Применение технологий «Элементы звукотерапии в коррекционной работе»
Евстифеева О.А. , учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – детский сад №1»
Элементы звукотерапии в коррекционной работе
На логопедических занятиях используются традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика. Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология звукотерапии. В деятельности логопеда эта технология становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Звукотерапия - это методика гармонизации и оздоровления человека посредством слышимых вибраций, которые мы называем звуком. Цель звукотерапии – добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующее звено (через слово ли, музыку или просто звук), которое на долгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью бытия.
Результаты современных научных исследований утверждают о существовании лечебных свойств произносимых человеком звуков, создаются конкретные реестры их воздействия. Наиболее ярко выраженными целебными свойствами обладают следующие звуки и созвучия:
Звуки «А» и «О» приводят в действие весь организм, дают команду всем клеточкам настроиться на работу. Звук «а-а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу. Звук «о-о» оздоровляет среднюю часть груди.
– звук "И" – помогает при глазных заболеваниях, улучшает носовое дыхание;
– "ОМ" – снижает кровяное давление;
– звуки "Щ", "К", "И", "Ц" – для профилактики ушных заболеваний;
– звук "У" – укрепляет голосовые связки, лечит заболевания горла;
– звуки "М", "Н", "В", "Э" – улучшают работу головного мозга;
– "АТ", "ИТ", "АП", "АМ", "УТ" – исправляют речь и т.д.
Звукотерапия решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).
В логопедической работе элементы звукотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.
Приведем несколько примеров по применению звукотерапии здоровьесберегающего компонента на следующих методах, например:
1.Упражнение «Самолет» (на дыхание.) Предварительно для каждого ребенка приготовлен самолет - конструктор, который ребенок надевает на палец. Помогаем самолету лететь, произнося звук (у) , делаем короткий вдох носом и длительный выдох через рот;
2. Упражнение на координацию речи с движением «Песенка жука» (звук ж), «Песенка комара» (звук з), «Змейка» (звук ш), «Птичка» (ай), «Ракета» (а) и т.д. На каждое упражнение готовятся игрушки-конструкторы, которые дети надевают на пальчики.
3.Проговаривание чистоговорок. Например: «Принесу вам мёду» М.Картушиной дети упражняются со звуками «О», «У», «Е» и выполняют элементы логоритмики.
Оду-оду-оду – принесу вам меду.
Дети округляют руки перед собой и покачиваются вправо - влево.
Едь-едь-едь – говорит медведь
Показывают «медвежьи лапы», поднимают и опускают их.
Од-од-од – очень вкусный мед.
Гладят рукой живот.
Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование звукотерапии в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку игрушки-конструкторы на разные звуки. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса игры с игрушкой - конструктором.
Используя технологию звукотерапию при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием звуков, окружающих их на занятиях. Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о звукотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Список использованной литературы
Казакова Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. — Ульяновск, 2008. — 38 с.
Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Спб.: Речь, 2007. — 336 с, илл.
Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / Авт.-сост. О.В. Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования /Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2002. — 224 с.
Упражнение «Змейка»
Упражнение «Жук»
Упражнение «Комарик»
Упражнение «Бабочка»