12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шамукаев Салай Милаевич1017 Россия, Башкирская респ., Бирск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО учителей математики ______________ /Юлова В.Д./ 30 августа 2016 года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /Плотникова И.В./ 30 августа 2016года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ /Резнов В.В./ Приказ № 189-К от 30 августа 2016 г. |
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса на 2016-2017 учебный год Составил учитель математики Шамукаев Салай Милаевич | ||
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово Протокол № 1 от 29 августа 2016 года Руководитель ШМО __________/Аликова Н. А. / |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089) -Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; -Приказ № 107-К от 10.04.2016 г. МБОУ СОШ с. Старопетрово о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2016-2017 учебном году; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово; -Учебный план среднего (полного) общего образования для 10-11 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2016-2017 учебный год. Приказ №185-К от 30.08.2016г; -Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ С. Старопетрово на 2016-2017 учебный год. Приказ №184-К от 30.08.2016г; -Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками МБОУ СОШ с. Старопетрово. Приказ №189-К от 30.08.2016г. |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания | - Примерная программа среднего(полного) общего образования по математике X-XI классы - - Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.- сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. М.: Мнемозина, 2013. |
Сведения об УМК | Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Алгебра и начала анализа.10-11 классы. В 2-х частях. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ А.Г. Мордкович – Мнемозина, 2013. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. В 2-х частях. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ [А.Г. Мордкович и др.] под редакцией А.Г.Мордковича. – Мнемозина, 2013 |
Цель и задачи учебного предмета | Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: - формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; - развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности; - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; - воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике как к части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного процесса. |
Общая характеристика учебного предмета | Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике представляет собой комплекс знаний по содержательным линиям: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа» В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи: - систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач; - расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей; - развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления; |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием рациональных способов деятельности, с интеллектуальным развитием человека, духовная — формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность: человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связаны с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и в воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования | Представленная программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2014-2015 учебный год предусматривает изучение алгебры и начал анализа в 10 классе в объеме 140 часов из расчета 4 часа в неделю. |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
Изучение математики в средней школе направлено на достижение следующих результатов: 1) в направлении личностного развития воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование ценностного отношения к культурному наследию Республики Башкортостан. развитие способности к абстрактному мышлению; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; 2) в метапредметном направлении формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 3) в предметном направлении овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами предмета «Математика». Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач. Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.). Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей. Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и крит критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др. |
Предпочтительные формы контроля | Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, домашние работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах). Объектом итоговой оценки достижений учащихся 8 класса в овладении курса алгебры являются предметные результаты обучения. |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем | Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета | Содержание программы Числовые функции (9ч) Определение числовой функции, способы ее задания, свойства функций. Периодические и обратные функции. Тригонометрические функции (34 ч) Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические функции углового аргумента, их свойства и графики. Сжатие и растяжение графиков тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения и неравенства (20ч) Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной, разложение на множители, однородные тригонометрические уравнения. Преобразование тригонометрических выражений (25 ч) Формулы сложения, приведения, двойного аргумента, понижения степени. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. Методы решения тригонометрических уравнений (продолжение). Производная (41 ч) Определение числовой последовательности и способы ее задания. Свойства числовых последовательностей. Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательностей. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции. Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Алгоритм отыскания производной. Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Понятие производной n-го порядка. Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции. Уравнение касательной к графику функции. Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y = f(x). Применение производной для доказательства тождеств и неравенств. Построение графиков функций. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке. Задачи на оптимизацию. Повторение (11 ч) | ||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ |
| ||||||||||||||||||||||||
Особенности класса | Общеобразовательный | ||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование | Авторская программа предусматривает изучение алгебры и начал анализа в 10 классе на базовом уровне из расчета 3 часа в неделю (всего -102 ч). Согласно образовательной программе и учебного плана на 2014-15 уч. год МБОУ СОШ с. Старопетрово на изучение алгебры и начал анализа отводится 4 часа в неделю в объеме 140 часов в год. Поэтому в авторскую программу внесены следующие изменения. Добавлено всего 38 часов, из них на изучение раздела по теме: «Числовые функции» - 1 час, «Тригонометрические функции» - 7 часов, «Тригонометрические уравнения» - 10 часов, «Преобразование тригонометрических выражений» - 10 часов, «Производная» - 10 часов. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся | В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен: знать/понимать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира; Алгебра уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; Функции и графики уметь • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; • строить графики изученных функций; • описывать по графику и в простейших случаях по формуле1 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков; Начала математического анализа уметь • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы; • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения; Уравнения и неравенства уметь решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; составлять уравнения и неравенства по условию задачи; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей. |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Основные направления и цели: оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки). Оценка метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Результат (продукт) проектной деятельности: а) письменная работа (реферат, отчёт о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. Осуществляется в процессе устных ответов обучающихся, проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Оценка предметных результатов представляет собой уровневую оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам; Базовый уровень - оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»); Повышенный уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»); Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Уровни достижений ниже базового: • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала) Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки) Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится в следующих случаях: ответ на вопрос не дан.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике); имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится в следующих случаях: ответ на вопрос не дан.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки: незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики; неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них; равнозначные им ошибки; вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки. К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; неточность графика; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочетами являются: нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. |
Календарно-тематический план.
№ урока п/п | Дата проведения | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Наглядные пособия, технические средства, оборудование | Примечание | |
План | Факт | ||||||
Глава I. Числовые функции. | 10 | ||||||
1 | 2.09 | Числовые функции. Определение числовой функции. Способы ее задания. | 1 | Знать понятие функции и другие функциональные терминологии. - находить наибольшее и наименьшее значения функции; - строить периодические функции. Знать определение обратной функции. Уметь находить обратную функцию и строить ее график. | |||
2 | 3.09 | Определение числовой функции. Способы ее задания. | 1 | ||||
3 | 4.09 | Определение числовой функции. Способы ее задания. | 1 | ||||
4 | 6.09 | Свойства функции. | 1 | ||||
5 | 9.09 | Свойства функции. | 1 | ||||
6 | 10.09 | Периодические функции. | 1 | видеоурок, http://interneturok.ru | |||
7 | 11.09. | Обратная функция. | 1 | ||||
8 | 13.09 | Обратная функция. | 1 | ||||
9 | 16.09 | Обратная функция. | 1 | ||||
10 | 17.09 | Контрольная работа №1. «Числовые функции». | 1 | ||||
Глава II. Тригонометрические функции. | 33 | ||||||
11 | 18.09 | Работа над ошибками контрольной работы №1. Числовая окружность. | 1 | Знать определение числовой окружности, длины окружности ее дуги. | |||
12 | 20.09 | Числовая окружность. | 1 | ||||
13 | 23.09 | Числовая окружность | 1 | ||||
14 | 24.09 | Числовая окружность на координатной плоскости. | 1 | Знать вид числовой окружности в декартовой системе координат. Уметь находить абсциссу и ординаты точек на окружности. | |||
15 | 25.09 | Числовая окружность на координатной плоскости. | 1 | ||||
16 | 26.09 | Числовая окружность на координатной плоскости. | 1 | ||||
17 | 28.09 | Синус и косинус. | 1 | Знать определение синуса и косинуса числового ар гумента, свойства синуса и косинуса. Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Знать определение тангенса и котангенса числового аргумента. | |||
18 | 30.09 | Синус и косинус. | 1 | ||||
19 | 1.10 | Тангенс и котангенс. | 1 | видеоурок, http://interneturok.ru | |||
20 | 2.10 | Тангенс и котангенс. | 1 | ||||
21 | 4.10 | Тангенс и котангенс. | 1 | ||||
22 | 7.10 | Тригонометрические функции числового аргумента. | 1 | Знать определение тригонометрических функций числового аргумента, соотношения между этими функциями. Знать определение радиана. Уметь производить переход от градусной меры к радианной и наоборот. Знать свойства функции y=sinx. | презентация | ||
http://shool-collection.edu.ru | |||||||
23 | 8.10 | Тригонометрические функции числового аргумента. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
24 | 9.10 | Тригонометрические функции углового аргумента. | 1 | ||||
25 | 11.10 | Тригонометрические функции углового аргумента. | |||||
26 | 14.10 | Тригонометрические функции углового аргумента. | 1 | видеоурок, http://interneturok.ru | |||
27 | 15.10 | Формулы приведения. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
28 | 16.10 | Формулы приведения. | 1 | ||||
29 | 18.10 | Формулы приведения. | 1 | ||||
30 | 21.10 | Диагностическая работа. | 1 | КИМ | |||
31 | 22.10 | Работа над ошибками диагностической работы. Функция y = sin x, ее свойства и график. | 1 | Уметь строить график функции y = sin x. Знать свойства функции y=cosx. Уметь строить график функции y = cos x. | |||
32 | 23.10 | Функция y = sin x, ее свойства и график. | 1 | ||||
33 | 25.10 | Функция y = sin x, ее свойства и график | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
34 | 28.10 | Функция y = cos x, ее свойства и график | 1 | ||||
35 | 29.10 | Работа над ошибками диагностической работы. Функция y = cos x, ее свойства и график. | 1 | видеоурок, http://interneturok.ru | |||
36 | 30.10 | Функция y = cos x, ее свойства и график. | 1 | ||||
37 | 5.11 | Функция y = cos x, ее свойства и график. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
38 | 6.11 | Периодичность функций у=sin х, у= cos x | 1 | Знают периоды функций у=sin х, у= cos x, решают задачи и упражнения на нахождение периодов . | |||
39 | 8.11 | Периодичность функций у=sin х, у= cos x | 1 | видеоурок, http://interneturok.ru | |||
40 | 11.11 | Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. | 1 | Знать свойства функции y = tg x, y = ctg x. Строят графики функций y = tg x, y = ctg x | тест, http://interneturok.ru | ||
41 | 12.11 | Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. | 1 | ||||
42 | 13.11 | Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. | 1 | ||||
43 | 15.11 | Контрольная работа «Тригонометрические функции». | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. | КИМ | ||
Глава IV. Тригонометрические уравнения | 20 | ||||||
44 | 18.11 | Работа над ошибками контрольной работы. Арккосинус. Решение уравнения cos t= a | 1 | Знать определение арккосинуса. Уметь решать уравнение вида cost=a. Иметь навыки по решению уравнений вида cost=a, а также при решении тригонометрических неравенств cost>a, cost | видеоурок, http://interneturok.ru | ||
45 | 19.11 | Арккосинус. Решение уравнения cos t= a | 1 | ||||
46 | 20.11 | Арккосинус. Решение уравнения cos t= a | 1 | тест, http://interneturok.ru | |||
47 | 22.11 | Арккосинус. Решение уравнения cos t= a | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
48 | 25.11 | Административная контрольная работа. | 1 | КИМ | |||
49 | 26.11 | Работа над ошибками административной контрольной работы. Арксинус. Решение уравнения sin t=a | 1 | Знать определение арккосинуса. Уметь решать уравнение вида sint=a. Иметь навыки по решению уравнений вида sint=a, а также при решении тригонометрических неравенств sint>a, sint | презентация http://shool-collection.edu.ru | ||
50 | 27.11 | Арксинус. Решение уравнения sin t=a | 1 | ||||
51 | 29.11 | Арксинус. Решение уравнения sin t=a | 1 | ||||
52 | 2.12 |
Арксинус. Решение уравнения sin t=a | 1 | ||||
53 | 3.12 | Арксинус. Решение уравнения sin t=a | 1 | ||||
54 | 4.12 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. | 1 | Усваивают понятия арктангеса и арккотангенса. Решают уравнения вида tg x=a, ctgx=a. | видеоурок, http://interneturok.ru | ||
55 | 6.12 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. | 1 | ||||
56 | 9.12 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
57 | 10.12 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. | 1 | ||||
58 | 11.12 | Тригонометрические уравнения. | 1 | Знать методы решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной, разложение на множители, однородные тригонометрические уравнения. Уметь решать тригонометрические уравнения различными способами. | презентация http://shool-collection.edu.ru | ||
59 | 13.12 | Тригонометрические уравнения. | |||||
60 | 16.12 | Тригонометрические уравнения. | 1 | ||||
61 | 17.12 | Тригонометрические уравнения. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
62 | 18.12 | Тригонометрические уравнения. | 1 | ||||
63 | 20.12 | Диагностическая работа | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. | КИМ | ||
Глава V. Преобразование тригонометрических выражений. | 21 | ||||||
64 | 23.12 | Работа над ошибками диагностической работы. Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 1 | Знать формулы для вычисления синуса суммы и разности, косинуса суммы и разности. Уметь применять их, выполняя тригонометрические преобразования. | |||
65 | 24.12 | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 1 | ||||
66 | 25.12 | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 1 | ||||
67 | 27.12 | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 1 | ||||
68 | 30.12 | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | |||||
69 | 15.01 | Тангенс суммы и разности аргументов. | 1 | Знать формулы тангенса суммы и разности аргументов. Уметь применять их на практике. | презентация http://shool-collection.edu.ru | ||
70 | 17.01 | Тангенс суммы и разности аргументов. | 1 | тест, http://interneturok.ru | |||
71 | 20.01 | Тангенс суммы и разности аргументов | 1 | ||||
72 | 21.01 | Тангенс суммы и разности аргументов | 1 | ||||
73 | 22.01 | Формулы двойного аргумента. | 1 | Знать формулы двойного аргумента, формулы понижения степени. | |||
74 | 24.01 | Формулы двойного аргумента. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
75 | 27.01 | Формулы двойного аргумента. | 1 | ||||
76 | 28.01 | Формулы двойного аргумента. | 1 | интерактивный плакат, http://shool-collection.edu.ru | |||
77 | 29.01 | Формулы двойного аргумента. | 1 | ||||
78 | 31.01 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | Знать формулы по преобразованию сумм тригонометрических функций в произведения. Уметь их использовать в тригонометрических преобразованиях. | |||
79 | 3.02 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | ||||
80 | 4.02 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
81 | 5.02 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | ||||
82 | 7.02 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | ||||
83 | 10.02 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | ||||
84 | 11.02 | Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. | 1 | Знать формулы по преобразованию произведения тригонометрических функций в сумму. Уметь их использовать в тригонометрических преобразованиях. | |||
85 | 12.02 | Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. | 1 | ||||
86 | 14.02 | Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. | 1 | ||||
87 | 17.02 | Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. | 1 | видеоурок, http://interneturok.ru | |||
88 | 18.02 | Контрольная работа по теме "Преобразование тригонометрических выражений». | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме | КИМ | ||
Глава VII. Производная. | 1 | ||||||
89 | 19.02 | Работа над ошибками контрольной работы № 6. Числовые последовательности и их свойства. Предел последовательности. | 1 | Знать определение числовой последовательности, свойства числовых последовательностей | |||
90 | 21.02 | Числовые последовательности и их свойства. Предел последовательности | 1 | ||||
91 | 24.02 | Предел числовой последовательности. Предел последовательности | |||||
92 | 25.02 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | 1 | Знать формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии. Уметь применять ее при решении заданий. | |||
93 | 26.02 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | 1 | ||||
94 | 28.02 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | 1 | ||||
95 | 3.03 | Предел функции. | 1 | Знать теоремы о пределах последовательности. Уметь вычислять пределы функции в точке. Знать определение производной, геометрический и физический ее смысл, алгоритм отыскания производной функции | видеоурок, http://interneturok.ru | ||
96 | 4.03 | Предел функции. | 1 | ||||
97 | 5.03 | Предел функции. | 1 | ||||
98 | 7.03 | Предел функции. | 1 | ||||
99 | 10.03 | Определение производной. | 1 | ||||
100 | 11.03 | Определение производной. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
101 | 12.03 | Определение производной. | 1 | ||||
102 | 14.03 | Определение производной. | 1 | ||||
Иметь практические навыки применения формул вычисления производной. | |||||||
103 | 17.03 | Диагностическая работа | 1 | КИМ | |||
104 | 18.03 | Работа над ошибками диагностической работы. Вычисление производных. | 1 | ||||
105 | 19.03 | Вычисление производных. | 1 | ||||
106 | 21.03 | Вычисление производных. | 1 | ||||
107 | 1.04 | Уравнение касательной к графику функции. | 1 | Знать алгоритм составления уравнения касательной. Уметь применять его при решении задач. | |||
108 | 2.04 | Уравнение касательной к графику функции. | 1 | видеоурок, http://interneturok.ru | |||
109 | 4.04 | Уравнение касательной к графику функции. | 1 | ||||
110 | 7.04 | Уравнение касательной к графику функции. | 1 | ||||
111 | 8.04 | Применение производной для исследования функций. | 1 | тест, http://interneturok.ru | |||
112 | 9.04 | Применение производной для исследования функций. | 1 | Уметь находить промежутки монотонности функции с помощью производной, применять алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы. | видеоурок, http://interneturok.ru | ||
113 | 11.04 | Применение производной для исследования функций. | 1 | ||||
114 | 14.04 | Применение производной для исследования функций. | 1 | презентация http://shool-collection.edu.ru | |||
115 | 15.04 | Построение графиков функций. | 1 | Знать основные приемы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции в промежутке. Знать три этапа математического моделирования задач на оптимизацию | |||
116 | 16.04 | Построение графиков функций. | 1 | интерактивный плакат, http://shool-collection.edu.ru | |||
117 | 18.04 | Построение графиков функций. | 1 | ||||
118 | 21.04 | Построение графиков функций. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
119 | 22.04 | Контрольная работа по теме «Определение производной и ее вычисления». | 1 | КИМ | |||
120 | 23.04 | Работа над ошибками контрольной работы. Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. Иметь навыки по применению схемы исследования функций с помощью производной и построения графиков
| |||
121 | 25.04 | Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. | 1 | ||||
122 | 28.04 | Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. | 1 | ||||
123 | 29.04 | Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. | 1 | ||||
124 | 30.04 | Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. | 1 | Вырабатывают навыки решения задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. | |||
125 | 2.05 | Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. | 1 | видеоурок, http://interneturok.ru | |||
Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. | 1 | ||||||
126 | 5.05 | Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. | 1 | ||||
127 | 6.05 | Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. | 1 | тренажер, http://interneturok.ru | |||
128 | 7.05 | Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин. | 1 | ||||
129 | 9.05 | Диагностическая работа | 1 | КИМ | |||
Повторение | 11 | ||||||
130 | 12.05 | Повторение по теме « Числовые функции». | 1 | презентация http://shool-collection.edu.ru | |||
131 | 13.05 | Повторение по теме « Числовые функции». | 1 | ||||
132 | 14.05 | Повторение по теме «Тригонометрические функции». | 1 | ||||
133 | 16.05 | Повторение по теме «Тригонометрические функции». | 1 | ||||
134 | 19.05 | Повторение по теме «Преобразования тригонометрических выражений». | 1 | ||||
135 | 20.05 | Повторение по теме «Преобразования тригонометрических выражений». | 7 | ||||
136 | 21.05 | Повторение по теме «Производная». | 1 | ||||
137 | 23.05 | Повторение по теме «Производная». | 1 | ||||
138 | 26.05 | Диагностическая работа. | 1 | КИМ | |||
139 | 27.05 | Работа над ошибками диагностической работы. Урок-повторение ранее изученного материала "Функции". | 1 | ||||
140 | 28.05 | Итоговое повторение | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. | 1.Мордкович А. Г., Семенов П. В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень) 10-11кл. М.: Мнемозина. 2013. 2.А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа, 10-11. Часть 2. Задачник. М.: Мнемозина. 2014. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-практические издания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д | 1.Л. А. Александрова. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Самостоятельные работы/ под ред. А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина 2009 г.; 2.В. И. Глизбург. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Контрольные работы. Базовый уровень/под ред. А. Г. Мордковича. М.: Мнемозина 2009 г.; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-наглядные издания и пособия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-методические пособия | А. Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. Методическое пособие для учителя. М.: Мнемозина 2009 г. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы (базовый уровень) : методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — М. : Мнемозина, 2010. — 202 с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. | Справочник школьника по математике. 5-11 классы. - Маслова Т.Н., Суходский А.М. 2008г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудио- и видео приложения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) |
Интерактивные наглядные пособия. математический справочник. |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия | |
Компьютерные и ИКТ средства | Персональный компьютер HP ProBook4545s |
Технические средства обучения | Мультимедиапроектор Epson |
Демонстрационные пособия | |
Экранно-звуковые пособия | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Учебные игры |
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя | 1.Чернокнижникова Л.М. Нестандартные уроки. Математика. 5-10 класс: Учебно- методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010. - 112 с. |
Литература, рекомендованная для учащихся | Л.А. Александрова Алгебра и начала анализа. 10 кл. : Самостоятельные работы : Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / М. : Мнемозина, 2010. Алгебра. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Учебно –методическое пособие – М; НИИ школьных технологий. 2008. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. П.И Алтынов. М.:Дрофа. ЕГЭ -2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под редакцией А.Л Семёнова, И.В.Ященко. – М. Национальное образование. |
Дополнительная литература | 1.К.А. Краснянская, Л.В.Кухнецова. Оценка математической подготовки школьников. Москва. Просвещение. 1995. 2.Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. М.: Просвещение, 1990 |