Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО учителей математики ______________ /Юлова В.Д./ 30 августа 2016 года |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /Плотникова И.В./ 30 августа 2016года |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ /Резнов В.В./ Приказ № 189-К от 30 августа 2016 г. |
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса на 2016-2017 учебный год Составил учитель математики Шамукаев Салай Милаевич |
||
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово Протокол № 1 от 29 августа 2016 года Руководитель ШМО __________/Аликова Н. А. / |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа |
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089) -Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; -Приказ № 107-К от 10.04.2016 г. МБОУ СОШ с. Старопетрово о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2016-2017 учебном году; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово; -Учебный план среднего (полного) общего образования для 10-11 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2016-2017 учебный год. Приказ №185-К от 30.08.2016г; -Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ С. Старопетрово на 2016-2017 учебный год. Приказ №184-К от 30.08.2016г; -Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками МБОУ СОШ с. Старопетрово. Приказ №189-К от 30.08.2016г. |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания |
- Примерная программа среднего(полного) общего образования по математике X-XI классы -http://old.mon.gov.ru/work/obr/dok/ - Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.- сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. М.: Мнемозина, 2013. |
Сведения об УМК |
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Алгебра и начала анализа.10-11 классы. В 2-х частях. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ А.Г. Мордкович – Мнемозина, 2013. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. В 2-х частях. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ [А.Г. Мордкович и др.] под редакцией А.Г.Мордковича. – Мнемозина, 2013 |
Цель и задачи учебного предмета |
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: - формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; - развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности; - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; - воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике как к части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного процесса. |
Общая характеристика учебного предмета |
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике представляет собой комплекс знаний по содержательным линиям: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа» В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи: - систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач; - расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей; - развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления; |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием рациональных способов деятельности, с интеллектуальным развитием человека, духовная — формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность: человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связаны с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и в воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования |
Представленная программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2014-2015 учебный год предусматривает изучение алгебры и начал анализа в 10 классе в объеме 140 часов из расчета 4 часа в неделю. |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
Изучение математики в средней школе направлено на достижение следующих результатов: 1) в направлении личностного развития воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование ценностного отношения к культурному наследию Республики Башкортостан. развитие способности к абстрактному мышлению; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; 2) в метапредметном направлении формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 3) в предметном направлении овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами предмета «Математика». Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач. Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.). Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей. Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и крит критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др. |
Предпочтительные формы контроля |
Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, домашние работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах). Объектом итоговой оценки достижений учащихся 8 класса в овладении курса алгебры являются предметные результаты обучения. |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем |
Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета |
Содержание программы Числовые функции (9ч) Определение числовой функции, способы ее задания, свойства функций. Периодические и обратные функции. Тригонометрические функции (34 ч) Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические функции углового аргумента, их свойства и графики. Сжатие и растяжение графиков тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения и неравенства (20ч) Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной, разложение на множители, однородные тригонометрические уравнения. Преобразование тригонометрических выражений (25 ч) Формулы сложения, приведения, двойного аргумента, понижения степени. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. Методы решения тригонометрических уравнений (продолжение). Производная (41 ч) Определение числовой последовательности и способы ее задания. Свойства числовых последовательностей. Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательностей. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции. Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Алгоритм отыскания производной. Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Понятие производной n-го порядка. Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции. Уравнение касательной к графику функции. Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y = f(x). Применение производной для доказательства тождеств и неравенств. Построение графиков функций. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке. Задачи на оптимизацию. Повторение (11 ч) |
||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ |
|
||||||||||||||||||||||||
Особенности класса |
Общеобразовательный |
||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование |
Авторская программа предусматривает изучение алгебры и начал анализа в 10 классе на базовом уровне из расчета 3 часа в неделю (всего -102 ч). Согласно образовательной программе и учебного плана на 2014-15 уч. год МБОУ СОШ с. Старопетрово на изучение алгебры и начал анализа отводится 4 часа в неделю в объеме 140 часов в год. Поэтому в авторскую программу внесены следующие изменения. Добавлено всего 38 часов, из них на изучение раздела по теме: «Числовые функции» - 1 час, «Тригонометрические функции» - 7 часов, «Тригонометрические уравнения» - 10 часов, «Преобразование тригонометрических выражений» - 10 часов, «Производная» - 10 часов. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся |
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен: знать/понимать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира; Алгебра уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; Функции и графики уметь • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; • строить графики изученных функций; • описывать по графику и в простейших случаях по формуле1 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков; Начала математического анализа уметь • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы; • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения; Уравнения и неравенства уметь решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; составлять уравнения и неравенства по условию задачи; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей. |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Основные направления и цели: оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки). Оценка метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Результат (продукт) проектной деятельности: а) письменная работа (реферат, отчёт о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. Осуществляется в процессе устных ответов обучающихся, проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Оценка предметных результатов представляет собой уровневую оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам; Базовый уровень - оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»); Повышенный уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»); Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Уровни достижений ниже базового: • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала) Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки) Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится в следующих случаях: ответ на вопрос не дан.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике); имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится в следующих случаях: ответ на вопрос не дан.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки: незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики; неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них; равнозначные им ошибки; вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки. К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; неточность графика; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочетами являются: нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. |
Календарно-тематический план.
№ урока п/п |
Дата проведения |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Наглядные пособия, технические средства, оборудование |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||||
Глава I. Числовые функции. |
10 |
||||||
1 |
2.09 |
Числовые функции. Определение числовой функции. Способы ее задания. |
1 |
Знать понятие функции и другие функциональные терминологии. - находить наибольшее и наименьшее значения функции; - строить периодические функции. Знать определение обратной функции. Уметь находить обратную функцию и строить ее график. |
|||
2 |
3.09 |
Определение числовой функции. Способы ее задания. |
1 |
||||
3 |
4.09 |
Определение числовой функции. Способы ее задания. |
1 |
||||
4 |
6.09 |
Свойства функции. |
1 |
||||
5 |
9.09 |
Свойства функции. |
1 |
||||
6 |
10.09 |
Периодические функции. |
1 |
видеоурок, http://interneturok.ru |
|||
7 |
11.09. |
Обратная функция. |
1 |
||||
8 |
13.09 |
Обратная функция. |
1 |
||||
9 |
16.09 |
Обратная функция. |
1 |
||||
10 |
17.09 |
Контрольная работа №1. «Числовые функции». |
1 |
||||
Глава II. Тригонометрические функции. |
33 |
||||||
11 |
18.09 |
Работа над ошибками контрольной работы №1. Числовая окружность. |
1 |
Знать определение числовой окружности, длины окружности ее дуги. |
|||
12 |
20.09 |
Числовая окружность. |
1 |
||||
13 |
23.09 |
Числовая окружность |
1 |
||||
14 |
24.09 |
Числовая окружность на координатной плоскости. |
1 |
Знать вид числовой окружности в декартовой системе координат. Уметь находить абсциссу и ординаты точек на окружности. |
|||
15 |
25.09 |
Числовая окружность на координатной плоскости. |
1 |
||||
16 |
26.09 |
Числовая окружность на координатной плоскости. |
1 |
||||
17 |
28.09 |
Синус и косинус. |
1 |
Знать определение синуса и косинуса числового ар гумента, свойства синуса и косинуса. Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Знать определение тангенса и котангенса числового аргумента. |
|||
18 |
30.09 |
Синус и косинус. |
1 |
||||
19 |
1.10 |
Тангенс и котангенс. |
1 |
видеоурок, http://interneturok.ru |
|||
20 |
2.10 |
Тангенс и котангенс. |
1 |
||||
21 |
4.10 |
Тангенс и котангенс. |
1 |
||||
22 |
7.10 |
Тригонометрические функции числового аргумента. |
1 |
Знать определение тригонометрических функций числового аргумента, соотношения между этими функциями. Знать определение радиана. Уметь производить переход от градусной меры к радианной и наоборот. Знать свойства функции y=sinx. |
презентация |
||
http://shool-collection.edu.ru |
|||||||
23 |
8.10 |
Тригонометрические функции числового аргумента. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
24 |
9.10 |
Тригонометрические функции углового аргумента. |
1 |
||||
25 |
11.10 |
Тригонометрические функции углового аргумента. |
|||||
26 |
14.10 |
Тригонометрические функции углового аргумента. |
1 |
видеоурок, http://interneturok.ru |
|||
27 |
15.10 |
Формулы приведения. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
28 |
16.10 |
Формулы приведения. |
1 |
||||
29 |
18.10 |
Формулы приведения. |
1 |
||||
30 |
21.10 |
Диагностическая работа. |
1 |
КИМ |
|||
31 |
22.10 |
Работа над ошибками диагностической работы. Функция y = sin x, ее свойства и график. |
1 |
Уметь строить график функции y = sin x. Знать свойства функции y=cosx. Уметь строить график функции y = cos x. |
|||
32 |
23.10 |
Функция y = sin x, ее свойства и график. |
1 |
||||
33 |
25.10 |
Функция y = sin x, ее свойства и график |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
34 |
28.10 |
Функция y = cos x, ее свойства и график |
1 |
||||
35 |
29.10 |
Работа над ошибками диагностической работы. Функция y = cos x, ее свойства и график. |
1 |
видеоурок, http://interneturok.ru |
|||
36 |
30.10 |
Функция y = cos x, ее свойства и график. |
1 |
||||
37 |
5.11 |
Функция y = cos x, ее свойства и график. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
38 |
6.11 |
Периодичность функций у=sin х, у= cos x |
1 |
Знают периоды функций у=sin х, у= cos x, решают задачи и упражнения на нахождение периодов . |
|||
39 |
8.11 |
Периодичность функций у=sin х, у= cos x |
1 |
видеоурок, http://interneturok.ru |
|||
40 |
11.11 |
Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. |
1 |
Знать свойства функции y = tg x, y = ctg x. Строят графики функций y = tg x, y = ctg x |
тест, http://interneturok.ru |
||
41 |
12.11 |
Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. |
1 |
||||
42 |
13.11 |
Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. |
1 |
||||
43 |
15.11 |
Контрольная работа «Тригонометрические функции». |
1 |
Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. |
КИМ |
||
Глава IV. Тригонометрические уравнения |
20 |
||||||
44 |
18.11 |
Работа над ошибками контрольной работы. Арккосинус. Решение уравнения cos t= a |
1 |
Знать определение арккосинуса. Уметь решать уравнение вида cost=a. Иметь навыки по решению уравнений вида cost=a, а также при решении тригонометрических неравенств cost>a, cost |
видеоурок, http://interneturok.ru |
||
45 |
19.11 |
Арккосинус. Решение уравнения cos t= a |
1 |
||||
46 |
20.11 |
Арккосинус. Решение уравнения cos t= a |
1 |
тест, http://interneturok.ru |
|||
47 |
22.11 |
Арккосинус. Решение уравнения cos t= a |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
48 |
25.11 |
Административная контрольная работа. |
1 |
КИМ |
|||
49 |
26.11 |
Работа над ошибками административной контрольной работы. Арксинус. Решение уравнения sin t=a |
1 |
Знать определение арккосинуса. Уметь решать уравнение вида sint=a. Иметь навыки по решению уравнений вида sint=a, а также при решении тригонометрических неравенств sint>a, sint |
презентация http://shool-collection.edu.ru |
||
50 |
27.11 |
Арксинус. Решение уравнения sin t=a |
1 |
||||
51 |
29.11 |
Арксинус. Решение уравнения sin t=a |
1 |
||||
52 |
2.12 |
Арксинус. Решение уравнения sin t=a |
1 |
||||
53 |
3.12 |
Арксинус. Решение уравнения sin t=a |
1 |
||||
54 |
4.12 |
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. |
1 |
Усваивают понятия арктангеса и арккотангенса. Решают уравнения вида tg x=a, ctgx=a. |
видеоурок, http://interneturok.ru |
||
55 |
6.12 |
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. |
1 |
||||
56 |
9.12 |
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
57 |
10.12 |
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. |
1 |
||||
58 |
11.12 |
Тригонометрические уравнения. |
1 |
Знать методы решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной, разложение на множители, однородные тригонометрические уравнения. Уметь решать тригонометрические уравнения различными способами. |
презентация http://shool-collection.edu.ru |
||
59 |
13.12 |
Тригонометрические уравнения. |
|||||
60 |
16.12 |
Тригонометрические уравнения. |
1 |
||||
61 |
17.12 |
Тригонометрические уравнения. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
62 |
18.12 |
Тригонометрические уравнения. |
1 |
||||
63 |
20.12 |
Диагностическая работа |
1 |
Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. |
КИМ |
||
Глава V. Преобразование тригонометрических выражений. |
21 |
||||||
64 |
23.12 |
Работа над ошибками диагностической работы. Синус и косинус суммы и разности аргументов. |
1 |
Знать формулы для вычисления синуса суммы и разности, косинуса суммы и разности. Уметь применять их, выполняя тригонометрические преобразования. |
|||
65 |
24.12 |
Синус и косинус суммы и разности аргументов. |
1 |
||||
66 |
25.12 |
Синус и косинус суммы и разности аргументов. |
1 |
||||
67 |
27.12 |
Синус и косинус суммы и разности аргументов. |
1 |
||||
68 |
30.12 |
Синус и косинус суммы и разности аргументов. |
|||||
69 |
15.01 |
Тангенс суммы и разности аргументов. |
1 |
Знать формулы тангенса суммы и разности аргументов. Уметь применять их на практике. |
презентация http://shool-collection.edu.ru |
||
70 |
17.01 |
Тангенс суммы и разности аргументов. |
1 |
тест, http://interneturok.ru |
|||
71 |
20.01 |
Тангенс суммы и разности аргументов |
1 |
||||
72 |
21.01 |
Тангенс суммы и разности аргументов |
1 |
||||
73 |
22.01 |
Формулы двойного аргумента. |
1 |
Знать формулы двойного аргумента, формулы понижения степени. |
|||
74 |
24.01 |
Формулы двойного аргумента. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
75 |
27.01 |
Формулы двойного аргумента. |
1 |
||||
76 |
28.01 |
Формулы двойного аргумента. |
1 |
интерактивный плакат, http://shool-collection.edu.ru |
|||
77 |
29.01 |
Формулы двойного аргумента. |
1 |
||||
78 |
31.01 |
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. |
1 |
Знать формулы по преобразованию сумм тригонометрических функций в произведения. Уметь их использовать в тригонометрических преобразованиях. |
|||
79 |
3.02 |
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. |
1 |
||||
80 |
4.02 |
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
81 |
5.02 |
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. |
1 |
||||
82 |
7.02 |
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. |
1 |
||||
83 |
10.02 |
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. |
1 |
||||
84 |
11.02 |
Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. |
1 |
Знать формулы по преобразованию произведения тригонометрических функций в сумму. Уметь их использовать в тригонометрических преобразованиях. |
|||
85 |
12.02 |
Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. |
1 |
||||
86 |
14.02 |
Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. |
1 |
||||
87 |
17.02 |
Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. |
1 |
видеоурок, http://interneturok.ru |
|||
88 |
18.02 |
Контрольная работа по теме "Преобразование тригонометрических выражений». |
1 |
Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме |
КИМ |
||
Глава VII. Производная. |
1 |
||||||
89 |
19.02 |
Работа над ошибками контрольной работы № 6. Числовые последовательности и их свойства. Предел последовательности. |
1 |
Знать определение числовой последовательности, свойства числовых последовательностей |
|||
90 |
21.02 |
Числовые последовательности и их свойства. Предел последовательности |
1 |
||||
91 |
24.02 |
Предел числовой последовательности. Предел последовательности |
|||||
92 |
25.02 |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии. |
1 |
Знать формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии. Уметь применять ее при решении заданий. |
|||
93 |
26.02 |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии. |
1 |
||||
94 |
28.02 |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии. |
1 |
||||
95 |
3.03 |
Предел функции. |
1 |
Знать теоремы о пределах последовательности. Уметь вычислять пределы функции в точке. Знать определение производной, геометрический и физический ее смысл, алгоритм отыскания производной функции |
видеоурок, http://interneturok.ru |
||
96 |
4.03 |
Предел функции. |
1 |
||||
97 |
5.03 |
Предел функции. |
1 |
||||
98 |
7.03 |
Предел функции. |
1 |
||||
99 |
10.03 |
Определение производной. |
1 |
||||
100 |
11.03 |
Определение производной. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
101 |
12.03 |
Определение производной. |
1 |
||||
102 |
14.03 |
Определение производной. |
1 |
||||
Иметь практические навыки применения формул вычисления производной. |
|||||||
103 |
17.03 |
Диагностическая работа |
1 |
КИМ |
|||
104 |
18.03 |
Работа над ошибками диагностической работы. Вычисление производных. |
1 |
||||
105 |
19.03 |
Вычисление производных. |
1 |
||||
106 |
21.03 |
Вычисление производных. |
1 |
||||
107 |
1.04 |
Уравнение касательной к графику функции. |
1 |
Знать алгоритм составления уравнения касательной. Уметь применять его при решении задач. |
|||
108 |
2.04 |
Уравнение касательной к графику функции. |
1 |
видеоурок, http://interneturok.ru |
|||
109 |
4.04 |
Уравнение касательной к графику функции. |
1 |
||||
110 |
7.04 |
Уравнение касательной к графику функции. |
1 |
||||
111 |
8.04 |
Применение производной для исследования функций. |
1 |
тест, http://interneturok.ru |
|||
112 |
9.04 |
Применение производной для исследования функций. |
1 |
Уметь находить промежутки монотонности функции с помощью производной, применять алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы. |
видеоурок, http://interneturok.ru |
||
113 |
11.04 |
Применение производной для исследования функций. |
1 |
||||
114 |
14.04 |
Применение производной для исследования функций. |
1 |
презентация http://shool-collection.edu.ru |
|||
115 |
15.04 |
Построение графиков функций. |
1 |
Знать основные приемы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции в промежутке. Знать три этапа математического моделирования задач на оптимизацию |
|||
116 |
16.04 |
Построение графиков функций. |
1 |
интерактивный плакат, http://shool-collection.edu.ru |
|||
117 |
18.04 |
Построение графиков функций. |
1 |
||||
118 |
21.04 |
Построение графиков функций. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
119 |
22.04 |
Контрольная работа по теме «Определение производной и ее вычисления». |
1 |
КИМ |
|||
120 |
23.04 |
Работа над ошибками контрольной работы. Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. |
1 |
Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. Иметь навыки по применению схемы исследования функций с помощью производной и построения графиков
|
|||
121 |
25.04 |
Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. |
1 |
||||
122 |
28.04 |
Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. |
1 |
||||
123 |
29.04 |
Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. |
1 |
||||
124 |
30.04 |
Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. |
1 |
Вырабатывают навыки решения задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. |
|||
125 |
2.05 |
Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. |
1 |
видеоурок, http://interneturok.ru |
|||
Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. |
1 |
||||||
126 |
5.05 |
Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. |
1 |
||||
127 |
6.05 |
Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. |
1 |
тренажер, http://interneturok.ru |
|||
128 |
7.05 |
Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. |
1 |
||||
129 |
9.05 |
Диагностическая работа |
1 |
КИМ |
|||
Повторение |
11 |
||||||
130 |
12.05 |
Повторение по теме « Числовые функции». |
1 |
презентация http://shool-collection.edu.ru |
|||
131 |
13.05 |
Повторение по теме « Числовые функции». |
1 |
||||
132 |
14.05 |
Повторение по теме «Тригонометрические функции». |
1 |
||||
133 |
16.05 |
Повторение по теме «Тригонометрические функции». |
1 |
||||
134 |
19.05 |
Повторение по теме «Преобразования тригонометрических выражений». |
1 |
||||
135 |
20.05 |
Повторение по теме «Преобразования тригонометрических выражений». |
7 |
||||
136 |
21.05 |
Повторение по теме «Производная». |
1 |
||||
137 |
23.05 |
Повторение по теме «Производная». |
1 |
||||
138 |
26.05 |
Диагностическая работа. |
1 |
КИМ |
|||
139 |
27.05 |
Работа над ошибками диагностической работы. Урок-повторение ранее изученного материала "Функции". |
1 |
||||
140 |
28.05 |
Итоговое повторение |
1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. |
1.Мордкович А. Г., Семенов П. В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень) 10-11кл. М.: Мнемозина. 2013. 2.А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа, 10-11. Часть 2. Задачник. М.: Мнемозина. 2014. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-практические издания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д |
1.Л. А. Александрова. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Самостоятельные работы/ под ред. А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина 2009 г.; 2.В. И. Глизбург. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Контрольные работы. Базовый уровень/под ред. А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина 2009 г.; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-наглядные издания и пособия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-методические пособия |
А. Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. Методическое пособие для учителя. М.: Мнемозина 2009 г. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы (базовый уровень) : методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — М. : Мнемозина, 2010. — 202 с |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. |
Справочник школьника по математике. 5-11 классы. - Маслова Т.Н., Суходский А.М. 2008г |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудио- и видео приложения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) |
Интерактивные наглядные пособия. http://shool-collection.edu.ru математический справочник. |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия |
|
Компьютерные и ИКТ средства |
Персональный компьютер HP ProBook4545s |
Технические средства обучения |
Мультимедиапроектор Epson |
Демонстрационные пособия |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
Учебные игры |
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя |
1.Чернокнижникова Л.М. Нестандартные уроки. Математика. 5-10 класс: Учебно- методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010. - 112 с. |
Литература, рекомендованная для учащихся |
Л.А. Александрова Алгебра и начала анализа. 10 кл. : Самостоятельные работы : Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / М. : Мнемозина, 2010. Алгебра. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Учебно –методическое пособие – М; НИИ школьных технологий. 2008. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. П.И Алтынов. М.:Дрофа. ЕГЭ -2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под редакцией А.Л Семёнова, И.В.Ященко. – М. Национальное образование. |
Дополнительная литература |
1.К.А. Краснянская, Л.В.Кухнецова. Оценка математической подготовки школьников. Москва. Просвещение. 1995. 2.Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. М.: Просвещение, 1990 |