12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зулейха35
    1. МАОУ «Гимназия – интернат №4» Кировского района г. Казани

Элективный курс «Геология»

(для учащихся 9 классов)

Программа разработана

учителем географии

I квалификационной категории

Вафиной Зулейхой Небиулловной

Казань

Пояснительная записка

Геология – в переводе с греческого языка наука о Земле. Изучением нашей планеты занимаются также астрономия, география, геодезия, геофизика и др. Особенность геологии заключается в том, что она изучает состав, строение и историю развития Земли как космического тела и ее наружной оболочки – литосферы, в особенности.

Прикладное значение геологии состоит в том, что эта наука является теоретической основой для поисков, разведки и разработки всех без исключения месторождений полезных ископаемых. Большое значение имеет геология и в других отраслях народного хозяйства, например, в строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении. Дело в том, что ни одно строительство таких объектов, как электростанции, каналы, плотины, мосты, дороги, нефте- и газопроводы и другие сооружения, не может быть начато без предварительных геологических исследований и заключения о возможности строительства в данных геологических условиях. Развитие сельского хозяйства немыслимо без решения комплекса вопросов, связанных с водоснабжением, мелиорацией, обеспечением минеральными удобрениями, защитой сельхозугодий от эрозии и т.п. Решение всех этих вопросов находится в компетенции специалистов-геологов. Обеспечение лечебных учреждений бальнеологическими средствами (минеральными водами, лечебными грязями, медикаментами минерального происхождения) также невозможно без геологических знаний.

Данный курс разработан для учащихся 9 классов. Курс состоит из трех разделов, дающих общее представление о форме и размерах Земли, основных геологических процессах, происходящих в земной коре, а также на поверхности Земли. В курсе предусмотрена лекционно-семинарская форма работы, самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, практические занятия с коллекциями минералов и горных пород по формированию элементарных навыков и умений их определения, практические занятия с геологической картой и на местности.

Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые им в жизни. Как правило, многие из них носят краеведческий характер. Поэтому цель данного элективного курса: углубление познаний учащихся по физической географии при ознакомлении с геологическим прошлым своего края.

Задачи курса: дать представление об объектах исследования этой науки,

развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, научить детей ориентироваться в геологическом прошлом своего края, а также вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород, минералов и окаменелостей своей местности.

Планируемые результаты обучения:

учащиеся должны знать:

- что изучает геология; определение понятия “геология”, роль геологии в современном мире, связь геологии с другими науками и расчленение ее на отдельные дисциплины, выдающихся деятелей науки; форму и размеры Земли, состав и строение земной коры; минералы, их происхождение, классификацию;

- главные породообразующие минералы, классификацию горных пород по их происхождению и применению; геологический возраст Земли, геохронологию; понятия экзогенные, эндогенные геологические процессы, геодинамические процессы, магматизм и основные виды их проявления; значение геологических процессов в жизни планеты, России и Татарстана;

учащиеся должны уметь:

- характеризовать влияние природных явлений на формирование Земли; применять полученные знания для объяснения событий, происходящих на поверхности Земли или связанных с ее внутренним строением;

- объяснять формирование месторождений полезных ископаемых под воздействием геологических процессов; работать с учебной литературой, другими источниками знаний;

- пользоваться геохронологической таблицей, читать геологическую и тектоническую карту, описывать геологические обнажения;

- строить разрезы по геологической карте, определять самые распространенные горные породы и минералы, пользуясь определителем.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Введение (1час)

Геология. Предмет и методы исследования. Связь геологии с другими науками и расчленение ее на отдельные дисциплины.

Раздел I (4 часа) Общие вопросы.

Тема 1. От дрейфа материков к тектонике литосферных плит. Теория А. Вегенера.

Общие сведения. Земля в мировом пространстве и ее происхождение. Внешние оболочки Земли.

Тема 2. Определение времени в геологии.

Геохронологическая шкала. Геологические карты.

Раздел II (4 часа)

Тема 3. Экзогенные геологические процессы.

Выветривание. Выветривание физическое, химическое. Деятельность текучих вод. Ледники. Подземные воды. Карсты. Распространение подземных вод и их значение. Озера, болота.

Тема 4. Эндогенные процессы.

Тектонические движения. Землетрясения. Вулканизм. Метаморфизм. Неотектоника.

Раздел III (3 часа). Геология Татарстана.

Связь геологического строения и минеральных ресурсов РТ. Вымершие животные и растения Татарстана.

Защита рефератов.

Примерные темы рефератов:

Земля в мировом пространстве и ее происхождение.

Внутреннее строение Земли и методы его изучения.

Тектоника литосферных плит – современная геологическая теория. Вклад Альфреда Вегенера в становление науки.

Особенности распределения очагов землетрясений на континентах.

Геологическая деятельность озер и болот.

Геологическая деятельность ветра.

Вулканизм на Кавказе.

Падающая башня Сююмбике и геология.

Тарловское кладбище древних растений РТ.

Печищинские обнажения.

Учебно-тематический план (12 часов)

п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Методы и формы
обучения

1

Введение

Геология. Предмет и методы исследования. Связь геологии с другими науками и расчленение ее на отдельные дисциплины.

1

Лекционно-семинарское занятие.

2

Раздел I. Общие вопросы.

Тема 1. От дрейфа материков к тектонике литосферных плит.

1

Лекционно-семинарское занятия.

3

Теория А. Вегенера

Общие сведения. Земля в мировом пространстве и ее происхождение. Внешние оболочки Земли.

1

Лекционно-семинарское занятие.

4

Тема 2. Определение времени в геологии. Геохронологическая шкала. Геологические карты.

2

Практические занятия.

5

Раздел II . Экзогенные геологические процессы. Тема 3.Выветривание.

1

Лекционно-семинарское занятие.

6

Выветривание физическое, химическое. Деятельность текучих вод. Ледники. Подземные воды. Карсты. Распространение подземных вод и их значение. Озера, болота.

1

Лекционно-семинарское занятие.

7

Тема 4. Эндогенные процессы.

Тектонические движения. Землетрясения. Вулканизм. Метаморфизм. Неотектоника.

2

Лекционно-семинарские занятия.

8

Раздел III. Геология Татарстана.

1

Защита рефератов.

9

Связь геологического строения и минеральных ресурсов РТ.

1

Практическое занятие.

10

Вымершие животные и растения Татарстана.

1

Защита проектной работы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бердяев, Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм. (Отрывки) / В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: Педагогика-пресс, 1993. – С. 171–175.

2. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.

3. Вернадский, В. И. Несколько слов о ноосфере / В кн.: Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – С. 503–510.

4. Герасимова, Т. П., Мясникова, С. В. Общая география. – СПб.: СпецЛит., 2001.

5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990.

6. Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. – Екатеринбург: Наука, Уральское отд-е, 1998. – 312 с.

7. Сиротина, И. Л. Современная парадигма образования: гуманизация и интеграция: Материалы Второго Российского философского конгресса «XXI век: будущее России в философском измерении»: в 4 т. Т. 4: Философия духовности, образования, религии. Ч. 2. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – С. 53–54.

8. Туркина, Е. Г. Концепция ноосферы: философско-методологический аспект: Дис... канд. философ. наук. – Иркутск, 1995. – 150 с.

9. Урсул, А. Д. Ноосфера – основа мировоззрения // Вестник высшей школы. – 1991. – № 5. – С. 64–70.

10. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М.: Луч, 1993. – 275 с.

11. Циолковский, К. Э. Космическая философия / В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: Педагогика-пресс, 1993. – С. 278–281.

12. Циолковский, К. Э. Монизм Вселенной / В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: Педагогика-пресс, 1993. – С. 264–277.

13. Циолковский, К. Э. Планеты заселены живыми существами // Юный техник. – 1990. – № 7. – С. 19–21.

14. Циолковский, К. Э. Человек и космос: статьи разных лет // Человек. – 1991. – № 6. – С. 77–88.

15. Чижевский, А. Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной / В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: Педагогика-пресс, 1993. – С. 317–327.

16. Чижевский, А. Л. Теория космических эр. (фрагменты бесед с К. Э. Циолковским) // Невероятное. Легендарное. Очевидное. – 1999. – № 12. – С. 6.

17. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения / В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С. 328–350.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.