Статья на тему «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы
В современных реалиях мы наблюдаем значительное изменение роли технического оснащения в жизнедеятельности общественности. Компьютерные и информационные технологии становятся обязательной составляющей современной культуры, различных областей жизни, общественных институтов. Данная ситуация приводит к пересмотру требований к набору компетенций участников трудового процесса. Информационные технологии обеспечивают педагогов-психологов следующими возможностями: систематическое накопление, хранение информации, создание электронной библиотеки (психологическая литература, нормативно-правовая документация). Рассмотрим подробнее направления деятельности педагога-психолога, где необходимо применение технического оснащения: психодиагностика, коррекционно-развивающая работа и психологическое просвещение.
ПСИХОДИАГНОСТИКА. Внедрение компьютеров в психодиагностику реализуется посредством создания автоматизированных версий отдельных методик. Подобные обработчики можно создавать в гугл формах или в программе Microsoft Excel для оптимизации сбора и анализа данных респондентов. В данном случае имеет смысл всегда проверять точность обработки по ключу, анализируя совпадения результатов обработчика на компьютере и ручного подсчета. В своей работе я предпочитаю тестировать небольшие группы детей посредством предъявления им стимульного материала на печатных бланках, однако перед проведением масштабных исследований, где участие принимает более 20 респондентов, я предпочитаю создавать обработчики в программе Microsoft Excel. Сначала создавать обработчики в данной программе было не просто, однако сейчас у меня это не вызывает затруднений. Однако подобные обработчики подходят лишь для количественных тестов, что касается качественных методик, например, проективных тестов, то обработать их в программе Microsoft Excel не представляется возможным. Компьютерная психодиагностика имеет положительные стороны: скорость получения результатов; низкая вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором (психоэмоциональным состоянием педагога-психолога или учащегося, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п.). Однако имеются и отрицательные стороны. Для компьютерной диагностики необходимо наличие у респондентов хотя бы базовых навыков владения компьютером. При долговременном тестировании монотонность вызывает психическое насыщение, утомление и ведет к появлению ошибок.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА. Техническое оснащение необходимо и в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога. Можно выделить следующие направления применения технического оснащения в коррекционно-развивающей работе:
1) для развития познавательных способностей (компьютерные тренажеры и игры, направленные на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления).
2) при работе с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами учащихся: агрессивность, замкнутость, страхи и др.
В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений можно использовать музыкальное сопровождение, которое меняет эмоциональный настрой детей.
В 2017 году я работала психологом в Центре социального обслуживания, для получателей социальных услуг я часто проводила релаксационные тренинги, музыкальным фоном часто были «звуки природы». На практике я часто использую музыкальное сопровождение при проведении тренинга, музыку при этом могу включить как на телефоне, так и на магнитофоне. Музыкальный фон зависит от темы тренинга и может быть спокойным, если необходима релаксация и динамичным, если необходим тонус участников тренинга, например, при тренинге на командообразование.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. Информационно - коммуникационные технологии помогут качественно подготовиться к просветительским беседам и лекториям, для детей, родителей и педагогов, где зачастую применяются презентации, разработанные в программе MicrosoftPowerPoint. Сейчас я работаю педагогом-психологом в сфере дополнительного образования. В своей практике я часто использую презентации различные видеоролики, а также социальную рекламу. Например, в мае 2018 года, я провела занятие, на котором ребята, посещающие хореографическое объединение, узнали историю возникновения психологической службы "Телефон доверия", принципы и режим работы службы, посмотрели социальную рекламу "Мы доверяем", где известные актеры, музыканты, спортсмены поделились своими личными историями в поддержку Детского телефона доверия.
Еще, будучи студентом психологического факультета, я активно использовала техническое оснащение при выступлении на семинарах: презентации MicrosoftPowerPoint на компьютере, колонки. Сейчас я являюсь практикующим психологом, и при проведении тренингов с детьми и подростками зачастую использую компьютер, проектор, колонки. Таким образом, я пришла к выводу, что техническое оснащение существенно облегчает работу педагога-психолога.