Материал на проверке

Элективный курс "Искусство выразительного чтения" (рабочая программа)

0
0
Материал опубликован 27 January











                                                        Рабочая программа

элективного курса по литературе

«Искусство выразительного чтения»




  Учитель: Устюгова Зинаида Анатольевна

  Классы: 5





















Пояснительная записка

В стандарте основного общего образования по литературе среди основных видов деятельности по освоению литературных произведений и требованиях к уровню подготовки выпускников указано среди прочих выразительное чтение.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Такое чтение – творческое воплощение литературного произведения в действенном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счете, духовному обогащению личности.

М.А.Рыбникова, педагог-новатор и методист, пишет: «Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения». Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Первая и основная задача преподавателя литературы - истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и главное - выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение). Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово. Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что выразительно прочитать - это значит подать голосом идею и тему произведения.

Настоящая рабочая программа элективного курса по литературе «Искусство выразительного чтения» составлена на основе сборника «Примерные программы по учебным предметам к учебнику литература 5-9 классы» ( авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев), - М. «Русское слово», 2013 год и сборника Рыбниковой М.А. «Очерки по методике литературного чтения» в соответствии с планируемыми результатами основной образовательной программы.

Рабочая программа элективного курса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Закон РФ «Об образовании».

Государственный образовательный стандарт (федеральный) (утвержден приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089).

Базисный учебный план школ РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана».

В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования по литературе элективный курс обеспечивает систематизацию знаний и умений по осознанному, творческому чтению художественных произведений разных жанров, приобретению практических навыков выразительного чтения произведений художественной литературы, формирует устойчивый интерес к чтению художественной литературы, способствует более глубокому пониманию литературного произведения.


Планируемые результаты


Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

формирование умения чувствовать, переживать, размышлять, сопоставлять, делать выводы, делиться своими впечатлениями и чётко их выражать в устных высказываниях;

формирование художественного вкуса.



Метапредметные:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

умение  определять понятия, создавать обобщения;

смысловое чтение; 

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные:


Ученик научится:

понимать творческую задачу автора литературного произведения;

использовать основные средства выразительности для осознанного чтения;

выразительно читать художественные произведения разных жанров с разными коммуникативными задачами;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

выявлять особенности языка и стиля писателя;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

анализировать художественный текст,

формулировать темы, идеи, проблемы изученного произведения, характеризовать героев произведения, производить сравнительный анализ героев.

Основные приёмы:

Актёрское выразительное чтение (мультимедийное приложение к учебнику, рубрика «Фонотека»). Образец выразительного чтения, готовит к восприятию художественного произведения.

Выразительное чтение учителя. Готовит школьников к последующему анализу произведения; выразительное чтение учителя должно откликнуться в выразительном чтении учащихся.

Заучивание наизусть. Выразительное чтение ученика. Значение заучивания наизусть обусловлено тем, что образ не заменим рассуждениями о нем, кроме того, заучивая наизусть, учащиеся обогащают свою память образными выражениями.

Художественное рассказывание по мотивам произведения. Допускает более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается или перекомпоновывается учащимися. В данном случае необходимо заботиться о целостности изложения.

На изучение данного курса отведено 33 часа в год, 1 час в неделю.


Календарно-тематическое планирование


урока

раздела

Название темы/урока

Часов по разделу

Часов по теме

Дата

Коррек

тировка


1 четверть

Раздел 1

Введение в курс «Искусство выразительно читать»

1




1

Введение в курс «Искусство выразительно читать»

Значение выразительного чтения в понимании идеи художественного произведения


1

02.09 - 07.09


Раздел 2

Средства логической и эмоционально-образной выразительности чтения

5




2

Основные средства речи: голос, интонация, темп, логическое ударение, пауза


1

09.09 -14.09


3

Значение практического использования основных средств речи


1

16.09 -21.09


4

Практикум по практическому использованию основных средств речи (на примере художественных произведений)


1

23.09 -28.09


5

Техника речи: дыхание, дикция


1

30.09 – 05.10


6

Практикум – чтение вслух как артикуляционное упражнение


1

07.10-12.10


Раздел 3

Особенности исполнения произведений устного народного творчества (сказка)

5




7

Классификация произведений устного народного творчества. Сказка как фольклорный жанр. Особенности чтения – сказывания сказок


1

14.10-19.10


8

Практикум – выразительное чтение русских народных сказок


1

21.10-28.10



2 четверть

9

Практикум «Готовимся к инсценированию русской народной сказки»


1

07.11 -11.11


10-11

Творческий проект «В гостях у сказки» (Инсценирование русской народной сказки на параллели 5-х классов)


2

14.11-

18.11;

21.11 -25.11


Раздел 4

Особенности исполнения басни как эпического жанра

3




12

Эпос как род литературы.

Эпические жанры. Басня как жанр эпоса.

Как читать басни


1

28.11 -02.12


13

Читаем басни («Ах, как читает этот Крылов!..»)


1

05.12 – 09.12


14

Творческий проект «Читаем басни И.А. Крылова»


1

12.12 -16.12


Раздел 5

Особенности исполнения произведений лирического жанра

14




15

Лирика как род литературы

Стихотворение как жанр лирики


1

19.12 23.12


16

Как правильно читать стихи


1

26.12-29.12



3 четверть

17

В творческой мастерской

«Читаем выразительно стихотворение С. Городецкого «Котёнок»»


1

09.01-13.01


18

В творческой мастерской

«Выразительное чтение пейзажного стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»»



1

16.01-20.01


19

Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово» (школьный этап)


1

23.01-27.01



20

Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово» (школьный этап)


1

30.01-03.02


21

Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово» (муниципальный этап)


1

06.02 -10.02


22

Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово» (муниципальный этап)


1

13.02-17.02


23

Стихотворение в прозе как жанр лирики. Отличие стихотворения в прозе от лирического стихотворения



1

20.02 -24.02


24

Читаем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» и «Два богача»

Роль риторического восклицания в понимании художественной идеи


1

27.02 – 03.03


25

Читаем стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей»


1

06.03-09.03


26

Урок-концерт «Читаем лирическое произведение»


1

13.03 -16.03


4 четверть

Раздел 6

Особенности исполнения авторских произведений прозаического жанра

6




27 -28

Выход в ТЮЗ имени А.Вампилова (и /или посещение постановки школьного театра – спектакль «Том Сойер»)


2

27.03- 31.03;

03.04 – 07.04


29

Марк Твен «Том Сойер». Образы Тома Сойера и Гекльберри Финна.


1

10.04 – 14.04


30

Роль иронии в раскрытии образа главного героя и раскрытии художественной идеи произведения


1

17.04 – 21.04


31

Урок-практикум «Выразительное чтение 6-й главы ». Как передать комизм ситуации?


1

24.04 -28.04


32

Урок-практикум «Инсценируем фрагмент из произведения «Разговор Тома и Сида»»


1

03.05 -10.05


Раздел

7


Итоговый урок

1




33

В литературной гостиной


1

17.05 -22.05





Источники:

Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения// http://elib/gnpbu/ru/|text/rubnikova_ocherki-po-metodike-literaturnogo_1963

Курс: Выразительное чтение @MIUI| http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/course/view.php?id=486

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.