Элективный курс "Искусство выразительного чтения" (рабочая программа)
Рабочая программа
элективного курса по литературе
«Искусство выразительного чтения»
Учитель: Устюгова Зинаида Анатольевна
Классы: 5
Пояснительная записка
В стандарте основного общего образования по литературе среди основных видов деятельности по освоению литературных произведений и требованиях к уровню подготовки выпускников указано среди прочих выразительное чтение.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Такое чтение – творческое воплощение литературного произведения в действенном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счете, духовному обогащению личности.
М.А.Рыбникова, педагог-новатор и методист, пишет: «Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения». Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Первая и основная задача преподавателя литературы - истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и главное - выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение). Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово. Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что выразительно прочитать - это значит подать голосом идею и тему произведения.
Настоящая рабочая программа элективного курса по литературе «Искусство выразительного чтения» составлена на основе сборника «Примерные программы по учебным предметам к учебнику литература 5-9 классы» ( авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев), - М. «Русское слово», 2013 год и сборника Рыбниковой М.А. «Очерки по методике литературного чтения» в соответствии с планируемыми результатами основной образовательной программы.
Рабочая программа элективного курса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон РФ «Об образовании».
Государственный образовательный стандарт (федеральный) (утвержден приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089).
Базисный учебный план школ РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана».
В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования по литературе элективный курс обеспечивает систематизацию знаний и умений по осознанному, творческому чтению художественных произведений разных жанров, приобретению практических навыков выразительного чтения произведений художественной литературы, формирует устойчивый интерес к чтению художественной литературы, способствует более глубокому пониманию литературного произведения.
Планируемые результаты
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
формирование умения чувствовать, переживать, размышлять, сопоставлять, делать выводы, делиться своими впечатлениями и чётко их выражать в устных высказываниях;
формирование художественного вкуса.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Ученик научится:
• понимать творческую задачу автора литературного произведения;
• использовать основные средства выразительности для осознанного чтения;
• выразительно читать художественные произведения разных жанров с разными коммуникативными задачами;
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
• выявлять особенности языка и стиля писателя;
• определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
• анализировать художественный текст,
• формулировать темы, идеи, проблемы изученного произведения, характеризовать героев произведения, производить сравнительный анализ героев.
Основные приёмы:
Актёрское выразительное чтение (мультимедийное приложение к учебнику, рубрика «Фонотека»). Образец выразительного чтения, готовит к восприятию художественного произведения.
Выразительное чтение учителя. Готовит школьников к последующему анализу произведения; выразительное чтение учителя должно откликнуться в выразительном чтении учащихся.
Заучивание наизусть. Выразительное чтение ученика. Значение заучивания наизусть обусловлено тем, что образ не заменим рассуждениями о нем, кроме того, заучивая наизусть, учащиеся обогащают свою память образными выражениями.
Художественное рассказывание по мотивам произведения. Допускает более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается или перекомпоновывается учащимися. В данном случае необходимо заботиться о целостности изложения.
На изучение данного курса отведено 33 часа в год, 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование
№ урока раздела | Название темы/урока | Часов по разделу | Часов по теме | Дата | Коррек тировка |
1 четверть | |||||
Раздел 1 | Введение в курс «Искусство выразительно читать» | 1 | | | |
1 | Введение в курс «Искусство выразительно читать» Значение выразительного чтения в понимании идеи художественного произведения | | 1 | 02.09 - 07.09 | |
Раздел 2 | Средства логической и эмоционально-образной выразительности чтения | 5 | | | |
2 | Основные средства речи: голос, интонация, темп, логическое ударение, пауза | | 1 | 09.09 -14.09 | |
3 | Значение практического использования основных средств речи | | 1 | 16.09 -21.09 | |
4 | Практикум по практическому использованию основных средств речи (на примере художественных произведений) | | 1 | 23.09 -28.09 | |
5 | Техника речи: дыхание, дикция | | 1 | 30.09 – 05.10 | |
6 | Практикум – чтение вслух как артикуляционное упражнение | | 1 | 07.10-12.10 | |
Раздел 3 | Особенности исполнения произведений устного народного творчества (сказка) | 5 | | | |
7 | Классификация произведений устного народного творчества. Сказка как фольклорный жанр. Особенности чтения – сказывания сказок | | 1 | 14.10-19.10 | |
8 | Практикум – выразительное чтение русских народных сказок | | 1 | 21.10-28.10 | |
2 четверть | |||||
9 | Практикум «Готовимся к инсценированию русской народной сказки» | | 1 | 07.11 -11.11 | |
10-11 | Творческий проект «В гостях у сказки» (Инсценирование русской народной сказки на параллели 5-х классов) | | 2 | 14.11- 18.11; 21.11 -25.11 | |
Раздел 4 | Особенности исполнения басни как эпического жанра | 3 | | | |
12 | Эпос как род литературы. Эпические жанры. Басня как жанр эпоса. Как читать басни | | 1 | 28.11 -02.12 | |
13 | Читаем басни («Ах, как читает этот Крылов!..») | | 1 | 05.12 – 09.12 | |
14 | Творческий проект «Читаем басни И.А. Крылова» | | 1 | 12.12 -16.12 | |
Раздел 5 | Особенности исполнения произведений лирического жанра | 14 | | | |
15 | Лирика как род литературы Стихотворение как жанр лирики | | 1 | 19.12 23.12 | |
16 | Как правильно читать стихи | | 1 | 26.12-29.12 | |
3 четверть | |||||
17 | В творческой мастерской «Читаем выразительно стихотворение С. Городецкого «Котёнок»» | | 1 | 09.01-13.01 | |
18 | В творческой мастерской «Выразительное чтение пейзажного стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»» | | 1 | 16.01-20.01 | |
19 | Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово» (школьный этап) | | 1 | 23.01-27.01 | |
20 | Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово» (школьный этап) | | 1 | 30.01-03.02 | |
21 | Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово» (муниципальный этап) | | 1 | 06.02 -10.02 | |
22 | Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово» (муниципальный этап) | | 1 | 13.02-17.02 | |
23 | Стихотворение в прозе как жанр лирики. Отличие стихотворения в прозе от лирического стихотворения | | 1 | 20.02 -24.02 | |
24 | Читаем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» и «Два богача» Роль риторического восклицания в понимании художественной идеи | | 1 | 27.02 – 03.03 | |
25 | Читаем стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей» | | 1 | 06.03-09.03 | |
26 | Урок-концерт «Читаем лирическое произведение» | | 1 | 13.03 -16.03 | |
4 четверть | |||||
Раздел 6 | Особенности исполнения авторских произведений прозаического жанра | 6 | | | |
27 -28 | Выход в ТЮЗ имени А.Вампилова (и /или посещение постановки школьного театра – спектакль «Том Сойер») | | 2 | 27.03- 31.03; 03.04 – 07.04 | |
29 | Марк Твен «Том Сойер». Образы Тома Сойера и Гекльберри Финна. | | 1 | 10.04 – 14.04 | |
30 | Роль иронии в раскрытии образа главного героя и раскрытии художественной идеи произведения | | 1 | 17.04 – 21.04 | |
31 | Урок-практикум «Выразительное чтение 6-й главы ». Как передать комизм ситуации? | | 1 | 24.04 -28.04 | |
32 | Урок-практикум «Инсценируем фрагмент из произведения «Разговор Тома и Сида»» | | 1 | 03.05 -10.05 | |
Раздел 7 | Итоговый урок | 1 | | | |
33 | В литературной гостиной | | 1 | 17.05 -22.05 | |
Источники:
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения// http://elib/gnpbu/ru/|text/rubnikova_ocherki-po-metodike-literaturnogo_1963
Курс: Выразительное чтение @MIUI| http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/course/view.php?id=486