12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ружицкая Вероника Александровна1980
Россия, Удмуртская респ., Камбарский район с. Ершовка

Эссе

«Я – сельский учитель»

- Мам, а если бы тебе предложили снова уехать в город, ты бы поехала?

- Нет, не поехала бы.

- Почему?

- Мое место здесь, сын. Именно здесь я нашла себя!

(из разговора с сыном)

Светофоры… Перекрестки… Скорость… Шум… Суета… Город? Не может быть! Просыпаюсь и не могу понять, где я, настолько ярким был сон. Уже двадцать лет не живу в городе. Двадцать лет мой статус – сельский учитель. Жалею? Нисколько! Вспоминаю? Наверное, нет. Чего-то лишилась? Что вы, наоборот, нашла и приобрела. Счастлива? Очень!

Возможно, это покажется абсурдом – уехать из большого современного города в село, жить и работать совсем не в городских условиях и получать от этого неимоверное удовольствие. Но это - правда! Судьба устанавливает свои правила. И, если следовать этим правилам, не сетовать и не роптать, уметь получать от каждого «сюрприза» положительный опыт, тогда можно смело сказать «Вы - счастливый человек!» Мое счастье, как разноцветная мозаика, сложено из многих ярких стеклышек-событий. Одно из этих стеклышек – учительство на селе.

Мне есть что сравнивать. Слова «учитель» и «сельский учитель» абсолютно разные. Да, принцип работы один – учить, давать знания, наставлять и развивать, но «начинка» и смысл совсем другой. Сельский учитель несет на своих плечах больше ответственности. В огромном пространстве города, среди множества улиц, домов, этажей, квартир и окон человек теряется и его не видно. В селе ты как на ладони. Жизнь твоя просканирована со всех сторон. Мне это стало понятно не сразу, свой отпечаток накладывал стиль городской жизни. Многое пришлось переосмыслить, понять и принять как должное.

Помню первую встречу со своими учениками. С трудом можно описать те ощущения, которые захлестнули меня. Девять лет проработать в городской школе, где классам «не видно конца и края», где количество учеников в одном классе может заменить половину сельской школы, и вдруг увидеть перед собой всего семь милых детских лиц. И глаза у них так близко, а в глазах столько всего: интерес, волнение, застенчивость, доверие, симпатия, настороженность … «Что ты волнуешься? - внутренний голос пытался меня успокоить. - Обыкновенные дети, как все». Но я понимала, что это не так. Уже на подсознательном уровне чувствовалось, что все здесь будет по-другому.

По-другому – это начало рабочего дня. Ты идешь в школу, а со всех сторон слышится: «Доброе утро!», «Здравствуйте!». И стар и мал рад встрече с тобой: улыбки, добрые лица, приветливый кивок головы, вон кто-то машет рукой издалека. Дети увидели тебя и бегут навстречу, крепко обнимают, маленькая ладошка ложится в твою руку, и такой дружной компанией мы входим в школу. Наверно, так должно быть всегда и у всех. Прекрасный настрой в начале рабочего дня дает тебе сил и желание трудиться.

По-другому – это общение с детьми. В селе мы живем одной большой дружной семьей. Наши дома по соседству, мы знаем нужды и проблемы друг друга, мы от души радуемся успехам односельчан, мы всем миром бросаемся на помощь, мы скорбим и смеемся вместе. Как трудно вести урок и насколько тактичным нужно быть, зная, что Сережка не спал полночи, потому что вместе с отцом ждал «Скорую помощь», нужно было маму отвезти в больницу. Сестренка у Сережки родилась!

У Марины оба родителя на ферме, придут поздно. Ей нужно забрать из детского сада младших братьев, купить хлеб, сварить ужин и накормить ребятишек. Когда думать об уроках? Учитель должен сделать все, чтобы ученица помнила не только о своих домашних заботах, но и учебные обязанности ставила на первое место.

А еще Витя, Слава, Ксюша, Артем … Учитель должен стать для них другом, наставником, человеком, с которым можно поделиться своими секретами и получить правильный и мудрый совет. Они должны доверять учителю. На селе эта взаимосвязь крепче. На селе эти качества проявляются ярче. И нельзя детей предать, нельзя их подвести. Роль учителя здесь огромна. Мне, как матери, приходится наводить порядок, мирить драчунов, слушать и переживать с детьми их приключения, справедливо наказывать и жалеть, проживать с детьми их жизнь, эмоционально выгорать и не переставать удивляться – откуда берутся силы? Почему желание работать становится крепче? Ответ прост – это мое призвание. С гордостью осознаю – я – сельский учитель!

Я – сельский учитель, мое дело – учить. Преимуществом сельской школы является малое количество учеников в классе. На уроке до каждого дойдешь, каждого спросишь, с каждым поработаешь индивидуально. Но это и ответственная ноша. Нужно продумать урок до мелочей, сделать его таким, чтобы дети ждали следующего с нетерпением, чтобы не хотелось им уйти из класса. Вот здесь и бессонные ночи, и порой мимолетное внимание своим родным детям, и отрыв от семьи во время курсовых подготовок. Но семья понимает, семья поддерживает и помогает, семья прикрывает тылы. Спасибо нашим родным! Поэтому и уроки наши на высоте, и удовлетворение от работы искреннее.

По-другому – это работа с родителями. На селе с родителями ты видишься каждый день – обязательно остановишься, поговоришь. И тут возникает вопрос – зачем тогда родительское собрание? Вот и прояви свое мастерство, сельский учитель! Сумей убедить родителя в необходимости посещения школы, сумей найти такую тему, которая была бы близка и интересна родителю, сумей провести встречу так, чтобы не возникло у мам и пап мысли – надо ли приходить в следующий раз? И для родителей учитель должен быть другом и наставником, человеком, с которым можно обсудить свои семейные проблемы и получить необходимую поддержку. Родитель должен желать общения с учителем, должен доверять учителю и быть уверенным в нем.

Уважение к учителю на селе складывается от его отношения к работе. Сейчас говорю не о школьной работе, помимо школы у учителя есть свое хозяйство. Не перестаю удивляться – я, городская от корней волос, научилась вести хозяйство. Это ли не чудо! Колоссальный жизненный опыт приобретен! Насколько ты трудолюбив и хозяйственен, настолько ты будешь уважаем. Лодырей на селе не любят.

Утро сельского учителя начинается не с первого урока по расписанию, оно начинается с домашней рутины. Нужно встать пораньше, дрова принести, воды набрать, домашнюю скотину накормить. Какое-то «доисторическое время», подумаете вы. Цивилизация только-только начала до нас добираться. Много времени уходит на домашнюю работу, но привыкаешь ко всему, устанавливаешь определенный режим и уже не чувствуешь усталости - жизнь идет своим чередом.

Кто-то скажет: «Это в наше-то время, когда все можно купить, держать такое хозяйство?» Возможно, он будет прав, но до магазина еще нужно добраться. Когда тебя от города отделяет красавица Кама, которую нужно пересечь, тогда и задумаешься, что же лучше – хозяйство или магазин?

Условия наши оставляют желать лучшего, но человек привыкает ко всему. Нам, учителям, тем более нельзя падать духом, нужно быть оптимистами и поддерживать позитив в других. Поэтому стараешься проявить себя и за стенами школы. Местный клуб – единственный культурный центр (кроме школы, конечно). Шесть-семь уроков сеешь разумное, доброе, вечное. После уроков часа два дополнительно занимаешься с учениками (радует, что дети идут к учителю), а затем на репетицию – праздничные дни приближаются, к концерту готовиться нужно. Сколько неподдельного счастья и положительных эмоций ты получаешь, когда зритель дарит тебе свои аплодисменты. Сколько радости ты испытываешь, когда люди уходят из зала с прекрасным настроением.

Глядя на увлеченного учителя, и дети начинают проявлять свои способности и таланты. «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером» (Сенека). Учитель – пример во всем! Особенно остро проблема активности детей выражена на селе. Наши дети обделены многим. Разнообразные секции и кружки – это что-то из области фантастики. Поэтому приходится сельскому учителю осваивать, так сказать, «смежные профессии» – «хореограф», например, «дизайнер одежды» … Думаю, пословица «Мастер на все руки», как нельзя, кстати, подходит к учителю на селе.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Вот и старается сельский учитель зажечь новые «солнышки» и открыть новые «планеты», от которых школьный «небосвод» становится ярким и значимым от полученных побед и наград. Приходится, конечно, многое самому постигать, но видя результат, не жалеешь ни времени ни сил.

Ни минуты покоя, как поется в песне. И тогда вы спросите: «На себя у вас время есть? Когда же вы уделяете внимание себе?» Сельский учитель, в основном, это женский образ. Что такое женщина? Модница, красавица, умница. От моды мы стараемся не отставать. Умудряемся находить время, чтобы быть привлекательными и обаятельными. Наш образ, образ учителя, эталон для ученика, родителей и сельского жителя. Нам нельзя выглядеть усталыми, неопрятными, замученными домашними делами. Мы должны быть на высоте.

Очень хорошо сказала Валентина Кошелева в своем стихотворении об учителе:

 «Не плачете, не ноете вы нудно,

Хоть и кренится иногда Земля.

Как давит вам на плечи ваше «трудно»,

Подруженьки мои – учителя.

Ни дня покоя. О себе забывши,

Ведёте души детские вперёд,

И нет у вас одной минутки лишней,

А есть у вас тяжёлый груз забот.

Тетради, культпоходы, совещанья,

Заброшен дом… Мы это вам простим.

Горите вы, путь в завтра освещая,

И факел в вашем сердце негасим.

Седеющие, с юными сердцами,

Незнающие праздного житья,

Боитесь оценить себя вы сами –

Так вам за жизнь пятёрку ставлю я!...»

Оценка «пять» - высший балл в школе. Заслужить такую оценку, значит быть профессионалом своего дела, значит достичь высот своего мастерства. Оглядываясь назад, думаю, могу ли я себе поставить этот балл? Ответ очевиден. Уже двадцать лет не живу в городе. Двадцать лет мой статус – сельский учитель. Жалею? Нисколько! Вспоминаю? Наверное, нет. Чего-то лишилась? Что вы, наоборот, нашла и приобрела. Счастлива? Очень!

Опубликовано


Комментарии (22)

сменить сортировку
Кушнарева Татьяна Николаевна, 13.07.18 в 08:24 6Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за откровения, за отличный материал!!!!
Медведева Татьяна Петровна, 14.07.18 в 08:40 5Ответить Пожаловаться
Написано от души. Спасибо за интересный материал.
Ружицкая Вероника Александровна, 14.07.18 в 20:05 4Ответить Пожаловаться
Вы правы, Татьяна Петровна, все было от души.
Шарандина Валентина Владимировна, 14.07.18 в 16:10 4Ответить Пожаловаться
Очень проникновенно. Зацепило!
Ружицкая Вероника Александровна, 14.07.18 в 20:06 3Ответить Пожаловаться
Очень рада, что вам понравилось, Валентина Владимировна.
Евгений Алексеевич, 15.07.18 в 21:29 4Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Вероника Александровна! Ставлю Вам десятку за эссе и ещё две за Вашу работу
Ружицкая Вероника Александровна, 15.07.18 в 21:45 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Александрович, за такую высокую оценку! Очень приятно!
Ружицкая Вероника Александровна, 25.07.18 в 22:28 3Ответить Пожаловаться
Мы, учителя, все из одного теста сделаны - фанаты своего дела.

показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.