Статья «Использование сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда»
Использование сенсорной интеграции в работе
учителя – логопеда
Карташова И. А.
учитель-логопед
муниципального
автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 329 г. Челябинска»
e-mail:IrinaALEKSEEVNAKartashova
Аннотация: в статье описан теоретический аспект сенсорной интеграции, стимулирующей работу всех органов чувств и направлен на активизацию речевого развития, а также коррекции речи. Применение технологии сенсорной интеграции в рамках реализации ФГОС.
Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), сенсорная интеграция, ОНР (общее недоразвитие речи), коррекция речи.
Впервые взаимосвязь различных видов чувствительности была раскрыта в трудах И.М. Сеченова, именно он впервые предложил рефлекторную теорию психического отражения. В его представлениях психический процесс возникает или завершается исключительно при взаимодействии индивида с окружающим миром. Влияние извне первично. Предположительно, все изменения центральной нервной системы находят свое отражение в нарушении межанализаторных связей. Данный феномен длительное время назывался «межанализаторное взаимодействие», в настоящее время используется термин «сенсорная интеграция». В 1963 году Э. Дж. Айрес предложила данный термин и обозначила его как «упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы». Сенсорная интеграция – бессознательный неврологический процесс, организующий ощущения собственного тела, как результат внешних воздействий [1, с. 11]. Происходит интеграция, объединение информации, полученной от анализаторов, а также фильтруется и сохраняется лишь необходимая информация. Отметим, что наиболее эффективно система развивается в детском возрасте.
В настоящее время актуальность приобретают проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и помощи детям с тяжелыми нарушением речи (ТНР)1. Стандарт учитывает образовательные потребности всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель введения ФГОС общего образования заключается в создании условий повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Логопедическая работа с детьми, имеющими ТНР, предупреждает или минимизирует трудности достижения результатов, используя современные инновационные технологии [2, с. 56].
В настоящее время разработано и используется на практике множество различных педагогических технологий. Технология сенсорной интеграции2 доступна для коррекционных занятий с детьми с ТНР. Технология сенсорной интеграции включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами с целью усилить, сбалансировать и развить обработку предъявляемых центральной нервной системой стимулов [3, с. 56].
В лого-коррекционные занятия применяются упражнения на основные виды восприятия: тактильное, слуховое, зрительное, вестибулярное, проприочувствительность.
Технология сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации.
Поэтому содержание своей работы я старалась сделать таким, чтобы для моих воспитанников сенсорная интеграция стала неотъемлемой частью, началом, развивающим их личность.
В обучении детей, я активно, использую элементы сенсорной интеграции.
С каждым годом количество детей с ТНР увеличивается. У них наблюдается нарушение сенсомоторных, высших психических функций. Каждая сторона развития речи основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на речь. Без сенсорики не развивается мышление. Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Работу по внедрению сенсорной интеграции использую, уже давно, с 2009 года и продолжаю её до сих пор.
Сейчас мою группу посещают 13 детей с диагнозом ОНР3 (общее недоразвитие речи).
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ТНР все большее значение имеет внедрение сенсорной интеграции.
У детей с ТНР отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе предполагает стимуляцию всех органов чувств, направлен на активизацию всех сторон речи через сенсорику. Этот метод помогает развивать психические и речевые функции, ознакомиться с предметами, которые нужны детям в жизни, осуществить процесс индивидуализации и наладить взаимодействие с окружающим миром.
Для преодоления сенсорной интеграции в коррекционной работе использую разнообразные игры, задания, упражнения при развитии тактильных ощущений подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.
Для развития мелкой моторики, использую материалы разной фактуры и плотности. Можно предложить следующие игры «Назови фрукты круглой (овальной, треугольной) формы», «Узнай овощ (фрукт) по форме (по цвету)», «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру», «Угадай какую букву напишу у тебя на спине».
Родителям дома предлагаю играть с детьми с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами), водой, мыльными пузырями, льдом. Игры с песком, природным материалом. Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы. Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя массажеры су-джок.
При развитии вестибулярной системы использую игры с мячом, прыжки, перешагивание через предметы, выполнение движений со словами и потешками.
Для развития вкусовых ощущений предлагаем родителям поиграть с детьми в игру «Узнай по вкусу фрукт (овощ)».
Так же развиваем зрительные и слуховые процессы. В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас, например «Найди сходства и различия», «Найди такой же», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Зверюшки на дорожке», «Графические диктанты», «Найди предмет» (наложенные изображения), «Почини буквы».
При развитии фонематических процессов мы играем в игры «Послушай что звучит? (звуки которые издают предметы)», «Угадай, на чем играет Незнайка (звуки музыкальных инструментов), «Кто позвал?», «Звучащие баночки», «Кто как голос подает (слушают голоса животных и угадывают)».
Для развития воздушной струи мы используем емкость с водой – запускаем кораблики, пособия «Бабочки на лугу», «Футбол».
Играем в игры «Отгадай, какой звук произношу (артикуляция гласных звуков)», «Найди буквы» (заштрихованные, не правильно написанные).
Развитие сенсорики происходит и в других видах деятельности, дети рисуют свечами, песком, ходят ладонями и ногами по различным дорожкам.
Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности эффективен, так как, каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развитие речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение. Сенсорная интеграция – комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом.
Наиболее очевидная трудность в применении метода сенсорной интеграции – это оснащение, однако значительный плюс данного метода в том, что можно использовать подручные средства и природные материалы.
Использование приемов сенсорной интеграции помогает раскрыть резервные возможности каждого ребенка, а также является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
При использовании сенсорной интеграции с особенными детьми, мы видим результат на много быстрее из-за интереса и мотивации ребенка. Такой подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику развития всех высших психических функций потому, что каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка.
Литература:
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем пазвития / Пер. с англ. Юлии Даре. М.: Теревинф, 2009. 340 с.
2. Ишимова О.А., Бондарчук. О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей (Работаем по новым стандартам). - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
3. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использование инновационных технологий. - М.: Парадигма, 2012. - 128 с.
4. Нарушения сенсорной обработки у детей. / Ю.Е. Садовская, Б.М. Блохин, Н.Б
1 Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
2 Сенсорная интеграция - взаимодействие всех органов чувств, то есть упорядочивание ощущений и раздражителей, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и мог действовать в соответствии с ситуацией.
3 ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.