Технологическая карта урока изобразительного искусства «Образ времени в сказках» (4 класс)
Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе
Класс: 4
Тип урока: комбинированный
Тема урока |
Образ времени в сказках. |
Цель |
Способствовать формированию интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие художественно-творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение средневековых сказок. |
Задачи |
Образовательные: 1) Сформировать представление о средневековых сказках; расширить знания детей о эпохи средневековья, образах средневековья. 2) сформировать умение выполнять макет к сказке в соответствии с поставленными критериями; закрепить навыки работы с новыми художественными материалами планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану; 3) совершенствовать приёмы работы цветом, сопоставляя его с характером, настроением и эмоциями, передаваемыми в композиции. Развивающие: способствовать развитию: памяти, образного мышления, расширению кругозора, творческого воображения, фантазии. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям Средневековья. 2) способствовать воспитанию общей культуры труда: соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены; технологической: грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, аккуратности в работе; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Планируемые результаты |
Предметные: -иметь представление о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; первичное ознакомление с мировой культурой; -уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы; выполнять изображение, используя алгоритм, план действий. -реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. Формируемые УУД: -Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относится к ним; делать выбор, какое мнение принять; развивает самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач. -Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий; учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания; учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; корректирует свои действия; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; Учиться быстро и организованно убирать рабочее место; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. -Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. -Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать её из одной формы в другую. |
Основные понятия |
Средневековье, сказка, макет, декорация |
Межпредметные связи |
История, культура, живопись. |
Оборудование |
Оборудование учителя: предметная технологическая карта, слайдовая презентация, Оборудование учащихся: Материалы: Белый лист бумаги, гуашь. Инструменты: кисти Приспособления: клеёнка, стаканчик с водой, салфетка. |
Литература, интернет-ресурсы |
Литература: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта «Хочу всё знать!» Кондрашова Л. Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki http://www.liveinternet.ru/tags |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||
Предметные |
УУД |
|||||
I этап. Организация класса на работу |
||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности |
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего урока. Желаю всем вам успеха. |
Приветствуют учителя, включаются в учебную работу. |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; |
1 мин |
||
II этап. Формулирование темы урока, постановка цели |
||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. |
-Тема нашего урока очень необычная и творческая: «Образ времени в сказках». Выполнение макета декорации к сказке. -Какую цель мы поставим на наш урок? Цель урока: учимся изображать образы времени в сказках через макет декорации. |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают своё мнение о практической значимости работы |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; |
3-5 мин |
||
IV этап. Усвоение новых знаний |
||||||
Актуализация знаний. -Вспомним, с какой темой мы работали на прошлом уроке? (Средневековье) -Что вы нового для себя узнали из прошлых уроков? -Что вы рисовали? Вводная беседа -Как вы понимаете слово макет? Макет- модель объекта в уменьшенном масштабе. -Макет чего нам нужно сегодня изобразить? (Декорации) -А что такое декорации? Декорация-художественное украшение. -А где мы можем встретить декорации? (в театре, в цирке, на представлении, на концерте) -Как вы думаете, для чего нужны декорации? (Чтобы зрителю было интересно наблюдать за сюжетом, для украшения сцены) -А если бы не было украшений, вам бы было интересно посещать театр? -А сейчас мы рассмотрим различные декорации, а ваша задача, определить, о чем идет речь в представлении. -Что изображено? -Как вы поняли, что это сказочный лес? -Кто может жить в сказочном лесу? -Какие краски преобладают в декорации? -Что изображено на этой декорации? -Какие краски преобладают? -Какое настроение передает эта декорация? -Что изображено на картинке? -Как вы поняли, что это кукольный театр? -А какие декорации используются в этом театре? -Какое настроение они передают? -В какое место они уносят зрителя? Физминутка |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою тоску зрения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения. Анализируют различные декорации, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Выполняют физминутку. |
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; Первичное ознакомление с мировой культурой; |
Познавательные: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать её из одной формы в другую. Коммуникативные: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; Регулятивные: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий; |
10-12 мин |
||
V этап. Организация рабочего места |
||||||
Предупреждения о аккуратной работе с красками. План работы: -Уберите с парты все ненужные и посторонние вещи. -Вам понадобятся на уроке: краски, кисточки, стаканчик с водой, губка или салфетка, а и клеёнка на парте. |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами. |
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. |
Регулятивные: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
1-2 мин |
||
VI этап. Практическая работа |
||||||
-Что мы будем рисовать? -Ваша задача изобразить декорацию к какой-либо сказке, так чтобы было понятно о какой сказке идет речь, передать настроение, нужные краски и элементы сюжета в своей декорации. При оценивании ваших работ я буду обращать внимание на: -Аккуратность -Эстетичность и красоту -Ваше творчество в работе. -Соответствие декорации к сказке. (Критерии на слайде) |
Выполняют практическую работу самостоятельно. Осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. |
Уметь: выполнять изображение, используя алгоритм, план действий. Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. |
Регулятивные: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; корректирует свои действия; Личностные: развивает самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; |
20-25 мин |
||
VII этап. Подведение итога урока. Рефлексия |
||||||
-Ребята, кто закончил свою работу, поднимите руку? -Кто задерживает нас, поднимите руку? Выставка рисунков -А теперь проведет выставку рисунков. -Поиграем, выходит ученик со своим рисунком, а остальные пытаются угадать, декорации какой сказки он хотел изобразить. Оценивание работ учителем -Какая была тема урока? -Что вы нового сегодня узнали? -Что было для вас сложным? |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности. |
Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; |
3 мин |
|||
VIII этап. Уборка рабочих мест. |
||||||
-А теперь наведите порядок на своём рабочем месте. Сложите аккуратно клеёнки в шкаф, вытрите парты, вымойте стаканчики с водой и кисточки. -Ребята, спасибо за продуктивный и интересный урок! Вы все молодцы! |
Наводят порядок на рабочем столе |
Регулятивные: Учиться быстро и организованно убирать рабочее место |
2 мин |