Технологическая карта урока по физике в 8 классе «Электрическая цепь и ее составные части»

8
2
Материал опубликован 12 July 2017 в группе

Ефимова Любовь Юрьевна

План-конструктор урока (технологическая карта) по физике

в 8 классе УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока

Электрическая цепь и её составные части

Тип урока:

 изучение нового материала

Цели и задачи урока

Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения.

Задачи урока:

а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование умений чертить схемы и графы, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: 

репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации  познавательной деятельности 

 коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: 

учебник, лабораторное оборудование, учебник, домино «Состав электрической цепи», задачник В.И. Лукашика..

Этап урока. Основной методический прием

Время (t)

План урока

Основные реализуемые учебные действия учащихся на каждом этапе

Форма работы

Формируемые универсальные учебные действия

Формируемые планируемые результаты освоения программы по предмету

 

Приветствие.

2 мин

Организационный момент.

Приветствие учащихся, сообщение темы и цели урока.

«Сегодня цель нашего урока рассмотреть состав электрической цепи, определить назначение каждой ее части, а также выяснить роль источника тока в цепи».

Познавательные

Отвечают на приветствие учителя.

Записывают тему. Коммуникативные Взаимодействие с учителем

Регулятивная Целеполагание

Фронталь-ная

Познавательные

Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные Взаимодействие с учителем

Регулятивная Умение настраиваться на занятие

Предметными планируемыми результатами изучения курса является формирование следующих умений (необходимый уровень):

 

знать/понимать

смысл понятий: электрический заряд, электрическое поле, проводник, электрическая цепь и схема

смысл физических величин: электрический заряд

Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле - цепь должна быть замкнута.

Электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с.

2.

Повторение пройденного с помощью фронтального опроса

4мин

Актуализация знаний.

Что такое электрический ток?

Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток?

Где создается электрическое поле?

Какая работа совершается в источнике тока?

Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?

Какие источники тока вы знаете ещё?

Сколько полюсов у источника тока? Какие?

Познавательные

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Регулятивная

Контроль правильности ответов обучающихся Развитие регуляции учебной деятельности

Фронталь-ная

Познавательные

Осуществление актуализации с предыдущего урока Коммуникативные

Взаимодействие с учителем.

Регулятивная

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Регуляция учебной деятельности

3. Введение в тему с помощью постановки проблемы через эвристическую беседу и демонстрационный эксперимент.

6 мин

Изучение новых знаний и способов деятельности

Переход опроса в эвристическую беседу.

Итак, у меня есть квадратная батарейка и лампочка.

-Посмотрите на лампочку, в ней есть сейчас электрический ток?

-А, что надо сделать, чтобы лампочка загорелась?

-Т.е. нужно через нее пропустить ток.

-Как же соединить лампочку с батарейкой?

-Внимание на лампочку.

(Учитель присоединяет одним проводом лампочку с батарейкой. – можно вызвать ассистента из класса )

-Лампочка горит?

-Что же нужно нам сделать, чтобы ток потек по проводнику?

-Зачем у лампочки второй контакт, к чему его можно присоединить?

У источника есть и второй полюс.

(Учитель или ассистент соединяет

верно, лампочка загорелась)

- Что наблюдаете?

- Устройства которые мы с вами соединили, образовали электрическую цепь.

Открытие нового знания.

-Итак, что будет, если я разомкну цепь?

Учитель отсоединяет один конец провода от источника - лампочка гаснет.

-А теперь снова замкну (лампочка загорается.)

- Ребята, откройте правило, какое же условие должно выполняться, чтобы ток существовал в проводнике?

-А как же так, мы только замкнули цепь, а лампочка уже загорелась?

Оказывается, электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с.

Познавательные

Слушание учителя.

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Отвечают на вопросы учителя, Выдвигают предположения

- Нет, т.к. не горит

- Подключить к батарейке.

- Проводами

-Нет

Выдвигают предположения, приходят к правильной версии.

-Лампочка горит

-Лампочка погаснет

Установление причинно-следственных связей.

- Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле - цепь должна быть замкнута.

Записывают.

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем

Регулятивная Контроль правильности ответов обучающихся.

Фронталь-ная

Познавательные

Компетенция обучающихся в области физики.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, строить речевое высказывание.

умения наблюдать, делать выводы.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры

Коммуникативные

Слушание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивная

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

4. Конспектирование записей в тетради и чертеж графа.

4мин

Запишите: «Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью». Разберем цепь по составу.

1. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями.

- Приведите примеры потребителей… в классе… дома…

2. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов 3.

4. Замыкающее устройство (выключатель, ключ)

Начертим граф, отображающий состав цепи

электрическая цепь

потребители

(лампа) выключатель(ключ)

источник тока

соед. провода

Познавательные

Слушают учителя. Записывают.

Называют примеры из жизни

Чертят схему в тетрадь

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем

Регулятивная

Развитие регуляции учебной деятельности

Индивид-уальная

Познавательные

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Коммуникативные

Слушание учителя

Регулятивная

Регуляция учебной деятельности.

Состав электрической цепи:

Потребители

Источник тока

Ключ

Соединитель-ные провода

5. Работа с учебником.

5мин

- А теперь добавим в нашу цепь ключ. Можете быстро срисовать ее в тетради.

-Нет. Вот поэтому для элементов цепи придумали специальные условные обозначения.

-Откройте учебники стр. 79 и посмотрите рис. 48.

Начертим схему нашей цепи. (карандашом и по линейке).

А теперь перечертите пожалуйста в тетради все обозначения из учебника. Ваша задача их выучить, ведь и с их помощью вы будите чертить схемы.

Познавательные

Отвечают на вопрсы учителя.

У большинства отрицательный ответ

Чертят схему

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем

Регулятивная

Развитие регуляции учебной деятельности

Индиви-дуальная

Познавательные

Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные

Слушание учителя

Регулятивная

Регуляция учебной деятельности.

Специальные условные обозначения элементов цепи.

6. Повторение пройденного в форме игры в домино.

7 мин

4.Первичная проверка понимания изученного

«А чтобы вам было легко запомнить, то я вам предлагаю поиграть в домино по данной теме». На 12 карточках с одной стороны изображен элемент цепи, с другой записано название другого элемента цепи. Необходимо найти подходящие карточки и совместить изображение с названием.

Познавательные

Игровая деятельность пользуясь таблицей учебника или записями в тетради соединить карточки.

Коммуникативные

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Регулятивная

Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов.

Парная или Групповая по 3-4 человека

Познавательные

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Отвечают на вопросы

Коммуникативные

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Регулятивная

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

 

7. Закрепление материала с помощью решения задач.

10мин

5. Первичное закрепление

- Кто уже запомнил обозначения и готов применять знания на практике, будем чертить схемы из задачника В.И. Лукашика. № 1242 (1007), 1243 (1008), 1245-1247 (1010-1012), 1254 (1019)

Познавательные

Решение задач

Регулятивная

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Индиви-дуальная

Познавательные. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Регулятивная

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Осуществление самоконтроля.

 

8. Обсуждение домашнего задания

2 мин.

6.Домашнее задание

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению § 33, упр.13(№5); по желанию упр.13(№3)

Познавательные

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем

Регулятивная

Развитие регуляции учебной деятельности

Фронталь-ная

Познавательные

Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные

Слушание учителя

Регулятивная

Регуляция учебной деятельности.

 

9. Подведение итогов

4 мин.

7. Подведение итогов занятия

1) Направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока?

2) От какого полюса источника тока к какому принято считать за положительное направление тока?

3) Оценки за работу на уроке.

Познавательные

Отвечают на вопрос учителя

-положительных

от + к –

Коммуникативные

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Регулятивная

Контроль правильности ответов обучающихся

Фронталь-ная

Познавательные

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные

Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивная

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

 

 

Приложение 1. ДОМИНО по теме «Электрическая цепь и её составные части».

Ключ   Электрический звонок

Электрическая лампочка

 

Батарея гальваническихэлементов

Предохранитель

 

Амперметр

Гальванический элемент

 

Пересечение проводов

Резистор  

Соединение проводов

Нагревательный элемент

  Вольтметр

Самоанализ урока.

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные УУД:

средний уровень (ответ при актуализации темы после наводящих вопросов);

высокий уровень (дети самостоятельно открыли, что цепь должна быть замкнута).

1.Не все представляют движение тока в проводнике

2. Не чертят схемы карандашом по линейке.

3. Долго записывают конспекты.

4. Долго перечерчивают в тетрадь условные обозначения или не перечерчивают вообще.

1.Провести аналогию с движением жидкости по трубе или движением строя маленьких человечков.

2. Опросить успешных учащихся.

3. Иметь на учительском столе карандаши и линейки.

4.Разрешить не перечерчивать обозначения, а рассмотреть в учебнике и перейти к игре, а в домашнее задание включить перенесение элементов цепи в тетрадь, либо распечатать обозначения и раздать для вклеивания в тетрадь.

Стадия Содержания

Познавательные УУД:

средний уровень (опираются на опыт товарищей);

высокий уровень (проявляют инициативу при изложении и структурировании информации, выходят ассистентами к доске).

Коммуникативные УУД:

высокий уровень (обращаются за помощью к учителю или товарищу).

1.Ученики пишут медленно, часто переспрашивают.

2. Не сразу все успели воспринять некоторые причинно- следственные связи.

1.Визуализация материала при помощи презентации.

2.Подготовить слайды с определениями основных понятий темы.

Стадия Рефлексии

Познавательные УУД:

средний уровень (формулирование выводов с подсказки учителя);

высокий уровень (самостоятельное выполнение задания).

Коммуникативные УУД:

средний уровень (формулируют выводы с поддержки учителя);

высокий уровень (активное общение при формулировании в группах, поиск в учебнике, обращение к учителю с вопросами).

Некоторые ученики играли в домино, подглядывая в тетрадь или учебник.

Некоторые учащиеся предпочли играть и к задачам не приступили.

1. Дать время на следующем уроке поиграть в домино еще или пригласить после уроков.

2 .Включить в домашнее задание задачи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо. Видно, что будет результат от такого урока

13 July 2017

Спасибо. Мне очень важно ваше мнение. Я на уроках часто во что-нибудь играю. От этого действительно есть толк.

18 July 2017

Похожие публикации