12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Использование комнаты сенсорной интеграции в работе с детьми ОВЗ



Добрый день, меня зовут Зайцева Александра Николаевна, я учитель-логопед школы №47.  Сегодня я Вам расскажу о сенсорной комнате, а именно, как сенсорная комната помогает в работе с детьми ОВЗ.

Сенсорная комната

(иногда ее называют комнатой для релаксации) – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия человека: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, вестибулярной.

Наша комната больше относится к слуховой, тактильной, вестибулярной, во всяком случае, на своих занятиях я активно использую оборудование и приемы для развития именно этих систем.

Как мы знаем, дети, даже не имеющие статус имеют сложности в контроле и самоконтроле, высокую степень агрессии, тревожность или низкую самооценку. Они очень чувствительны к звукам, расторможены, невнимательны.

Именно для того, чтобы восстановить эмоциональный баланс ребёнка, который не понимает сам как бороться со своим эмоциональным состоянием, предусмотрена комната релаксации. А именно, для расслабления, чувства безопасности и комфорта.

В сенсорной комнате есть уголок уединения, место для двигательной активности, успокаивающие материалы. И что самое главное – безопасность. Т.к. в комнате есть системы хранения, пол и стены обшиты мягкими модулями.​​​​​​​

Сенсорная комната оснащена: фитболами (классический, в форме арахиса) – главное их достоинство это тренировка мышц – стабилизаторов. Они включаются, когда человеку приходится балансировать. На мяче можно укреплять мышцы, растягиваться и расслабляться.

Балансирами: балансировочная подушка – с прорезиненными шипами, положительно влияет на тактильную чувствительность и укрепляет мышечный аппарат стопы. Несмотря на то, что подушка не высокая, некоторым детям тяжело даётся контролировать своё тело. Подушка полая внутри, и дети в силу своих вестибулярных возможностей с трудом могут устоять на ней.

Полусфера – можно использовать куполом вверх или вниз. Главное преимущество включить мышцы-стабилизаторы и маленькие межпозвонковые мышцы. С полусферой на данный момент у нас дела обстоят еще хуже. Честно сказать, даже мне тяжело на ней сидеть, когда она куполом вниз.

Чулки – большой карман из специальной эластичной ткани, которая позволяет ребёнку совершать любые превращения и тренироваться в разных сверхспособностях. 

В чулке можно кувыркаться, кататься, как угодно, изображая разных сказочных героев.

Т.к. наше тело является единственным инструментом, посредством которого мы познаём мир! Чулок является средой богатой на ощущения, на новую информацию. Если,  к примеру приглушить свет ребенку придётся больше прислушиваться, а не вглядываться, как он привык в обычной жизни. И прислушиваться — не только к звукам. К тактильным ощущениям, к ощущению давления, к ощущению равновесия… Эти новые впечатления помогают мозгу подстроиться к механике тела и подстроить её к себе.

Ещё одна важная вещь, которую тренирует Чулок — это воображение. А как мы понимаем на сегодняшний день, в эпоху технологий у детей весьма скудное воображение.

Скажу сразу, не всем детям комфортно находится в них возможно в силу привычки. Кому-то давят стенки чулка не потому, что он маленький, а потому что создаётся эффект сдавливания.

На данном слайде мы видим наполнение систем хранения, а именно: утяжелители, чулки, массажные кольца и мячи.

Мячи разного диаметра и веса, легкий, 1 кг и 2 кг. Эти мячи мы также активно используем на занятиях, они помогают прочувствовать своё тело и его силу. Не так-то просто катать мяч в 1 кг по матам, тем более 2 кг. Сидя на матах и перекатывая мяч друг другу, ребёнок оценивает свою силу, своё тело и конечно развивается пространственное восприятие себя (телесные возможности) и улучшается восприятие своего тела в пространстве.

Массажные кольца – разного диаметра и разной длины, применяются для массажа рук, ног и других частей тела. Улучшает циркуляцию крови, расслабляет напряженные мышцы. Развивают мелкую моторику. Их мы используем в середине занятия. Учимся делать два дела одновременно: массажировать руки и выполнять А.Г. Несмотря на то, что мы стараемся выполнять такие упражнения каждое занятие, некоторым ребятам тяжело сконцентрироваться на двух делах.

Мягкий модуль труба – можно использовать как балансир или как место, где можно укрыться.

«Кочка Совы» - наполнена мягкими кубиками из вспененного полиэтилена. За счёт неоднородной структуры ребёнок получает дополнительную стимуляцию. На кочке можно прыгать, лежать, использовать как кресло.

Утяжелители: шарфы и жилеты – создают давление на рефлексогенную воротниковую зону (шею, плечи) помогая понять, что происходит с телом. Организм расслабляется, снижается уровень тревожности и стресса, повышается сосредоточенность и концентрация внимания.  Утяжелители я использую в конце занятия. Мы надеваем утяжелители и ложимся в удобную позу. Включаем релакс сказку, закрываем глаза, отдыхаем.

После занятия, даже те дети, которые приходили с агрессией восстанавливали свой эмоциональный фон, уходили довольные, с широкой улыбкой.

В завершении хочу сказать, что я как логопед очень довольна релакс комнатой. Т.к. во первых всё оборудование направлено на развитие сенсорной интеграции, нейродинамической, сенсомоторной-коррекции и другим коррекционно-развивающим технологиям. Это, безусловно, важно. Важно то, что дети могут в комнате найти уединение, защиту, эмоциональное спокойствие. Комната помогает стать маленькому человеку более целостным, гармоничным и умелым.

И мне как педагогу, важно видеть их счастливые довольные лица. Спасибо, за внимание, рада была с вами поделиться информацией. Всего доброго.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские дистанционные конкурсы для учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.