Эссе «Мастер XXI века»
Эссе.
Мастер XXI века.
Безоблачное майское утро. Волшебные силы природы начинают пробуждаться: звонко поют птицы, радостно жужжат насекомые, мелодично шелестит листва. Сквозь нежную зелень берёзок пробивается солнышко, скользит по письменному столу, по портрету Шукшина. Какие выразительные серые глаза…Сколько доброты и нежности в этих глазах! Бог наградил Василия Макаровича не только привлекательной внешностью, но и творческим даром. По-моему, лучше всех сказал о нём писатель Пётр Проскурин: «Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссёр больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве». Мои размышления о Шукшине прерывает телефонный звонок:
-Светлана Викторовна, доброе утро, я выучил материал, который вы мне дали и даже прочитал книгу Алексея Варламова «Шукшин». Только я как вспомню, что буду выступать в роли Шукшина – у меня мороз по коже! –
-Егор, здравствуй. Я очень рада за тебя. Ты просто молодец! Урок у нас пройдёт замечательно. Не переживай ! Прекрасного тебе дня! -
-Спасибо, Светлана Викторовна, мне сейчас море по колено.-
Звонил Егор Аринушкин, способный студент, будущий геодезист, а на уроке литературы он «будет Шукшиным», у него сложная роль.
Вспоминаю поездку со студентами -геодезистами в июле 2016 года на Алтай, в село Сростки, на малую родину Шукшина.
После посещения музея нашей группе предложили посмотреть фильм «Калина красная». Картину ребята смотрели на одном дыхании.
А когда досмотрели до того места, где Шукшин (в роли главного героя -Егора Проскудина) обнимает берёзку со словами: «Ну, что, невестушки, заждались», одна студентка воскликнула: «Как он любил природу!» Фильм никого не оставил равнодушным.
Вечером в гостинице обсуждали фильм, читали рассказ «Ванька Тепляшин», писали небольшие сочинения. Запомнились строчки из работы Ильина Александра, старосты группы геодезистов: «Я понял, что надо читать Шукшина, это настоящий писатель, искренний и честный, глубоко исследовал душу каждого героя, он учит нас понимать, что самое главное в окружающем тебя мире- человек».
Читаю сочинения ребят, которые путешествовали по малой родине Шукшина, её безграничным просторам, прочувствовали дух творчества замечательного писателя, а в голове крутится вопрос: «Как построить урок, чтобы заинтересовать сегодняшних студентов?»
Итак, в начале урока со студентами обсудим высказывание Петра Проскурина о Шукшине. Конечно, поговорим и о художественной ткани цитаты. Я всегда получаю огромное удовольствие, когда читаю Мастера русского языка. Очень нравятся живописные эпитеты: чистой яркой звездой, сказочной россыпью .
Дальше по моему плану идёт сообщение студента Егора Аринушкина, который будет на уроке выступать в роли Шукшина. Почему выбрала Егора?
Во-первых, он очень похож на Василия Макаровича, такие же серые глаза,
Скуластое лицо, а во-вторых, читает стихи очень выразительно.
Выступление Егора Аринушкина в роли Шукшина:
«Я родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье. Моя родина-село Сростки на Алтае. Так было угодно судьбе, что отца, Макара Леонтьевича, расстреляли по ложному обвинению в 1933 году, а отчим, Павел Куксин, погиб на войне в 1942-м. Всю теплоту своего сердца, любовь к русскому слову и песне мама, Мария Сергеевна, передала мне и моей сестре Наташе.
Поскольку я неважно учился в школе, мама- пошла за советом к учительнице географии, Анне Павловне Тиссаревской, приехавшей из блокадного Ленинграда. Любовь к книгам, интерес к учёбе стремилась передать мне эта хрупкая на вид, но очень мудрая женщина. Я всегда помнил, что первый мой поклон обращён к учительнице Анне Павловне Тиссаревской.
В 1943-м году после окончания семилетки учился в Бийском автомобильном техникуме. Затем служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем директором школы.
В 1954-м я поступил во ВКИГ на режиссёрское отделение. Учился я в мастерской знаменитого режиссёра театра и кино Михаила Ромма. Вспоминаю о том времени с большой любовью. На основе рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Картина вышла на экраны в 1964 году. Удостоена первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в Венеции-«Золотой лев Святого Марка».
Запомнилась мне работа над фильмом «Калина красная», где я был и режиссёром, и сценаристом, и исполнителем главной роли (Егор Проскудин).
Эта картина получила несколько призов российских и зарубежных кинофестивалей.
Среди основных моих ролей в кино хочу отметить: первая главная роль в фильме М.Хуциева «Два Фёдора», Низовцев в фильме «Золотой эшелон» (1959) режиссёра Ильи Гурина, председатель колхоза-«Когда деревья были большими» (1962) Льва Кулиджанова, Роман Кошкин- «Любовь Яровая» (1970) Владимира Фетина, маршал Конев в сериале «Освобождение» (1968-1971) Юрия Озерова.
Подлинный литературный дебют мой состоялся в журнале Октябрь,
где были опубликованы в 1961 году рассказы «Правда», «Светлая душа»,
«Стёпкина любовь», «Экзамен».
В 1963 году вышел мой первый сборник «Сельские жители». Критика доброжелательно встретила мою книгу, сразу зачислив меня в разряд писателей-«деревенщиков».
В 1965 году был принят в члены Союза писателей СССР, в этом же году вышел мой роман «Любавины», в котором я стремился доказать, что только сильные духом люди могут справиться с жизненными трудностями.
В 1969 году я написал роман «Я пришёл дать Вам волю», повествующий о крестьянском восстании под предводительством Степана Разина в 1670-1671 годах.
Киноповесть «Калина красная» я написал в 1973 году. В этом произведении я раскрываю темы: делают ли деньги счастливыми людей, долг человека перед матерью, любовь и семейные отношения. Фильм «Калина красная» вышел на экран в 1974 году, я сыграл в нём Егора Прокудина. Скажу Вам честно: я плакал над финалом киноповести.
А теперь задаём вопросы Василию Макаровичу Шукшину (в роли Шукшина- Егор Аринушкин)
Студент: «Что значит для Вас Родина?»
Шукшин: «Родина-это святое. Родина…Что-то остаётся в нас от родины такое, что живёт в нас на всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы её, родину, когда–нибудь увидим. А живёт в нас от всей родины или косогор какой-нибудь, или дом, или отсыревшее бревно у крыльца, где сидел когда-то глухой весенней ночью и слушал ночь».
(Из романа «Любавины»).
Студент: «Василий Макарович, какие человеческие качества Вы отмечаете
у русского народа?»
Шукшин: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.
Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Верь, что всё не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
Студент: «Василий Макарович, что вы цените в людях?»
Шукшин: «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы с нашими скоростями не забыть
Студент: «Василий Макарович, каким должен быть современный положительный герой?»
Шукшин: «Знаю, что он должен быть честным, добрым, принципиальным. Но надо знать, какой он жизни человек».
На уроке необходимо рассмотреть вопросы:
Как Шукшин стал Шукшиным? Каким образом складывались его отношения с властью, литературным и кинематографическим окружением? Как влияла на его творчество личная жизнь? Какими ему виделись прошлое, настоящее и будущее России? Что удалось и что не удалось сделать Шукшину? Какие традиции продолжил в своём творчестве В. Шукшин?
В конце урока студенты напишут небольшое сочинение на тему: «Доброта- одно из главных богатств человеческой природы».
Наброски к уроку сделаны, урок пройдёт как по маслу!
4