Элективный курс "Основы противодействия коррупции"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ «Казанский педагогический колледж» №___
_______________ / ____________ /
приказ №____ от
«___» _________________ 20__ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-
цикловой комиссии ОГСЭД
ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»
протокол №___ от
«___»___________ 20__ г.
Аль Кайли Г.А.
Элективный курс
ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Казань 2023
ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Программа элективного курса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррупция - одна из самых острых проблем общества и противодействие ей является важной задачей большинства государств, в том числе, в Российской Федерации, так как она проникла во все сферы деятельности человека. Понимая важность борьбы с коррупцией, Россия взяла курс на искоренение коррупционных проявлений из всех сфер жизнедеятельности общества. Борьба с этим недугом заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания.
В связи с этим воспитание студентов можно представить в качестве одного из основных элементов противодействия коррупции и задачей среднего профессионального образования так же является оказание помощи обучающемуся в достижении такого уровня правового сознания, который не просто позволит ему участвовать в правоотношениях в соответствии с нормами права и морали, избегать и пресекать коррупционные ситуации, но и даст реальный шанс включиться в конструктивную профессиональную деятельность устойчивыми антикоррупционным взглядами. ГАПОУ «Казанский педагогический колледж» ведет просветительную и воспитательную работу по формированию у студентов антикоррупционной культуры, так как это наши будущие педагогические кадры (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов и физической культуры), которым предстоит формировать духовно-нравственную культуру воспитанников, в том числе своим примером. Антикоррупционная работа проводится, как правило, на уроках обществознания и права, либо в форме неформального образования через различные тематические гражданские акции, классные часы и конференции. Однако данное информирование как метод борьбы с коррупцией, несмотря на декларируемую эффективность, недостаточно оказывает должного влияния на обучающихся. В связи с этим, необходимым является внедрение системной антикоррупционной практики в ГАПОУ «Казанский педагогический колледж».
Программа элективного курса «Основы противодействия коррупции» адресована преподавателям и студентам, служит дополнением к дисциплинам «История», «Обществознание» и «Право», включенным в учебный план. Она направлена на частичное решение вышеупомянутой проблемы, являясь очередным шагом и мерой по повышению уровня антикоррупционной культуры студентов, укреплению ее морально-этических принципов, воспитанию неприятия коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного курса поможет обучающимся занять активную гражданскую позицию в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.
Цель курса – формирование у обучающихся определенных ценностных установок и способностей, направленных на проявление активной гражданской позиции, включающих в себя знания о влиянии коррупции на благосостояние, безопасность общества и будущих поколений.
Задачи курса:
Образовательные: формировать представление о сущности и многоликости коррупции, о механизмах и вредных последствиях этого явления; способствовать осознанию студентами юридической ответственности за коррупционные правонарушения; изучить план антикоррупционной деятельности государства.
Развивающие: развивать умение анализировать различные жизненные ситуации и процессы посредством изучения природы коррупции как социально-правового явления; развивать умение выявлять потенциально «коррупционные» ситуации и уклоняться от участия в них; стимулировать интенсивность нравственно-волевых устремлений в реализации антикоррупционных поступков.
Воспитательные: формировать осознанное отношение к коррупции, прививать такое ее восприятие, при котором коррупционное поведение будет встречать нравственное отторжение; воспитывать законопослушное поведение, уважительное отношение к нормам законодательства своего государства.
Сроки реализации программы.
Программа элективного курса объемом 18 часов изучается в течение одного семестра. Рассчитана на 11 часов лекционных и 7 практических занятий.
Методы, формы обучения, режим занятий.
Программа предусматривает проведение традиционных занятий: чтение установочных лекций, использование наглядных методов (демонстрация презентаций), практических, обсуждение проблемных вопросов. Наряду с ними используются интерактивные методики: «круглый стол», «микрофон», кейс-стади, работа с Интернет-ресурсами.
Предполагаемые результаты.
В процессе обучения студенты приобретают следующие знания: основные определения коррупции, формы коррупционных проявлений, методы выявления коррупционных проявлений, способы изучения и измерения коррупции, национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции; механизмы противодействия коррупции и критерии оценивания их эффективности (результативности);
умения: анализировать проблемы, связанные с коррупцией и противодействием ей, применять полученные знания в будущей жизни; анализировать, сравнивать нормативно правовые документы; анализировать факторы внутренней и внешней среды совершения коррупционных деяний;
навыки: владение навыками использования основных понятий коррупциологии; распознавать коррупцию как элемент социально-политической жизни общества в национальном контексте, распознавать и оценивать различные формы проявления коррупции, анализировать эффективность реализации элементов антикоррупционной политики на национальном, региональном и местном уровне и формулировать обоснованную точку зрения по проблеме разработки и реализации антикоррупционной политики.
Инструментарий для оценивания результатов. Элективный курс завершается тестом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение. Выявление сущности коррупции как одной из главных проблем России. 1ч.
Тип занятия: изучения и усвоение нового материала.
Вид занятия: лекция, дискуссия.
Цель: рассмотреть феномен коррупции как угрозы экономической, национальной и финансовой безопасности Российской Федерации; изучить статистику коррупционных преступлений и комплекс нормативно и теоретически неурегулированных проблем, связанных с ними.
Основные понятия: коррупция, злоупотребление служебным положением, коррупционное давление.
Теория: общероссийская статистика зарегистрированных коррупционных преступлений. Наиболее подверженные коррупционным проявлениям сферы российского общества. Поиск эффективных методов и способов борьбы с коррупцией в России.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:
Зайко, Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России / Т.М. Зайко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. - С. 15-22.
Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.
Природа коррупции как социально-правового явления: понятие, признаки, виды. 2ч.
Тип занятия: изучения и усвоение нового материала.
Вид занятия: лекция, дискуссия, практическое занятие.
Цель: ознакомление обучающихся с понятием коррупции и ее многоликости.
Основные понятия: коррупция, подкуп, коррупционные правонарушения, виды коррупции, черная и белая коррупция.
Теория: понятие коррупции. Происхождение термина коррупции. Федеральный закон «О противодействии коррупции». Формы проявления, признаки и виды коррупции: в сфере государственного управления, законодательной и судебной власти, экономики, образования, здравоохранения и т.д. Кадровая коррупция. Фаворитизм.
Практика: подготовить реферат на тему:
Коррупция в здравоохранении;
Коррупция в образовании;
Коррупция в правоохранительных органах;
Коррупция в судебных органах;
Лоббизм и коррупция;
Бюрократия и коррупция.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
3. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.
Исторические этапы возникновения коррупции. 2ч.
Тип занятия: комбинированный, применение знаний.
Вид занятия: лекция, практическое занятие, групповая работа.
Цель: изучить историю развития коррупции как в России, так и за рубежом.
Основные понятия: коррупция, подношение, лихоимство, мздоимство, кормленный откуп, взятка.
Теория: Древность: Древний Египет, Древний Китай и Япония. Средневековье: торговля индульгенциями, покупка и продажа церковных санов. Факты коррупции в художественных произведениях: «Ревизор» Гоголя, «Кентерберийские рассказы» Чосера, «Венецианский купец» и «Око за око» Шекспира, «Ад» и «Чистилище» Данте. Западные философы о коррупции: Т. Гоббс и Н. Макиавелли. Новое время: влияние индустриализации на увеличение спектра общественного распределения и участие буржуазии в коррумпировании должностных лиц.
Упразднение системы кормлений в 1555 году Иваном IV Грозным. Юридическое оформление коррупции в Соборном уложении 1649 года: почести, оплата услуг и посулы. Воинский устав Петра I. Борьба с коррупцией при Александре III. Всеобъемлющая коррупция как одна из причин распада СССР. «Синдром привыкания» к коррупционным проявлениям у граждан Российской Федерации.
Практика: Во все времена государство пыталось противодействовать коррупции. Необходимо совершить воображаемое путешествие по историческим эпохам и выяснить, насколько эффективной была эта борьба и какие меры предпринимались. Систематизировать полученную информацию в форме интеллект-карт. Должен быть обеспечен выход в сеть Интернет. Группа студентов делится на 4 подгруппы: «Государства Древнего мира», «Эпоха Ивана IV Грозного», «Эпоха Петра I», «Страна Советов». Работа выстроена по следующему плану: описать отношение государства и общества к проблемам коррупции, пути и обусловленность используемых методов решения проблемы (их достоинства и недостатки), результативность предпринимаемых мер.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:
1. Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
2. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.
Причины возникновения коррупции. 1ч.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: лекция, дискуссия.
Цель: дать представление о причинах, способствующих формированию и развитию коррупции; о политических, социально-экономических и психологических условиях, порождающих её.
Основные понятия: причины коррупции, нестабильность политической власти, слабость государственных институтов, правовой нигилизм.
Теория: политические причины возникновения коррупции: нестабильность политической власти, угроза единству и верховенству закона. Социально-экономические причины: неразвитое гражданское общество, слабость денежно-финансовой системы, общая нестабильность экономики страны. Психологические причины: отсутствие нравственного барьера для пресечения или отказа от коррупционных действий. Основные причины коррупции в России. Мотивационная сфера коррупции.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:
1. Волосова, Н.Ю., Филиппова, Е.О. Основы противодействия коррупции: учебное пособие. – Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2020. – 223 с.
2. Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
3. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.
Психологические аспекты проявления коррупции: модели и стратегии. 2ч.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: лекция, дискуссия, практическое занятие.
Цель: изучить психологию коррупции, ее модели и стратегии с целью использования полученных знаний в практической деятельности по противодействию ей.
Основные понятия: психология коррупционера, модель рискованного поведения.
Теория: психология коррупционера, коррумпированных лиц, отношения общества к коррупции и факторов, обуславливающих коррупционные проявления. Психологический портрет коррупционера. Мотивы коррупционного поведения. Психологические аспекты отношения общества в Российской Федерации к коррупции.
Практика: Анализ пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Студентам необходимо охарактеризовать проявления коррупции, упоминаемых в произведении, мотивы героев, получающих незаконные платежи, роль и последствия взяточничества для общества и государства того времени.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:
Белинская, Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.
Механизмы реализации коррупционных действий. 1ч.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: лекция, дискуссия, практическое занятие.
Цель: изучить многообразие проявлений коррупции и механизмы ее реализации с целью выявления потенциально «коррупционных» ситуаций, уклонения и предотвращения от участия в них.
Основные понятия: двусторонняя сделка, вымогательство, подкуп, коррупционные ловушки.
Теория: проявление коррупции: единичные и системные. Подкуп как стержень коррупции. Двусторонняя сделка, нелегальная «продажа» служебных полномочий или услуг, основанных на авторитете. Вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения. Инициативный подкуп служащих с одновременным психическим воздействием.
Практика: просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов (по выбору):
Левиафан (2014);
Вердикт за деньги (2003);
Бабло (2011).
После просмотра фильма определить: виды коррупционных правонарушений, субъекты и объекты коррупции, формы наказания за коррупционные правонарушения, меры борьбы и профилактики с коррупционными правонарушениями.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:
Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
Новикова, И.И., Кудряков, В.Г. Механизмы противодействия коррупции: метод. указания. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 43 с.
Антикоррупционная деятельность государства: Федеральный закон «О противодействии коррупции», национальная стратегия и план противодействия коррупции. 2ч.
Тип занятия: комбинированный, формирования новых умений и навыков.
Вид занятия: лекция, практическое занятие, групповое занятие.
Цель: проанализировать основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней посредством ознакомления с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008; изучить Национальную стратегию от 11.04.2014 и план противодействия коррупции.
Основные понятия: противодействие коррупции, план противодействия коррупции, стратегия противодействия коррупции;
Теория: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008. Принципы и меры противодействия коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460), её субъекты, принципы, задачи и направления. Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 г. «О противодействии коррупции».
Практика:
1. Создание схемы «Противодействие коррупции в России». Группа делится на 5 подгрупп. Студентам предлагается работа по анализу и схематизации Федерального закона РФ. Схематическое отображение материала осуществляется на сервисе Mindomo;
2. Изучить закон Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан». Выделить основные направления противодействия коррупции, предусмотренные данным законом.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:
Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг.: Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 // СПС КонсультантПлюс.
О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // СПС КонсультантПлюс.
О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Закон РТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 04.05.2006 №34-3РТ // СПС КонсльтантПлюс.
Зайко Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России / Т.М. Зайко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. - С. 15-22.
Ответственность за коррупционные правонарушения: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная. 4ч.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала, применение знаний, умений и навыков.
Вид занятия: лекции, дискуссия, практические занятия.
Цель: формировать комплекс знаний о коррупционных правонарушениях; уметь отличать деяния коррупционного характера от иных видов правонарушений.
Основные понятия: противоправные деяния, злоупотребление полномочиями, преступление.
Теория: преступления коррупционной направленности против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления. Виды наказаний за преступления коррупционной направленности в Уголовном кодексе Российской Федерации. Административная ответственность за коррупционные правонарушения. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения. Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения.
Практика:
Проведение комплексного анализа (кейс-стади) коррупционных деяний. Вопросы к анализу проблемных ситуаций единые:
В чем состоит проблемное содержание данной ситуации? Постройте «дерево» проблем с указанием зон проявления «коррупции»;
Каковы внутренние и внешние причины возникновения данной ситуации?
Каковы последствия данной проблемной ситуации?
Представьте варианты поведения участников данной ситуации и на их основе обоснуйте наилучший способ ее урегулирования.
В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность. Задание на определение вида ответственности при совершении коррупционных правонарушений.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Зайко Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России / Т.М. Зайко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. - С. 15-22.
4. Паршин, И.С. Противодействие коррупции: уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. … дис. канд. юрид. наук / И.С. Паршин. – Н. Новгород, 2014. – 37 с.
5. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.
Проведение круглого стола на тему: «Коррупция в сфере образования «Кто виноват и что делать?» с участием представителей прокуратуры. 1ч.
Тип занятия: применение и закрепление знаний, умений и навыков.
Вид занятия: «круглый стол».
Цель: закрепить полученные знания, сравнить разные точки зрения, выявить противоречия и найти возможный оптимальный путь решения коррупции в сфере образования.
Основные понятия: образование, среднее профессиональное образование, коррупция, взяточничество, кодекс этики преподавателя, понижение в должности, преодоление коррупции.
Вопросы к обсуждению: характерные особенности коррупции в образовании: сфера существования, специфика субъектов коррупционных отношений в образовании, особенности коррупционных целей, классификация видов коррупции по основаниям (в зависимости от типа образовательной организации, реализующих основные образовательные программы; по характеру использования служебного положения субъектами пассивного подкупа в коррупционных отношениях в образовании; по характеру извлекаемых выгод; по характеру и степени общественной опасности) и методы противодействия коррупции в учебной и профессиональной деятельности.
Методические рекомендации. При подготовке к практическим занятиям студент должен внимательно изучить план занятия и вопросы, предназначенные для рассмотрения. К каждому практическому занятию представлены рекомендуемые к изучению нормативно-правовые акты и специальная научная и монографическая литература. Изучение литературы является очень важной для подготовки к практическому занятию. В ней содержатся дополнительные сведения, которые позволят студенту глубже изучить материал. При работе с литературой необходимо не только прочитать ее, но и сделать небольшой конспект наиболее значимых и важных вопросов, которые будут предметом рассмотрения на практическом занятии. К выполнению студенту также предлагаются задачи, которые представляют собой модели небольших правовых ситуаций, требующих правильной правовой оценки. Для решения задачи студенту необходимо внимательно причитать условие, определить правовую ситуацию и дать ей правовую оценку через призму нормативно-правовых актов, которые могут регулировать данные вопросы и правовые отношения. После этого студент должен перейти к решению самой правовой ситуации, которая изложена в задаче и дать правильную правовую оценку действий участников модели. Устный ответ на поставленные в задаче вопросы должен быть полным, с указанием норм действующего законодательства и возможным, по мнению студента, вариантом решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг.: Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 // СПС КонсультантПлюс.
2. О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // СПС КонсультантПлюс.
3. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Правовые акты субъектов Российской Федерации
Закон РТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 04.05.2006 №34-3РТ // СПС КонсультантПлюс.
Научная и монографическая литература
Антикоррупционная экспертиза: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов / Южно-Российский государственный университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2017. – 61 с.
Абрамов, Р.А. Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 2. - С.178-184.
Бабенко, А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. - 2005. - №2. - С. 10-106.
Белинская, Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
Волосова, Н.Ю., Филиппова, Е.О. Основы противодействия коррупции: учебное пособие. – Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2020. – 223 с.
Егорова, Е.Н. Современные педагогические технологии как объективная потребность // Общество: социология, педагогика, психология. - 2016. - №2. - С.40-44.
Зайко, Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России / Т.М. Зайко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. - С. 15-22.
Иванчак, А.И. Правовая социализация личности. (К вопросу об исследовании понятия)// Герценовские чтения. 1998: Актуальные проблемы социальных наук. - 1998. - №5. - С.111-112.
Каландаришвили, З.Н. Особенности влияния института образования на процесс формирования правовой социализации молодежи// Философия образования. -№1. - С.76-79.
Кистенева, Н.А., Михалкина Ю.С. Цена коррупции и ее негативные последствия//В сборнике: ADVANCED SCIENCE сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - 2019. - №5. - С. 160-162.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь справочник/ Под. общ. ред. П.А. Кабанова. - М.: Медиа-Пресс, 2008. - 144 с.
Купрещенко, Н.П. Коррупция и ее негативные последствия в системе современных экономических отношений России // Вестник академии экономической безопасности МВД России. - 2008. - №3. - С.14-17.
Лучшие практики антикоррупционного образования и воспитания в общеобразовательных и профессиональных учреждениях (по материалам конкурса) / под общ. ред. Т.Н. Поляковой. СПб.: СПб АППО, 2018. - 242 с.
Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
Новикова, И.И., Кудряков, В.Г. Механизмы противодействия коррупции: метод. указания. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 43 с.
Паршин, И.С. Противодействие коррупции: уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. … дис. канд. юрид. наук / И.С. Паршин. – Н. Новгород, 2014. – 37 с.
Подгрушный, М.А. Борьба со взяточничеством как коррупционным преступлением в современной России: уголовно-правовые и криминологические аспекты: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / М.А. Подгрушный. – Чебоксары, 2014. – 238 с.
Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.
Потамошнева Наталья Алексеевна