будем с вами выполнять практическую работу. Работаем, как обычно, по группам. Откройте тетради, запишите число и тему работы «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Дома, готовясь к сегодняшнему уроку, вы посмотрели задачи на странице 146-147 ваших учебников (Учебник О.С. Габриелян, 9 класс) и подумали над целью. Как по-вашему она должна звучать?
применить знания, полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода», в экспериментальном решении задач;
закрепить навыки проведения химического эксперимента.
Хорошо, давайте запишем цель работы в тетради.
Чтобы работа прошла успешно и без последствий для здоровья надо?
Соблюдать правила по ТБ и правила работы в группах.
Повторяем правила Т.Б. (повторяем по таблице, где оставлены только картинки)
На слайде появляется изображение
Вспомните правила работы в группах (озвучивают без подсказок)
- соблюдение всех правил ТБ
- соблюдайте тишину, не мешайте другим, они тоже работают
- проговаривайте свои мысли, не критикуйте других
- умейте договариваться, находить общее решение.
На столах папка с инструкциями к выполнению работы.
-распределяем роли. Напоминаю, что
а) организатор (работает с инструкционной карточкой, выясняя, что делать, даёт указания исполнителю)
б) исполнитель - практик ( проводит реакции )
в) контролёр - аналитик (анализирует наблюдения и корректирует работу организатора)
Первую задачу (задача №4 на странице 147) мы решим с вами при помощи виртуальной лаборатории.
Ребята, распределите роли. Определились?
Предлагаю открыть сайт виртуальной лаборатории http://www.virtulab.net (скриншот №1)
затем следовать маршрутом : главная --->закладка химия стр2 левый столбик ,первая практическая работа «Решение экспериментальных задач». http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=265:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108
Откроем задачу №2 (скриншот №2 ) http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=265:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108
Выполняйте задачу
Проверим результаты.
Напоминаю о составлении отчётной таблицы.
Продолжаем выполнять работу и переходим к реальным экспериментам. Не забывайте о смене ролей в группах.
Учащиеся работают со своими инструкционными картами (приложение)
Подведение итога: какой вывод вы сделали по итогам работы? (Корректируем его.)
Ребята, подходит к концу наш урок. Что вы можете сказать о сегодняшней работе?
Памятка на слайде:
- Мне больше всего удалось……
- Я могу похвалить себя за то, что……
- Я могу похвалить одноклассников…..
- Меня удивило……
- На мой взгляд не удалось….., потому, что…….
- На будущее я учту……….
Хорошо, а сейчас наводим порядок на рабочих местах, сдаём тетради на проверку
Заключительная часть.
Спасибо всем за работу, результаты вы узнаете на следующем уроке. Дома повторите состав воздуха и подумайте над следующим заданием.
ДОМАШНИЙ ОПЫТ
Из предложенных материалов: 50мл.,9% уксусной кислоты,1ст.ложки NaHCO3 (cода), 100мл. Н2О, 1ст. ложка моющего средства, сок свеклы, соленое тесто или пластилин. предложите инструкцию проведения химического опыта, который может служить наглядным пособием на уроке географии в 6 классе
Приложение (Группа 1).
Задача №1
Условие задачи на стр 147 учебника, задача №4. Распределите роли и действуйте по инструктивной карте.
Открыть сайт виртуальной лаборатории http://www.virtulab.net (скриншот №1)
затем следовать маршрутом : главная --->закладка химиястр2левый столбик ,первая практическая работа «Решение экспериментальных задач». http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=265:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108
Открыть задачу №2 (скриншот №2 ) http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=265:2009-11-14-22-37-18&catid=57:2009-11-14-21-25-00&Itemid=108
Выполняйте задачу
Проверим результаты
Заполняем отчетную таблицу
Задача №2
ОРГАНИЗАТОР На «3»
Вам даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Прежде всего напоминаю о соблюдении правил техники безопасности, в данном случае при работе с компьютером. Даны три вещества и три реактива (лакмус, хлорид бария и гидроксид калия). Гидроксид калия – явно в данном случае лишний, так как при взаимодействии со всеми предложенными веществами видимых изменений происходить не будет (хлорид калия и сульфат калия растворимы).
Для определения гидроксида натрия NaOH, используем лакмус. В щелочной среде он посинеет. Приливаем в пробирки поочереди лакмус.
В двух пробирках лакмус покраснел. Отливаем из склянок 2и3 вещества в чистые пробирки. Для определения серной кислоты используем раствор хлорида бария. (Это качественная реакция на сульфат ион). Там где выпал белый осадок находится серная кислота.
Оформляем работу в тетради.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. |
В пробирки прилили лакмус |
1 - цвет ______ . 2 – цвет – 3 - цвет |
В первой – щёлочь Во второй – В третьей - |
В пробирки с кислотами прилили BaCl2. |
Образование белого ____ в пробирке №__________ |
это качественная реакция на ионы SO-24 H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + ______ |
ОРГАНИЗАТОР На «4»
Даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Прежде всего напоминаю о соблюдении правил техники безопасности, в данном случае при работе с компьютером. Даны три вещества и три реактива (лакмус, хлорид бария и гидроксид калия).
Для определения гидроксида натрия NaOH, используем_____________. В щелочной среде он __________.
Отливаем из склянок 2и3 вещества в чистые пробирки. Для определения серной кислоты используем раствор _________ (Это качественная реакция на сульфат ион). Там где выпал________находится серная кислота.
Оформляем работу в тетради.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. |
В пробирки прилили лакмус |
1 - цвет ______ . 2 – цвет – 3 - цвет |
В первой – Во второй – В третьей - |
В пробирки с кислотами прилили |
Образование белого ____ в пробирке №__________ |
это качественная реакция на ионы SO-24 |
ОРГАНИЗАТОР На «5»
Даны три пробирки с бесцветными растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Прежде всего напоминаю
Для определения гидроксида натрия NaOH,
Отливаем из склянок ____________вещества в чистые пробирки. Для определения серной ______
Оформляем работу в тетради.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Определить в какой из пробирок находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. |
В пробирки прилили |
1 - цвет ______ . 2 – цвет – 3 - цвет |
В первой – Во второй – В третьей - |
В пробирки с кислотами прилили |
|
Контролёр эксперимента ____________________________________
Задача №2
Организатор |
Контроль |
Исполнитель |
Ф.И. |
||
Взята карта организатора на |
||
Прочёл задание |
||
Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. С кислотой обращаемся осторожно. Приливая растворы из склянок держим их этикетками вверх |
||
Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок, т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки. В эти пробы добавляем лакмус. В 2х пробирках раствор красный, в третьей – синий, значит там, где синий раствор – это щелочь, т.е. NaOH. |
||
Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем BaCl2 . Там где выпадает белый осадок - серная кислота. |
||
Сделан вывод. |
||
Заполнена отчётная таблица |
Задача 3.
Организатор эксперимента На «3»
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.
Прежде всего, напоминаю, что работая с кислотой нужно соблюдать осторожность. Склянки с растворами веществ держим этикетками вверх. Работаем с использованием чистых, сухих и целых пробирок. Формула серной кислоты_____________. Докажем наличие водорода при помощи универсальной индикаторной бумаги. Для этого намочим кусочек бумажки в исследуемом растворе. Бумажка изменила цвет. Сравниваем с эталоном. Среда КИСЛАЯ.
Проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл серной кислоты. Добавляем несколько (6-7) капель хлорида бария________________. Выпадает белый осадок сульфата бария. Оформляем работу в тетради.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Доказать качественный состав серной кислоты |
В пробирку поместили полоску универсальной индикаторной бумаги |
полоска ______ цвета. рН ____________, среда кислая. |
Ионы водорода меняют цвет индикатора |
В пробирку с кислотой прилили BaCl2. |
Образование белого ____ |
это качественная реакция на ионы SO-24 |
Организатор эксперимента. На «4»
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.
Прежде всего, напоминаю, что работая с кислотой ____________________. Склянки с растворами веществ держим этикетками ____________. Работаем с использованием ____________________. Формула серной кислоты_____________. Для доказательства наличия водорода проведём реакцию серной кислоты с _______________________________________________________________________________________________________
Проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл серной кислоты. Добавляем несколько (6-7) капель ________________. Выпадает ________________________.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Доказать качественный состав серной кислоты |
В пробирку |
полоска ______ цвета. рН ____________, среда кислая. |
|
В пробирку с кислотой прилили |
Образование белого ____ |
это качественная реакция на ионы SO-24 |
Организатор эксперимента. На «5»
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Доказать качественный состав серной кислоты |
|
||
|
Контролёр эксперимента ____________________________________
Задача №3
Организатор |
Контроль |
Исполнитель |
Ф.И. |
||
Взята карта организатора на |
||
Прочёл задание |
||
Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. С кислотой обращаемся осторожно. Приливая растворы из склянок держим их этикетками вверх |
||
Катион водорода проверяем универсальным индикатором. Цвет сравниваем с эталоном. Делаем вывод. Можно доказать наличие водорода в кислоте при помощи металла, например Zn. В пробирку помещаем кусочек цинка и приливаем 1 мл серной кислоты. Наблюдаем выделение газа (водорода) |
||
На сульфат анион проводим качественную реакцию с растворимой солью бария (хлоридом бария). В пробирку приливаем 1 мл серной кислоты и 6-7 капель хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка. |
||
Сделан вывод. |
||
Заполнена отчётная таблица |
Группа 2.
Организатор эксперимента
Задача 2 На «3»
С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Прежде всего, напоминаю, что работая с химическими реактивами нужно соблюдать осторожность. Склянки с растворами веществ держим этикетками вверх. Работаем с использованием чистых, сухих и целых пробирок. Работаем с небольшим количеством вещества. Если предложенная соль сульфат, то проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл исследуемого раствора. Добавляем несколько (9-10) капель хлорида бария________________. Если выпадает белый осадок, то данная соль является сульфатом, так как с хлоридом и иодидом такая реакция не идёт. Если осадок не выпал. Приливаем в чистую пробирку 1 мл исследуемого раствора соли и добавляем 9-10 капель нитрата серебра. Если это хлорид выпадет белый осадок, если иодид – жёлтый. Оформляем работу в тетради.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
установить, выданная соль является сульфатом, иодидом или хлоридом. |
В пробирку прилили 1мл раствора соли и прилили BaCl2. |
Образование белого ____ |
это качественная реакция на ионы SO-24 |
В пробирку прилили 1мл раствора соли и прилили AgNO3. |
|
Организатор эксперимента. Задача 2 На «4»
С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Прежде всего, напоминаю, что работая с химическими реактивами нужно____________________________________ Если предложенная соль сульфат, то проведём качественную реакцию на сульфат ион. Для этого в сухую, чистую, целую пробирку приливаем 1 мл исследуемого раствора. Добавляем несколько (9-10) капель ________________.
Если выпадает _______ осадок, то данная соль является сульфатом, так как с хлоридом и иодидом такая реакция не идёт. Если осадок не выпал. Приливаем в чистую пробирку __________________________ и добавляем 9-10 капель нитрата серебра. Если это хлорид выпадет белый осадок, если иодид – жёлтый. Оформляем работу в тетради.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
установить, выданная соль является сульфатом, иодидом или хлоридом. |
В пробирку прилили 1мл раствора соли и прилили BaCl2. |
Образование белого ____ |
это качественная реакция на |
В пробирку прилили 1мл раствора соли и прилили ________ |
_______________________ |
_________________________________ |
Организатор эксперимента. Задача 2 На «5»
С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
установить, выданная соль является сульфатом, иодидом или хлоридом. |
|
||
|
Контролёр эксперимента ____________________________________
Задача №2
Организатор |
Контроль |
Исполнитель |
Ф.И. |
||
Взята карта организатора на |
||
Прочёл задание |
||
Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. Приливая растворы из склянок, держим их этикетками вверх. Используем чистую, сухую посуду |
||
На сульфат анион проводим качественную реакцию с растворимой солью бария (хлоридом бария). В пробирку приливаем 1 мл раствора соли и 9-10 капель хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка. Если осадок не выпал, значит это раствор не сульфата. |
||
Приливаем в пробирку 1 мл исследуемой соли и добавляем несколько капель нитрата серебра. Если нам дан хлорид – выпадет белый осадок Если иодид – осадок жёлтого цвета |
||
Сделан вывод |
||
Заполнена отчётная таблица |
Задача №3 На «3»
Осуществите на опытах следующие превращения
Прежде всего, напоминаю, что работая со щелочами нужно соблюдать осторожность. Склянки с растворами веществ держим этикетками вверх. Работаем с использованием чистых, сухих и целых пробирок. Формула сульфата меди (II) _____________. Чтобы получить гидроксид меди (II) нужно к сульфату меди(II) прилить гидроксид натрия. Берём сухую, чистую пробирку и приливаем 1 мл сульфата меди (II). Добавляем несколько капель гидроксида натрия. Выпадает голубой желеобразный осадок________________________.
Нерастворимые в воде оснавания при нагревании разлагаются. Зажигаем спиртовку. Закрепляем пробирку в верхней третьей части, чтобы она могла проворачиваться. Осторожно прогреваем. Продолжаем нагревать. Видим образование_____________________________ Оформляем работу в тетради.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Осуществите на опытах следующие превращения |
В пробирку приливаем 1 мл сульфата меди (II). Добавляем несколько капель гидроксида натрия. |
|
|
Зажигаем спиртовку. Закрепляем пробирку в верхней третьей части, чтобы она могла проворачиваться. Осторожно прогреваем |
Образование ____ |
Задача №3 На «4»
Осуществите на опытах следующие превращения
Прежде всего, напоминаю, что работая со щелочами ____________________________________ Формула сульфата меди (II) _____________. Чтобы получить гидроксид меди (II) нужно к сульфату меди(II) _________________. Берём сухую, чистую пробирку ____________________. Добавляем несколько капель______________. Выпадает голубой желеобразный ________________________.
Нерастворимые в воде оснавания при нагревании ________________. Зажигаем спиртовку. Закрепляем пробирку в ____________________. Осторожно ____________________________ . Видим образование _____________________ . Оформляем работу в тетради.
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Осуществите на опытах следующие превращения |
В пробирку _________ |
|
|
Зажигаем спиртовку. _______________ |
Образование ____ |
Задача №3 На «5»
Осуществите на опытах следующие превращения
ТБ.
Чтобы получить гидроксид меди (II) нужно ______________
Нерастворимые в воде ______________
________________________________
Задача |
Что делал |
Что наблюдал |
Выводы, реакции |
Осуществите на опытах следующие превращения |
|
||
|
|
Контролёр эксперимента ____________________________________
Задача №3
Организатор |
Контроль |
Исполнитель |
Ф.И. |
||
Взята карта организатора на |
||
Прочёл задание |
||
Правила ТБ. Работаем с небольшим количеством вещества. С веществами обращаемся осторожно. Приливая растворы из склянок держим их этикетками вверх. Тушить спиртовку можно только колпачком. При нагревании веществ в пробирках, сначала прогреть всю пробирку |
||
Приливаем 1 мл сульфата меди в пробирку и добавляем к нему несколько капель гидроксида натрия. Выпал синий осадок. Cu(OH)2 нерастворимое основание, при нагревании разлагается на оксид меди и воду. |
||
Зажигаем спиртовку и аккуратно нагреваем пробирку с полученным осадком. Видим образование черного оксида меди. |
||
Сделан вывод. |
||
Заполнена отчётная таблица |