Эссе «Я - учитель»
Эссе "Я - учитель" (на конкурс "Учитель года - 2017") Головина Анастасия Афанасьевна МКОУ ООШ д. Ванино Афанасьевского района Кировской области |
Учитель, педагог, наставник – это не только профессия, а скорее призвание...
В детстве я играла в школу, представляя себя учительницей. Любила проводить с соседскими детьми подвижные и интеллектуальные игры, ставить театрализованные представления, проводить соревнования.
У Л.Н.Толстого есть замечательные слова: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Я работаю в МКОУ ООШ д. Ванино с 1999 года учителем биологии. За все годы работы в школе мне пришлось преподавать самые разные предметы. Пришлось изучить их особенности и методику преподавания. Это и географию, и историю, и обществознание, и информатику. А это не просто.
А что же значит - быть учителем?
В сельских школах количество детей в классах очень маленькое. Одни из них не ходили в детский сад, многие не бывали в городе, большинство редко выезжают за пределы своего района. Отличников и хорошистов мало, прилежанием не отличаются и любовью к разнообразным наукам тоже. Поэтому приходится много трудиться, чтобы расположить их к себе, чтобы заинтересовать. Каждый день, проводя свои уроки, делаешь вывод, что надо любить то дело, которым занимаешься, и тех, кто находится рядом с тобой. Только если интересно самому, если не жалеешь ни себя, ни свободного времени, ни даже отпуска, если творчески относишься к своей работе, если сам не равнодушен к тому, что нас окружает, если сам любишь свою Родину, свой край, свою семью - то только тогда можно рассчитывать на успех.
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти своё призвание. Считаю, что среди множества различных профессий - эта самая интересная и привлекательная.
Я – учитель.…
Действительно, имея отличные знания, но не чувствуя душу своего ученика, не любя детей, педагог не будет Учителем для своих учеников.
Помочь ребёнку обогатить свой мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации - вот моя задача, как учителя.
Это не только возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя много нового и интересного. Мне нравится смотреть на окружающий мир глазами детей. Я нахожу в этом радость и удовлетворение. Мне нравится думать о своих учениках. Для меня учитель - это не профессия, не общественное положение, не работа. Для меня быть учителем - это и значит жить.
Я часто перебираю в памяти свои мечты, тревоги, сожаления и сейчас через годы могу с уверенностью сказать: я сделала правильный выбор и никогда о нём не пожалею! И теперь, когда вхожу в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких и больших побед, которые обязательно должны быть, иначе мой труд не имеет смысла. Каждый урок должен быть уникален, его нельзя повторить, как невозможно прожить вторую жизнь… Я верю в возможности каждого ученика и помогаю найти свое место в жизни.
Моя задача – развить активно мыслящего ученика. Пусть он ещё многое не умеет, но если хочет знать, то я должна ему помочь овладеть основами научного познания: уметь обобщать, анализировать, сопоставлять информацию, выделять частные, мелкие, но очень значимые детали. Детская любознательность тем уникальна, что ее не нужно формировать. Она сформирована природой. Ее нужно только подпитывать многочисленными исследованиями, наблюдениями, опытами. Такие методы позволяют даже в самых обычных предметах и явлениях находить неизвестное, вызывающее интерес и пробуждающее воображение.
Моя педагогическая практика помогла сформулировать основные положения моей профессиональной философии:
– достижение партнёрского типа взаимоотношений между учителем и учениками в учебном процессе;
– осуществление учения через процесс диалога учителя и ученика
– создание творческих ситуаций для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания;
– создание атмосферы конструктивного сотрудничества, с учётом всех оттенков, тонкостей человеческих отношений.
Суть изложенного можно передать ёмкими словами восточной мудрости: «Покажи мне, и я увижу; расскажи мне, и я услышу; вовлеки меня, и я научусь».
Я глубоко убеждена в том, что успех – это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Он приходит к тому, кто не приспосабливается к ситуации, не плывёт по течению бурных жизненных вод, а пытается предусмотреть повороты событий, всегда готов подумать, что выйдет из этого, что из того; а если случаются ошибки и неудачи, то достойно выходит из положения, непременно учитывает в дальнейшем свои промахи, чтобы в будущем их не допускать.
Человечество не стоит на месте в своем развитии, оно идет вперед. Я думаю, что и современный учитель должен обладать новыми знаниями и идти в ногу со временем. Сейчас информационно-коммуникационными технологиями должен владеть любой современный учитель. Для того чтобы уроки проходили более продуктивно я использую в своей работе компьютер, для экономии времени на уроке работаю с интерактивной доской, не только сама использую презентации, но и учу детей самостоятельно готовить их. У них загораются глаза, они становятся более активными и сообразительными. С удовольствием отвечают на вопросы и выполняют задания. Для более качественной подготовки домашнего задания рекомендую учащимся использовать Интернет ресурсы.
Развивается и педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии. Также учитель должен постоянно развиваться, углублять свои знания по предмету, изучать новинки методической литературы, расширять свой кругозор. И, тем не менее, какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Именно сейчас, когда многое изменилось в мире, и далеко не в лучшую сторону, когда с экранов телевизоров не сходит жестокость, насилие, пошлость, когда произошла дезориентация человека в мире ценностей, идеалов и, как следствие, наблюдаем снижение значимости гражданской и общественной культуры, как никогда возрастает роль учителя в формировании нравственно здоровой личности. И поэтому в моем представлении современный учитель – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания.
Я - учитель! Много это или мало? Это не много и немало, это только начало! А если начать сначала? Нет, я точно знаю - никем другим я не стала бы работать! Завтра будет новый школьный день, и вот уже завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников. Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников.
И очень хочется, чтобы в наших школах всегда была атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Учителю необходимо быть терпеливым, общительным, оптимистичным и своим примером показывать детям - нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти вперёд и вести за собой других, совершенствовать свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живёшь, месту, которое занимаешь.