Элективный курс "Основы противодействия коррупции"

0
1
Материал опубликован 8 December


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский педагогический колледж»


t1733658367aa.gif

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАПОУ «Казанский педагогический колледж» №___

_______________ / ____________ /

приказ №____ от

«___» _________________ 20__ г.


t1733658367ab.gif

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-

цикловой комиссии ОГСЭД

ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»

протокол №___ от

«___»___________ 20__ г.





Аль Кайли Г.А.



Элективный курс

ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ





















Казань 2023

ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Программа элективного курса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Коррупция - одна из самых острых проблем общества и противодействие ей является важной задачей большинства государств, в том числе, в Российской Федерации, так как она проникла во все сферы деятельности человека. Понимая важность борьбы с коррупцией, Россия взяла курс на искоренение коррупционных проявлений из всех сфер жизнедеятельности общества. Борьба с этим недугом заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания.

В связи с этим воспитание студентов можно представить в качестве одного из основных элементов противодействия коррупции и задачей среднего профессионального образования так же является оказание помощи обучающемуся в достижении такого уровня правового сознания, который не просто позволит ему участвовать в правоотношениях в соответствии с нормами права и морали, избегать и пресекать коррупционные ситуации, но и даст реальный шанс включиться в конструктивную профессиональную деятельность устойчивыми антикоррупционным взглядами. ГАПОУ «Казанский педагогический колледж» ведет просветительную и воспитательную работу по формированию у студентов антикоррупционной культуры, так как это наши будущие педагогические кадры (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов и физической культуры), которым предстоит формировать духовно-нравственную культуру воспитанников, в том числе своим примером. Антикоррупционная работа проводится, как правило, на уроках обществознания и права, либо в форме неформального образования через различные тематические гражданские акции, классные часы и конференции. Однако данное информирование как метод борьбы с коррупцией, несмотря на декларируемую эффективность, недостаточно оказывает должного влияния на обучающихся. В связи с этим, необходимым является внедрение системной антикоррупционной практики в ГАПОУ «Казанский педагогический колледж».

Программа элективного курса «Основы противодействия коррупции» адресована преподавателям и студентам, служит дополнением к дисциплинам «История», «Обществознание» и «Право», включенным в учебный план. Она направлена на частичное решение вышеупомянутой проблемы, являясь очередным шагом и мерой по повышению уровня антикоррупционной культуры студентов, укреплению ее морально-этических принципов, воспитанию неприятия коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного курса поможет обучающимся занять активную гражданскую позицию в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Цель курса – формирование у обучающихся определенных ценностных установок и способностей, направленных на проявление активной гражданской позиции, включающих в себя знания о влиянии коррупции на благосостояние, безопасность общества и будущих поколений.

Задачи курса:

Образовательные: формировать представление о сущности и многоликости коррупции, о механизмах и вредных последствиях этого явления; способствовать осознанию студентами юридической ответственности за коррупционные правонарушения; изучить план антикоррупционной деятельности государства.

Развивающие: развивать умение анализировать различные жизненные ситуации и процессы посредством изучения природы коррупции как социально-правового явления; развивать умение выявлять потенциально «коррупционные» ситуации и уклоняться от участия в них; стимулировать интенсивность нравственно-волевых устремлений в реализации антикоррупционных поступков.

Воспитательные: формировать осознанное отношение к коррупции, прививать такое ее восприятие, при котором коррупционное поведение будет встречать нравственное отторжение; воспитывать законопослушное поведение, уважительное отношение к нормам законодательства своего государства.

Сроки реализации программы.

Программа элективного курса объемом 18 часов изучается в течение одного семестра. Рассчитана на 11 часов лекционных и 7 практических занятий.

Методы, формы обучения, режим занятий.

Программа предусматривает проведение традиционных занятий: чтение установочных лекций, использование наглядных методов (демонстрация презентаций), практических, обсуждение проблемных вопросов. Наряду с ними используются интерактивные методики: «круглый стол», «микрофон», кейс-стади, работа с Интернет-ресурсами.

Предполагаемые результаты.

В процессе обучения студенты приобретают следующие знания: основные определения коррупции, формы коррупционных проявлений, методы выявления коррупционных проявлений, способы изучения и измерения коррупции, национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции; механизмы противодействия коррупции и критерии оценивания их эффективности (результативности);

умения: анализировать проблемы, связанные с коррупцией и противодействием ей, применять полученные знания в будущей жизни; анализировать, сравнивать нормативно правовые документы; анализировать факторы внутренней и внешней среды совершения коррупционных деяний;

навыки: владение навыками использования основных понятий коррупциологии; распознавать коррупцию как элемент социально-политической жизни общества в национальном контексте, распознавать и оценивать различные формы проявления коррупции, анализировать эффективность реализации элементов антикоррупционной политики на национальном, региональном и местном уровне и формулировать обоснованную точку зрения по проблеме разработки и реализации антикоррупционной политики.

Инструментарий для оценивания результатов. Элективный курс завершается тестом.















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»


Тема

Лекция

Практика

Кол-во уроков

1.

Введение. Выявление сущности коррупции как одной из главных проблем России

1


1

2.

Природа коррупции как социально-правового явления: понятие, признаки, виды

1

1

2

3.

Исторические этапы возникновения коррупции

1

1

2

4.

Причины возникновения коррупции

1


1

5.

Психологические аспекты проявления коррупции: модели и стратегии

1

1

2

6.

Механизмы реализации коррупционных действий


1

1

2

7.

Антикоррупционная деятельность государства: Федеральный закон «О противодействии коррупции», национальная стратегия и план противодействия коррупции

1

1

2

8.

Ответственность за коррупционные правонарушения: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная

2

2

4

9.

Проведение круглого стола на тему: «Коррупция в сфере образования «Кто виноват и что делать?» с участием представителей прокуратуры

1


1

10.

Тестирование

1


1


Итого

11

7

18




СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Введение. Выявление сущности коррупции как одной из главных проблем России. 1ч.

Тип занятия: изучения и усвоение нового материала.

Вид занятия: лекция, дискуссия.

Цель: рассмотреть феномен коррупции как угрозы экономической, национальной и финансовой безопасности Российской Федерации; изучить статистику коррупционных преступлений и комплекс нормативно и теоретически неурегулированных проблем, связанных с ними.

Основные понятия: коррупция, злоупотребление служебным положением, коррупционное давление.

Теория: общероссийская статистика зарегистрированных коррупционных преступлений. Наиболее подверженные коррупционным проявлениям сферы российского общества. Поиск эффективных методов и способов борьбы с коррупцией в России.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:

Зайко, Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России / Т.М. Зайко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. - С. 15-22.

Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.

Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.



Природа коррупции как социально-правового явления: понятие, признаки, виды. 2ч.

Тип занятия: изучения и усвоение нового материала.

Вид занятия: лекция, дискуссия, практическое занятие.

Цель: ознакомление обучающихся с понятием коррупции и ее многоликости.

Основные понятия: коррупция, подкуп, коррупционные правонарушения, виды коррупции, черная и белая коррупция.

Теория: понятие коррупции. Происхождение термина коррупции. Федеральный закон «О противодействии коррупции». Формы проявления, признаки и виды коррупции: в сфере государственного управления, законодательной и судебной власти, экономики, образования, здравоохранения и т.д. Кадровая коррупция. Фаворитизм.

Практика: подготовить реферат на тему:

Коррупция в здравоохранении;

Коррупция в образовании;

Коррупция в правоохранительных органах;

Коррупция в судебных органах;

Лоббизм и коррупция;

Бюрократия и коррупция.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.

3. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.

Исторические этапы возникновения коррупции. 2ч.

Тип занятия: комбинированный, применение знаний.

Вид занятия: лекция, практическое занятие, групповая работа.

Цель: изучить историю развития коррупции как в России, так и за рубежом.

Основные понятия: коррупция, подношение, лихоимство, мздоимство, кормленный откуп, взятка.

Теория: Древность: Древний Египет, Древний Китай и Япония. Средневековье: торговля индульгенциями, покупка и продажа церковных санов. Факты коррупции в художественных произведениях: «Ревизор» Гоголя, «Кентерберийские рассказы» Чосера, «Венецианский купец» и «Око за око» Шекспира, «Ад» и «Чистилище» Данте. Западные философы о коррупции: Т. Гоббс и Н. Макиавелли. Новое время: влияние индустриализации на увеличение спектра общественного распределения и участие буржуазии в коррумпировании должностных лиц.

Упразднение системы кормлений в 1555 году Иваном IV Грозным. Юридическое оформление коррупции в Соборном уложении 1649 года: почести, оплата услуг и посулы. Воинский устав Петра I. Борьба с коррупцией при Александре III. Всеобъемлющая коррупция как одна из причин распада СССР. «Синдром привыкания» к коррупционным проявлениям у граждан Российской Федерации.

Практика: Во все времена государство пыталось противодействовать коррупции. Необходимо совершить воображаемое путешествие по историческим эпохам и выяснить, насколько эффективной была эта борьба и какие меры предпринимались. Систематизировать полученную информацию в форме интеллект-карт. Должен быть обеспечен выход в сеть Интернет. Группа студентов делится на 4 подгруппы: «Государства Древнего мира», «Эпоха Ивана IV Грозного», «Эпоха Петра I», «Страна Советов». Работа выстроена по следующему плану: описать отношение государства и общества к проблемам коррупции, пути и обусловленность используемых методов решения проблемы (их достоинства и недостатки), результативность предпринимаемых мер.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:

1. Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.

2. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.


Причины возникновения коррупции. 1ч.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: лекция, дискуссия.

Цель: дать представление о причинах, способствующих формированию и развитию коррупции; о политических, социально-экономических и психологических условиях, порождающих её.

Основные понятия: причины коррупции, нестабильность политической власти, слабость государственных институтов, правовой нигилизм.

Теория: политические причины возникновения коррупции: нестабильность политической власти, угроза единству и верховенству закона. Социально-экономические причины: неразвитое гражданское общество, слабость денежно-финансовой системы, общая нестабильность экономики страны. Психологические причины: отсутствие нравственного барьера для пресечения или отказа от коррупционных действий. Основные причины коррупции в России. Мотивационная сфера коррупции.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:

1. Волосова, Н.Ю., Филиппова, Е.О. Основы противодействия коррупции: учебное пособие. – Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2020. – 223 с.

2. Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.

3. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.


Психологические аспекты проявления коррупции: модели и стратегии. 2ч.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: лекция, дискуссия, практическое занятие.

Цель: изучить психологию коррупции, ее модели и стратегии с целью использования полученных знаний в практической деятельности по противодействию ей.

Основные понятия: психология коррупционера, модель рискованного поведения.

Теория: психология коррупционера, коррумпированных лиц, отношения общества к коррупции и факторов, обуславливающих коррупционные проявления. Психологический портрет коррупционера. Мотивы коррупционного поведения. Психологические аспекты отношения общества в Российской Федерации к коррупции.

Практика: Анализ пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Студентам необходимо охарактеризовать проявления коррупции, упоминаемых в произведении, мотивы героев, получающих незаконные платежи, роль и последствия взяточничества для общества и государства того времени.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:

Белинская, Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.

Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.

Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.


Механизмы реализации коррупционных действий. 1ч.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: лекция, дискуссия, практическое занятие.

Цель: изучить многообразие проявлений коррупции и механизмы ее реализации с целью выявления потенциально «коррупционных» ситуаций, уклонения и предотвращения от участия в них.

Основные понятия: двусторонняя сделка, вымогательство, подкуп, коррупционные ловушки.

Теория: проявление коррупции: единичные и системные. Подкуп как стержень коррупции. Двусторонняя сделка, нелегальная «продажа» служебных полномочий или услуг, основанных на авторитете. Вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения. Инициативный подкуп служащих с одновременным психическим воздействием.

Практика: просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов (по выбору):

Казнокрады (2011);

Левиафан (2014);

Вердикт за деньги (2003);

Бабло (2011).

После просмотра фильма определить: виды коррупционных правонарушений, субъекты и объекты коррупции, формы наказания за коррупционные правонарушения, меры борьбы и профилактики с коррупционными правонарушениями.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.

Новикова, И.И., Кудряков, В.Г. Механизмы противодействия коррупции: метод. указания. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 43 с.


Антикоррупционная деятельность государства: Федеральный закон «О противодействии коррупции», национальная стратегия и план противодействия коррупции. 2ч.

Тип занятия: комбинированный, формирования новых умений и навыков.

Вид занятия: лекция, практическое занятие, групповое занятие.

Цель: проанализировать основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней посредством ознакомления с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008; изучить Национальную стратегию от 11.04.2014 и план противодействия коррупции.

Основные понятия: противодействие коррупции, план противодействия коррупции, стратегия противодействия коррупции;

Теория: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008. Принципы и меры противодействия коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460), её субъекты, принципы, задачи и направления. Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 г. «О противодействии коррупции».

Практика:

1. Создание схемы «Противодействие коррупции в России». Группа делится на 5 подгрупп. Студентам предлагается работа по анализу и схематизации Федерального закона РФ. Схематическое отображение материала осуществляется на сервисе Mindomo;

2. Изучить закон Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан». Выделить основные направления противодействия коррупции, предусмотренные данным законом.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:

Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг.: Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 // СПС КонсультантПлюс.

О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // СПС КонсультантПлюс.

О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

Закон РТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 04.05.2006 №34-3РТ // СПС КонсльтантПлюс.

Зайко Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России / Т.М. Зайко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. - С. 15-22.


Ответственность за коррупционные правонарушения: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная. 4ч.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала, применение знаний, умений и навыков.

Вид занятия: лекции, дискуссия, практические занятия.

Цель: формировать комплекс знаний о коррупционных правонарушениях; уметь отличать деяния коррупционного характера от иных видов правонарушений.

Основные понятия: противоправные деяния, злоупотребление полномочиями, преступление.

Теория: преступления коррупционной направленности против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления. Виды наказаний за преступления коррупционной направленности в Уголовном кодексе Российской Федерации. Административная ответственность за коррупционные правонарушения. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения. Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения.

Практика:

Проведение комплексного анализа (кейс-стади) коррупционных деяний. Вопросы к анализу проблемных ситуаций единые:

В чем состоит проблемное содержание данной ситуации? Постройте «дерево» проблем с указанием зон проявления «коррупции»;

Каковы внутренние и внешние причины возникновения данной ситуации?

Каковы последствия данной проблемной ситуации?

Представьте варианты поведения участников данной ситуации и на их основе обоснуйте наилучший способ ее урегулирования.

В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность. Задание на определение вида ответственности при совершении коррупционных правонарушений.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты, научная и монографическая литература:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. Зайко Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России / Т.М. Зайко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. - С. 15-22.

4. Паршин, И.С. Противодействие коррупции: уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. … дис. канд. юрид. наук / И.С. Паршин. – Н. Новгород, 2014. – 37 с.

5. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.




Проведение круглого стола на тему: «Коррупция в сфере образования «Кто виноват и что делать?» с участием представителей прокуратуры. 1ч.


Тип занятия: применение и закрепление знаний, умений и навыков.

Вид занятия: «круглый стол».

Цель: закрепить полученные знания, сравнить разные точки зрения, выявить противоречия и найти возможный оптимальный путь решения коррупции в сфере образования.

Основные понятия: образование, среднее профессиональное образование, коррупция, взяточничество, кодекс этики преподавателя, понижение в должности, преодоление коррупции.

Вопросы к обсуждению: характерные особенности коррупции в образовании: сфера существования, специфика субъектов коррупционных отношений в образовании, особенности коррупционных целей, классификация видов коррупции по основаниям (в зависимости от типа образовательной организации, реализующих основные образовательные программы; по характеру использования служебного положения субъектами пассивного подкупа в коррупционных отношениях в образовании; по характеру извлекаемых выгод; по характеру и степени общественной опасности) и методы противодействия коррупции в учебной и профессиональной деятельности.






Методические рекомендации. При подготовке к практическим занятиям студент должен внимательно изучить план занятия и вопросы, предназначенные для рассмотрения. К каждому практическому занятию представлены рекомендуемые к изучению нормативно-правовые акты и специальная научная и монографическая литература. Изучение литературы является очень важной для подготовки к практическому занятию. В ней содержатся дополнительные сведения, которые позволят студенту глубже изучить материал. При работе с литературой необходимо не только прочитать ее, но и сделать небольшой конспект наиболее значимых и важных вопросов, которые будут предметом рассмотрения на практическом занятии. К выполнению студенту также предлагаются задачи, которые представляют собой модели небольших правовых ситуаций, требующих правильной правовой оценки. Для решения задачи студенту необходимо внимательно причитать условие, определить правовую ситуацию и дать ей правовую оценку через призму нормативно-правовых актов, которые могут регулировать данные вопросы и правовые отношения. После этого студент должен перейти к решению самой правовой ситуации, которая изложена в задаче и дать правильную правовую оценку действий участников модели. Устный ответ на поставленные в задаче вопросы должен быть полным, с указанием норм действующего законодательства и возможным, по мнению студента, вариантом решения.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативно-правовые акты Российской Федерации

1. Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг.: Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 // СПС КонсультантПлюс.

2. О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // СПС КонсультантПлюс.

3. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.


Правовые акты субъектов Российской Федерации

Закон РТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 04.05.2006 №34-3РТ // СПС КонсультантПлюс.


Научная и монографическая литература

Антикоррупционная экспертиза: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов / Южно-Российский государственный университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2017. – 61 с.

Абрамов, Р.А. Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 2. - С.178-184.

Бабенко, А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. - 2005. - №2. - С. 10-106.

Белинская, Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.

Волосова, Н.Ю., Филиппова, Е.О. Основы противодействия коррупции: учебное пособие. – Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2020. – 223 с.

Егорова, Е.Н. Современные педагогические технологии как объективная потребность // Общество: социология, педагогика, психология. - 2016. - №2. - С.40-44.

Зайко, Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России / Т.М. Зайко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6-2. - С. 15-22.

Иванчак, А.И. Правовая социализация личности. (К вопросу об исследовании понятия)// Герценовские чтения. 1998: Актуальные проблемы социальных наук. - 1998. - №5. - С.111-112.

Каландаришвили, З.Н. Особенности влияния института образования на процесс формирования правовой социализации молодежи// Философия образования. -№1. - С.76-79.

Кистенева, Н.А., Михалкина Ю.С. Цена коррупции и ее негативные последствия//В сборнике: ADVANCED SCIENCE сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - 2019. - №5. - С. 160-162.

Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь справочник/ Под. общ. ред. П.А. Кабанова. - М.: Медиа-Пресс, 2008. - 144 с.

Купрещенко, Н.П. Коррупция и ее негативные последствия в системе современных экономических отношений России // Вестник академии экономической безопасности МВД России. - 2008. - №3. - С.14-17.

Лучшие практики антикоррупционного образования и воспитания в общеобразовательных и профессиональных учреждениях (по материалам конкурса) / под общ. ред. Т.Н. Поляковой. СПб.: СПб АППО, 2018. - 242 с.

Межведилов, А.М., Бакулина, Л.Т., Антонов, И.О., Талан, М.В, Виноградова, Ю.В., Гильфанова, А.Д. Противодействие коррупции: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.

Новикова, И.И., Кудряков, В.Г. Механизмы противодействия коррупции: метод. указания. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 43 с.

Паршин, И.С. Противодействие коррупции: уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. … дис. канд. юрид. наук / И.С. Паршин. – Н. Новгород, 2014. – 37 с.

Подгрушный, М.А. Борьба со взяточничеством как коррупционным преступлением в современной России: уголовно-правовые и криминологические аспекты: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / М.А. Подгрушный. – Чебоксары, 2014. – 238 с.

Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 267 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Актуально... В канун праздника.

8 December