12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Патрина Татьяна Сергеевна29

Статья на тему:

Экспериментально-игровая деятельность по формированию естественно - научных представлений у детей 3-4 лет.

Воспитатель Детского сада № 9 «Золотой петушок»: Патрина Татьяна Сергеевна

Аннотация. При формировании основ естественно — научных представлений экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. ребенок уже рождается исследователем.

Актуальность: Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новое о мире, рассматриваются как черты детского поведения. Удовлетворяя любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает упорядочения опыта позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодня. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Рассмотрев, два вида деятельности мы выяснили, что между игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельно находить решения, подтверждать или опровергать собственные представления, управляя теми или иными явлениями и предметами. Развитие познавательных интересов и потребностей, склонностей к определенному виду деятельности, готовность учиться самостоятельно.

Экспериментирование, является деятельностью способствующей становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиску ответов на возникающие у него вопросы.

Проанализировав требования ФГОС ДО, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. В младшем возрасте экспериментальная деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть совместной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Они проводились как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуем, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

На первом этапе нами была подобрана картотека игр - экспериментов с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач.

Нами была создана предметно — развивающей среда в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов. Проведена консультация для родителей на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!», а потом информация помещена в родительский уголок. Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста». А для педагогов мастер – класс на тему: «Экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников».

Итог: Исследовательская деятельность, которую мы старались включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — являлось необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса и инициативы, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Подводя итоги, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественнонаучных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.


Используемая литература:

Н.А.Короткова «Экспериментирование в детском саду»;

Н.А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»;

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»;

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»;














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.