Элементы сенсорной интеграции в работе воспитателя дома ребенка
Элементы сенсорной интеграции в работе воспитателя дома ребенка.
Сенсорная интеграция – это процесс обработки сенсорной информации, которую ребенок получает через сенсорные раздражители и выдача обратной реакции на эти раздражители. Нарушение этих процессов приводит к неправильному восприятию поступающей и исходящей информации, т.е. нарушение сенсорной интеграции у детей, что влияет на поведенческие факторы. Происходит нарушение адекватной поведенческой реакции ребенка.
Симптомы нарушения СИ:
Ребенок не может адекватно реагировать на слуховую информацию, тактильно воспринимать окружающее.
Нарушена зрительная система, моторная и вестибулярная функции.
Сложность концентрации внимания и избыточные эмоциональные реакции. Дети быстро меняют деятельность, интересы, отличаются тревожностью или агрессивностью.
Причинами дисфункций СИ являются проблемы во время беременности, длительное нахождение в замкнутом ограниченном пространстве ограничение в возможностях, отсутствие возможности познания окружающего мира через органы чувств. Повреждения головного мозга при ДЦП, синдроме Дауна, синдроме Вильямса.
В дом ребенка из семей обычно поступают дети уже давно лишенные материнского тепла, еще в семье испытавшие дефициты в необходимых сенсорных ощущениях и впечатлениях плюс нахождение в стационарных условиях дома ребенка без должного внимания может усиливать нарушения в развитии, в частности дисфункции СИ. Воспитанники домов ребенка вследствие сложившейся жизненной ситуации испытывают различные дефициты (депривации) в двигательных, социальных, сенсорных, эмоциональных ощущениях. Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития. В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставаниям в общем, речевом, недостаточном развитии моторики, мимики). Недостаток сенсорных сигналов приводит к тому, что ребенок неспособен поддерживать высокий уровень активности в повседневной жизни, испытывает усталость, апатию, раздражительное поведение. Многочисленные сенсорные дефициты дети начинают восполнять различными способами самостимуляции: сосание пальца, монотонным раскачиванием, вокализациями, битьем головы, надавливанием пальцами на глаза, выдиранием волос, вызыванием рвоты и др.
Развитие сенсорной интеграции позволяет уменьшить воздействие сенсорной депривации и помогает ребенку адаптироваться в окружающем его мире.
В работе я применила элементы методики по развитию СИ. Игры на развитие тактильных ощущений – это игры с водой. Развитие вестибулярной, проприоцептивной системы «Сэндвич». Игры на баланс, раскачивания, постройка штабиков, больших башен. Это различные игры, которые при наблюдении за ребенком, его поведением и запросами можно создавать самим воспитателям при соблюдении принципов по развитию СИ, создавая необходимую развивающую среду.
Кияйкина Наталья Федоровна
Анна