Эмоциональное благополучие ребенка как фактор его гармоничного развития

0
0
Материал опубликован 12 April


Эмоциональное благополучие ребенка как фактор

его гармоничного развития

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «эмоциональное благополучие» и его составляющие. В статье подчеркивается, что эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера, развитие ребенка.

По данным статистики в современном обществе увеличивается количество детей с нарушениями психоэмоционального развития. У дошкольников подобные нарушения проявляются в нестабильности и неадекватности эмоционального реагирования, агрессивности, наличии тревожности, страхов и т.п. Что в свою очередь вызывает сложности в социализации ребенка, возникновению трудностей во взаимоотношении его с окружающим миром. В следствии этого возникают личностные отклонения, проявляющиеся в деструктивном поведении и общении, что приводит к деформации становления личностного развития в целом. По мнению ученых, одной из главных причин возникновения проблем психоэмоционального развития детей является нарушение их эмоционального благополучия.

В психологии представлены различные трактовки понятия «эмоциональное благополучие личности».

В трудах таких учёных как Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. [3] эмоциональное благополучие определяется как комфортно-эмоциональное состояние, стабильно-позитивное, являющееся основой отношения к миру и имеющим влияние на когнитивную, эмоционально-волевую сферу, особенности переживаний, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Согласно М.И. Лисиной «эмоциональное благополучие - это стабильное эмоционально-позитивное состояние личности, источником которого считается удовлетворение базовых потребностей данного возраста: как социальных, так и биологических» [4, с. 143–145]. Подобную точку зрения высказывали П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова [7] и И.В. Фрайфельд [8]. По их мнению, эмоциональное благополучие определяется как положительно-окрашенное эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением комфорта, счастья, защищенности и успешности. Подобное состояние возникает на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, самовыражении и общении, любви и также связанно с базовыми человеческими ценностями и потребностям. По мнению E. Diener, «удовлетворенность жизнью умеренно связана с высоким положительным аффектом (PA) и низким отрицательным аффектом (NA), но, является процессом суждения, который мировозренчески отличается от аффективных процессов» [1, с. 545].

С.А. Водяха [2], В.В. Одинцова и Н.М. Горчакова [6] характеризуют эмоциональное благополучие как чувство защищённости, которое детерминирует доброжелательное отношение личности к другим людям.

По мнению И.М. Слободчикова, эмоциональное благополучие обеспечивает сформированный самоконтроль, высокую самооценку, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, ориентацию на успех в достижении целей.

На основании рассмотренных подходов к описанию эмоционального благополучия можно сделать вывод, что оно представляет собой многомерное явление, которое определяет эмоциональное самочувствие ребенка, является показателем успешности его эмоциональной регуляции и неразрывно связано с его психологическим здоровьем.

Выделяется несколько составляющих эмоционального благополучия, каждая из которых представляет собой соотношение положительного и отрицательного: переживание комфорта - дискомфорта; переживание успеха - неуспеха; переживание удовольствия - неудовольствия; переживание положительной - отрицательной оценки результатов активности ребенка окружающими. Другими словами, эмоциональное благополучие - это чувство защищенности и комфорта, положительное самоощущение, уверенность в себе, жизненные успехи.

Личность человека формируется в детстве, а ребенок в силу определенных причин (физиологических, психологических, возрастных) во многом зависит от окружающих его взрослых, таким образом эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста во многом определяется действиями и отношениями тех взрослых, которые их окружают в семье и в образовательном учреждении.

По мнению выдающегося педагога П.Ф.Лесгафта [5], у детей, с малых лет подвергающихся физическому и психологическому насилию, будет ярко выражено эмоциональное неблагополучие, и такие дети не могут быть счастливыми. Ученый считает, что в процессе обучения большое внимание должно уделяться эмоциональной сфере. Исследователь пришел к тому, что самым главным в воспитании и обучении детей является признание личности ребенка, что положительным образом влияет на формирование уверенности в себе. Такие дети наиболее способны к обучению, творческой деятельности.

Критериями эмоционального благополучия детей выступают: эмоциональные состояния и характер их проявления у детей (эмоциональная устойчивость, положительный фон настроения, уверенность); поведение (общительность, активность, доброжелательность).

Таким образом, эмоциональное благополучие представляет собой базовое состояние, которое благоприятно сказывается на познавательной и эмоционально-волевой сфере, определяет позитивное отношение ребёнка к миру и к самому себе, способствует полноценному нравственному развитию, формирует ориентацию на успех и достижение поставленных целей, обеспечивает положительные результаты общения, обучения в школе, социализации.

Список использованных источников

Diener E. Subjective well-being / E. Diener // Psychological Bulletin. – 1984. № 95. Р. 542–575.

Водяха С.А. Эмоциональное благополучие как предиктор психического и соматического здоровья. Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 2015. № 1 (8). С.6–8.

Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева; Под ред. О. А. Шаграевой, С. А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 383 с.

Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П. Ф. Лесгафт. – М. : Педагогика, 1991. – 176 с.

Одинцова В.В., Горчакова Н.М. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы. Вестник СПбГУ, 2014. Сер. 12. № 1. С.69–77.

Фесенко П.П., Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика, 2005. №3. С. 95–121.

Фрайфельд И.В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02/ Фрайфельд Ирина Владимировна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. Екатеринбург, 2013. 23 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации