Эмпатия как процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого
Эмпатия как процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого
Бойцова Анастасия Юрьевна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 31» г. Калуги,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Эмпатия – это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать оттенки эмоций, посочувствовать, ощутить сопричастность тому, что происходит с человеком. Этот навык необходим при построении межличностных отношений: найти общий язык, договориться и выработать стратегию, которая поможет выстроить конструктивные двусторонние отношения. Поставить себя на место другого, адекватно отреагировать на его эмоциональное состояние, а также уметь выражать свои эмоции так, чтобы не разрушать рабочее состояние других людей, все больше современных работодателей говорят об эмпатии как необходимом гибком навыке. Собственно, soft skills (термин, который переводится как «гибкие навыки», это кроссфункциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете). Современные сихологи даже выделяют такое понятие, как эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Поэтому, можно сделать вывод, что тема развития эмпатии как фактора формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого достаточна актуальна в настоящее время.
В образовании данный гибкий навык необходим, прежде всего, для снижения конфликтных межличностных ситуаций, формирования гуманного отношения к природе, живым существам, другим людям, а также воспитания личности, воспринимающей эмоциональное состояние героев разных эпох с целью понимания их поступков и жизненных ценностей.
Эмоции и эмоциональные процессы довольно долго оставались неизученными, им не уделяли должного внимания, и в результате в этой области существуют пробелы. Исследователи этой области высказывают множество теорий происхождения и сущности эмоций. Но это множество имеет свой недостаток – нет единого и точного определения эмоций.
Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, предвосхитил современные идеи. Эмоциональный опыт и аффективные состояния интересовали не только древних философов, они вызывают интерес и у современных ученых.
Исследователь эмоций Роберт Плутчик полагает, что в основе современных исследований эмоций лежат четыре традиции, возникшие в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Каждая из этих традиций предвосхитила один из аспектов современных исследований.
Чарльз Дарвин утвердил эволюционные подходы к изучению эмоций. Он описал многочисленные сходства между выражением эмоций людьми и животными. Основываясь на этих данных, он заключил, что выражение эмоций отражает врожденные биологические механизмы, эволюционировавшие посредством естественного отбора.
Также необходимо отметить вклад Силвана Томкинса в исследования эмоций. Он рассматривал эмоции, как врожденные механизмы, мотивирующие различные формы действий.
По своим характеристикам эмоции делятся на: позитивные и негативные.
Позитивные эмоции и чувства – содержащие позитив и соответственно оцениваемые, негативные эмоции – содержащие негатив и отрицательно оцениваемые.
Управляемые и не подвластные контролю. Диапазон управляемости эмоций огромен. Эмоции, развившиеся до состояния аффекта - неуправляемы, большинство эмоциональных акций – управляемы и взрослыми, и детьми.
Классификация по Н.Гроту.
Классификация Грота предлагает группировать эмоции, опираясь на два ключевых душевных состояния − пессимизм и оптимизм.
Ученый считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Грот высказывал точку зрения, согласно которой, пессимистическое и оптимистическое настроения способны только снижать энергию деятельности личности. Пессимисты достигают этого результата, рисуя безнадежно мрачную картину своего будущего, а оптимисты ослабляют своей самоуверенностью и надеждой на внешние силы. Человек, находящийся во власти пессимистического или оптимистического настроения испытывает трудность в признании того, «что есть, чего хотеть и ради чего действовать».
Классификация эмоций по В. Вундту.
Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает определять эмоции в системе трех осей:
Удовольствие-неудовольствие (положительные – отрицательные эмоции);
Напряжение-разряжение (напряжение – покой);
Возбуждение-торможение (энергия – вялость). [3]
Виды эмоций
Эмоция, как радуга, может быть абсолютно разной, и нет предела «тональности» ее проявления. Но все же можно выделить основные виды эмоций. Самые распространенные виды эмоций – это радость и гнев, печаль и страх, отвращение и удивление.
Основные виды эмоций человека определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека. Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает, практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции. Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере – неизвестно, возможна эта радость с оттенком надежды или умиления, а, может, там еще более запутанный коктейль.
Условно эмоции можно поделить на: положительные, нейтральные и отрицательные.
К положительным эмоциям принадлежат:
удовольствие,
восторг,
радость,
уверенность,
симпатия,
любовь,
нежность,
блаженство.
К негативным эмоциям принадлежат:
злость,
горе,
тревога,
тоска,
страх,
отчаянье,
гнев.
Нейтральными можно назвать:
любопытство,
изумление,
безразличие. [6]
Функции и роль эмоций.
В системе современных психологических знаний выделяют следующие функции эмоций:
сигнальная – возникающие чувства и эмоции служат показателем удовлетворенности тех или иных потребностей человека;
приспособительная – помогает своевременно реагировать на возникающие ситуации, воздействие внешних и внутренних факторов;
оценочная – служит для более эффективного ориентирования индивида в окружающем мире, оценивает желательность или нежелательность явлений и предметов;
коммуникативная – обеспечивает взаимодействие, общение людей;
регуляторная – влияет на поведение человека, согласно оценки сложившейся ситуации, условий;
мотивирующая – побуждает к определенным действиям, основывается на воздействии факторов внешней среды;
стабилизирующая – держит человека в комфортных рамках существования, обезопасив от разрушительного характера крайних проявлений какого-то явления.
Функции эмоций могут классифицироваться и согласно другим основным параметрам, но большинство специалистов все же склоняется к вышеуказанным. Впрочем, иногда те или иные функции эмоций у разных психологов могут отличаться названиями, более детально структурироваться или же объединяться в одну.
Понять разницу между социальным и эмоциональным интеллектом, их взаимосвязь и взаимовлияние можно по следующим схемам, предложенным различными психологами.
Модель Майера-Саловея Модель
Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.
Как же педагог может научить ребенка распознавать эмоции, которые он испытывает сам, а также может наблюдать и прочувствовать у других людей. Ведь сформированная эмпатия как как процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого, может значительно облегчить процесс воспитания толерантной, гуманной личности.
Ролевые игры.
Ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
Психогимнастические игры.
Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется: принятие своего имени; принятие своих качеств характера; принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
Коммуникативные игры:
игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания:
направленные на развитие произвольности;
осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
Игры:
направленные на развитие воображения;
вербальные игры;
невербальные игры;
«мысленные картинки».
Задания с использованием «терапевтических» метафор.
Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
Релаксационные методы.
Использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально- кинестетические техники.
Эмоционально-символические методы.
Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Алланом:
групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения;
направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы. [3]
Предлагаю для педагогов собственный опыт по формированию эмпатии, особенно детей младшего школьного возраста: занятие, нацеленное на ознакомление детей со спектром эмоционального состояния человека.
План проведения занятия
Вводный этап занятия.
Формулирование темы занятия и учебной проблемы учащимися совместно с педагогом. Объяснение темы эмоции. Введение понятия «Эмоции». Показ презентации. Обсуждение нового материала.
Основной этап занятия.
Проведение занятия. Игровое занятие «Покажи эмоцию», «Угадай эмоцию по описанию» с помощью раздаточного материала.
Завершающий этап.
Обсуждение с детьми пройденного материала. Оценка эффективности занятия.
В ходе занятия предполагается презентация с объяснениями каждого слайда. После просмотра презентации дети получают задание:
- Перед вами лежат карточки с семью видами эмоций. Ваша задача выбрать любую понравившуюся вам карточку и попробовать изобразить эмоцию, которая показана на ней.
Работа с карточками, затем рефлексия проведенных действий:
- Ребята, скажите, какую эмоцию вам было легче всего показывать? А какую сложнее всего?
Можно практиковать и другой вид работы с карточками. Как вы заметили, помимо изображения эмоции на карточке есть еще описание данной эмоции. Теперь ваша задача состоит в том, чтобы прочитать описание эмоции, а остальные участники попробуют разгадать эту эмоцию.
Работа с карточками, рефлексия.
-Какую эмоцию было сложнее угадать по словесному описанию? А какую легко?
По итогам занятия необходимо провести обсуждение по следующим вопросам:
Какие эмоции бывают положительными? Отрицательными?
Какие эмоции вы проявляете каждый день?
Как вы думаете, нужно ли сдерживать свои эмоции? Если да, то какие?
Особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные занятия быстро снижают познавательный интерес ребенка, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.
В этом возрасте интенсивно формируются моральные чувства ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.
Поэтому педагог, ставя перед собой воспитательные задачи, должен задумываться над тем, какие чувства будут сформированы, какой эмоциональный отклик получит занятие или мероприятие в душе ребенка. Необходимо осознавать, какие выводы он сделает, испытав, например, яркие эмоции сопереживания или успеха, или, наоборот, скуки и утомления.