12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна194
Россия, Коми респ.
2

Элементы сенсорной интеграции в работе воспитателя дома ребенка

Элементы сенсорной интеграции в работе воспитателя дома ребенка.

Сенсорная интеграция – это процесс обработки сенсорной информации, которую ребенок получает через сенсорные раздражители и выдача обратной реакции на эти раздражители. Нарушение этих процессов приводит к неправильному восприятию поступающей и исходящей информации, т.е. нарушение сенсорной интеграции у детей, что влияет на поведенческие факторы. Происходит нарушение адекватной поведенческой реакции ребенка.

Симптомы нарушения СИ:

Ребенок не может адекватно реагировать на слуховую информацию, тактильно воспринимать окружающее.

Нарушена зрительная система, моторная и вестибулярная функции.

Сложность концентрации внимания и избыточные эмоциональные реакции. Дети быстро меняют деятельность, интересы, отличаются тревожностью или агрессивностью.

Причинами дисфункций СИ являются проблемы во время беременности, длительное нахождение в замкнутом ограниченном пространстве ограничение в возможностях, отсутствие возможности познания окружающего мира через органы чувств. Повреждения головного мозга при ДЦП, синдроме Дауна, синдроме Вильямса.

В дом ребенка из семей обычно поступают дети уже давно лишенные материнского тепла, еще в семье испытавшие дефициты в необходимых сенсорных ощущениях и впечатлениях плюс нахождение в стационарных условиях дома ребенка без должного внимания может усиливать нарушения в развитии, в частности дисфункции СИ. Воспитанники домов ребенка вследствие сложившейся жизненной ситуации испытывают различные дефициты (депривации) в двигательных, социальных, сенсорных, эмоциональных ощущениях. Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития. В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставаниям в общем, речевом, недостаточном развитии моторики, мимики). Недостаток сенсорных сигналов приводит к тому, что ребенок неспособен поддерживать высокий уровень активности в повседневной жизни, испытывает усталость, апатию, раздражительное поведение. Многочисленные сенсорные дефициты дети начинают восполнять различными способами самостимуляции: сосание пальца, монотонным раскачиванием, вокализациями, битьем головы, надавливанием пальцами на глаза, выдиранием волос, вызыванием рвоты и др.

Развитие сенсорной интеграции позволяет уменьшить воздействие сенсорной депривации и помогает ребенку адаптироваться в окружающем его мире.

В работе я применила элементы методики по развитию СИ. Игры на развитие тактильных ощущений – это игры с водой. Развитие вестибулярной, проприоцептивной системы «Сэндвич». Игры на баланс, раскачивания, постройка штабиков, больших башен. Это различные игры, которые при наблюдении за ребенком, его поведением и запросами можно создавать самим воспитателям при соблюдении принципов по развитию СИ, создавая необходимую развивающую среду.

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.09.22 в 06:25 0Ответить Пожаловаться
Актуальный ресурс! Благодарю!
Хотелось бы ознакомиться со списком литературы!
Анна, 04.09.22 в 18:17 2Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! 1. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. «Сенсорная интеграция. Теория и практика» Перевод: Ермолаев Д. Издательство: Теревинф. Москва, 2018.

2. Лекция «21 игра для развития сенсорной интеграции» курса «Дома с детьми: с пользой» АНО ДПО «Институт Марианны Лынской».

3. Эффективные технологии и методики для детских стационарных организаций / под ред. А. Л. Битовой. – М. : Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2019. – 58 с. – Эл. издание.

4. Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В. Дополнительная профессиональная программа «Современные технологии психолого-педагогической реабилитации в домах ребенка как основа профилактики детской инвалидности и социального сиротства (с учетом требований ФГОС)», 2019.
В этих ресурсах представлена информация об особенностях развития детей и детей раннего возраста в интернатных учреждениях и особенности развития сенсорной интеграции

Отредактировано 04-09-2022 18:21

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.