Элективный учебный предмет «Избранные темы курса «Алгебра и начала анализа»»для 10 -11 класса общеобразовательных школ
Элективный учебный предмет
«Избранные темы курса «Алгебра и начала анализа»»
для 10 -11 класса общеобразовательных школ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный учебный курс «Избранные темы курса «Алгебра и начала анализа»» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.
Содержание программы элективного курса соответствует основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по математике; развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 10-11 классов, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа и курса геометрии.
Данный курс предназначен для обучающихся 10 классов и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.
Рабочая программа элективного учебного предмета отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса – расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.
На учебных занятиях используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры учеников 10-11 классов.
Рабочая программа элективного учебного предмета «Избранные темы курса «Алгебра и начала анализа»» рассчитана на 1 час в неделю, всего 68 часов.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основная цель курса:
дополнительная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.
Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной школе.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
определение модуля числа, свойства модуля, геометрический смысл модуля;
алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, систем уравнений, содержащих модуль;
алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств, систем неравенств, содержащих модуль;
приемы построения графиков линейных, квадратичных, дробно-рациональных, тригонометрических; логарифмической и показательной функций;
формулы тригонометрии;
свойства тригонометрических функций;
методы решения тригонометрических уравнений и неравенств и их систем;
свойства логарифмической и показательной функций;
методы решения логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
понятие многочлена;
приемы разложения многочленов на множители;
понятие параметра;
поиски решений уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
алгоритм аналитического решения простейших уравнений и неравенств с параметрами;
методы решения геометрических задач;
приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
понятие производной;
понятие наибольшего и наименьшего значения функции;
уметь
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений и тригонометрических выражений;
решать уравнения, неравенства с модулем и их системы;
строить графики линейных, квадратичных, дробно-рациональных, тригонометрических; логарифмической и показательной функций;
выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
выполнять преобразования тригонометрических выражений, используя формулы;
объяснять понятие параметра;
искать решения уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
аналитически решать простейшие уравнений и неравенства с параметрами;
решать текстовые задачи на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения тождественных преобразований выражений, содержащих знак модуля;
решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений вида: f|x|= a; |f(x)|= a; |f(x)|= g(x); |f(x)|= |g(x)|;
решения уравнений, содержащих несколько модулей; уравнений с «двойным» модулем;
решения системы уравнений, содержащих модуль;
решения линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств вида: f|x| > a; |f(x)| ≤ a; |f(x)| ≤ g(x); |f(x)| ≤ |g(x)|; |f(x)| > g(x);
решения неравенств, содержащих модуль в модуле;
решения систем неравенств, содержащих модуль;
построения графиков линейных, квадратичных, дробно-рациональных функций содержащих модуль;
поиска решения уравнений, неравенств с параметрами и их систем;
аналитического решения простейших уравнений и неравенств с параметрами;
описания свойств квадратичной функции;
построения «каркаса» квадратичной функции;
нахождения соотношения между корнями квадратного уравнения.
Раздел II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Алгебраические преобразования Степень с рациональным показателем; ОДЗ и тождественные преобразования; одночлены и многочлены; алгебраические дроби.
Тема 2. Алгебраические уравнения и неравенства Свойства числовых неравенств и теоремы о равносильности уравнений; рациональные уравнения; метод интервалов для рациональных функций; уравнения, содержащие переменную под знаком модуля; иррациональные уравнения системы уравнений; числовые неравенства; неравенства, содержащие переменную под знаком модуля; иррациональные неравенства.
Тема 3. Различные виды задач Текстовые задачи на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление» «прогрессии», задачи, нестандартные по внешнему виду; задачи с параметрами; задачи с целыми числами; задачи о квадратном трехчлене; геометрические задачи.
Тема 4. Тригонометрия Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Выражение и преобразование тригонометрических функций и выражений. Решения тригонометрических уравнений неравенств. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа. Системы тригонометрических уравнений и неравенств
Тема 5. Математический анализ Функции. Геометрические преобразования графиков функций. Свойства функций определения и теоремы. Предел функции на бесконечности и в точке. Свойства непрерывной функции. Геометрический и физический смысл производной. Приложение производной. Исследование функций и построение графиков. Первообразная. Интеграл
Тема 6. Показательные уравнения и неравенства Показательные функции, уравнения и неравенства
Тема 7. Логарифмические уравнения и неравенства. Логарифмическая функция, уравнения и неравенства. Сложная экспонента. Логарифм с переменным основанием. Неравенства, содержащие сложную экспоненту или логарифм с переменным основанием. Нестандартные уравнения
Тематическое планирование
№ темы | Содержание темы | Количество часов |
1 | Алгебраические преобразования | 4 |
2 | Алгебраические уравнения и неравенства | 12 |
3 | Различные виды задач | 18 |
4 | Тригонометрия | 9 |
5 | Математический анализ | 11 |
6 | Показательные уравнения и неравенства | 3 |
7 | Логарифмические уравнения и неравенства | 9 |
Календарно-тематическое планирование. 10 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Алгебраические преобразования | 4 | ||
1 | Степень с рациональным показателем | 1 | |
2 | ОДЗ и тождественные преобразования | 1 | |
3 | Одночлены и многочлены | 1 | |
4 | Алгебраические дроби | 1 | |
Алгебраические уравнения и неравенства | 12 | ||
5 | Свойства числовых неравенств и теоремы о равносильности уравнений | 1 | |
6-7 | Рациональные уравнения | 2 | |
8 | Метод интервалов для рациональных функций | 1 | |
9-10 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля | 2 | |
11 | Иррациональные уравнения | 1 | |
12 | Системы уравнений | 1 | |
13 | Числовые неравенства | 1 | |
14-15 | Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля | 2 | |
16 | Иррациональные неравенства | 1 | |
Различные виды задач | 18 | ||
17-19 | Текстовые задачи на проценты, движение, прогрессии | 3 | |
20 | Задачи, нестандартные по внешнему виду | 1 | |
21-22 | Задачи с параметрами | 2 | |
23 | Задачи с целыми числами | 1 | |
24 | Задачи о квадратном трехчлене | 1 | |
25 -34 | Геометрические задачи | 10 |
Календарно-тематическое планирование. 11 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Тригонометрия | 9 | ||
1 | Определения, формулы основных тригонометрических функций | 1 | |
2 | Графики и свойства основных тригонометрических функций | 1 | |
3-4 | Тождественные преобразования тригонометрических выражений | 2 | |
5-6 | Тригонометрические уравнения | 2 | |
7-8 | Системы тригонометрических уравнений | 2 | |
9 | Тригонометрические неравенства | 1 | |
Математический анализ | 11 | ||
10 | Функции | 1 | |
11 | Геометрические преобразования графиков функций | 1 | |
12 | Свойства функций определения и теоремы | 1 | |
13 | Предел функции на бесконечности | 1 | |
14 | Предел функции в точке | 1 | |
15 | Свойства непрерывной функции | 1 | |
16 | Геометрический смысл производной | 1 | |
17 | Физический смысл производной | 1 | |
18 | Приложения производной | 1 | |
19 | Исследование функции и построение графика | 1 | |
20 | Первообразная. Интеграл | 1 | |
Показательные уравнения и неравенства | 3 | ||
21 | Показательная функция | 1 | |
22 | Показательные уравнения | 1 | |
23 | Показательные неравенства | 1 | |
Логарифмические уравнения и неравенства | 9 | ||
24 | Логарифмическая функция | 1 | |
25 | Логарифмические уравнения | 1 | |
26 | Логарифмические неравенства | 1 | |
27-28 | Сложная экспонента. Логарифм с переменным основанием | 2 | |
29-30 | Неравенства, содержащие сложную экспоненту или логарифм с переменным основанием | 2 | |
31-32 | Нестандартные уравнения | 2 | |
33-34 | Семинар «Задания повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ, поиск идей и методов решения» | 2 |
Учебно-методические средства обучения:
Учебная литература для учителя
Л.Я. Фальке, Л.А. Бабаджанян Избранные темы курса «Алгебра и начала анализа»: учебно - методическое пособие. М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа
С.И. Колесникова Решение сложных задач ЕГЭ по математике: 9-11 классы. - М.: ВАКО, 2011
Г. Дорофеев, М. Потапов, Н. Розов Математика для поступающих в ВУЗы: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова Математика. Повышенный уровень ЕГЭ. Тематические тесты. Уравнения неравенства, системы. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011-2013
II. Учебная литература для ученика
Л.Я. Фальке, Л.А. Бабаджанян Избранные темы курса «Алгебра и начала анализа»: учебно - методическое пособие. М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа
С.И. Колесникова Решение сложных задач ЕГЭ по математике: 9-11 классы. - М.: ВАКО, 2011
Г. Дорофеев, М. Потапов, Н. Розов Математика для поступающих в ВУЗы: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова Математика. Повышенный уровень ЕГЭ. Тематические тесты. Уравнения неравенства, системы. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011-2013
10