Элементы самостоятельной работы как способы формирования soft skills на уроках иностранного языка

0
0
Материал опубликован 11 April

ЭЛЕМЕНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАК СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ *SOFT SKILLS*

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад на МК ДТБТ

преподавателя ИЯ (английский, немецкий)

Наумовой Е.И. 

  Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. Во-первых, совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills или личностными навыками, концепция которых за последние несколько десятилетий стала неотъемлемой частью мирового рынка труда в различных областях. 

Soft skills («гибкие» навыки), как набор социальных навыков, которые помогают обучающимся решать важные задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект - это 85 % успеха в работе по сравнению с 15% Hard skills.

Самой популярной и приоритетной на сегодняшний день является модель «4К», в которой рассмотрены основные ключевые компетенции, необходимые для плодотворной деятельности в современном мире. К ним относятся:

- communication (коммуникация) - способность легко устанавливать контакт, располагать собеседника, умение успешно договариваться, убедительная аргументация своих позиций, преодоление конфликтов, навык грамотно задавать вопросы с целью наиболее полного извлечения информации;

 creativity (креативность) - способность к творческому подходу в своей деятельности, к поиску нестандартных  решений, умение оригинально решать сложные задачи.

- сooperation (сотрудничество) - навык работать в сплоченном коллективе, объединять людей разных характеров;

critical  thinking (критическое мышление) - умение выносить объективные и обоснованные оценки, применять полученные результаты для исправления ошибок в своей деятельности.

Вот soft skills, которые формируются в групповой работе на уроках английского языка:

Communication

В развитии этого навыка у обучающихся помогут role-cards (ролевые карты), тренировка разговоров по телефону (или спиной друг к другу), эмоционально заданные ситуации — типа, «Вас не заселяют в гостиницу 2-ой час, вы устали и т.д».

Teamwork and leadership

Во время обычной работы в команде происходит постоянное распределение ролей  и сильные обучающиеся неизбежно становятся лидерами role-cards. Совместно с другими разбираются  и обсуждаются командные роли, после чего они тянут свою роль и должны ей соответствовать при выполнении задания.

Presentation

Основная проблема в развитии этого навыка в том, что группа не слушает говорящего. В такой ситуации студентам просто не хочется говорить. Чтобы исправить ситуацию, преподаватель в праве давать слушателям дополнительные стимулы, например, голосованием выбирать наиболее перспективный проект, покупать лучший продукт и т.д. В этом случае обучающиеся учатся критически слушать и анализировать остальных, высказывая свое мнение именно на английском языке.

Job interview

Чтобы приблизить job interview на уроках к реальности, студентам предлагается побыть в роли придирчивого и избирательного интервьюера. В этом контексте можно попробовать задавать разные вопросы одинакового содержания для облегчения понимания, составить ряд компрометирующих вопросов, предложить ответ на выбор из ряда вариантов. Можно организовать и командную работу, назначив 2-4 капитанов и дать им задачу: набрать команду для своего проекта (тему проекта определить заранее). Их задача опросить людей, сформировать свою команду и потом ее представить. По данным ряда исследований, именно работа в парах или мини-группе довольно часто является наиболее комфортной для обучаемого формой отработки навыков говорения и развития эмоционального интеллекта,  как одной из важнейших составляющих социальной компетенции.

Time-management

Чтобы помочь обучающимся научиться управлять собственным временем, желательно с помощью таймера ставить жесткие временные рамки для выполнения заданий. Для разнообразия можно назначать ответственного по таймингу в каждой команде.

Customer service & selling

Эти навыки развивать интереснее всего. Можно попросить студентов продать друг другу участок на Луне или слона в Африке; отговорить от покупки или даже уйти к конкуренту (и все это аргументировать). Задание можно усложнить: дать студентам на выбор несколько предметов и обсудить их пользу, при этом выбирать самый полезный и самый бесполезный предмет.

Элементы такой самостоятельной работы требуют определенных усилий со стороны как преподавателя, так и обучающихся, причем не только достаточной языковой подготовки, но и психологической готовности к сотрудничеству. Значительно меняется также функция преподавателя на уроке – это помощник, консультант, репетитор.

Главной задачей обучающихся является уже не простое получение знаний, пополнение своего словарного запаса или совершенствование навыков чтения и перевода текстов, а выработка умения свободно общаться на иностранном языке, взаимодействовать и сотрудничать с другими и работать на общий результат.

К преимуществам проведения групповой работы также можно отнести: воспроизведение реальной ситуации общения; создание эмоционально комфортной атмосферы, способствующей свободному обмену мнениями и активному участию всех студентов в работе на занятиях; перераспределение ролей преподавателя и обучающегося; использование альтернативных методов контроля.

Рассматривая содержание аудиторной самостоятельной работы, следует выделить основные подготовительные этапы, характеризующие выполнение данного вида деятельности:

- тренировочный (основан на повторение грамматического материала, а также изучении новых лексических единиц и их активизации);

- поисковый (самостоятельное выполнение студентами заданий, например, определение истинности или ложности утверждений);

- творческий (анализ тематического материала и подготовка диалогического взаимодействия или монологического высказывания по ситуации в рамках изучаемой темы, используя пройденные грамматические структуры, активную лексику и единицы речевого этикета).

На каждом этапе предполагается активность студентов, которая выражается в индивидуальной, парной или групповой формах работы.

Таким образом, описанные выше коммуникативные способы, включающие в себя элементы социально-психологического тренинга, деловые игры, диспуты, командную работу и др., способствуют формированию у студентов основных личностных компетенций или soft skills на уроках иностранного языка: коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления, весьма необходимые в современном профессиональном мире.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.