12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анна194 Россия, Коми респ. |
Элементы сенсорной интеграции в работе воспитателя дома ребенка
Элементы сенсорной интеграции в работе воспитателя дома ребенка.
Сенсорная интеграция – это процесс обработки сенсорной информации, которую ребенок получает через сенсорные раздражители и выдача обратной реакции на эти раздражители. Нарушение этих процессов приводит к неправильному восприятию поступающей и исходящей информации, т.е. нарушение сенсорной интеграции у детей, что влияет на поведенческие факторы. Происходит нарушение адекватной поведенческой реакции ребенка.
Симптомы нарушения СИ:
Ребенок не может адекватно реагировать на слуховую информацию, тактильно воспринимать окружающее.
Нарушена зрительная система, моторная и вестибулярная функции.
Сложность концентрации внимания и избыточные эмоциональные реакции. Дети быстро меняют деятельность, интересы, отличаются тревожностью или агрессивностью.
Причинами дисфункций СИ являются проблемы во время беременности, длительное нахождение в замкнутом ограниченном пространстве ограничение в возможностях, отсутствие возможности познания окружающего мира через органы чувств. Повреждения головного мозга при ДЦП, синдроме Дауна, синдроме Вильямса.
В дом ребенка из семей обычно поступают дети уже давно лишенные материнского тепла, еще в семье испытавшие дефициты в необходимых сенсорных ощущениях и впечатлениях плюс нахождение в стационарных условиях дома ребенка без должного внимания может усиливать нарушения в развитии, в частности дисфункции СИ. Воспитанники домов ребенка вследствие сложившейся жизненной ситуации испытывают различные дефициты (депривации) в двигательных, социальных, сенсорных, эмоциональных ощущениях. Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития. В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставаниям в общем, речевом, недостаточном развитии моторики, мимики). Недостаток сенсорных сигналов приводит к тому, что ребенок неспособен поддерживать высокий уровень активности в повседневной жизни, испытывает усталость, апатию, раздражительное поведение. Многочисленные сенсорные дефициты дети начинают восполнять различными способами самостимуляции: сосание пальца, монотонным раскачиванием, вокализациями, битьем головы, надавливанием пальцами на глаза, выдиранием волос, вызыванием рвоты и др.
Развитие сенсорной интеграции позволяет уменьшить воздействие сенсорной депривации и помогает ребенку адаптироваться в окружающем его мире.
В работе я применила элементы методики по развитию СИ. Игры на развитие тактильных ощущений – это игры с водой. Развитие вестибулярной, проприоцептивной системы «Сэндвич». Игры на баланс, раскачивания, постройка штабиков, больших башен. Это различные игры, которые при наблюдении за ребенком, его поведением и запросами можно создавать самим воспитателям при соблюдении принципов по развитию СИ, создавая необходимую развивающую среду.
Комментарии (2)
Хотелось бы ознакомиться со списком литературы!
2. Лекция «21 игра для развития сенсорной интеграции» курса «Дома с детьми: с пользой» АНО ДПО «Институт Марианны Лынской».
3. Эффективные технологии и методики для детских стационарных организаций / под ред. А. Л. Битовой. – М. : Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2019. – 58 с. – Эл. издание.
4. Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В. Дополнительная профессиональная программа «Современные технологии психолого-педагогической реабилитации в домах ребенка как основа профилактики детской инвалидности и социального сиротства (с учетом требований ФГОС)», 2019.
В этих ресурсах представлена информация об особенностях развития детей и детей раннего возраста в интернатных учреждениях и особенности развития сенсорной интеграции
Отредактировано 04-09-2022 18:21