Эссе «Я – учитель»

11
3
Материал опубликован 7 August 2020

Бельчич Ольга Ивановна

учитель биологии и химии

МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровская

Краснодарский край



Конкурсное задание «Эссе» «Я – учитель»


Секрет хорошего преподавания в том,

чтобы рассматривать интеллект ребёнка,

как плодородное поле, в котором могут

быть посеяны семена, чтобы вырасти

в тепле пылающего воображения.

(Мария Монтессори)


Размышления учителя...

Они бесконечны…. Оглядываясь на прожитое и пережитое, невольно вспоминаю себя девчушкой в роли учительницы перед куклами.

Потом школа…

А в 1984 году я стала студенткой Адыгейского государственного педагогического института, факультета естествознания.

Из лекций по истории педагогики узнала, что профессия учителя имеет большую историю. В переводе с древнееврейского языка учитель – это «ловец чело веков», тот, кто улавливает в свои сети непосвященных, приобщая их истине. Тогда я поняла, что учитель должен быть человеком, развитым многогранно, не замкнувшимся только на знаниях, которые определяют его узкопрофессиональные интересы. Учитель является не просто транслятором знаний, которые передает своим ученикам, но, прежде всего человеком, который своим примером вдохновляет ребят идти сложным путем самостоятельного усвоения различных учений. В выборе факультета я не ошиблась.

Прошло более тридцати лет. Накопился определенный опыт, знания, мудрость.

Эпиграфом к эссе я взяла слова известного итальянского педагога, ученого Марии Монтессори, которые отражают и мою позицию. Действительно, дети обладают «чистым» сознанием, не заполненным, по сути, ничем. Их мышление – это чистое, плодородное поле. И теперь моя задача как учителя, обладающего опытом в передаче знаний, пробудить в детском сознании стремление возделать это поле, то есть помочь раскрыть индивидуальные способности каждого. Безусловно, задача передо мной стоит не простая. В этом мне помогает опыт педагогов древности, которые говорили, что человек только тогда захочет что-то изучать, когда он удивиться тому, что существует самостоятельно, независимо от него.

В настоящее времени человечество выработало огромную систему знания. На основе этой системы созданы новые материалы, механизмы, технологии, которые образуют тело современной цивилизации. Но, к сожалению, и знания, и их воплощение с помощью научно-технической революции в цивилизационных мега проектах мешают современному человеку посмотреть на мир удивленными глазами. И только дети сохраняют эту способность живой и чистой!

Моя задача сохранить удивленный взгляд на мир в детском сознании и приумножить его. Ведь состояние удивления – это начало творческого процесса, который определяет познавательную функцию. Удивление помогает ученику открыть в себе свой творческий потенциал, который через наблюдение за предметом, поразившем его воображением, с помощью учителя приведет к знаниям.

Я, как учитель биологии, могу сказать, что в моем опыте преподавания этого предмета актуальна связь удивления и наблюдения. Рассказывая ребятам о гармонии, которая царит в природе, пробуждая в их сознании удивление этого качества мира, уже не приходится заставлять их учить этот материал. Из собственных наблюдений они мне рассказывают как, например, происходит изменение времен года на основе изменения физических характеристик изучаемых явлений.

Другой мыслитель Плутарх, утверждал, что «ум - это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь». Я думаю, что умение создать на уроках, казалось бы, таких сложных, как химия, атмосферу заинтересованного внимания, определенного удивлением, и есть моя задача, как учителя. Удивление – вот тот факел, который пробуждает в сознании моих школьников желание думать, размышлять, искать ответы на трудные вопросы. Сложно объяснить взаимодействие химических элементов формулой, поэтому для наглядности мной опять-таки используется метод наблюдения за опытом, проводимым перед классом. Показывая вещество, записывая его формулу и рассказывая о его свойствах, вместе с ребятами выясняем, с каким другим веществом оно будет взаимодействовать, и что получиться в результате. И только после опыта записываем формулу, еще раз поясняя свойства реагирующих веществ, и рассказываем о свойствах тех химических элементов, которые получились после реакции.

Еще хотелось бы рассказать о любви к природе, которая формируется у ребят, когда мы вместе размышляем над гармонией мира и наблюдаем ее разрушение в результате цивилизационной активности человека и человечества. Бывает обидно за людей, которые обладая разумной формой мышления, злонамеренно губят природу: поджигают лес, засоряют водоемы, убивают редких животных. Когда на уроках ученики приводят свои примеры, рассказывающие о разрушительной деятельности человека, и том, что необходимо защищать природу ради будущего, то приходится удивляться мне, их учителю, тому, как много в их внутреннем мире доброты, любви. И тогда мне бывает по-настоящему радостно, что в их мировоззрении присутствует частичка и моей любви к природе, к миру. Думаю, прав был А.Т. Твардовский, говоривший: «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить ».

В настоящее время работать в школе трудно, но интересно. Ведь приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. Современной школе нужен современный учитель – это требование времени. В школах используют современное оборудование и информационные технологии: интерактивные доски, проекторы. Учитель должен идти в ногу со временем использовать в своей работе инновации, различные методики, в совершенстве владеть преподаваемым материалом – это часть новой школы. А сколько же длится рабочий день педагога?  Не ошибусь, если скажу, что эта работа круглосуточная. Она продолжается и во время обеда, и во время совещания, во время прогулки, и по дороге в школу, и из школы. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день. Современный учитель - это не профессия, это - образ жизни.

Открываю дверь кабинета, и все суетное, мелкое, бытовое остается там…

Я - учитель. Выведена формула моего жизненного кредо: любовь и знания-главные составляющие, плюс твердость и уверенность в себе, а для полноты еще добавлю терпения и каждодневного радостного труда.

Вспоминая слова, сказанные одним из философов «Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят "делай со мной"». Так учили меня мои учителя, добывать «руду» знаний вместе, в едином творчестве, познавательном порыве. Помня эту традицию, я передаю этот опыт своим ученикам.

Мои ученики прошлых лет стали учеными, кандидатами биологических наук, врачами, химиками, генетиками, педагогами и просто хорошими людьми.

Я не стремлюсь к победе в конкурсе «Учитель Года». Свой конкурс я уже выиграла, став учителем своих учеников. Никакая победа не заменит мне того мгновения, когда я, приближаясь к зданию школы, вижу бегущих к себе на встречу ребят. Они прижимаются ко мне, и я чувствую их любовь!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Любовь учеников - лучшая награда для учителя!

7 August 2020

спасибо.

8 August 2020

Ольга Ивановна, Ваше видение своей профессии должно вызывать уважение опытных педагогов и вдохновлять молодых коллег. Спасибо за то, что поделились своим мнением на актуальный для каждого учителя вопрос: зачем я здесь?

13 August 2020