12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Любовь55 Россия, Красноярский край, Красноярск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока по физике в 8 классе «Электрическая цепь и ее составные части»
Ефимова Любовь Юрьевна | План-конструктор урока (технологическая карта) по физике в 8 классе УМК: Пёрышкин А. В. | |||||
Тема урока Электрическая цепь и её составные части | ||||||
Тип урока: изучение нового материала | ||||||
Цели и задачи урока | Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения. Задачи урока: а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование умений чертить схемы и графы, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат). б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат). в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат). | |||||
Методы обучения: | репродуктивный, проблемный, эвристический. | |||||
Формы организации познавательной деятельности | коллективная, индивидуальная, групповая. | |||||
Средства обучения: | учебник, лабораторное оборудование, учебник, домино «Состав электрической цепи», задачник В.И. Лукашика.. | |||||
Этап урока. Основной методический прием | Время (t) | План урока | Основные реализуемые учебные действия учащихся на каждом этапе | Форма работы | Формируемые универсальные учебные действия | Формируемые планируемые результаты освоения программы по предмету |
Приветствие. | 2 мин | Организационный момент. Приветствие учащихся, сообщение темы и цели урока. «Сегодня цель нашего урока рассмотреть состав электрической цепи, определить назначение каждой ее части, а также выяснить роль источника тока в цепи». | Познавательные Отвечают на приветствие учителя. Записывают тему. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Целеполагание | Фронталь-ная | Познавательные Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Умение настраиваться на занятие | Предметными планируемыми результатами изучения курса является формирование следующих умений (необходимый уровень):
знать/понимать • смысл понятий: электрический заряд, электрическое поле, проводник, электрическая цепь и схема •смысл физических величин: электрический заряд Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле - цепь должна быть замкнута. Электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с. |
2. Повторение пройденного с помощью фронтального опроса | 4мин | Актуализация знаний. Что такое электрический ток? Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток? Где создается электрическое поле? Какая работа совершается в источнике тока? Какие превращения энергии происходят внутри источника тока? Какие источники тока вы знаете ещё? Сколько полюсов у источника тока? Какие? | Познавательные Отвечают на вопросы учителя Коммуникативные Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Регулятивная Контроль правильности ответов обучающихся Развитие регуляции учебной деятельности | Фронталь-ная | Познавательные Осуществление актуализации с предыдущего урока Коммуникативные Взаимодействие с учителем. Регулятивная Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Регуляция учебной деятельности | |
3. Введение в тему с помощью постановки проблемы через эвристическую беседу и демонстрационный эксперимент. | 6 мин | Изучение новых знаний и способов деятельности Переход опроса в эвристическую беседу. Итак, у меня есть квадратная батарейка и лампочка. -Посмотрите на лампочку, в ней есть сейчас электрический ток? -А, что надо сделать, чтобы лампочка загорелась? -Т.е. нужно через нее пропустить ток. -Как же соединить лампочку с батарейкой? -Внимание на лампочку. (Учитель присоединяет одним проводом лампочку с батарейкой. – можно вызвать ассистента из класса ) -Лампочка горит? -Что же нужно нам сделать, чтобы ток потек по проводнику? -Зачем у лампочки второй контакт, к чему его можно присоединить? У источника есть и второй полюс. (Учитель или ассистент соединяет верно, лампочка загорелась) - Что наблюдаете? - Устройства которые мы с вами соединили, образовали электрическую цепь. Открытие нового знания. -Итак, что будет, если я разомкну цепь? Учитель отсоединяет один конец провода от источника - лампочка гаснет. -А теперь снова замкну (лампочка загорается.) - Ребята, откройте правило, какое же условие должно выполняться, чтобы ток существовал в проводнике? -А как же так, мы только замкнули цепь, а лампочка уже загорелась? Оказывается, электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с. | Познавательные Слушание учителя. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Отвечают на вопросы учителя, Выдвигают предположения - Нет, т.к. не горит - Подключить к батарейке. - Проводами -Нет Выдвигают предположения, приходят к правильной версии. -Лампочка горит -Лампочка погаснет Установление причинно-следственных связей. - Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле - цепь должна быть замкнута. Записывают. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Контроль правильности ответов обучающихся. | Фронталь-ная | Познавательные Компетенция обучающихся в области физики. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, строить речевое высказывание. умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя. Умение Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры Коммуникативные Слушание. Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивная Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | |
4. Конспектирование записей в тетради и чертеж графа. | 4мин | Запишите: «Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью». Разберем цепь по составу. 1. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. - Приведите примеры потребителей… в классе… дома… 2. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов 3. 4. Замыкающее устройство (выключатель, ключ) Начертим граф, отображающий состав цепи электрическая цепь потребители (лампа) выключатель(ключ) источник тока соед. провода | Познавательные Слушают учителя. Записывают. Называют примеры из жизни Чертят схему в тетрадь Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Развитие регуляции учебной деятельности | Индивид-уальная | Познавательные Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Коммуникативные Слушание учителя Регулятивная Регуляция учебной деятельности. | Состав электрической цепи: Потребители Источник тока Ключ Соединитель-ные провода |
5. Работа с учебником. | 5мин | - А теперь добавим в нашу цепь ключ. Можете быстро срисовать ее в тетради. -Нет. Вот поэтому для элементов цепи придумали специальные условные обозначения. -Откройте учебники стр. 79 и посмотрите рис. 48. Начертим схему нашей цепи. (карандашом и по линейке). А теперь перечертите пожалуйста в тетради все обозначения из учебника. Ваша задача их выучить, ведь и с их помощью вы будите чертить схемы. | Познавательные Отвечают на вопрсы учителя. У большинства отрицательный ответ Чертят схему Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Развитие регуляции учебной деятельности | Индиви-дуальная | Познавательные Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные Слушание учителя Регулятивная Регуляция учебной деятельности. | Специальные условные обозначения элементов цепи. |
6. Повторение пройденного в форме игры в домино. | 7 мин | 4.Первичная проверка понимания изученного «А чтобы вам было легко запомнить, то я вам предлагаю поиграть в домино по данной теме». На 12 карточках с одной стороны изображен элемент цепи, с другой записано название другого элемента цепи. Необходимо найти подходящие карточки и совместить изображение с названием. | Познавательные Игровая деятельность пользуясь таблицей учебника или записями в тетради соединить карточки. Коммуникативные Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Регулятивная Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Парная или Групповая по 3-4 человека | Познавательные Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Отвечают на вопросы Коммуникативные Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности Регулятивная Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля | |
7. Закрепление материала с помощью решения задач. | 10мин | 5. Первичное закрепление - Кто уже запомнил обозначения и готов применять знания на практике, будем чертить схемы из задачника В.И. Лукашика. № 1242 (1007), 1243 (1008), 1245-1247 (1010-1012), 1254 (1019) | Познавательные Решение задач Регулятивная Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Индиви-дуальная | Познавательные. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Регулятивная Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Осуществление самоконтроля. | |
8. Обсуждение домашнего задания | 2 мин. | 6.Домашнее задание Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению § 33, упр.13(№5); по желанию упр.13(№3) | Познавательные Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Развитие регуляции учебной деятельности | Фронталь-ная | Познавательные Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные Слушание учителя Регулятивная Регуляция учебной деятельности. | |
9. Подведение итогов | 4 мин. | 7. Подведение итогов занятия 1) Направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока? 2) От какого полюса источника тока к какому принято считать за положительное направление тока? 3) Оценки за работу на уроке. | Познавательные Отвечают на вопрос учителя -положительных от + к – Коммуникативные Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме Регулятивная Контроль правильности ответов обучающихся | Фронталь-ная | Познавательные Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Коммуникативные Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивная Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Приложение 1. ДОМИНО по теме «Электрическая цепь и её составные части».
Ключ | Электрический звонок | |||
Электрическая лампочка | Батарея гальваническихэлементов | |||
Предохранитель | Амперметр | |||
Гальванический элемент | Пересечение проводов | |||
Резистор | Соединение проводов | |||
Нагревательный элемент | Вольтметр |
Самоанализ урока.
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Стадия Вызова | Регулятивные УУД: средний уровень (ответ при актуализации темы после наводящих вопросов); высокий уровень (дети самостоятельно открыли, что цепь должна быть замкнута). | 1.Не все представляют движение тока в проводнике 2. Не чертят схемы карандашом по линейке. 3. Долго записывают конспекты. 4. Долго перечерчивают в тетрадь условные обозначения или не перечерчивают вообще. | 1.Провести аналогию с движением жидкости по трубе или движением строя маленьких человечков. 2. Опросить успешных учащихся. 3. Иметь на учительском столе карандаши и линейки. 4.Разрешить не перечерчивать обозначения, а рассмотреть в учебнике и перейти к игре, а в домашнее задание включить перенесение элементов цепи в тетрадь, либо распечатать обозначения и раздать для вклеивания в тетрадь. |
Стадия Содержания | Познавательные УУД: средний уровень (опираются на опыт товарищей); высокий уровень (проявляют инициативу при изложении и структурировании информации, выходят ассистентами к доске). Коммуникативные УУД: высокий уровень (обращаются за помощью к учителю или товарищу). | 1.Ученики пишут медленно, часто переспрашивают. 2. Не сразу все успели воспринять некоторые причинно- следственные связи. | 1.Визуализация материала при помощи презентации. 2.Подготовить слайды с определениями основных понятий темы. |
Стадия Рефлексии | Познавательные УУД: средний уровень (формулирование выводов с подсказки учителя); высокий уровень (самостоятельное выполнение задания). Коммуникативные УУД: средний уровень (формулируют выводы с поддержки учителя); высокий уровень (активное общение при формулировании в группах, поиск в учебнике, обращение к учителю с вопросами). | Некоторые ученики играли в домино, подглядывая в тетрадь или учебник. Некоторые учащиеся предпочли играть и к задачам не приступили. | 1. Дать время на следующем уроке поиграть в домино еще или пригласить после уроков. 2 .Включить в домашнее задание задачи. |