Эссе «Я - сельский учитель»
Эссе
«Я – сельский учитель»
- Мам, а если бы тебе предложили снова уехать в город, ты бы поехала?
- Нет, не поехала бы.
- Почему?
- Мое место здесь, сын. Именно здесь я нашла себя!
(из разговора с сыном)
Светофоры… Перекрестки… Скорость… Шум… Суета… Город? Не может быть! Просыпаюсь и не могу понять, где я, настолько ярким был сон. Уже двадцать лет не живу в городе. Двадцать лет мой статус – сельский учитель. Жалею? Нисколько! Вспоминаю? Наверное, нет. Чего-то лишилась? Что вы, наоборот, нашла и приобрела. Счастлива? Очень!
Возможно, это покажется абсурдом – уехать из большого современного города в село, жить и работать совсем не в городских условиях и получать от этого неимоверное удовольствие. Но это - правда! Судьба устанавливает свои правила. И, если следовать этим правилам, не сетовать и не роптать, уметь получать от каждого «сюрприза» положительный опыт, тогда можно смело сказать «Вы - счастливый человек!» Мое счастье, как разноцветная мозаика, сложено из многих ярких стеклышек-событий. Одно из этих стеклышек – учительство на селе.
Мне есть что сравнивать. Слова «учитель» и «сельский учитель» абсолютно разные. Да, принцип работы один – учить, давать знания, наставлять и развивать, но «начинка» и смысл совсем другой. Сельский учитель несет на своих плечах больше ответственности. В огромном пространстве города, среди множества улиц, домов, этажей, квартир и окон человек теряется и его не видно. В селе ты как на ладони. Жизнь твоя просканирована со всех сторон. Мне это стало понятно не сразу, свой отпечаток накладывал стиль городской жизни. Многое пришлось переосмыслить, понять и принять как должное.
Помню первую встречу со своими учениками. С трудом можно описать те ощущения, которые захлестнули меня. Девять лет проработать в городской школе, где классам «не видно конца и края», где количество учеников в одном классе может заменить половину сельской школы, и вдруг увидеть перед собой всего семь милых детских лиц. И глаза у них так близко, а в глазах столько всего: интерес, волнение, застенчивость, доверие, симпатия, настороженность … «Что ты волнуешься? - внутренний голос пытался меня успокоить. - Обыкновенные дети, как все». Но я понимала, что это не так. Уже на подсознательном уровне чувствовалось, что все здесь будет по-другому.
По-другому – это начало рабочего дня. Ты идешь в школу, а со всех сторон слышится: «Доброе утро!», «Здравствуйте!». И стар и мал рад встрече с тобой: улыбки, добрые лица, приветливый кивок головы, вон кто-то машет рукой издалека. Дети увидели тебя и бегут навстречу, крепко обнимают, маленькая ладошка ложится в твою руку, и такой дружной компанией мы входим в школу. Наверно, так должно быть всегда и у всех. Прекрасный настрой в начале рабочего дня дает тебе сил и желание трудиться.
По-другому – это общение с детьми. В селе мы живем одной большой дружной семьей. Наши дома по соседству, мы знаем нужды и проблемы друг друга, мы от души радуемся успехам односельчан, мы всем миром бросаемся на помощь, мы скорбим и смеемся вместе. Как трудно вести урок и насколько тактичным нужно быть, зная, что Сережка не спал полночи, потому что вместе с отцом ждал «Скорую помощь», нужно было маму отвезти в больницу. Сестренка у Сережки родилась!
У Марины оба родителя на ферме, придут поздно. Ей нужно забрать из детского сада младших братьев, купить хлеб, сварить ужин и накормить ребятишек. Когда думать об уроках? Учитель должен сделать все, чтобы ученица помнила не только о своих домашних заботах, но и учебные обязанности ставила на первое место.
А еще Витя, Слава, Ксюша, Артем … Учитель должен стать для них другом, наставником, человеком, с которым можно поделиться своими секретами и получить правильный и мудрый совет. Они должны доверять учителю. На селе эта взаимосвязь крепче. На селе эти качества проявляются ярче. И нельзя детей предать, нельзя их подвести. Роль учителя здесь огромна. Мне, как матери, приходится наводить порядок, мирить драчунов, слушать и переживать с детьми их приключения, справедливо наказывать и жалеть, проживать с детьми их жизнь, эмоционально выгорать и не переставать удивляться – откуда берутся силы? Почему желание работать становится крепче? Ответ прост – это мое призвание. С гордостью осознаю – я – сельский учитель!
Я – сельский учитель, мое дело – учить. Преимуществом сельской школы является малое количество учеников в классе. На уроке до каждого дойдешь, каждого спросишь, с каждым поработаешь индивидуально. Но это и ответственная ноша. Нужно продумать урок до мелочей, сделать его таким, чтобы дети ждали следующего с нетерпением, чтобы не хотелось им уйти из класса. Вот здесь и бессонные ночи, и порой мимолетное внимание своим родным детям, и отрыв от семьи во время курсовых подготовок. Но семья понимает, семья поддерживает и помогает, семья прикрывает тылы. Спасибо нашим родным! Поэтому и уроки наши на высоте, и удовлетворение от работы искреннее.
По-другому – это работа с родителями. На селе с родителями ты видишься каждый день – обязательно остановишься, поговоришь. И тут возникает вопрос – зачем тогда родительское собрание? Вот и прояви свое мастерство, сельский учитель! Сумей убедить родителя в необходимости посещения школы, сумей найти такую тему, которая была бы близка и интересна родителю, сумей провести встречу так, чтобы не возникло у мам и пап мысли – надо ли приходить в следующий раз? И для родителей учитель должен быть другом и наставником, человеком, с которым можно обсудить свои семейные проблемы и получить необходимую поддержку. Родитель должен желать общения с учителем, должен доверять учителю и быть уверенным в нем.
Уважение к учителю на селе складывается от его отношения к работе. Сейчас говорю не о школьной работе, помимо школы у учителя есть свое хозяйство. Не перестаю удивляться – я, городская от корней волос, научилась вести хозяйство. Это ли не чудо! Колоссальный жизненный опыт приобретен! Насколько ты трудолюбив и хозяйственен, настолько ты будешь уважаем. Лодырей на селе не любят.
Утро сельского учителя начинается не с первого урока по расписанию, оно начинается с домашней рутины. Нужно встать пораньше, дрова принести, воды набрать, домашнюю скотину накормить. Какое-то «доисторическое время», подумаете вы. Цивилизация только-только начала до нас добираться. Много времени уходит на домашнюю работу, но привыкаешь ко всему, устанавливаешь определенный режим и уже не чувствуешь усталости - жизнь идет своим чередом.
Кто-то скажет: «Это в наше-то время, когда все можно купить, держать такое хозяйство?» Возможно, он будет прав, но до магазина еще нужно добраться. Когда тебя от города отделяет красавица Кама, которую нужно пересечь, тогда и задумаешься, что же лучше – хозяйство или магазин?
Условия наши оставляют желать лучшего, но человек привыкает ко всему. Нам, учителям, тем более нельзя падать духом, нужно быть оптимистами и поддерживать позитив в других. Поэтому стараешься проявить себя и за стенами школы. Местный клуб – единственный культурный центр (кроме школы, конечно). Шесть-семь уроков сеешь разумное, доброе, вечное. После уроков часа два дополнительно занимаешься с учениками (радует, что дети идут к учителю), а затем на репетицию – праздничные дни приближаются, к концерту готовиться нужно. Сколько неподдельного счастья и положительных эмоций ты получаешь, когда зритель дарит тебе свои аплодисменты. Сколько радости ты испытываешь, когда люди уходят из зала с прекрасным настроением.
Глядя на увлеченного учителя, и дети начинают проявлять свои способности и таланты. «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером» (Сенека). Учитель – пример во всем! Особенно остро проблема активности детей выражена на селе. Наши дети обделены многим. Разнообразные секции и кружки – это что-то из области фантастики. Поэтому приходится сельскому учителю осваивать, так сказать, «смежные профессии» – «хореограф», например, «дизайнер одежды» … Думаю, пословица «Мастер на все руки», как нельзя, кстати, подходит к учителю на селе.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Вот и старается сельский учитель зажечь новые «солнышки» и открыть новые «планеты», от которых школьный «небосвод» становится ярким и значимым от полученных побед и наград. Приходится, конечно, многое самому постигать, но видя результат, не жалеешь ни времени ни сил.
Ни минуты покоя, как поется в песне. И тогда вы спросите: «На себя у вас время есть? Когда же вы уделяете внимание себе?» Сельский учитель, в основном, это женский образ. Что такое женщина? Модница, красавица, умница. От моды мы стараемся не отставать. Умудряемся находить время, чтобы быть привлекательными и обаятельными. Наш образ, образ учителя, эталон для ученика, родителей и сельского жителя. Нам нельзя выглядеть усталыми, неопрятными, замученными домашними делами. Мы должны быть на высоте.
Очень хорошо сказала Валентина Кошелева в своем стихотворении об учителе:
«Не плачете, не ноете вы нудно,
Хоть и кренится иногда Земля.
Как давит вам на плечи ваше «трудно»,
Подруженьки мои – учителя.
Ни дня покоя. О себе забывши,
Ведёте души детские вперёд,
И нет у вас одной минутки лишней,
А есть у вас тяжёлый груз забот.
Тетради, культпоходы, совещанья,
Заброшен дом… Мы это вам простим.
Горите вы, путь в завтра освещая,
И факел в вашем сердце негасим.
…Седеющие, с юными сердцами,
Незнающие праздного житья,
Боитесь оценить себя вы сами –
Так вам за жизнь пятёрку ставлю я!...»
Оценка «пять» - высший балл в школе. Заслужить такую оценку, значит быть профессионалом своего дела, значит достичь высот своего мастерства. Оглядываясь назад, думаю, могу ли я себе поставить этот балл? Ответ очевиден. Уже двадцать лет не живу в городе. Двадцать лет мой статус – сельский учитель. Жалею? Нисколько! Вспоминаю? Наверное, нет. Чего-то лишилась? Что вы, наоборот, нашла и приобрела. Счастлива? Очень!
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ружицкая Вероника Александровна
Медведева Татьяна Петровна
Ружицкая Вероника Александровна
Шарандина Валентина Владимировна
Ружицкая Вероника Александровна
Евгений Алексеевич
Ружицкая Вероника Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ружицкая Вероника Александровна
Касьяненко Алла Ивановна
Ружицкая Вероника Александровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ружицкая Вероника Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ружицкая Вероника Александровна
Елена Вениаминовна Чурина
Ружицкая Вероника Александровна
Аладышева Татьяна Петровна
Ружицкая Вероника Александровна