Лекция «Экзистенциальная концепция свободы в повести Франсуазы Саган "Здравствуй, грусть!"»
Экзистенциальная концепция свободы в повести Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!»
Экзистенциализм как философия был разработан раньше, чем экзистенциализм в литературе. В 1920 – 1930 гг. появились философские работы датчанина С. Кьеркегора и немца К. Ясперса, оказав в дальнейшем существенное влияние на литературный экзистенциализм. Для того, чтобы нагляднее выразить трагичность судьбы своих персонажей, писатели стремятся как можно полнее и выразительнее показать их психологическое состояние в момент кризисной ситуации. Текст, как правило, излагается в форме живого монолога, что придает произведению «исповедальный» характер. Так, к примеру, начинается и повесть известной французской писательницы Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть».Книга стала своего рода символом своего времени, а образ главной героини Сесиль воплотил образы провозвестниц эпохи «свободных нравов».
В этой повести образ Сесиль вобрал в себя множество частных и конкретных судеб современников писательницы, почему и возник термин «поколение Франсуазы Саган».
Чтобы подчеркнуть драматический мотив повествования Ф. Саган озаглавливает повесть строчкой, взятой из стихотворения Поля Элюара. Это же стихотворение она ставит эпиграфом:
Прощай же грусть
И здравствуй грусть
Ты вписана в квадраты потолка
Ты вписана в глаза, которые люблю
Ты еще не совсем беда
Ведь даже на этих бледных губах
Тебя выдает улыбка
Так здравствуй грусть
Любовь любимых тел
Могущество любви
Чья нежность возникает
Как бестелесное чудовище
С отринутою головой
Прекрасноликой грусти (Саган:5).
И открывается повесть фразой, настраивающей читателя на грустный лад: «Это незнакомое чувство, преследующее меня своей вкрадчивой тоской, я не решаюсь назвать, дать ему прекрасное и торжественное имя – грусть» (Саган:5) И фактически все дальнейшее повествование сводится к объяснению для читателя откуда у героини появилось такое чувство в возрасте семнадцати лет в период ее «безоблачного счастья».
В повести столкнулись как-бы две разных культуры чувств. Анна Ларсен – подруга покойной матери Сесиль воплощает высокую культуру чувств, более развитое духовное и нравственное начало, чем культура чувств Сесиль. Человек для Сесиль важен и ценен не сам по себе, а лишь как предмет удовольствия. Сесиль восхищается культурой и достоинством Анны, но мир, который отстаивает Анна кажется Сесиль безнадежно устаревшим. Она не может ее полюбить и принять в семью, так как та оказывается препятствием на ее пути к наслаждениям, потребительскому отношению к жизни. В конце концов, когда Анна погибает и препятствия к прежней жизни у Сесиль нет, она ощущает чувство, названное ею грустью. Она осознает цинизм своего поведения, бесчеловечность своих поступков.
Известно, что писательница в своем творчестве и в частности в повести отдает предпочтение строгим формам классицизма, так как является последовательницей Жана Расина, который любовные конфликты поднимал на уровень трагедии, что подчеркивало высокую значимость и ценность человеческих чувств. И Ф. Саган стремится сохранить дух этой литературы, в повести писательница пытается передать глубокое трагическое содержание любовных неудач Анны, что вынуждает ее покончить жизнь самоубийством, с имитировав несчастный случай.
Классические традиции Жана Расина видны и в построении самой повести. Так, число персонажей сведено к минимуму, как и в трагедиях Расина. (Три главных действующих героя в повести – Сесиль, ее отец и Анна, а все остальные - Эльза, Сирил, не более чем фон.
Ядро творческого метода писательницы заключается в том, как показать внутренний мир своих героев в моменты наивысшего психологического напряжения, а язык, которым описывает писательница подобную ситуацию нарочито холодный, лаконичный и спокойный. Нет эмоциональной окрашенности выражений, многоречивости, объемных внутренних монологов. Так, моментом наивысшего психологического напряжения в повести для Сесиль является ситуация со смертью Анны и вот как холодно писательница ее описывает: «Раздался телефонный звонок. Было десять часов вечера. Мы посмотрели друг на друга с удивлением, потом с надеждой: это же Анна, она звонит, что она простила, она возвращается. Отец ринулся к телефону, весело крикнул: «Алло!» А потом упавшим голосом повторял только: «Да, да. Где? Да, да. -Случилось несчастье, - сказал он, - ее машина разбилась на дороге в Эстерель. Он говорил машинально, на одной ноте, я не осмеливалась его перебить» (Саган :72).
Вывод: Частная семейная коллизия представляется в повести социально-психологическим обобщением, что и делает эту повесть в некий манифест молодого поколения, поколения Франсуазы Саган, почувствовавшего идейно-нравственный вакуум общества, в котором оно начинает свою жизнь (Ю. Уваров).
Не ограничиваясь изображением несчастий и бед своих героев, писатели раскрывают значительность и глубину их чувств, показывая, что человек был и остается великой, непреходящей ценностью, несущей в себе мир духовного, психологического, эмоционального богатства. Экзистенциализм – это философия вопросов. Человек, как никогда раньше ищет ясных ответов на конкретные вопросы о жизни, о бытии, но не находит их, не решается найти, т.к. не терпит ничего окончательного и определенного. Вот почему экзистенциализм в XX в. становится не только философией, но и умонастроением, мировосприятием, духовной атмосферой общества, что и находит отражение в литературе.
Литература
1. Саган, Ф. Здравствуй, грусть!» [Текст] / Ф. Саган. – Изд-во Эксмо-Пресс, 2018 г.
2. Семенов, А.Н. Теория литературы: Вопросы и задания [Текст] / А.Н. Семенов. – М.: Классикс Стиль, – 2003. – 432 с.
2. Современная литературная теория. Антология [Текст] / сост. И.В. Кабанова. – М.: Флинт; Наука. - 2004. – 280 с.
3. Суворов, Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма [Текст] / Н.Н. Суворов. – СПб. 2004. – 235с.
4. Фидлер, Л. Современная западная культурология [Текст] / Л. Фидлер. М., 1993. – С. 462-518.