Статья «Практико-ориентированный и модульно–компетентностный подход как альтернативная форма подготовки к профессиональной деятельности студентов»
Практико-ориентированный и модульно – компетентностный подход как альтернативная форма подготовки к профессиональной деятельности студентов специальностей 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» и 38.02.07 «Банковское дело» в ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Автор: Кастырина Н.Г.
Основной целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В связи с этим современные учреждения СПО работают над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики [2].
Уровень профессиональной и целенаправленной подготовки любого специалиста в значительной мере зависит от методики его обучения. Методика определяет многое: перечень общеобразовательных и прикладных дисциплин, уровень теоретической подготовки, время, необходимое на практическое ознакомление с профессией, последовательность предоставления знаний и прививания практических навыков и т.д. Одним из таких методов является модульно - компетентностое и практико-ориентированное обучение.
Работодатели хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде.
Поэтому практико-ориентированное, компетентностное обучение предполагает:
- освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;
- практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности (социальными партнерами, потенциальными работодателями, наставниками, имеющими практический опыт).
Содержание практико-ориентированного, компетентностное обучения включает в себя:
- теоретическую часть: лекции (изучение нового материала), семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами;
- прикладную (практическую) часть: деловые и ролевые игры, практические работы, производственная практика, конкурсы профессионального мастерства (проводимые как внутри колледжа, так и по приглашению других учебных заведений среднего и высшего звена), предметные олимпиады (проводимые как внутри колледжа, так и по приглашению других учебных заведений среднего и высшего звена), месячники профессий;
- самостоятельную работу: курсовые и дипломные работы, работа в библиотеке и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио;
- участие студентов в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями колледжа и специалистами предприятий [1].
Основу практико-ориентированных технологий и компетентностного подхода составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к своей будущей профессии, освоить различные формы учебной, прикладной, самостоятельной деятельности и сделать все необходимое для саморазвития и адаптации в обществе и на рабочем месте.
В связи с этим в нашем колледже (ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж») по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» и 38.02.07 «Банковское дело» были разработаны альтернативные формы обучения, направленные на модульно – компетентностный и практико-ориентированный подходы.
По специальностям 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» была открыта база практики «Успех».
Офис «Успех» был создан в 2000 году. У основания стояли Павлюченко Л.Д., Томилина Т.П., Шилова Т.В.
Первым руководителем офиса была Шилова Т.В. (заведующая кафедрой «Экономики»), затем Томилина Т.П. (заведующая отделением «Экономики»), Кастырина Н. Г. (преподаватель экономических дисциплин кафедры «Экономики»), Видюкова М.А. (преподаватель экономических дисциплин кафедры «Экономики»), Лытнева Л.Н. (преподаватель экономических дисциплин кафедры «Экономики»).
В настоящее время руководителем офиса является Сафонова Светлана Геннадьевна, которая так же является преподавателем экономических дисциплин кафедры «Экономики».
Изначально офис назывался «Практикант». Также были предложены следующие варианты названия (по опросам самих студентов разных курсов): «Студент», «В помощь студенту», «Умник», «Отличник», «Пятерка».
Основной вид деятельности офиса (базы практики) - продажа канцелярских товаров и оказание услуг копировании, распечатки, печати плакатов, ламинирования, брошюрования.
Главная цель организации магазина (офиса - базы практики) - удовлетворение потребностей студентов и сотрудников колледжа в услугах оргтехники и канцелярских товаров. Помимо этого работа в офисе студентов направлена получение практических навыков в реализации товаров и услуг. Поэтому многие студенты экономических специальностей проходят в нем производственные практики по различным модулям.
Поставщиками товаров в магазин являются оптовые магазины канцелярских товаров, такие как ООО «Самсон», ООО «Офис – маг» и др.
Офис «Успех» осуществляет розничную торговлю.
Розничная торговля – это реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товаров в сфере обращения.
В начале прохождения практики в офисе «Успех», студент должен ознакомиться с обязанностями продавца – практиканта, которые включают в себя следующие положения:
-знать и выполнять правила эксплуатации и меры безопасности при пользовании контрольно-кассовой машиной;
-быть внимательным при совершении кассовых операций, при пробивании кассового чека;
-не допускать случаев пробивки кассового чека, не соответствующего цене продаваемого товара;
-возместить в полном размере недостачу, выявленную при сдаче полученных под отчет товаров;
- не оставлять без присмотра рабочее место;
-принимать товар от ответственного лица;
-расставлять товар на витрине, учитывая отличительные свойства и характеристики товара;
-своевременно и грамотно оформлять ценники на товар;
-вести тетрадь продаж;
-быть внимательным и приветливым со всеми покупателями;
-после окончания рабочего дня пересчитать товар и дневную выручку , сдать ответственному лицу;
-пересчитать дневную выручку, составить отчет.
Перед работой в офисе – базе практики необходимо пройти инструктаж по технике безопасности.
Работа ведется на основании Положения об учебной фирме офис «Успех», утвержденного директором ГБПОУ ВО «ВГПГК» Анищевой Л.И. Основные его положения определяют следующие моменты [3]:
Учебная фирма офис «Успех» (далее «Учебная фирма», УФ) - форма организации практической деятельности студентов, раскрывающая деятельность реальной фирмы и затрагивающая все основные свойственные фирме функций планирования, управления, производства и реализации продуктов и услуг.
«Учебная фирма» выступает как фактор повышения качества практического обучения:
- формируется профессиональная компетентность студентов: закрепляются, обобщаются и систематизируются знания путем их применения на практике;
- расширяются и углубляются знания за счет работы на кассовом аппарате, офисной технике в условиях реального торгового предприятия;
- происходит практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления;
- создаются условия для приобретения студентами специальных умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни;
- формируются коммуникативные навыки, умения работать в команде, коллективной и персональной ответственности, взаимопомощи;
- обеспечивается мобильность содержания, методов обучения;
- обеспечивается целостность учебно-производственного процесса;
- развиваются способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
«Учебная фирма» позволяет минимизировать затруднения выпускников при адаптации к реальной будущей профессиональной деятельности. Основной акцент делается на приобретение практических навыков и умения использовать полученные в учебном заведении знания. УФ обеспечивает межпредметные связи по предпринимательству в сфере своей профессиональной деятельности, делопроизводству, менеджменту, маркетингу, управленческой психологии, бухгалтерскому учету и позволяет студентам приобретать опыт работы в рыночных условиях.
Общей целью деятельности УФ является подготовка студентов в области экономики и бизнеса, выработка практических навыков предпринимательской деятельности, включение молодежи в экономически обоснованную производственную и коммерческую деятельность.
Целями работы «Учебной фирмы» являются развитие у студентов профессиональных навыков и компетенций, необходимых для работы на контрольно-кассовой технике при расчетах с покупателями, освоение навыков работы с офисной техникой , оказание услуг и реализацию товаров, повышающих их конкурентоспособность на современном рынке труда в соответствии с профессиональными компетенциями образовательного стандарта:
ПК 1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 4. Оформлять документы по кассовым операциям.
ПК5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Задачами «Учебной фирмы» являются практическое освоение работы на ККТ и осуществление расчетов с покупателями.
В результате работы в учебной фирме студент должен получить практический опыт в эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей.
Студент должен уметь:
-осуществлять подготовку ККТ и работать на ней;
-устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
-распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
-осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
-оформлять документы по кассовым операциям;
-соблюдать правила техники безопасности;
знать:
-документы, регламентирующие применение ККТ;
-правила расчетов и обслуживания покупателей;
-типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
-классификацию устройства ККТ;
-основные режимы ККТ;
-особенности технического обслуживания ККТ;
-признаки платежеспособности государственных денежных знаков,
-порядок получения, хранения и выдачи денежных средств,
-отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
-правила оформления документов по кассовым операциям.
Работа в учебной фирме «Офис «Успех» способствует формированию и развитию у студентов комплексной системы навыков и компетенций, позволяющих им успешно реализовать себя в выбранной профессии. Происходит интеграция системы знаний по изучаемым предметам специальности, привитие навыков практической работы по направлениям управленческой деятельности предприятия способствует ознакомлению с ведением хозяйственных операций, работе с персоналом, бухгалтерской отчетности, делопроизводства. Работа в учебной фирме способствует развитию творческого потенциала и индивидуальных способностей студентов.
Основные функции «Учебной фирмы»:
-обеспечивает комплектование фонда документации в строгом соответствии с профилем специальности, образовательными программами, учебными планами.
-осуществляет реально документооборот, маркетинг, бухгалтерский учет;
-функционирует в модельной рыночной среде с соблюдением реальных условий, рыночных отношений, с учетом региональных особенностей;
- внедряет в практику своей работы передовые обучающие технологии, результаты научно-исследовательских работ.
Осуществление работ в соответствии с методическими указаниями по прохождению практики студентами специальностей 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» и 38.02.04. «Коммерция (по отраслям)»:
- проведение анализа конъюнктуры рынка, динамики спроса посредством проведения опросов потребителей (студентов и сотрудников колледжа);
-анализ информации о товарах, изготовителях и продавцах;
-составление договоров купли-продажи;
-закупка и продажа товаров;
-создание оптимальных условий хранения товаров;
-использование финансовых показателей для прогнозирования возможностей развития офиса;
-формирования путей повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
-работа с нормативными документами;
-работа с первичными документами (приходный ордер, накладные);
-заполнение учетных регистров;
-сдача выручки от реализации товаров и услуг в кассу бухгалтерии ВГПГК;
-подготовка товарных отчетов.
Контроль за деятельностью «Учебной фирмы» осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе. Руководитель «Учебной фирмы» осуществляет оперативное руководство ее деятельностью.
Реорганизация или ликвидация «Учебной фирмы» осуществляется приказом директора колледжа.
Пройдя практику в офисе «Успех», «окунувшись» в реальные условия деятельности торговой фирмы, студенты отделения «Экономика» закрепляют необходимые теоретические, но и приобретают практические знания и опыт, которые будут им необходимы для непосредственной работы по профилю специальности.
Что касается специальности 38.02.07 «Банковское дело», то она относительно недавно появилась на рынке труда и, соответственно, в системе СПО. Для эффективной работы банковской системы необходима подготовка грамотных специалистов, что заложено в профессиональных компетенциях стандартов третьего поколения.
В рамках применяемого модульного подхода к обучению преподавателями кафедры экономики были разработаны следующие профессиональные модули, согласно действующим ФГОС, и охватывающие все профессиональные компетенции, предусмотренные стандартами:
ПМ. 01 «Ведение расчетных операций», ПМ. 02 «Кредитование физических и юридических лиц», ПМ 03. «Агент банка», которые содержат соответствующие МДК: «Организация безналичных расчетов», «Организация расчетов с физическими лицами», «Организация кредитной работы», «Организация безопасности банковской деятельности», «Организация деловых коммуникаций», «Организация продажи банковских продуктов и услуг». При этом некоторые ПМ и МДК, которые относятся к вариативной части учебного плана данной специальности (например, ПМ 03. «Агент банка» МДК 01.02 «Организация расчетов с физическими лицами», «Организация кредитной работы»), были разработаны на основе письма – заказа от работодателя, и в частности, от ПАО «БИНБАНК». ПМ разрабатываются не индивидуально, а двумя – тремя преподавателями, что позволяет учитывать практические и теоретические знания и опыт каждого из составителей. Это способствует более полному составлению и изложению образовательной программы для специалистов банковского дела.
Были определены следующие этапы данной работы:
- создана творческая группа, в состав которой вошли ведущие преподаватели кафедры экономики и преподаватели спецдисциплин специальности «Банковское дело»;
- определены профессиональные модули (ПМ), общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) выпускников СПО по данной специальности;
- определена структура профессиональной образовательной программы базового и повышенного уровней подготовки специалистов;
- разработаны учебные планы.
Процедура оценивания - это демонстрация приобретённых знаний и умений по конкретному модулю. В результате разработан Аттестационный лист, имеющий не оценки 3, 4, 5, а ответ на вопрос, владеет ли студент компетенцией: Освоен / Не освоен.
Для успешного внедрения и реализации профессиональных модулей необходимо тесное сотрудничество между образовательным учреждением и работодателем. По данной специальности работодателями выступают ПАО Сбербанк России, ПАО «БИНБАНК», ПАО Восточный Экспресс Банк, ПАО УралСиб и т.д.
Обучающиеся (студенты), проходя производственные практики в банках - социальных партнерах (перечисленных выше), показывают свои и теоретические, и практические знания, умения и навыки, применительно к полученному заданию и виду профессионального модуля. Студенты, тем самым, создают себе репутацию. Руководители различных отделов банка (того или иного), не только следят за правильностью выполнения задания студента – практиканта, но и оценивают его такие качества как коммуникабельность, дисциплина, умение слушать, слышать и адекватно реагировать на замечания и предложения руководителя и др. Эти данные заносятся в базу банка. В итоге (после прохождения практики), студента могут либо пригласить в данный банка как сотрудника, либо его вносят в «черный» список и он уже не сможет работать ни в одном банке. Например, выпускников (2017 г.) пригласили работать в банки сначала в качестве консультантов, а на сегодняшний момент, и работниками кредитного отдела (Насонова К. – ПАО Сбербанк России) и отдела по работе с юридическими лицами (Калашникова А. – ПАО Сбербанк России). Даже на сегодняшний день, студенты, которые еще учатся на 3 курсе, получают предложения о работе и не только после окончания колледжа, но и сейчас, учитывая учебный процесс (Бирюкова А., Попова Ю. – ПАО Сбербанк России, Винокурова Т. – ПАО «БИНБАНК»).
Таким образом, производственные практики именно по данной специальности важны как для студента, так и для потенциального работодателя – банка.
Отмеченные особенности являются важной составляющей педагогических условий, способных обеспечить подготовку специалиста широкого профиля, который, в дальнейшем может быстро адаптироваться к специфическим условиям и видам профессиональной банковской деятельности, быть востребованным на рынке труда.
Одним из плюсов модульных образовательных стандартов является их гибкость и возможность комбинирования необходимых модулей и их отдельных единиц для индивидуализации обучения. В случае необходимости существует возможность обновлять или заменять конкретные требования к выпускнику (специалисту) в зависимости от изменений, происходящих не только в рыночной экономике в целом, но и в данной профессиональной деятельности, в частности.
Подведем итог. Внедрение практико-ориентированного и модульно–компетентностного подхода в обучение обусловлено необходимостью поиска альтернативных образовательных технологий, позволяющих успешно реализовать эффективное развитие заявленных в стандарте компетенций. По сути, оставаясь учебной, работа студентов оказывается, по своим целям и содержанию фактическим профессиональной деятельностью, а полученные знания становятся основой для процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную. Студенты постепенно погружаются в реальную профессиональную среду, что способствует более быстрой адаптации выпускников на рабочем месте и в профессиональной среде; готовность будущего специалиста к работе в команде; умение презентовать себя. Таким образом, формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста.
Список используемой литературы:
1. https://edu.evnts.pw/materials/126/16075/
2. https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/
3.http://www.vgpgk.vrn.ru/files/norm_doc/9A.pdf