Технологическая карта урока литературы «Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"» (2–4 классы)
презентация: Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"
PPT / 4.52 Мб
/data/files/y1663415275.ppt (презентация: Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени")
Технологическая карта урока.
Предмет, класс | Литературное чтение. Разновозрастная группа 2-4 класс |
Учитель | Батина Н.М. |
УМК | «Школа России» (Климанова Л.Ф.) |
Тип урока | Урок первичного изучения и закрепление нового материала |
Тема | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» |
Цель | Познакомить учащихся со сказкой, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию текста, совершенствовать навык чтения, способствовать формированию нравственных качеств. |
Планируемый результат: | УУД |
Предметные умения: Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность. Формировать поисковый способ чтения. Определять главных и второстепенных персонажей. Выявлять мотивацию поведения персонажей. Характеризовать персонажей. Определять личное отношение к персонажам. Выявлять причинно-следственные связи событий. Составлять перечень вопросов к произведению. Читать по ролям. Иллюстрировать прочитанное. | Личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час» Метапредметные: регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях). |
Методы, приемы и формы учебной деятельности обучающихся | Методы: объяснительно-иллюстративный Приемы: беседа, смысловое чтение Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение 4 класс, часть 2» Презентация: биография Е.Л.Шварца - физкультминутка -алгоритм самооценки |
ХОД УРОКА
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов. | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | Формирование функциональной грамотности в определении УУД | ||||
1. Организацион ный момент. (слайд 1) Цель: сформировать самооценку готовности к уроку. 2 мин. | Организует класс на работу. Приветствует учащихся, настраивает их на работу. Мотивирует на позитивный настрой. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | - Зачем человеку нужно чтение? - С какой целью вы пришли на урок? - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? - Поднимите руки те, кто больше любит слушать? - А теперь те, кому нравиться читать самому? | | Личностные: знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация опорных знаний и умений. (слайд 2) Цель: распознать основные жанровые особенности фольклорных форм. 3 мин. | Читает стихотворение и задает проблемные вопросы. | Слушают учителя, отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. О сказке. Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит. | - «В мире много сказок грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них». - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? - Что мы называем сказкой? | | Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Регулятивные: готовность к созданию предстоящей деятельности; воспринимать речь учителя, выражать свое отношение. Коммуникативные: умение слушать собеседника, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
3. Постановка учебной проблемы. (слайд 3) Цель: пробудить интерес к получению новой информации. 7 мин. | Демонстрация биографии Е.Л. Шварца. Постановка проблемных вопросов перед учащимися. Организует работу с пословицами. Организует учащихся на самооценку. | Просмотр презентации. Работа в паре. Дети совещаются в парах и приходят к выводу. - Будем читать произведение, которое написал Е.Л. Шварц. Читают пословицы, анализируют и приходят к выводу: «Героям не хватает доброты, собранности и трудолюбия». Самооценка. | - Как вы думаете, чему пытается научить в своих произведениях Е.Л Шварц? - Давайте попробуем определить, какая пословица будет сопровождать и станет девизом сегодняшнего урока. На доске записаны пословицы. 1. Ложь человека не красит. 2. Делу время, потехе час. 3. Упустишь минуту – потеряешь час. - Чего же не хватает героям произведения Е.Л. Шварца? - А теперь оцените себя сами на первом этапе урока. Если вы справились на отлично, то нарисуйте звездочку зеленым цветом, если хорошо – синим, если что-то не получилось – красным. | | Познавательные: умение подвести под понятие. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
4. Формулирова ние проблемы, планирование деятельности. (слайд 4) Цель: создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач. 2 мин. | Предлагает учащимся открыть учебник и прочитать (про себя) название сказки. На доске открывает запись темы урока. | Учащиеся открывают учебник и читают название сказки. Отвечают на вопрос. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Открываем учебник. - Прочитайте, как называется сказка? Тема урока «Сказка о потерянном времени». | | Личностные: принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. |
5. Физминутка. (слайд 5) Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | | | |
6. Открытие нового знания. Цель: обеспечить восприятие и осмысление содержания нового произведения. 1. Первичное восприятие текста. (слайд 6) 4 мин. 2. Проверка первичного текста. (слайд 7) Цель: установление правильности и осознанности целостного восприятия, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. 5 мин. 3. Применение новых знаний. (слайд 8) Цель: обеспечить усвоения аргументов для убеждения человека в силе истины. 5 мин. (слайд 9) (слайд 10) | Зачитывает начало сказки. Организует чтение обрывка беседы Пети Зубова и Тети Наташи по ролям. Учитель организует самостоятельное чтение детьми оставшегося отрывка. Организует беседу по содержанию. Организует работу с учебником. Организует дискуссию. Организует учащихся на самооценку. | Дети слушают начало сказки в исполнении учителя и отвечают на вопросы. Чтение диалога по ролям без слов автора (хорошо читающимися детьми). Остальные следят по тексту. Отвечают на вопросы. Самостоятельная работа учащихся. Дочитывают текст «про себя». Фронтальная работа. Дети отвечают на вопросы. Находят в учебнике нужный отрывок текста и читают его. Высказывают свои предложения из собственного опыта. Самооценка. | - Определите, это сказка бытовая или волшебная? - Кто является главным героем сказки? Какую характеристику вы могли бы ему дать? - Что случилось однажды с Петей Зубовым? Как вы думаете, почему волшебники решили заколдовать именно его? - Как повел себя Петя Зубов после превращения в старика? - Какое чувство вы испытываете по отношению к главному герою сказки? - Можете ли вы объяснить название этой сказки? Что из событий этой сказки могло бы произойти по-настоящему? - Как вы думаете, удастся ли Пете исправить ситуацию, в которую попали дети? Как это происходило? Прочитаем дальше. - Что необходимо было сделать Пете Зубову для спасения? - Как вы думаете, изменится ли теперь характер главного героя сказки и его «товарищей»? Выборочное чтение. Найди и прочитай: - Как Петя распознавал в старушках и стариках своих «товарищей»? Подтвердите свой ответ словами из текста. - Какие слова о времени произнес Петя Зубов, когда заблудился в лесу? Зачитайте. - Как вы понимаете эти слова? - Что же случилось с волшебниками? Зачитайте. - Прочитайте последнее предложение сказки. Какой вывод можно сделать? - Соотнесите идею сказки с пословицами, записанными на доске. - Многие сказки кончаются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». - Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки? - Расскажите, как вы бережете свое время и время окружающих вас людей. Закончите предложение: - Сказки разных народов мы читали, но где бы человек ни жил, все сказки учат… - Оцените себя сами на этом уроке. | Полноценно воспринимать при чтении вслух и «про себя», при прослушивании текста в исполнении учителя и перерабатывать содержание материала, получая от этого удовольствие; уметь прогнозировать содержимое читаемого; устанавливать причинно-следственные связи; определять главную мысль произведения; характеризовать героев *пользоваться сносками. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; эмоционально «проживать» текст, выражать эмоции; понимать ценности семьи, чувства уважения, ответственности по отношению к своим близким. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; анализировать информацию. Регулятивные: передавать содержание прослушанного и прочитанного в виде пересказа; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные: участие в коллективной дискуссии, формирование аргументов, умение корректировать, изменять свою точку зрения. |
7. Итог урока. (слайд 11) 3 мин. | Задает вопросы учащимся. | Дети, на основе полученных знаний, отвечают на вопросы. | - С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? - Каково оно по жанру? - Какие элементы сказки вы можете назвать? - Какой урок может извлечь из этой сказки для себя каждый читатель? | | Личностные: вырабатывать способность к нравственной оценке; развивать эмпатию; формировать способность к эмоционально-личностной децентрации. |
8. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 12) Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. 7 мин. | Организует работу в группах. Составление плана сказки. Организует учащихся на оценку. | Работа в группах. Дети дают оценку работы учащихся. | Работа в группах. - На сколько смысловых частей вы могли бы разделить весь текст сказки? - Какое заглавие каждой части вы могли бы предложить? Запись в тетради: 1. Ученик Петя Зубов. 2. Беда Пети Зубова. 3. «Волшебный» дом. 4. Поиск товарищей. 5. Победа над волшебством. - Что получилось? (План) - Для чего необходим план произведения? -Оцените себя сами на этом этапе урока. - Ребята, как бы вы оценили работу одноклассников в команде? | | Личностные: высказывать и пояснять свою точку зрения. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы ребят в группе. |
9. Домашнее задание. (слайд 13) 2 мин. | Записывает д/з на доске. | Записывают д/з в дневник. | Опираясь на составленный план, подготовить пересказ сказки; нарисовать рисунок к сказке. | | Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. |