Что такое эпилепсия и как с ней работать
Людей с эпилепсией много и они находятся среди нас, но вынуждены скрывать свои проблемы, поскольку не уверены, что общество примет их адекватно.
По отношению к эпилепсии существует масса предубеждений, однако особенность этого заболевания в том, что при правильно подобранном лечении пациенты полностью застрахованы от приступов и не отличаются по своим возможностям и образу жизни от здорового человека, учатся в институтах, имеют семьи, рожают детей, и не имеют никаких психических отклонений.
ПОНЯТИЕ ЭПИЛЕПСИИ
Эпилепсия – хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными приступами, которые возникают в результате чрезмерной нейронной активности и сопровождаются различными клиническими и параклиническими проявлениями.
- эпилепсия не включает единичные приступы вне зависимости от их клинических проявлений. Только повторные приступы являются основанием для установления диагноза эпилепсии.
- к эпилепсии относятся спонтанные, непровоцируемые приступы (исключение – рефлекторные формы). По определению фебрильные судороги, а также судороги, возникающие при острых заболеваниях головного мозга (например, при энцефалите, субдуральной гематоме, остром нарушении мозгового кровообращения и пр.) не являются эпилепсией.
Чаще всего эпилепсия носит врожденный характер, поэтому первые приступы появляются в детском (5-10 лет) и подростковом (12-18 лет) возрасте. В таком случае повреждения вещества мозга не определяются, изменена только электрическая активность нервных клеток, и понижен порог возбудимости головного мозга. Такая эпилепсия называется первичной (идиопатической), течет доброкачественно, хорошо поддается лечению, и с возрастом пациент может полностью отказаться от приема таблеток.
Другой тип эпилепсии – вторичный (симптоматический), он развивается после повреждения структуры головного мозга или нарушения обмена веществ в нем – в результате целого ряда патологических влияний (недоразвитие структур мозга, черепно-мозговые травмы, инфекции, инсульты, опухоли, алкогольная и наркологическая зависимость и др.). Такие формы эпилепсии могут развиваться в любом возрасте и труднее поддаются излечению. Но иногда возможно полное излечение, если удаётся справиться с основным заболеванием.
ПРИЧИНЫ ЭПИЛЕПСИИ
Недоразвитие структур мозга – возникает не в результате генетических перестроек (как при идиопатической эпилепсии), а в период созревания плода, и может быть увиденным на МРТ;
Опухоли головного мозга;
Последствия инсульта;
Хроническое употребление алкоголя;
Инфекции центральной нервной системы (энцефалиты, мениногоэнцефалиты, абсцесс мозга);
Черепно-мозговые травмы;
Наркологическая зависимость (особенно от амфетаминов, кокаина, эфедрина);
Прием некоторых лекарственных препаратов (антидепрессантов, нейролептиков, антибиотиков, бронходилятаторов);
Некоторые наследственные болезни обмена веществ;
Антифосфолипидный синдром;
Рассеянный склероз
СИМПТОМЫ ЭПИЛЕПСИИ
Психические расстройства больных эпилепсией определяются:
органическим поражением головного мозга, лежащим в основе заболевания эпилепсии;
эпилептизацией, то есть результатом деятельности эпилептического очага,
зависят от локализации очага;
психогенными, стрессовыми факторами;
побочным действием антиэпилептических препаратов - фармакогенные изменения;
формой эпилепсии (при отдельных формах отсутствуют).
Структура психических расстройств при эпилепсии
1. Психические нарушения в продроме припадка |
1. Предвестники в виде аффективных нарушений (колебания настроения, тревога, страх, дисфория), астенических симптомов (утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности) 2. Ауры (соматосенсорная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, психическая) |
2. Психические нарушения как компонент приступа |
1. Синдромы изменения сознания: а) выключение сознания (кома) - при генерализован-ных припадках и вторично-генерализованных б) особые состояния сознания - при простых парци-альных припадках в) сумеречное помрачение сознания - при сложных парциальных припадках 2. Психические симптомы (нарушения высших корковых функций): дисмнестические, дисфазические, идеаторные, аффективные, иллюзорные, галлюцинаторные. |
3. Постприступные психические нарушения |
1. Синдромы изменения сознания (сопор, оглушение, делирий, онейроид, сумерки) 2. Афазия, олигофазия 3. Амнезия 4. Вегетативные, неврологические, соматические на-рушения 5. Астения 6. Дисфория |
4. Психические нарушения в межприступном периоде |
1. Изменения личности 2. Психоорганический синдром 3. Функциональные (невротические) расстройства 4. Психические нарушения, связанные с побочным влиянием антиэпилептических препаратов 5. Эпилептические психозы |
Особенности изменений личности при эпилепсии:
1. Характерологические:
эгоцентризм;
педантизм;
пунктуальность;
злопамятность;
мстительность;
гиперсоциальность;
привязанность;
инфантилизм;
сочетание грубости и угодливости.
2. Формальные расстройства мышления:
брадифрения (тугоподвижность, замедленность);
обстоятельность;
склонность к детализации;
конкретно-описательное мышление;
персеверация.
3. Перманентные эмоциональные расстройства:
вязкость аффекта;
импульсивность;
эксплозивность;
дефензивность (мягкость, угодливость, ранимость);
4. Снижение памяти и интеллекта:
легкие когнитивные нарушения;
деменция (эпилептическое, эгоцентрическое, концентрическое слабоумие).
5. Изменение сферы влечений и темперамента:
повышенный инстинкт самосохранения;
повышение влечений (замедленный темп психических процессов);
преобладание хмурого, угрюмого настроения.
ЭПИЛЕПСИЯ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Если у одного из родителей эпилепсия, то вероятность появления её у их ребёнка составляет около 6%, т.е. в 3 - 6 раз больше, чем для большинства людей. В то же время это говорит о том, что у 94% детей эпилепсии не будет. Если же эпилепсия у обоих родителей, то риск для ребёнка увеличивается до 10 - 12%. Наиболее часто встречается эпилепсия у ребёнка если у родителей эпилептические приступы имели не очаговый, а генерализованный характер. Эти сведения носят обобщённый характер и в каждом конкретном случае могут быть дополнены во время консультации у врача эпилептолога или генетика. Следует учитывать, что наследуются особенности деятельности мозга, процессов возбуждения и торможения, повышенной готовности к пароксизмальным формам реагирования мозга на изменение внутренних и внешних факторов, а не сама эпилепсия. В большинстве случаев эпилепсия у детей проявляется гораздо раньше, чем у родителей. Например, если у матери эпилептические приступы с 15 лет, то уеё ребёнка они могут появиться, например, в 5 лет.
ПРОВОКАЦИЯ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОГО ПРИСТУПА
Прекращение приёма или снижение дозы препаратов
Недостаточный сон и нарушение режима сна
Употребление алкоголя
Стресс и сильные эмоции
Свет
Чтение
Звук
ТИПЫ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИХ ПРИСТУПОВ
Эпилепсия подразделяется на 2 основные разновидности: идиопатическая и симптоматическая.
Идиопатическая эпилепсия чаще всего бывает генерализованной, а симптоматическая – парциальной. Это связано с разными причинами их возникновения. В нервной системе сигналы от одной нервной клетки к другой передаются с помощью электрического импульса, который генерируется на поверхности каждой клетки. Иногда возникают ненужные избыточные импульсы, но в нормально работающем головном мозге они нейтрализуются специальными антиэпилептическими структурами. Идиопатическая генерализованная эпилепсия развивается в результате генетического дефекта этих структур. В этом случае мозг не справляется с излишней электрической возбудимостью клеток, и она проявляется в судорожной готовности, которая может в любой момент «захватить» кору обоих полушарий мозга и вызвать приступ.
При симптоматической парциальной эпилепсии формируется очаг с эпилептическими нервными клетками в одном из полушарий. Эти клетки генерируют излишний электрический заряд. В ответ на это сохранившиеся антиэпилептические структуры образуют вокруг такого очага «защитный вал». До какого-то момента судорожную активность удается сдерживать, но наступает кульминационный момент, и эпилептические разряды прорываются сквозь границы вала и проявляются в виде первого приступа. Следующий приступ, скорее всего, не заставит себя ждать – т.к. «дорожка» уже проложена.
Эпилепсия может проявляться совершенно различными типами приступов. Эти типы классифицируются:
- по причине их возникновения (идиопатическая и вторичная эпилепсия);
- по месту расположения первоначального очага излишней электрической активности (кора правого или левого полушария, глубинные отделы мозга);
- по варианту развития событий во время приступа (с потерей сознания или без).
Генерализованные приступы |
Парциальные приступы |
Тонико-клонические |
Простые |
Абсансы |
Сложные |
- |
Приступы с вторичной генерализацией |
Генерализованные приступы протекают с полной потерей сознания и контроля над своими действиями. Происходит это в результате излишней активации глубинных отделов и дальнейшем вовлечении всего головного мозга. Такое состояние не обязательно приводит к падению, т.к. не всегда нарушается тонус мышц. Генерализованный тонико-клонический припадок развивается внезапно и состоит из нескольких фаз. Больной теряет сознание и падает(чаще в на спину). Туловище и конечности резко напрягаются. Вследствие сочетанной судороги дыхательных мышц гортани больной издает громкий протяжный крик, дыхание останавливается, появляются синюшность и одутловатость лица, глаза закатываются, виден только край радужной оболочки. Нередко наблюдается поза опистотонуса - спина дугообразно выгнута, больной соприкасается с поверхностью, на которой лежит, только затылком и пятками. Эта фаза припадка называется тонической. Она длится 20-30 с. реже одну минуту.
Тоническая фаза сменяется клоническими судорогами, которые продолжаются от 2 до 5 мин. В этот период ритмически сокращаются мышцы лица, туловища, конечностей. Изо рта больного выделяется густая пенистая слюна нередко окрашенная кровью. Дыхание постепенно восстанавливается. Уменьшаются синюшность и одутловатость лица. Часто бывает непроизвольное мочеиспускание и отхождение кала(дефекация). После приступа наступает состояние оглушенности, длящееся 15-20 мин: затем больной погружается в длительный сон. После пробуждения он не помнит, что с ним случилось, но чувствует общую слабость, разбитость, головную боль. Могут отмечаться мелкие очаговые неврологические симптомы, обусловленные нарушением кровообращения и ликвородинамики.
Генерализованному тонико-клоническому припадку может предшествовать фаза предвестников. Это период разнообразных субъективных ощущений: внутреннее беспокойство, чувство тревоги, возбуждения или глубокой апатии. Эти предвестники возникают за несколько часов или за 2-3 дня до приступа. Непосредственно перед приступом может быть аура - кратковременное, яркое, запоминающееся ощущение, связанное, как правило, с источником эпилептогенной активности. Аура появляется в виде зрительных нарушений - мелькания «мушек» «молний» световых бликов, зрительных галлюцинаций. Иногда больные ощущают разнообразные запахи, слышат звуки, чувствуют ползание мурашек, онемение конечностей и т.д. Некоторые больные отмечают однотипную ауру и по ней определяют приближение приступа.
Если большие судорожные припадки следуют часто друг за другом и сознание в период между приступами не восстанавливается, речь идет об эпилептическом статусе, который представляет опасность для жизни больного.
Абсансы возникают почти исключительно у детей и проявляются приостановкой деятельности ребенка – он как будто застывает на месте с неосознанным взглядом, иногда при этом у него могут подергиваться глаза и мышцы лица.
80% всех эпилептических приступов у взрослых и 60% приступов у детей относятся к парциальным. Парциальные приступы возникают, когда формируется очаг избыточной электрической возбудимости в каком-то определенном участке коры головного мозга. Проявления парциального приступа зависят от того места расположения такого очага – они могут быть двигательными, чувствительными, вегетативными и психическими. Этиологические факторы разнообразны(опухоли. травмы мозга, сосудистые мальформации, родовая травма и асфиксия, пороки развития головного мозга, последствие нейроинфекций и др.), возраст дебюта вариабелен.Во время простых приступов человек находится в сознании, но не контролирует определенную часть своего тела или у него возникают непривычные ощущения. При сложном приступе происходит нарушение сознания (частичная потеря), когда человек не понимает, где он находится, что с ним происходит, в это время вступить в контакт с ним не возможно. Во время сложного приступа, так же, как и во время простого, происходят неконтролируемые движения в какой-либо части тела, а иногда это даже может быть имитацией целенаправленного движения – человек ходит, улыбается, разговаривает, поет, «ныряет», «бьет по мячу» или продолжает начатое до приступа действие (ходьбу, жевание, разговор). И простой, и сложный парциальный приступ может завершаться генерализацией. Вторично-генерализованные судорожные пароксизмы, т.е. после очагового начала конвульсии определенных мышечных групп или судорог одной части тела развиваются генерализованные судороги, напоминающие генерализованный тонико-клонический припадок. Этот припадок характеризуется асимметрией, вовлечением в судорожный процесс мышечных групп, т.е. преобладанием одной или другой стороны. Обычно сознание утрачивается постепенно, а перед приступом часто наблюдается аура - неприятные обонятельные ощущения или зрительные галлюцинации. Симптоматика зависит от локализации эпилептогенного очага.
Все типы приступов являются кратковременными – длятся от нескольких секунд до 3х минут. Почти все приступы (кроме абсансов) сопровождаются послеприступной спутанностью и сонливостью. Если приступ протекал с полной потерей или с нарушением сознания, то человек ничего о нем не помнит. У одного пациента могут сочетаться различные типы приступов, и может меняться частота, с которой они возникают.
Могут возникать и другие формы припадков, которые имитируют различные соматические симптомы: при висцеральных припадках внезапно появляются кратковременные резкие боли в животе, иногда с тошнотой, метеоризмом, слюнотечением и т.п. Для правильной диагностики эпилептических припадков следует учитывать следующие признаки: пароксизмальный характер, внезапное возникновение и кратковременное течение (не дольше 1-2 мин), их повторяемость с одними и теми же симптомами, сопутствующие специфические изменения личности или свойственные эпилепсии психические нарушения. Миоклонус-эпилепсия проявляется непродолжительными судорожными подергиваниями мышц без потери сознания.
Частоту припадков полагается указывать в диагнозе больного эпилепсией; критерии следующие: 1 припадок в год – редкие, 1 раз в месяц – средние, 1 раз в неделю – частые.
При длительном течении заболевания у больных развиваются определенные психологические черты, которые и представляют собой специфические изменения личности («эпилептический характер»): сужается круг интересов, больные становятся эгоистичными, придирчивыми, мелочными; холодность к окружающим маскируется показной любезностью и слащавостью; легко происходят переходы от льстивой навязчивости к злобности и агрессивности, буйным аффектам ярости; вместе с тем им свойственна инертность, злопамятность, мстительность; мышление становится «вязким», со склонностью к детализации. При длительном и неблагоприятном течении болезни развивается эпилептическое слабоумие.
Специфических соматоневрологических нарушений, характерных только для больных эпилепсией, не существует. Среди них чаще обычного встречаются люди с диспластичным телосложением; на теле большинства длительно страдавших обычно обнаруживаются следы различных повреждений или ожогов, полученных во время судорожных припадков, рубцы на языке от многократных прикусов и т.п.
ОСОБЕННОСТИ СИМПТОМОВ И ПРИЗНАКОВ ЭПИЛЕПСИИ У ДЕТЕЙ
Проявления эпилепсии всегда очень пугающие, особенно для людей, столкнувшихся с ними впервые. Симптомы эпилепсии зависят от формы болезни.
Основные симптомы и признаки судорожных эпилептических припадков у детей следующие:
Конвульсии – ритмичные сокращения мышц всего тела
Потеря сознания
Временная остановка дыхания, непроизвольная потеря мочи и кала
Сильное напряжение мышц всего тела (сгибание рук в локтях, сильное выпрямление ног)
Беспорядочные движения в одной из частей тела ребенка: подергивание рук или ног, сведение или сморщивание губ, запрокидывание глаз назад и форсированный поворот головы в одну сторону.
Кроме типичных (судорожных) форм эпилепсии есть некоторые другие формы эпилепсии симптомы, которых имеют некоторые особенности и не всегда могут быть распознаны родителями:
Абсансная эпилепсия у детей
Термин абсансная эпилепсия происходит от французского слова «absence» что означает «отсуствие». Во время абсансных приступов эпилепсии ребенок не падает и не начинает биться в конвульсиях – оно только вдруг замирает и перестает реагировать на события происходящие вокруг него. Основные признаки абсансной эпилепсии это:
Внезапное прерывание деятельности ребенка (он замирает на полуслове или, не завершив начатое движение)
Пристальный или отсутствующий взгляд, сконцентрированный на одной точке
Невозможность привлечь внимание ребенка
После прекращения приступа ребенок продолжает начатое действие и ничего не помнит о случившемся приступе.
Чаще всего абсансная эпилепсия начинается в возрасте 6-7 лет. Девочки болеют абсансной эпилепсией примерно в два раза чаще мальчиков. Примерно в трети случаев у детей с абсансной эпилепсией есть больные эпилепсией родственники.
Средняя продолжительность детской абсансной эпилепсии составляет шесть с половиной лет. По мере взросления, у некоторых детей абсансы становятся реже и постепенно исчезают, в других случаях абсансы превращаются в другую форму эпилепсии.
Атонические приступы у детей
Атонические приступы совершенно не похожи на эпилептические припадки, однако и они являются формой эпилепсии. Атонические припадки характеризуются резкой потерей сознания и сильным расслаблением всех мышц ребенка. Дети с такими приступами могут внезапно падать, ударяться и при этом кажутся чрезвычайно вялыми и слабыми. Очень часто атонические приступы бывают совершенно неотличимы от обмороков, поэтому всех детей перенесших несколько эпизодов обморока следует показать врачу.
Детский спазм
Детский спазм – это особенная форма эпилепсии, при которой наблюдается непроизвольное и внезапное приведение рук к груди, наклон головы или всего туловища вперед и выпрямление ног. Часто приступы детского спазма случаются утром, сразу после пробуждения ребенка.
Приступы детского спазма могут длиться всего несколько секунд и захватывать только небольшую часть мышц шеи (при этом ребенок будет периодически бессознательно кивать головой). Чаще всего детским спазмом болеют дети в возрасте от 2 до 3 лет. К 5-ти летнему возрасту детский спазм может бесследно исчезнуть или превратиться в другую форму эпилепсии.
Ребенка с подозрением на детский спазм следует как можно скорее показать врачу. Детский спазм может быть составной частью некоторых тяжелых болезней нервной системы, которые быстро приводят к снижению интеллекта и инвалидности ребенка.
В лечении детского спазма используются вальпроат натрия, клоназепам, топирамат и пр.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОМ ПРИПАДКЕ У РЕБЁНКА
Реальную опасность для ребенка представляют не короткие эпилептические припадки, а потеря сознания и падение ребенка во время припадка.
В связи с этим, родители или люди, заботящиеся о детях больных эпилепсией должны уметь оказать им первую помощь во время припадка.
Первая помощь во время эпилептического припадка у ребенка заключается в следующем:
Заметив у ребенка судороги, положите его на широкую кровать или на пол, вдали от острых предметов, выступов мебели о которые ребенок мог бы удариться
Переверните ребенка на бок – это поможет защитить его от удушения
Нельзя ничего класть в рот ребенка или пытаться пальцем удерживать его язык
В большинстве случаев судороги длятся от нескольких секунд до 2-3 минут.
После прекращения судорог:
Проверьте, дышит ли ребенок. Если дыхания нет – начните делать искусственное дыхание «рот в рот». Во время судорог проводить искусственное дыхание нельзя.
Оставайтесь с ребенком до тех пор, пока он полностью не придет в себя.
Не давайте ребенку пить, есть ли лекарства до тех пор, пока он полностью не придет в себя
Если у ребенка температура – поставьте ему ректальную свечу с парацетамолом.
ДИАГНОСТИКА
При постановке диагноза «эпилепсия» важным является установить ее характер – идиопатический или вторичный (т.е. исключить наличие основного заболевания, на фоне которого развивается эпилепсия), а также тип приступа. Это необходимо для назначения оптимального лечения. Сам пациент зачастую не помнит, что и как с ним происходило во время приступа. Поэтому очень важны те сведения, которые могут предоставить близкие пациента, находившиеся рядом с ним во время проявлений болезни.
Необходимые обследования:
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – регистрирует измененную электрическую активность мозга. Во время приступов изменения на ЭЭГ присутствуют всегда, но между приступами в 40% случаев ЭЭГ соответствует норме, поэтому необходимы повторные обследования, провокационные пробы, а также видео-ЭЭГ-мониторинг.
Компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга
Общий и развернутый биохимический анализ крови
При подозрении на определенное основное заболевание при симптоматической эпилепсии – проводятся необходимые дополнительные обследования
ЛЕЧЕНИЕ
Большую часть больных можно лечить терапевтически. Но большая часть не поддается или плохо поддается такому лечению. В этих случаях показано хирургическое вмешательство. Самой распространенной операцией является удаление части мозга, генерирующую первичную судорожную активность. Этот патологический очаг выявляется с помощью клинических данных и электроэнцефалографического исследования. Если он не может быть идентифицирован или имеется несколько очагов, то по логике вещей такое вмешательство неосуществимо. Другим методом уже имевшим успех в нескольких случаях является комиссуротомия. При этом хирургическим путем разделяют мозолистое тело между двумя полушариями мозга и таким образом устраняют распространенные патологические возбуждения с одного полушария на другое.
При лекарственной терапии не играет роли, идет ли речь об эссенциальной эпилепсии, причина которой неизвестна, или о симптоматической, являющейся результатом первичного повреждения мозга. И, наоборот, очень важен диагноз различных форм эпилепсии. Выбор лекарств должен быть обязательно ориентирован на тип связанную с ним господствующую симптоматику, так как они реагируют с разной чувствительностью на имеющиеся в распоряжении фармакологические средства. После установления диагноза и выбора соответствующего лекарства лечащий врач назначает вначале его очень маленькие дозы. Если не наступает желаемый результат, то он последовательно увеличивает отдельные дозы до тех пор, пока припадки не оказываются под контролем.
Очень важна диета, которой должен придерживаться больной эпилепсией. Прежде всего, запрещают алкогольные напитки любого рода. Кроме того, больной не должен есть трудноперевариваемую пищу и, конечно, должен избегать всего того, что лично не переносит. Часто рекомендуют строго вегетарианскую диету, но она не обязательна. Предпочтительнее взвешенное смешанное питание, или так называемая кетогенная диета. Она состоит в значительном удалении из меню углеводов и белков, при этом необходимые калории поступают в организм в виде жиров. Кетогенная диета доказала свою полезность, снизив количество припадков у немалого количества больных. Но, к сожалению, переносится не одинаково хорошо всеми больными.
Если нельзя провести лечение кетогенной диетой и ограничением жидкости, то рекомендуется придерживаться следующими правилами:
1. есть несоленое и не пить слишком много;
2. включать в меню меньше углеводов, но больше жиров;
3. не пить спиртные напитки.
ПРОФИЛАКТИКА
Рекомендуется избегать приема алкоголя, курения, крепкого кофе и чая, переедания, прерывания ночного сна, переохлаждения и перегревания, пребывания на большой высоте, а также других неблагоприятных воздействий внешней среды. Показаны молочно-растительная диета, длительное пребывание на воздухе, легкие физические упражнения, соблюдение режима труда и отдыха.
Педагогам-дефектологам, имеющим дело с детьми, больными эпилепсией, необходимо правильно ориентироваться в тех случаях, когда у ребенка развивается судорожный приступ. Чтобы ребенок не нанес себе ушибов и повреждений во время припадка, его нужно положить на что-либо мягкое, а голову поддерживать руками. Во избежание прикуса языка в рот следует вложить жгут из носового платка или полотенца. Во время приступа нельзя давать ребенку какие-либо лекарства или воду (жидкость может попасть в дыхательное горло и вызвать острую остановку дыхания). Ребенка необходимо освободить от стесняющей одежды. Не рекомендуется во время припадка переносить больного. После приступа его укладывают в изолированном помещении, обеспечивая достаточный приток свежего воздуха и спокойный сон.
Возможность обучения детей, страдающих эпилепсией, зависит от состояния их нервно-психических функций.
Больные эпилепсией - интеллектуально сохранные дети и могут обучаться по программе массовой школы. Учитывая возможность наступления судорожных
припадков, а также наличие отрицательных характерологических особенностей (неуживчивость в коллективе, аффективность, вспыльчивость, злобность). Обучение таких детей целесообразно осуществлять в домашних условиях или в школе при стационаре (если ребенок находится в больнице). Те больные эпилепсией дети, у которых снижен интеллект, имеют место выраженные характерологические изменения и редкие эпизодические припадки, могут обучаться в специальных школах или в реабилитационных отделениях психиатрических больниц.
Обучение надо строить на основе данных анализа психопатологических черт и особенностей интеллекта данного ребенка. Надо направить в нужное русло такие черты больных эпилепсией как аккуратность, педантизм, настойчивость, склонность к стереотипии и т.д. Занятия с детьми не должны быть слишком разнообразными и различающимися по структуре и оформлению.
Смена учебных комнат, рабочего места или порядка проведения занятий в
значительной степени осложняют процесс усвоения знаний и навыков. Поскольку у больных преобладает наглядно-образное мышление, в процессе обучения следует максимально использовать иллюстративный материал. Нужно позаботиться о создании такой обстановки, в которой во время занятии больной ребенок испытывал бы положительные эмоции и хотел учиться. В центре внимания педагога-дефектолога должна находиться коррекция таких патологических черт, как злобность, агрессивность, жадность и т.п. Доброе, ласковое, внимательное отношение к детям является залогом успеха коррекционно-педагогических мероприятий.
Упрямство, негативизм, озлобленность педагогу не следует преодолевать путем приказа. Лучше переключить ребенка на какую-либо деятельность, с которой он хорошо справляется. Для того чтобы преодолеть склонность к «застреванию» на своих переживаниях, детей надо включать в различные виды деятельности и при этом оказывать им нужную помощь. Большую роль в социальной адаптации больных, страдающих эпилепсией, играет организация их трудовой деятельности. Таких больных следует привлекать к общественно полезной кружковой работе. При этом надо регулировать их стремление взять на себя командную роль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопреки расхожему мнению, что человеку с эпилепсией придется во многом себя ограничить, что многие дороги перед ним закрыты, жизнь с эпилепсией не так уж строга. Самому пациенту, его близким и окружающим необходимо помнить, что в большинстве случаев они не нуждаются даже в оформлении инвалидности. Залогом полноценной жизни без ограничений является регулярный бесперебойный прием подобранных врачом препаратов. Защищенный лекарствами мозг становится не таким восприимчивым к провоцирующим воздействиям. Поэтому пациент может вести активный образ жизни, работать (в том числе, за компьютером), заниматься фитнесом, смотреть телевизор, летать на самолетах и многое другое.
Но есть ряд занятий, которые по существу являются «красной тряпкой» для мозга у пациента с эпилепсией. Такие действия должны быть ограничены:
Вождение автомобиля;
Работа с автоматизированными механизмами;
Плавание в открытых водоемах, плавание в бассейне без присмотра;
Самостоятельная отмена или пропуск приема таблеток.
А также существуют факторы, которые могут вызвать эпилептический приступ даже у здорового человека, и их тоже надо опасаться:
Недосыпание, работа в ночные смены, суточный режим работы.
Хроническое употребление или злоупотребление алкоголем и наркотиками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нервные и психические болезни/ С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов Н/Д.: Феникс,2005.-476с. (Медицина для вас).
Болезни нервной системы. Руководство для врачей (комплект из 2 книг): Под редакцией Н. Н. Яхно — Санкт-Петербург, Медицина, 2005 г.- 1256 с.
Медицинская энциклопедия: Профилактика, лечение самых распространенных заболеваний / Т.Б. Фадеева. – Мн.,2005.-592с
Иван